Таможенное дело и таможенная политика России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таможенное дело и таможенная политика России.



I. ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ

       В состав Таганрогской таможни входят 7 таможенных постов и ОТО и ТК, осуществляющих таможенное оформление перемещаемых грузов, транспортных средств и физических лиц, в их числе:

· авто-переходы-МАПП «Матвеев-Курган», МАПП «В-Вознесенка», ДАПП «Куйбышево»;

· таможенные посты – «Морской порт-Таганрог», «Аэродром-Таганрог», ЖДПП «Успенская», Таганрогский таможенный пост.

За 1 квартал 2002 года внешнеэкономическую деятельность в Таганрогской таможне осуществляли 288 участников ВЭД. Торговля велась с 42 странами мира, 9 из которых – страны ближнего зарубежья. Основные торговые партнеры, выделяющиеся по стоимостным показателям и по количеству перемещаемых грузов – Украина, Казахстан, Азербайджан, Франция, Венгрия, Ирак, Италия, Турция, Греция, Испания.

К таможенному оформлению в 1 квартале 2002 года было принято 2317 грузовых таможенных деклараций, с общим объемом товарооборота в сумме – 100801, 62 тыс. $ из них:

· 750 ГТД по вызову (2001г. – 838шт.);

· 1567 ГТД по ввозу (2001г. – 2265шт.)

Товарооборот перемещаемых грузов распределяется следующим образом:

· вывоз – 61675,57 тыс. $ (2001 год – 28574,4 тыс. $)

· ввоз – 39126,05 тыс. $ (2001 год – 59553,7 тыс. $)

сравнивая данные показатели с аналогичным периодом 2001 года, можно отметить, что общий декларационный массив уменьшился в 1,3 раза при незначительном увеличении товарооборота.

Валютный контроль внешнеторговой деятельности по экспорту.

       За отчетный период 1 квартала 2002г. к таможенному оформлению участники ВЭД представили 739 ГТД на общую сумму – 55122,50 тыс. $, по 227 ПС, из них 132 паспорта новых.

       Отправки по участникам распределились следующим образом:

· 571 отправка на сумму 33459, 4 тыс. $ – 61% от общего товарооборота произвели участники ВЭД, зарегистрированные в зоне деятельности Таганрогской таможни;

· 168 отправок на сумму 21663,0 тыс. $ - 39% от общего товарооборота произвели участники ВЭД иногородних таможен.

       В зоне деятельности Таганрогской таможни принимают контракты на расчетное обслуживание 8 уполномоченных банков г. Таганрога.

       За 1 квартал 2002 года экспорт товаров распределился следующим образом:

· страны дальнего зарубежья – 561 ГТД общим товарооборотом – 50821,2 тыс. $.

· страны ближнего зарубежья – 178 ГТД общим товарооборотом – 4301,3 тыс. $.

 

Сравнительная динамика показателей валютного контроля.

 

  1 кв. 2002 года 1 кв. 2001 года 1 кв. 2000 года
Количество ПС, шт. 227 244 72
Количество ГТД с ПС, шт. 739 658 217
Общая фактурная стоимость по ГТД с ПС, тыс. $ 55122,5 28955,74 17895,4

 

       По данным таблицы наглядно прослеживается тенденция к увеличению декларационного массива ~ в 1,1 раза и незначительному уменьшению паспортизированных контрактов. Это связано с заключением участниками ВЭД новых внешнеэкономических сделок на более длительный срок и оформления по ним ПС. Доля вышеуказанных рублевых паспортов сделок в объеме экспортного декларационного массива составляет 12%, доля товарооборота по данным сделкам – 25%.

       Активно работают такие предприятия г. Таганрога, как: «Таганрогский металлургический завод» и ОАО Таганрогский Котлостроительный завод «Красный котельщик», производящих экспорт труб и запчастей к котельному оборудованию. Стабильно работают ЗАО «Таганьрыба», ООО «Югтранзитэкспорт», ООО «Каравай-Плюс».

       Исходя, из вышеизложенного, можно отметить, что тенденция к стабильности экспорта будет сохранена с незначительным ростом.

           

Основными партнерами можно назвать такие государства, как: Ирак, Германия, Италия, Израиль, из стран ближнего зарубежья можно выделить: Латвию, Украину, Казахстан.

       В номенклатуре вывозимых грузов преобладает:

· трубы различных модификаций

· пшеница

· котлы и оборудование

В 1 квартале 2002 года деклараций с оплатой рублевыми векселями не оформлялось.

 

II. НЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ.

За 1 квартал 2002 года в Таганрогской таможне юридическими лицами и уполномоченными банками по ГТД иностранная валюта в ценные бумаги не оформлялись.

