Глава III. Сущность территориального общественного самоуправления как одного из институтов гражданского общества и Основные проблемы его осуществления на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава III. Сущность территориального общественного самоуправления как одного из институтов гражданского общества и Основные проблемы его осуществления на современном этапе



 

Развитие институтов гражданского общества в России является одной из ключевых проблем современности. От её решения во многом зависит настоящее и будущее граждан. Однако если необходимость создания институтов гражданского общества в России уже не оспаривается, то вопрос о характере этой системы, её сущностных чертах и механизме реализации продолжает оставаться открытым.

Отличительной чертой демократических государств является развитость в них участия граждан в системе местного самоуправления, которое может осуществляться в различных формах. Одной из форм выражения непосредственного народовластия является территориальное общественное самоуправление.

Под территориальным общественным самоуправлением подразумевается право граждан, населения определённой территории на самостоятельное решение местных проблем. Признавая и гарантируя это право, государство тем самым признаёт самостоятельность ТОС в пределах его полномочий и берёт на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления, данного права.

Территориальное общественное самоуправление представляется в качестве формы организации граждан, которые самостоятельно решают вопросы местной жизни с учётом исторических и иных местных традиций и потребностей.

В целом, ТОС рассматривается как способ осуществления народом принадлежащей ему власти, как образ жизни людей на высоком уровне развития гражданского общества и демократического государства, а также как показатель степени демократизации, зрелости общества, характеризующий его способность к самоустройству, самоопределению, самодеятельности.

Когда появилось территориальное общественное самоуправление как форма непосредственного волеизъявления граждан - установить сложно, на этот счёт существуют противоречивые мнения. Мы считаем, началом действия ТОСов 1995 год, когда был принят ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Таким образом, ТОСы официально существуют уже более 10 лет, но нам не удалось найти ни одного подробного и интересного анализа по деятельности ТОСов в нашей стране за последние годы. Всё это лишь подтверждает актуальность и сложность данной темы, и отсутствие эффективной системы прямого участия граждан в местном самоуправлении. Особенно это касается уровня муниципальных образований. В последние годы власти на местах преодолевают большие трудности в решении основных организационных вопросов: границы территории, наполнение бюджетов, кадры, полномочия и т.д. В данный момент такая проблема как привлечение населения к самоуправлению на местах практически не решается, поэтому положительного опыта осуществления ТОС очень мало.

В целом, становление институтов гражданского общества, в том числе ТОС, в России происходит медленно.

Основными причинами считается:

несовершенство законодательной базы территориального общественного самоуправления;

недооценка, недопонимание, а нередко и ошибочное представление о самой сути ТОС, его чрезвычайной важности в деле демократических преобразований всего российского общества;

отсутствие у населения опыта сознательного участия в общественной жизни;

отсутствие реальной заинтересованности государственных и муниципальных органов власти в создании ТОС;

недостаточное использование зарубежного опыта в формировании и функционировании институтов гражданского общества.

В западных странах демократические структуры гражданского общества представляют реальную силу и на равных ведут диалог с властью, причём не только с административной, но и с властью политической.

Современное гражданское общество в США представляет собой все охватывающую сеть различных добровольных ассоциаций граждан, лоббистских групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих и кооперативных объединений, потребительских, спортивных и других обществ, религиозных, общественно-политических и иных организаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, духовной сферах, в личной и семейной жизни.

Наличие разветвлённой системы институтов гражданского общества считается гарантом стабильности американской демократии. Сегодня в США более 70% граждан состоят в таких объединениях и организациях, и более 50% активно участвуют в деятельности двух и более ассоциаций. Эта сеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует с целью создания условий для самореализации индивидов и групп.

На территориальное общественное самоуправление в нашей стране возлагаются большие надежды, поскольку именно эта форма участия населения в решении вопросов местного значения в состоянии охватить весь объём проблем, возникающих в муниципальных образованиях. Положительный опыт образования ТОС в виде домовых комитетов, ТСЖ, добровольных дружин, клубов по интересам, обществ огородников и садоводов, экологических объединений уже существует, но такие примеры более характерны для городов, чем для посёлков и сёл. Но проведенные исследования доказывают, что провинциальное население, тем не менее, готово принимать участие в общественной жизни населенного пункта.

Исследование проводилось в п. Игрим авторами данного проекта с целью выявить потенциал общественной активности жителей п. Игрим (см. приложение № 1). Респондентам задавались 2 вопроса:

. "Знаете ли вы о реформе местного самоуправления, которое осуществляется с 1 января 2006 года?" 2. "Готовы ли вы лично принимать участие в разрешении каких-либо общественных проблем в нашем посёлке?"

Было опрошено 70 человек с 18 до 77 лет. Из них знают о реформе местного самоуправления 40%, не знают 25%, остальные 35% имеют смутное представление о реформе.

Из общего количества опрошенных 90% выразили готовность участвовать в разрешении общественных проблем. Из них 20% респондентов способны проявить инициативу, 35% предпочитают, чтобы их попросили об участии и организовали, 35% согласны работать при наличии стимулов (полная или частичная оплата, приз, публичная похвала и т.д.) и только10% опрошенных категорически отказались от участия в ТОС.

Эти данные позволяют сделать следующие выводы:

.   Население слабо информировано о деятельности органов местного самоуправления.

2. Население готово участвовать в ТОС при условии хорошей организации со стороны органов местного самоуправления.

3. По сравнению с жителями городов, жители небольших населённых пунктов более активны, мобильны и более оптимистично относятся к возможности решить некоторые проблемы самостоятельно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.005 с.)