Изменения на международной арене. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения на международной арене.



«Новое политическое мышление»

К середине 1980-х гг. Советский Союз находился в сложной международной ситуации, что было связано в первую очередь с присутствием советских войск в Афганистане и разработкой США Стратегической оборонной инициативы, предполагавшей перенос гонки вооружений в космос. Изменения, начавшиеся весной 1985 года в политической жизни страны, не могли не затронуть и сферу внешнеполитической деятельности. В основу нового внешнеполитического курса советского руководства легла философско-политическая концепция, получившая название «нового политического мышления». Вместо баланса сил универсальным способом решения международных вопросов объявлялся баланс интересов, который основывывался на приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми, признавалась взаимозави-симость мира, наличие глобальных проблем, требующих совместного решения.

В результате переговоров между М. С. Горбачевым и прези-дентом США Р. Рейганом удалось начать движение по пути ядерного разоружения: в 1987 г. было достигнуто соглашение об ограничении ракет средней и меньшей дальности, в 1991 г. подписан советско-американский договор о сокращении и ограничении стратегических наступа-тельных вооружений (СНВ-1).

В результате «бархатных революций» - отказ от социализма и переход восточно-европейских стран к парламентской демократии, серьезные перемены произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы к концу 1989 года. Распалось  социалистическое содружество: в 1991 г. прекратили деятельность СЭВ и ОВД. Произошло объединение западной и восточной Германии в 1990 году.

В 1985-1991 гг. Советский Союз последовательно проводил курс на ограничение своего участия в вооруженных конфликтах в странах «третьего мира»: в 1989 году советские войска были выведены из Афганистана, нормализованы отношения с Китаем, СССР отказался от участия в региональных конфликтах в Эфио-пии, Мозамбике, Никарагуа и т.д.

Изменения, произошедшие на международной арене означали фактическое окончание холодной войны.

 

Вопросы и задания

 

1. Чем были вызваны реформы середины 1980-х гг. в СССР?

2. Был ли возможен в СССР «рыночный социализм»?

3. Как изменилась ситуация на международной арене с началом перестройки в СССР?

4. Что позволило Б. Н. Ельцину добиться поддержки населе-ния в августе 1991 г.?

5. Можно ли было избежать распада СССР?


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВЕКОВ

Политические реформы в России

На рубеже XX - XXI вв.

 

В период с августа 1991 года по декабрь 1993 года проходила начальная фаза трансформации общественной системы России, направленная на переход от социализма к капитализму.

Вместе с тем обострилась ситуация на уровне автономий, прежде всего в Чеченской республике, где после августовских событий 1991 г. началось формирование национальной гвардии, происходили захваты складов с оружием. Руководство Чечни во главе с Д. Дудаевым было нацелено на выход автономии из состава России. В Республике Татарстан происходили митинги с требованием независимости. Продолжался процесс избрания президентов республик, входивших в состав РСФСР, поднимался вопрос о приоритете законодательных актов субъектов над федеральными законами.

В этих условиях необходимо было разграничить полномочия между федеральными органами власти и руководством субъектов. 31 марта 1992 года был подписан Федеративный договор, зафиксировавший федеративный принцип устройства государства. Однако Татарстан, Башкортостан и Якутия в одностороннем порядке перераспределяли в свою пользу региональные ресурсы. Руководство Чечни отказалось подписать Федеративный договор.

В течение 1992 года нарастало противостояние между законо-дательной и исполнительной властью. Основой конфликта стали противоречия между съездом народных депутатов и президентом, которые обострялись по мере проведения рыночных преобразований мало популярных среди широких слоев населения. Парламент претендовал на решающее влияние в формировании правительства, особенно в условиях экономических реформ. Сторонники президента отстаивали необходимость принятия новой Конституции, значительно расширявшей полномочия главы государства. Съезд народных депутатов исходил из того, что можно реформировать основной закон.