В зоне деятельности таможни валютный контроль за перемещением иностранной валюты физическими лицами осуществляют таможенные посты ЖДПП «Успенка», МАПП «Весело-Вознесенка», МАПП «Матвеев Курган», ДАПП «Куйбышево», «Морской порт-Таганрог», «Таганрог-Авиа».

За 1 квартал 2002 года основной объем перемещаемой физическими лицами иностранной валюты составил:

· по вывозу – 1451,5 тыс. $, 27,1 тыс. ЕВРО

· по ввозу – 2775,0 тыс. $, 82,1 тыс. ЕВРО

В сравнении с аналогичным периодом 2001 года наблюдается увеличение ввоза долларовой наличности в 1,7 раза, вывоза – в 1,1 раза. Количество ввозимой валюты на территорию РФ превысило вывоз из России в 1,9 раза.

Вывоз валюты идет в такие страны, как: Турция, Германия, Польша, Венгрия, Украина. Номенклатура перемещаемой валюты: доллары США, ЕВРО, белорусские рубли, турецкие лиры, украинские гривны и другие.

Отделением ВК проводится ежемесячный 100% контроль предъявленных при вывозе иностранной валюты на пункты пропуска разрешений уполномоченных банков. Кроме этого, ОВК производится обмен информацией по уполномоченным банкам и нормативным документам в части осуществления валютного контроля в неторговом обороте. Регулярно проводятся занятия с инспекторским составом таможенных постов.

Таможенные посты

Вывоз

Ввоз

Объем, тыс. $ Уд. вес, % Объем, тыс. $ Уд. вес, %
Морской порт 1967,9 27,7 3475,0 37,7
Марцево 719,3 10,1 66,4 0,7
В-Вознесеновка 3022,4 42,5 4247,0 46,1
Авиа 86,9 1,2 69,6 0,8
А-Успенка 1086,7 15,3 1173,3 12,7
Куйбышево 233,0 3,2 187,4 2,0
Итого 7116,2   9218,7  

 

 

 



 

 

 

 

Таможенное дело и таможенная политика России.

История таможенного дела и таможенной политики России.

В настоящее время, в эпоху коренных изменений в эко­номике России, либерализации внешнеэкономической де­ятельности и восстановления функции таможни как регу­лятора внешнеэкономических связей изучение таможенно-правовых отношений как предмета и в целом таможен­ного дела как объекта правового регулирования отрасли таможенного права следует проводить не только на осно­ве произошедших в последнее десятилетие глобальных перемен в этой сфере, но и опираясь на многовековой опыт и традиции российской таможни в ее далеком прошлом. При этом особое внимание следует обратить на труды Д. И. Менделеева, К. Лодыженского, Н. Н. Шапошнико­ва, А. И. Потяева, Л. Н. Маркова, Ю. Г. Кисловского и ряда других ученых.

Таможенное дело берет свое начало от зарождения то­варного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его зарождения опреде­лить вряд ли возможно, но, как утверждают историки, уже в Ш веке до н. э. в городе Тарифа (в нынешней Андалузии), в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его еди­ницы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (пере­чень товаров) систематизировала порядок и величину по­шлины была названа в честь города — «тариф». С тех пор таможенный тариф стал для государства одним из важнейших инструментов пополнения казны (а ныне — госу­дарственного бюджета).

В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунк­тах и на перекрестках древних торговых путей, от воз­никновения там сборных торговых или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, пере­валки и складирования товаров. Их появление историки относят к VШ веку. В Киевской Руси среди многочис­ленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» — сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отве­денным для торга, либо за покровительство, оказывае­мое купцам.

Большое влияние на развитие таможенного дела в Рос­сии оказали монголо-татарские завоеватели. В этот пери­од в оборот вошло тюркское слово «тамга», т. е. пошлина, от которой произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» — место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, ну и, естественно, «таможенник» — слу­жилый человек, взымавший тамгу.

Картины развития таможенного дела в Киевской Руси и других государствах во многом сходны. Его основная цель и направленность всегда была в удовлетворении по­требностей государственной казны посредством взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнетор­говых связей. А по мере того, как складывалось само по­нятие торговых пошлин и сопутствующих им торговых сборов за право купли-продажи товаров, формировались обычаи, правила и процедуры их взимания или невзима­ния (т. е. формировались таможенные правила), создава­лась и развивалась таможенная служба, обустраивались таможни. Со временем все эти меры получили свое орга­низационное, правовое и дипломатическое (международ­но-правовое) закрепление.

Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли, посредством своей деятельности все­гда оказывала мощное влияние и на формирование благо­приятного торгово-экономического режима в стране. Тем самым она обеспечивала животворное воздействие торговли на политическую, экономическую и социальную сферы общественной жизни, в том числе на становление обще­российского рынка, включение его в сферу межгосудар­ственного обмена. Прогрессивные по своему характеру эти процессы со временем превратились в один из решающих факторов утверждения русской государственности, объе­динения удельно-княжеской Руси вокруг Москвы, созда­ния централизованного российского государства, установ­ления и развития его международных связей.

