Физико-химические свойства некоторых АХОВ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физико-химические свойства некоторых АХОВ



 

В настоящее время в народном хозяйстве широко при-меняются химические соединения. Из 10 млн химических соединений, применяемых в промышленности, сельском хозяйстве и быту, более 500 высокотоксичны и опасны для человека.

 

По характеру воздействия на организм АОХВ или СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества) делятся на следующие группы.

 

I. Вещества удушающего действия:

 

1) с выраженным прижигающим действием (хлор и др.);

 

2) со слабым прижигающим действием (фосген и др.).

 

II. Вещества общеядовитого действия (синильная кис-

 

лота, цианиды, угарный газ и др.).

 

III. Вещества удушающего и общеядовитого действия:

 

1) с выраженным прижигающим действием (акрило-

 

нитрил, азотная кислота, соединения фтора и др.);

 

2) со слабым прижигающим действием (сероводород, сернистый ангидрид, оксиды азота и др.).

IV. Вещества нейротропного и удушающего действия (аммиак, гидразин и др.).

 

V. Метаболические яды (дихлорэтан, оксид этилена

 

и др.).

 

VI. Вещества, изменяющие обмен веществ.

 

Кроме того, все АОХВ делятся на быстродействующие и

 

медленнодействующие. При поражении быстродейст-вующими картина отравления развивается быстро, а при поражении медленнодействующими до проявления кар-тины отравления проходит несколько часов - так назы-ваемый латентный, или скрытый, период.


 

 

60. Аварии на транспорте

 

Сегодня любой вид транспорта представляет потен-циальную опасность. Технический прогресс одновремен-но с комфортом и скоростью передвижения принес и зна-чительную степень тревоги.

 

Основные причины аварий и катастроф на железно-дорожном транспорте - неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блоки-ровки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халат-ность машинистов.

 

Чаще всего происходят сход подвижного состава

 

с рельсов, столкновения, наезды на препятствие на пере-ездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.

 

Примерно 75% всех дорожно-транспортных проис-шествий происходит из-за нарушения водителями Пра-вил дорожного движения. Причем треть ДТП - следствие плохой подготовки водителей. Наиболее опасными вида-ми нарушений по-прежнему остаются превышение скоро-сти, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

 

Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых поги-бают в первые 3 ч. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще прове-денная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь.

 

Несмотря на принимаемые меры, не уменьшается ко-личество аварий и катастроф на воздушном транспорте.

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдель-ных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение

 


 

31


В соответствии с этим выделяют 4 степени опасности химических объектов:

 

•. I степень - в зону возможного заражения попадают более 75 000 чел.;

 

• II степень - а зону возможного химического зараже-ния попадают 40 000-75 000 чел.;

 

• III степень - менее 40 000 чел.;

 

• IV степень - зона возможного химического зараже-ния не выходит за границы объекта.

 

На зараженной территории химические вещества могут находиться в капельно-жидком, парообразном, аэрозоль-ном и газообразном состояниях.

 

Характер заражения местности зависит or многих фак торов:

 

• способа попадания химических веществ в атмосферу;

 

• агрегатного состояния заражающих агентов;

 

• скорости испарения химических веществ с поверхно-сти земли и т. д.

 

В химических отраслях аварии делят на две категории:

 

1) авария в результате взрывов, вызывающих разруше-ние технологической схемы, инженерных сооружений и полностью или частично прекращение выпуска продукции;

2) аварии, в результате которых повреждено основное или вспомогательное технологическое оборудование и полностью или частично прекращен выпуск продукции.

Классификация аварий выглядит следующим образом:

• частная;

• объектовая;

• местная;

 

• региональная;

 

• глобальная.

 

 

работы системы управления, электропитания, связи, пи-лотирования, недостаток топлива, перебои з жизнеобес-печении экипажа и пассажиров.

 

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, тума-нов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов

 

и членов экипажа. Много аварий происходит из-за оши-бок при проектировании и строительстве судов. Полови-на из них является следствием неумелой эксплуатации.

