Составьте схему «Компоненты воспитательного потенциала семьи». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составьте схему «Компоненты воспитательного потенциала семьи».



Значимыми компонентами являются нравственная направленностьсемьи и педагогическая культура родителей.

Нравственная направленность семьи - характеризуется уровнем соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения. Здесь определяется объективное содержание семейной жизни и целей, которые семья ставит, мотивов, побуждающих ее членов к деятельности, их интересов и идеалов, взглядов и убеждений.

В нравственной направленности семьи значительную роль играет соответствующая направленность наиболее авторитетных ее членов, в особенности родителей.

Направленность семейного коллектива и воспитания определяется теми ценностями, которые приняты семьей. Они проявляются в понимании родителями целей и задач воспитания, в уровне развития у них чувства ответственности, гражданского долга перед обществом по воспитанию детей. Показательны в этом плане активность родителей в производственной и общественной деятельности, соотношение личного и общественного в поступках, мнениях и т.д.

Педагогическая культура родителей - служат их умение учитывать возрастные особенности детей (находить верный тон в отношениях с ними в зависимости от возраста), выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты; стремление к педагогическому самовоспитанию; регулярное посещение лекций и бесед в школе; интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и желание использовать его на практике; достижение единых требований к детям.

Таким образом, воспитательный потенциал семьи определяется тремя компонентами:

1) психологической коммуникабельностью,

2) нравственной направленностью,

3) педагогической культурой родителей.

Если все эти три составляющие имеют место в семье и достаточно хорошо проявляются, то можно говорить и судить о высоком воспитательном потенциале конкретной семьи.

В начале XX в. в кругу психологов и педагогов были популярны слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком - это уже иметь болезнь в себе. Как вы их понимаете? Выскажите свое согласие или, напротив, несогласие с этими словами, опираясь на известный вам опыт воспитания единственных детей в семьях родственников, знакомых, друзей, возможно и собственной.

Главное в развитии единственного ребенка заключается в том, что он длительное время близко общается лишь со взрослыми. Быть одному - маленькому в "стране великанов" - не так легко и просто. Не имея возможности сравнивать себя в семейной обстановке с братьями и сестрами подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно, самой ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы.

Единственный ребенок всегда на глазах у родителей. Они бдительны, замечают, когда ему что-либо не удается, когда ему трудно, и спешат с помощью. Если в большой семье малыш никак не может застегнуть пуговицу и только после десятой неудачной попытки, разразившись плачем, получает помощь, то единственный ребенок часто делает лишь первую попытку, и то вполсилы. Единственным детям, как правило, слишком много помогают, и со временем малыш начинает осмыслять себя постоянно нуждающимся в помощи.

4. Познакомьтесь с книгой Г.Т. Хоментаускас «Семья глазами ребенка» (М., 1989) и напишите текст консультации для родителей на одну из следующих тем:

- Как готовить ребенка к появлению в семье малыша.

- Тактика формирования положительных взаимоотношений между старшим и младшим детьми.

1.В середине срока, когда живот матери заметно увеличится и уже ощущаются движения плода, ребенку можно рассказать, что в семье скоро появится маленький. Не следует заводить данный разговор слишком рано. Понятие «9 месяцев» ничего не значит для ребенка, и он просто устанет ждать так долго. Для разговора о том, что в животике у мамы растет малыш, можно приготовить книгу или альбом, который включает в себя рисунки развития плода, а также фотографии новорожденного. Постарайтесь, чтобы этот разговор проходил в спокойной обстановке, без спешки и без отрыва вашего первенца от занятий и игр. После того как ребенок узнает, что у него появится братик или сестренка, расскажите ему о том, что малыш слышит его голос и запоминает его. Предложите первенцу, положив руку на ваш живот (если только он не боится этого делать), познакомиться с маленьким, сообщить ему что-либо важное о себе. Если в этот момент ребеночек в животе толкнется, скажите, что малыш таким образом отвечает ему. После этой беседы можно завести в семье традицию общения с маленьким: здороваться, желать «спокойной ночи», слушать, как он толкается в животе, усмирять легкими поглаживаниями, когда он особенно разыграется, играть в игру «Поймай ножку» и т. п.

