Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составьте схему «Компоненты воспитательного потенциала семьи».
Значимыми компонентами являются нравственная направленностьсемьи и педагогическая культура родителей. Нравственная направленность семьи - характеризуется уровнем соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения. Здесь определяется объективное содержание семейной жизни и целей, которые семья ставит, мотивов, побуждающих ее членов к деятельности, их интересов и идеалов, взглядов и убеждений. В нравственной направленности семьи значительную роль играет соответствующая направленность наиболее авторитетных ее членов, в особенности родителей. Направленность семейного коллектива и воспитания определяется теми ценностями, которые приняты семьей. Они проявляются в понимании родителями целей и задач воспитания, в уровне развития у них чувства ответственности, гражданского долга перед обществом по воспитанию детей. Показательны в этом плане активность родителей в производственной и общественной деятельности, соотношение личного и общественного в поступках, мнениях и т.д. Педагогическая культура родителей - служат их умение учитывать возрастные особенности детей (находить верный тон в отношениях с ними в зависимости от возраста), выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты; стремление к педагогическому самовоспитанию; регулярное посещение лекций и бесед в школе; интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и желание использовать его на практике; достижение единых требований к детям. Таким образом, воспитательный потенциал семьи определяется тремя компонентами: 1) психологической коммуникабельностью, 2) нравственной направленностью, 3) педагогической культурой родителей. Если все эти три составляющие имеют место в семье и достаточно хорошо проявляются, то можно говорить и судить о высоком воспитательном потенциале конкретной семьи. В начале XX в. в кругу психологов и педагогов были популярны слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком - это уже иметь болезнь в себе. Как вы их понимаете? Выскажите свое согласие или, напротив, несогласие с этими словами, опираясь на известный вам опыт воспитания единственных детей в семьях родственников, знакомых, друзей, возможно и собственной.
Главное в развитии единственного ребенка заключается в том, что он длительное время близко общается лишь со взрослыми. Быть одному - маленькому в "стране великанов" - не так легко и просто. Не имея возможности сравнивать себя в семейной обстановке с братьями и сестрами подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно, самой ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы. Единственный ребенок всегда на глазах у родителей. Они бдительны, замечают, когда ему что-либо не удается, когда ему трудно, и спешат с помощью. Если в большой семье малыш никак не может застегнуть пуговицу и только после десятой неудачной попытки, разразившись плачем, получает помощь, то единственный ребенок часто делает лишь первую попытку, и то вполсилы. Единственным детям, как правило, слишком много помогают, и со временем малыш начинает осмыслять себя постоянно нуждающимся в помощи. 4. Познакомьтесь с книгой Г.Т. Хоментаускас «Семья глазами ребенка» (М., 1989) и напишите текст консультации для родителей на одну из следующих тем: - Как готовить ребенка к появлению в семье малыша. - Тактика формирования положительных взаимоотношений между старшим и младшим детьми. 1.В середине срока, когда живот матери заметно увеличится и уже ощущаются движения плода, ребенку можно рассказать, что в семье скоро появится маленький. Не следует заводить данный разговор слишком рано. Понятие «9 месяцев» ничего не значит для ребенка, и он просто устанет ждать так долго. Для разговора о том, что в животике у мамы растет малыш, можно приготовить книгу или альбом, который включает в себя рисунки развития плода, а также фотографии новорожденного. Постарайтесь, чтобы этот разговор проходил в спокойной обстановке, без спешки и без отрыва вашего первенца от занятий и игр. После того как ребенок узнает, что у него появится братик или сестренка, расскажите ему о том, что малыш слышит его голос и запоминает его. Предложите первенцу, положив руку на ваш живот (если только он не боится этого делать), познакомиться с маленьким, сообщить ему что-либо важное о себе. Если в этот момент ребеночек в животе толкнется, скажите, что малыш таким образом отвечает ему. После этой беседы можно завести в семье традицию общения с маленьким: здороваться, желать «спокойной ночи», слушать, как он толкается в животе, усмирять легкими поглаживаниями, когда он особенно разыграется, играть в игру «Поймай ножку» и т. п.