К работам по ликвидации последствий аварий, катаст-роф и спасению утопающих привлекаются все члены эки-пажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне, руководит всеми работами капитан как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за плаву-честь корабля, ликвидация пожара, пробоин.

 

К работам по спасению судна привлекаются специаль-ные суда: спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварий-но-спасательных, судоподъемных и подъемно-техниче-ских работ.


 

При пожарах и взрывах люди получают термические и механические повреждения.

 

Принципы прекращения горения основаны на понима-нии основных путей прекращения горения: снижения ско-рости тепловыделения или увеличения скорости теплоот-вода от зоны реакции горения. Основным условием при этом является снижение температуры горения ниже тем-пературы потухания. Достигается это соблюдением четы-рех известных принципов прекращения горения:

• охлаждение реагирующих веществ;

 

• изоляция реагирующих веществ от зоны горения;

 

• разбавление реагирующих веществ до негорючих кон-центраций или концентраций, не поддерживающих горение;

• химическое торможение реакции горения.

 

Для этих целей применяются различные огнетушащие вещества, которые подробно описываются, классифици-руются в специальных руководствах.

Способы охлаждения:

 

- сплошными струями воды;

 

• распыленными струями воды;

 

- перемешиванием горючих веществ. Способы разбавления:

 

• струями тонкораспыленной воды;

 

• газоводяными струями;

 

• негорючими парами;

 

• газами.

 

Способы изоляции:

 

• слоем пены;

 

• слоем продуктов взрыва;

 

• огнезащитными полосами.

 

Способы химического торможения реакции:

 

• огнетушащим порошком;

 

• галоидопроизводными углеводородами.

 

Возможность более или менее продолжительного зара-жения местности зависит от стойкости химического ве-щества.

 

Стойкость и способность заражать поверхности зависят от температуры кипения вещества. К нестойким относят-ся АОХВ с температурой кипения ниже 130 "С, а к стойким - вещества с температурой кипения выше 130 °С. Нестойкие АОХВ заражают местность на минуты или десятки минут. Стойкие,сохраняют свойства, а следовательно, и пора-жающее действие от нескольких часов до нескольких ме-сяцев.

 

С позиций продолжительности поражающего действия

 

и времени наступления поражающего эффекта АОХВ условно делятся на 4 группы:

 

• нестойкие замедленного действия (фосген, азотная кислота);

 

• стойкие с быстро наступающим действием (фос-форорганические соединения, анилин);

 

• стойкие замедленного действия (серная кислота, тетраэтилсвинец, диоксин).

 

Поражающие концентрации ХОВ определяются их фи-зико-химическими свойствами: агрегатным состоянием вещества, растворимостью его в воде и органических растворителях, плотностью и летучестью вещества, удельной Теплотой испарения и теплоемкостью жидкости, давлением насыщенных паров, температурой кипения и др.

 


 

 

32


6 1. Общая характеристика ЧС природного происхождения

 

Чрезвычайные ситуации природного характера угрожа-ют обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Размер ущерба зависит от интенсивности природных ка-тастроф, уровня развития общества и условий жизнедея-тельности.

 

Природные катастрофы страшны своей неожиданно-стью, за короткий промежуток времени они опустошают территорию, уничтожают жилища, имущество, коммуни-кации. За.одной катастрофой, словно лавина, следуют другие: голод, инфекции, болезни.

 

ЧС природного характера делятся на:

 

• геологические;

 

• метеорологические; - биологические;

• космические;

 

• гидрологические;

 

• природные пожары.

 

Все природные ЧС подчиняются некоторым общим за-кономерностям:

 

• во-первых, для каждого вида ЧС характерна опреде-ленная пространственная приуроченность;

 

• во-вторых, чем больше интенсивность (мощность) опасного природного явления, тем реже оно случается;

• в-третьих, каждому ЧС природного характера предшеству-ют некоторые специфические признаки (предвестники);

• в-четвертых, при всей неожиданности той или иной природной ЧС ее проявление может быть предсказано;

• в-пятых, во многих случаях могут быть предусмотре-ны пассивные и активные защитные мероприятия от при-родных опасностей.

 

• * •

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.032 с.)