Весной 1993 года произошло обострение политического кри-зиса: съезд народных депутатов отказался от компромисса с президентской властью, возник вопрос о проведении процедуры импичмента - отстранения от власти президента. Однако отстра-нить Б. Н. Ельцина от власти не удалось, а проведенный 25 апреля 1993 года референдум показал, что большинство населе-ния сохранило доверие к президенту. Это позволило ему начать осуществление конституционной реформы, к июлю 1993 года была завершена разработка проекта Конституции.

В сентябре 1993 года политический кризис вступил в решаю-щую фазу. 21 сентября был оглашен президентский указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федера-ции» В Москве 3-4 октября произошли столкновения между сторонниками президента и парламента, 4 октября здание Верховного Совета было подвергнуто артобстрелу, руководство парламента и защитники Белого дома были арестованы. Указом от 26 октября прекращалась деятельность всех местных советов, таким образом, советская власть в России прекратила свое существование.

12 декабря 1993 года прошли выборы в нижнюю палату нового парламента - Государственную думу, по количеству набранных голосов избирателей лидировала Либерально-демократическая партия (ЛДПР). Одновременно на референдуме была принята новая Конституция. Большинство реальных властных полномочий переходило от законодательной власти к президенту, определявшему внутреннюю и внешнюю политику государства, утверждавшему членов правительства, имевшему право назна-чать проведение референдумов и выборы Государственной Думы. Все это позволяло президенту и правительству проводить политический курс без одобрения парламента.

Принятие Конституции создавало возможности для стабилиза-ции ситуации в стране. 15 февраля 1994 года был подписан Дого-вор между Россией и Татарстаном, в соответствии с которым республика сохраняла большую, чем другие субъекты, самостоя-тельность и обеспечивал себе особые льготные бюджетные условия. 11 декабря 1994 года на территорию Чечни были введены армей-ские части, которые должны были «восстановить конституционный порядок». Война в Чечне, унесшая десятки тысяч человеческих жизней, была крайне непопулярной в стране. 6 августа 1996 года отряды чеченских боевиков штурмом взяли Грозный. На переговорах в Хасавюрте было достигнуто соглашение о прекращении боевых действий, федеральная власть выводила свои войска из Чечни, решение вопроса о статусе республики откладывалось до 2001 года.

На выборах в Государственную Думу 1995 года наибольший процент голосов получила Коммунистическая партия Российской Федерации (КРПФ). Накануне президентских выборов 1996 года Б. Н. Ельцин отправил в отставку наиболее непопулярных лиц из своего окружения (А. В. Козырев, А.Б. Чубайс и др.), с которыми ассоциировались неудачные реформы 1992-1995 годов. Во втором туре Б. Н. Ельцин был избран на второй президентский срок, что означало сохранение сложившейся политической системы.

В 1996-1999 гг. важным политическим фактором было здо-ровье президента, для Б. Н. Ельцина актуальной стала проблема выбора преемника. Фигура преемника определилась в августе 1999 года, когда премьер-министром был назначен В. В. Путин, чей авторитет среди населения вырос во время антитеррористиче-ской операции в Чечне.

31 декабря 1999 года Б.Н. Ельцин ушел в отставку, обязанности президента в соответствии с Конституцией возлагались на Председателя Правительства В. В. Путина, избранного в 2000 году президентом. В. В. Путин поставил задачу укрепления вертикали власти. В мае 2000 году было создано 7 федеральных округов, куда назначались полномочные представители президента с целью координировать действия местных органов власти на основе общероссийского законодательства. Развернулась работа по при-ведению региональных правовых актов в соответствие с феде-ральными. Был реорганизован Совет Федерации – верхняя палата парламента, членами которого стали по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Был повышен избирательный барьер для политических партий с 5 до 7 %, что позволило сформировать в 2000-2003 гг. в Думе устойчивое пропрезидентское большинство, с этой целью. Происходил процесс согласования интересов между различными группами политической, экономической и региональной элиты.

Предпринятые шаги обеспечили стабилизацию социально-по-литической ситуации и победу В. В. Путина на президентских выборах 2004 г. В 2008 году президентом был избран Д. А. Мед-ведев, в 2012 г. – вновь В. В. Путин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.008 с.)