На южных рубежах государства Российского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На южных рубежах государства Российского.



Дагестанская структура таможенных органов.

 

Таганрогская таможня – история и современность.

       Более 220 лет назад, 5 февраля 1776 года (по старому стилю) императрица Екатерина II подписала Указ об учреждении в Таганроге главного порта и главной таможни на Азовском море

Расположенный на основных морских торговых путях мыс Таган-Рог с давних времен служил «неминуемой пристанью для судов». Поэтому даже в пору, когда петровская Троицкая крепость после русско-турецкой войны лежала в развалинах, на острове Черепаха действовал таможенный дозор. А в 40-е годы XVIII века уже непосредственно на мысу имелась таможенная застава. К тому времени Таганрог был единственным пунктом юга страны практически пригодным для организации широких торговых операций с заграницей. Одесса, Мариуполь, Бердянск, Ейск еще не были созданы.

Объявив Таганрог в 1776 году главным портом на Азовском море, Екатерина Великая приказала перевести сюда из Темерника и главную таможню. В этом статусе Таганрогская таможня начала действовать с конца мая того же года.

В подчинении Таганрогской таможни находились Темерницкая и Кагальницкая таможни и застава в устье реки Берды при Петровской крепости. Затем в 1805 году был создан Таганрогский таможенный округ, куда входили Керченская и Бердянская таможни, Ростовская и Мариупольская таможенные заставы, а также береговая стража.

Объемы торгового оборота морского порта были велики, что требовало большого штата таможенников. Известно, что в 1799 году штат состоял из 63 человек. В него входили: директор таможни, кассиры, контролеры, переводчики, досмотрщики, экспедиторы, квартирмейстеры, пакгаузные смотрители, а также гребцы, объездчики, береговая стража и т.д.

Таганрогский таможенный округ был упразднен в 1859 году, но Таганрогская портовая таможня продолжала действовать еще долгие годы, даже в советское время - до конца 1930-х годов. Затем ее деятельность была прекращена.

В 1970-80-х годах в нашем порту таможенные функции исполнялись представителем Мариупольской таможни. В сентябре 1989 года здесь был образован Таганрогский таможенный пост Ростовской таможни из трех человек. Это и послужило началом возрождения таможенной службы в нашем городе.

Таганрогская таможня основана приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12.07.93 года № 278. Зоной ее деятельности определены город Таганрог, Куйбышевский, Матвеево-Курганский и Неклиновский районы Ростовской области.

Таможенные посты занимаются таможенным оформлением и контролем товаров, транспортных средств и физических лиц, пересекающих таможенную границу Российской Федерации. В их числе:

таможенные посты международного сообщения: «Морской порт», «Таганрог-авиа»;

таможенные посты на российско-украинской границе: «Марцево», «Весело-Вознесенка", "Авило-Успенка", "Куйбышево";

таможенные посты, расположенные на предприятиях города: "Металлургический завод", "Красный котельщик".

Общая протяженность границ составляет более 400 километров, в том числе более 20 километров по морю, таможенные посты удалены от города на расстояние до 100 километров. Ежесуточно через посты Таганрогской таможни следует около 22 тысяч тонн различных грузов, около 1,5 тысяч единиц автотранспорта, около 600 грузовых ж/д вагонов, ежедневный пассажирооборот составляет более 9,4 тысяч человек.

В зоне деятельности Таганрогской таможни функционирует 15 складов временного хранения (СВХ) общей площадью более 175 тыс. кв.м., в том числе 4 СВХ, принадлежащие Таганрогской таможне, и 1 таможенный склад. Скла­ды позволяют обрабатывать грузы, прибывающие автомобильным, желез­нодорожным, морским, авиационным транспортом.

Валютный контроль.

       Валютный контроль в Рос­сии осуществляют органы и их агенты, к которым относит­ся и таможенная система. Важнейшей задачей тамо­женных органов при осуще­ствлении валютного контро­ля в пределах компетенции, определенной статьей 198 Таможенного кодекса, явля­ется контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров че­рез таможенную границу.

Валютный контроль в Южном таможенном управлении осуществляет­ся в соответствии с требова­ниями валютного законода­тельства, в рамках, установ­ленных законодательством о таможенном деле, с учетом проводимой экономической политики по следующим направлениям:

· валютный контроль в торговом обороте;

· валютный контроль в не­торговом обороте;

· проверки по нарушени­ям валютного законодатель­ства;

· информационно-анали­тическая функция.

