Семья как фактор социализации ребенка школьного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семья как фактор социализации ребенка школьного возраста.



Так сложилось, что семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданскойидентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сформированных в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации определяется отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию.

Именно в семье должны утверждаться основы гармоничного развитияребенка, закладываться его ценностные ориентиры и жизненные установки. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека в современной социокультурной реальности. Поэтому сотрудничество семьи и школы, развитие их социального партнёрства – это залог успешной социализации нравственной личности школьника.

Сотрудничество – это совместная деятельность, направленная на достижение единых целей. Оно предусматривает чёткое осознание единства целей, чёткое разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимную помощь в реализации задач, достигающих цели.

Сделать такое сотрудничество возможным и эффективным - вполне реальная цель при условии включения родителей в воспитательный процесс, успех которого зависит от систематического и корректного соблюдения этико-педагогических требований к стилю взаимоотношений с учащимися и их родителями.

Основной смысл этих требований можно определить следующим образом:

1. Отношения в системе «учитель – ученик» должны строго соответствовать нормам педагогической этики.

2. Учитель должен глубоко осознавать причины возможных противоречий с родителями и понимать, что социальной основой сотрудничества учителя с родителями является то, что цели и задачи школы как социального института, соответствуют интересам семьи, как ячейки общества. Поэтому учителю невозможно достичь высоких результатов воспитания в отрыве от семьи.

3. Между учителем и родителями имеются тесные и систематические контакты в осуществлении целесообразных влияний на детей, если их отношения строятся на взаимном доверии и доброжелательности, если в совместной деятельности с каждой семьёй учитель опирается на всё, то положительное, что имеется в ребёнке, и умеет показать пути его развития; если учитель глубоко верит в успех сотрудничества с родителями и ведёт постоянную работу, направленную на повышение педагогической культуры родителей.

Таким образом, сотрудничество школы и семьи как залог успешной социализации нравственной личности школьника эффективно в том случае, если оно выстраивается на базе обоюдно принятых обеими сторонами принципов: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности.

  • Первостепенное значение следует придавать принципу соглашения. Осуществляется данный принцип путем метода договора.
  • Принцип сопряжения предполагает согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребенка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии, так, чтобы действия одного партнера сопровождались обязательно соответствующими действиями другого.
  • Принцип сопереживания предполагает взаимоуважение, доверие и расположение школы и семьи. разрешение конфликтов и избегание противоборства.
  • Принцип сопричастности - это значит взять на себя часть происходящего с ребенком, себя чувствовать частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте, проявлять взаимное, непосредственное или опосредованное отношение к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для развития ребенка.

Принцип содеянности предполагает причастие семьи к общему делу школы, умение ценить, максимально развивать и поддерживать инициативу и творческие способности родителей в школьном коллективе.

Образовательные системы (школа) решают следующие задачи социализации:

Развитие духовного потенциала личности; укрепление физического здоровья; формирование жизнеутверждающей социальной ответственности и готовности участвовать в создании свободного и демократического устройства жизни; подготовка к жизни в гармонии с природой; развитие активности, самосознания, досуговой культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.004 с.)