2. Можно посмотреть вместе с ребенком семейный альбом, указать на то, что он тоже рос у мамы в животе и как потом все радовались, что в семье появился смешной карапуз. Скажите, что «теперь ты уже подрос и у нас снова появится маленький, которому все мы очень будем рады и которого будут любить, как тебя». Но не обещайте старшему ребенку слишком много: грудной малыш — это не товарищ для игр. Подготовьте первенца к тому, что младенец не сразу сможет играть вместе с ним, стать его другом. Хорошо, если вы позовете в гости каких-то знакомых с грудным ребенком. Гуляя, можно обращать внимание на детские коляски и младенцев. Это поможет ребенку реально представить брата или сестричку. 3. Полезно вовлечь ребенка в хлопоты, связанные с ожиданием появления на свет маленького. Он может помочь устроить кроватку разобрать вещи новорожденного. Расскажите ребенку о том, что на рождение принято дарить подарки. Предложите сходить в магазин игрушек и помогите выбрать младенцу небольшой подарочек лично от него. При этом не забудьте про старшего: купите ему какую-нибудь игрушку. 4. Подготовить ребенка может и детская литература. Прочитайте ему следующие произведения: Я. Аким, «Мой брат Мишка»; А. Барто, «Погремушка», «А когда братишка плачет», «Башмаки», «Купание», «Чепчик», «Комары», «Света думает», «Младший брат», «Две сетстры глядят на братца»; Е. Благинина, «Аленушка», «Научу обуваться братца»; М. Бородицкая, «Уехал младший брат», «Ракушки»; Б. Заходер, «Никто»; А. Кардашова, «За ужином»; С. Маршак, «[де тут Петя, где Сережа?»; М. Стельмах, «У меня растет сестричка»; Л. Толстой, «Отец и сыновья», «Пожар». 5. Можно привлечь старшего ребенка к выбору имени для младенца. 5. Вам надо продолжить правила для родителей «Как вести себя с единственным ребенком»: например, Заботиться и опекать, но не до безрассудства. Хвалить за то, что выполнил, приложив усилия и т.п. - Заботиться и опекать, но не до безрассудства. - Не дрожать все время над каждым шагом малыша и не «топить» ребенка в половодье своих чувств к нему. - Не культивировать его зависимость от Вас и не опутывать ею малыша, как паутиной. - Не выставлять всем напоказ чрезмерную привязанность к ребенку и ею не «пленять» его. - Не заставлять ребенка всеми силами оправдывать возложенные на него надежды. - Учить спокойно преодолевать любые жизненные трудности и не искать для малыша особых привилегий. - Не делать его только потребителем. - Все время прививать ребенку навыки терпимости и понимания других людей. - Ни в коем случае не ограждать от тесного общения со сверстниками. - Помочь найти друзей. - Прислушиваться к своему ребенку и сделать так, чтобы он не был одинок.
- Не вовлекать его в свои проблемы и ограждать от раннего взросления. - Все делать так, чтобы он был самостоятельным. - Не злоупотреблять родительской некомпетентностью и не пугаться, что у вас нет опыта общения с детьми. - Не экспериментировать над собственным ребенком. 6. Представьте ситуацию: в группу дошкольного учреждения (школьный класс) поступили братья-близнецы. Педагог (учитель) по этому поводу высказывает такую мысль: «Двое близнецов - это все равно, что иметь в группе (классе) на одного ребенка меньше». Сде-лайте вывод о том, каковы представления педагога о развитии близнецов. Сформулируйте свои рекомендации о воспитании близнецов в группе детского сада (школьном классе). 1.Относитесь к детям-близнецам как к двум родным, но разным, имеющим свои особенности, потребности, желания. 2.Не сравнивайте близнецов между собой. 3.Необходимо помнить, что дети-близнецы имеют трудности с контролем своего поведения. 4.Будьте внимательны к своим действиям (особенно при выставлении оценок). 5.С уважением и вниманием относитесь к индивидуальности каждого ребёнка и к уникальным взаимоотношениям внутри пары.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.009 с.) |