Осуществление валютного контроля требует не только оснащенности высокопроиз­водительными техническими средствами, ввиду его полной автоматизации, а также предъявляет высокие квали­фикационные требования к сотрудникам, т.к. предполага­ет знание не только таможен­ного дела, но и ряд других направлений в законодатель­стве РФ.

Основной целью валютно­го регулирования сейчас яв­ляется обеспечение устойчи­вой равновесной ситуации на валютном и смежных рынках, при которой отечественные производители получат дос­таточно стимулов к росту кон­курентоспособного производ­ства, восстановлению внеш­неторговой экспансии в техно­логических отраслях.

Формирование современ­ного правового режима торговли прошло несколько эта­пов, которые были названы как «либерализация внешней торговли». Ее главная задача заключалась в ликвидации государственной монополии на внешнюю торговлю и со­здание свободного рынка в рамках закона и частного предпринимательства.

На сегодняшний день чет­ко прослеживается тенденция государства по усилению кон­троля за экспортно-импорт­ными операциями и принятие регулирующих мер по защите интересов российской эконо­мики и российских товаропро­изводителей.

Важнейшим этапом либе­рализации внешней торговли явилось создание правовых основ внешней торговли в пе­реходный период путем при­нятия основополагающих за­конов и иных нормативных актов. Предпосылкой тому послужило продолжающееся «бегство» отечественного ка­питала из страны. По разным оценкам, из России за 90-е годы «эмигрировало» порядка 300-400 млрд. долл., что бо­лее чем в 1,5-2 раза превы­шает нашу задолженность внешнему миру.

Главной задачей таможен­ных органов России на совре­менном этапе реформирова­ния является обеспечение экономической безопасности, которая достигается через сбалансированность бюдже­та. Стабилизация положения в стране, в свою очередь, за­висит от фискальных дохо­дов, взимаемых таможенны­ми органами с участников ВЭД. Поэтому из всех возмож­ных критериев оценки дея­тельности таможенных орга­нов наиболее предпочтитель­ным является средний доход, поступающий от таможенных органов (в части осуществле­ния валютного контроля) в фонд развития таможенной системы в единицу времени. Оптимизация таможенной си­стемы заключается в макси­мизации среднего дохода. Этот критерий естественным образом выражается в терми­нах кадрового состава тамо­женной службы и выполняе­мых ими функций.

Важнейшим государствен­ным звеном в этом процессе являются таможенные органы как агенты валютного контро­ля, которые призваны также, обеспечить финансовый ас­пект формирования доходной части федерального бюджета, необ­ходимой для формирования и поддержания стабильного курса национальной валюты и формирования доходной час­ти государственного бюджета.

Обращая внимание на по­ставки товаров, по которым не истек срок исполнения текущих валютных операций, необходи­мо отметить следующее. В на­стоящее время особое внима­ние уделяется сокращению сроков поступления валютной выручки на счета экспортеров. Так, с 31.12.1998 года вступил в силу федеральный закон РФ от 29.12.98 № 192 «О первооче­редных мерах в области бюд­жетной и налоговой политики», который изменил срок испол­нения текущей валютной опе­рации со 180 дней до 90 дней. Такая мера резко изменила привычную ситуацию и поста­вила участников ВЭД в доста­точно жесткие законодатель­ные рамки. Коротко остановим­ся на сути изменений. При представлении паспортов сделок, оформленных до 30.12.98 г. таможенное оформ­ление производится в ранее установленном порядке, а именно:

— в случае если таможен­ное оформление товара про­изводится по контрактам, пре­дусматривающим осуществ­ление платежа или ввоз това­ров в срок от 90 до 180 дней, то экспортер обязан предста­вить в таможенный орган раз­решение на отсрочку платежа более 90 дней после разра­ботки Правительством РФ порядка выдачи таких разре­шений;

— по контрактам, предус­матривающим осуществле­ние платежа или ввоз товара более 180 дней без наличия лицензии Банка России тамо­женное оформление товара не производится (в настоящее время такие лицензии выда­ются Банком России в ранее установленном порядке).

При представлении пас­портов сделок, оформленных начиная с 31.12.98 года тамо­женное оформление произво­дится с учетом изменений внесенных упомянутым зако­ном а именно:

— в случае если таможен­ное оформление товаров про­изводится по контактам пре­дусматривающим осуществ­ление платежа или ввоз това­ра в срок до 90 дней, то такие товары оформляются, без представления дополнитель­ных документов;

— в случае если таможен­ное оформление товара про­изводится по контрактам, пре­дусматривающим осуществ­ление платежа или ввоз товара в срок более 90 дней, то без представления в таможенный орган разрешения на отсроч­ку платежа выпуск данных то­варов не производится.