2. Можно посмотреть вместе с ребенком семейный альбом, указать на то, что он тоже рос у мамы в животе и как потом все радовались, что в семье появился смешной карапуз. Скажите, что «теперь ты уже подрос и у нас снова появится маленький, которому все мы очень будем рады и которого будут любить, как тебя». Но не обещайте старшему ребенку слишком много: грудной малыш — это не товарищ для игр. Подготовьте первенца к тому, что младенец не сразу сможет играть вместе с ним, стать его другом. Хорошо, если вы позовете в гости каких-то знакомых с грудным ребенком. Гуляя, можно обращать внимание на детские коляски и младенцев. Это поможет ребенку реально представить брата или сестричку.

3. Полезно вовлечь ребенка в хлопоты, связанные с ожиданием появления на свет маленького. Он может помочь устроить кроватку разобрать вещи новорожденного. Расскажите ребенку о том, что на рождение принято дарить подарки. Предложите сходить в магазин игрушек и помогите выбрать младенцу небольшой подарочек лично от него. При этом не забудьте про старшего: купите ему какую-нибудь игрушку.

4. Подготовить ребенка может и детская литература. Прочитайте ему следующие произведения: Я. Аким, «Мой брат Мишка»; А. Барто, «Погремушка», «А когда братишка плачет», «Башмаки», «Купание», «Чепчик», «Комары», «Света думает», «Младший брат», «Две сетстры глядят на братца»; Е. Благинина, «Аленушка», «Научу обуваться братца»; М. Бородицкая, «Уехал младший брат», «Ракушки»; Б. Заходер, «Никто»; А. Кардашова, «За ужином»; С. Маршак, «[де тут Петя, где Сережа?»; М. Стельмах, «У меня растет сестричка»; Л. Толстой, «Отец и сыновья», «Пожар».

5. Можно привлечь старшего ребенка к выбору имени для младенца.

5. Вам надо продолжить правила для родителей «Как вести себя с единственным ребенком»: например, Заботиться и опекать, но не до безрассудства. Хвалить за то, что выполнил, приложив усилия и т.п.

- Заботиться и опекать, но не до безрассудства.

- Не дрожать все время над каждым шагом малыша и не «топить» ребенка в половодье своих чувств к нему.
- Не ограничивать его свободу и свою.

- Не культивировать его зависимость от Вас и не опутывать ею малыша, как паутиной.

- Не выставлять всем напоказ чрезмерную привязанность к ребенку и ею не «пленять» его.

- Не заставлять ребенка всеми силами оправдывать возложенные на него надежды.

- Учить спокойно преодолевать любые жизненные трудности и не искать для малыша особых привилегий.

- Не делать его только потребителем.

- Все время прививать ребенку навыки терпимости и понимания других людей.

- Ни в коем случае не ограждать от тесного общения со сверстниками.

- Помочь найти друзей.

- Прислушиваться к своему ребенку и сделать так, чтобы он не был одинок.
- Не оставлять ребенка одного в квартире и не давать какого-либо повода для страха.

- Не вовлекать его в свои проблемы и ограждать от раннего взросления.

- Все делать так, чтобы он был самостоятельным.

- Не злоупотреблять родительской некомпетентностью и не пугаться, что у вас нет опыта общения с детьми.
- Не в коем случае не пробовать воспитывать ребенка по перечню различных предостережений, особенно в присутствии ровесников.

- Не экспериментировать над собственным ребенком.

6. Представьте ситуацию: в группу дошкольного учреждения (школьный класс) поступили братья-близнецы. Педагог (учитель) по этому поводу высказывает такую мысль: «Двое близнецов - это все равно, что иметь в группе (классе) на одного ребенка меньше». Сде-лайте вывод о том, каковы представления педагога о развитии близнецов. Сформулируйте свои рекомендации о воспитании близнецов в группе детского сада (школьном классе).

1.Относитесь к детям-близнецам как к двум родным, но разным, имеющим свои особенности, потребности, желания.

2.Не сравнивайте близнецов между собой.

3.Необходимо помнить, что дети-близнецы имеют трудности с контролем своего поведения.

4.Будьте внимательны к своим действиям (особенно при выставлении оценок).

5.С уважением и вниманием относитесь к индивидуальности каждого ребёнка и к уникальным взаимоотношениям внутри пары.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.009 с.)