При привлечении к ответ­ственности участников ВЭД за нарушение условий режи­ма экспорта по исполнению экспортных и бартерных кон­трактов: начиная с 31.12.98 г. все отправки товаров по ГТД в счет исполнения контактов, предусматривающих расчеты в иностранной валюте попа­дают под систему таможенно-банковского валютного конт­роля, а также за ввозом това­ров, работ, услуг в сроки те­кущих валютных операций – 90 дней. В случае не выпол­нения требований таможен­ного режима экспорта, тамо­женным органом принимают­ся меры по привлечению уча­стников ВЭД, допустивших нарушение, к ответственнос­ти по статье 273 ТК РФ.

В 1999 году произошли ко­ренные изменения, связан­ные с валютным контролем в неторговом обороте, которые обусловлены выходом Федерального закона от 05.07.99 г. 128-ФЗ "О внесении дополне­ний в закон РФ "о валютном регулировании и валютном контроле". В развитие этого закона таможенным органам было доведено письмо СКТУ от 12.07.99 г." 12-50/5888, рег­ламентирующее количество перемещаемой вывозимой иностранной валюты физи­ческими лицами как резиден­тами так и нерезидентами.

Еще один новый момент в валютном контроле обозна­чен в приказе ГТК от 28.07.1999 № 480 "О деклари­ровании наличной иностран­ной валюты", суть которого заключается в том, что обяза­тельное декларирование на­личной иностранной валюты в письменной форме в случа­ях ее вывоза физическими лицами применяется на сум­му в размере, превышающем 1500 долларов США включи­тельно.

Прошедший 2000 год не стал исключением в деле со­вершенствования технологий контроля валютных операций участников ВЭД. Текущий год характерен принятием осново­полагающих нормативных ак­тов валютного контроля, раз­работанных как ГТК России, так и Банком России. Остано­вимся на наиболее важных.

Приказом ГТК РФ от 19 сен­тября 2000 г. № 844 "О поряд­ке таможенного оформления товаров, перемещаемых меж­ду государствами-участниками соглашений о Таможенном со­юзе" установлено, что с 1 де­кабря 2000 г. таможенное оформление товаров, переме­щаемых между государствами-участниками соглашений о Та­моженном союзе (республика Казахстан, Киргизская респуб­лика, республика Таджикис­тан) в таможенных режимах экспорта и выпуска для сво­бодного обращения, произво­дится с представлением соот­ветствующего паспорта сдел­ки, в случаях предусмотрен­ных нормативными актами ГТК России.

Приказ ГТК РФ от 21 нояб­ря 2000 года № 1056 "О до­полнительных мерах по обес­печению обоснованности пла­тежей в иностранной валюте за импортируемые товары" устанавливает порядок выда­чи импортерам-резидентам предписаний о ввозе товаров, стоимость которых эквива­лентна сумме уплаченных за них денежных средств в ино­странной валюте, либо воз­врате этих средств в сумме не менее ранее переведенной. Ответственность импортеров за не исполнение указанных предписаний установлена п.2 Указа Президента Российской Федерации "О первоочеред­ных мерах по усилению сис­темы валютного контроля в Российской Федерации" от 21 ноября 1995 г. Обозначен­ный приказ вступил в действие с момента его подписания.

С 1 января 2001 г. вводят­ся новые правила контроля за импортными операциями, ко­торые регламентируются со­вместной инструкцией ЦБ РФ и ГТК РФ "О порядке осуще­ствления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" от 4 октября 2000 г. № 91-и и № 01-11/28644 со­ответственно. Данная инст­рукция распространяется на все виды валют, в которых производится оплата за им­портный товар; также даны четкие разграничения по фи­зическим лицам-резидентам (предоставление Пси физи­ческим лицам необходимо при условии, если ими пере­мещается партия товаров превышает стоимость 10 тыс. долл. или эквивалент в любой другой валюте).

Исключительное значение в данный момент приобрета­ет валютный контроль за пе­ремещением через таможен­ную границу РФ наличной иностранной валюты физи­ческими лицами.

Основными направления­ми работы отделов валютно­го контроля таможен региона в системе неторгового оборо­та являются:

— учет и анализ информа­ции о перемещении через та­моженную границу Российской Федерации наличной иност­ранной валюты физическими лицами;

— контроль справок ф.0406007 с целью выявле­ния недействительных и подложных.

За девять месяцев 2000 года перемещение на­личной иностранной валюты физическими лицами осуще­ствлялось более чем по 80 видам валют, основными из которых, как и в прошлых периодах, являются доллар США и немецкая марка.

Общий объем перемещае­мых долларов США за данный период составляет 800 млн. долларов.

По-прежнему, сложность осуществления контроля на таможенных постах за соблю­дением валютного законода­тельства при перемещении физическими лицами иност­ранной валюты заключается в том, что инспектора не все­гда имеют доступ к электрон­ным базам данных ввиду пло­хой оснащенности таможен­ных постов компьютерной техникой.

Также разработан план мероприятий развития таможенных органов на 2001-2003гг, в котором большое значение уделено развитию и совершенствованию инфраструктуры валютного контроля, расширены права и функции таможенных органов по осуществлению валютного контроля.

В соответствии с указом президента РФ № 867 от 17.05.00г. «О структуре федеральных органов исполнительской власти» упразднена, как самостоятельная федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. В настоящее время существует в составе Минфина РФ. Функции по контролю за осуществлением импортных операций, производимых ранее ВЭКом переданы таможенным органам. Управлением валютного контроля ГТК России разработано предписание, вручаемое импортерам-резидентам, о вывозе товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо возврате этих средств в сумме не менее раннее переведенной.

Валютный контроль в Таганрогской таможне.

       Валютный контроль в Таганрогской таможне организован и осуществляется в соответствии с требованиями валютного и таможенного законодательства.

       Штатная численность отдела валютного контроля Таганрогской таможни составляет 6 человек, из которых 1 – начальник, 2 – главных инспектора, 2 – ведущих, 1 – старший. В течение всего отчетного периода в отделении фактически работает 5 человек, свободна должность старшего инспектора. Но в связи с увеличением объема работы представляется необходимым увеличение штатной численности отделения. На таможенных постах и ОТО и ТК валютный контроль в пределах своей компетенции осуществляют 10 инспекторов.

       Оснащенность отдела ВК техникой на начало 2002 года составляет 3 персональных компьютера, которые используются для ведения базы данных результатов осуществления валютного контроля, обработки и анализа поступающей информации. Большая часть парка компьютерной техники, используемой при осуществлении валютного контроля, является устаревшей и не удовлетворяет требованиям сегодняшнего момента. При возросшем объеме работы при штатной численности 6 человек, отделу необходимо наличие хотя бы 5 единиц современных ПВЭМ и 2 принтеров. Оснащенность отдела компьютерной техники на данном этапе не может обеспечить необходимого количества оперативных задач.

I. ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ

       В состав Таганрогской таможни входят 7 таможенных постов и ОТО и ТК, осуществляющих таможенное оформление перемещаемых грузов, транспортных средств и физических лиц, в их числе:

· авто-переходы-МАПП «Матвеев-Курган», МАПП «В-Вознесенка», ДАПП «Куйбышево»;

· таможенные посты – «Морской порт-Таганрог», «Аэродром-Таганрог», ЖДПП «Успенская», Таганрогский таможенный пост.

За 1 квартал 2002 года внешнеэкономическую деятельность в Таганрогской таможне осуществляли 288 участников ВЭД. Торговля велась с 42 странами мира, 9 из которых – страны ближнего зарубежья. Основные торговые партнеры, выделяющиеся по стоимостным показателям и по количеству перемещаемых грузов – Украина, Казахстан, Азербайджан, Франция, Венгрия, Ирак, Италия, Турция, Греция, Испания.

К таможенному оформлению в 1 квартале 2002 года было принято 2317 грузовых таможенных деклараций, с общим объемом товарооборота в сумме – 100801, 62 тыс. $ из них:

· 750 ГТД по вызову (2001г. – 838шт.);

· 1567 ГТД по ввозу (2001г. – 2265шт.)

Товарооборот перемещаемых грузов распределяется следующим образом:

· вывоз – 61675,57 тыс. $ (2001 год – 28574,4 тыс. $)

· ввоз – 39126,05 тыс. $ (2001 год – 59553,7 тыс. $)

сравнивая данные показатели с аналогичным периодом 2001 года, можно отметить, что общий декларационный массив уменьшился в 1,3 раза при незначительном увеличении товарооборота.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.03 с.)