В начале XVI века, когда завершилось создание Мос­ковского государства, предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте таможен­никам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные право­вые нормы и о порядке сбора пошлин с некоторых това­ров. Позже, в Таможенной Новгородской грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г., наряду с росписями о став­ках пошлин с товаров, впервые было отражено требова­ние о ведении таможенных книг. Постепенно складыва­лось таможенное законодательство, и упорядочивались процедуры его применения.

По мере становления и развития в России централизо­ванного государства развивалась и его таможенная охра­на (прототип современных таможенных органов), основ­ной задачей которой являлся сбор пошлин для пополне­ния государственной казны.

К середине XVII века таможни имелись практически во всех городах и иных крупных поселениях, а в больших городах (в Москве и др.) их было по нескольку. Формиро­вание таможен и их укомплектование служилыми людь­ми (таможенниками) в то время осуществлялось двумя способами.

Первый способ именовался «верным» способом исходя из того, что таможенная служба строилась на безвозмездной основе — «служба на веру»: к выполнению обязанно­стей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, они принимали присягу и на безвозмездной основе в течение определен­ного срока отбывали повинность. Возглавляли таможни так называемые «таможенные головы» — представители купечества, назначаемые на должность царским указом. Суть деятельности таких таможен сводилась к следующе­му: намечалась определенная сумма пошлин к сбору за год и если по итогам г. суммы собранных пошлин превы­шали ранее намеченную величину, то таможенные голо­вы и иные служилые люди поощрялись.

Вторым способом формирования таможен и сбора по­шлин в те времена была «сдача таможен на откуп»: заин­тересованное лицо заранее вносило в государственную казну определенную сумму денег, равную среднему сбору таможенных пошлин за несколько прошедших лет, полу­чало за это «таможню на откуп» и далее в течение г. соби­рало все пошлины в свою пользу, формируя при этом штат таможни на свое усмотрение.

Какой из этих способов пополнения казны за счет та­моженных пошлин был более приемлемым и эффектив­ным, сказать однозначно трудно. В обоих способах были и свои плюсы, и свои минусы.

Бурное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовало бур­ное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочис­ленные внешнеполитические акции правительства, от­крывшие путь русским товарам в Европу. Активизирова­лось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыг­рал таможенный тариф 1724 г. Таможенная политика Рос­сии тогда носила явную протекционистскую направлен­ность. Высокими таможенными пошлинами (до 75 % с цены) облагались товары, производство которых в России было уже освоено или налаживалось (это железо, паруси­на, шелк, воск, сухие кожи и др.). На товары, не произво­димые в стране, пошлина была умеренная (от 4 до 10 %), вывозимые товары облагались пошлиной всего в 3 %, за исключением промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик, вывоз которых был практически запрещен.

Свидетельств влияния российской таможенной поли­тики на международные отношения, международную тор­говлю очень много. Впечатляет исторический факт о том, что Наполеон избрал в качестве повода для вторжения в Россию принятый ей в 1811 г. таможенный тариф, со­рвавший, по существу, установленную им экономическую блокаду Англии.

Немало в истории и так называемых «таможенных войн». Примером могут служить взаимоотношения Рос­сии и Германии в период 1893—1894 гг., когда в течении полугода эти страны в отношении друг друга трижды под­нимали ставки ввозных таможенных пошлин. Причиной этого послужило непредоставление Германией льгот для ввоза и транзита русских товаров.

При всей сложности и противоречивости историческо­го пути российской таможни опыт его свидетельствует о том, что таможенное дело, таможенная политика в Рос­сии сложились как важнейшая сфера экономической по­литики государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов.

Создание таможенной системы России в современный период опирается на ее предшествующий опыт, в том чис­ле накопленный и в советский период развития нашего государства.

После революции 1917 г. Советское правительство на­чало национализацию и монополизацию внешней торгов­ли. Кроме этого, рано весьма скептически отнеслось к та­моженной системе царской России и принялось усердно ее реформировать. В период «военного коммунизма» даже высказывались предложения о закрытии таможенных учреждений за ненадобностью.

К началу 30-х годов функции таможенных органов принципиально сократились, а численность их работни­ков существенно уменьшилась. В конечном итоге практи­ческая реализация ленинской идеи государственной мо­нополии внешней торговли сделала систему таможенного контроля чисто формальным инструментом регулирова­ния внешней торговли, что и продолжалось вплоть до 1990 г., когда в СССР начались демократические преоб­разования, затронувшие и таможенную службу. Более по­лувека (с 1930 по 1990 год) таможенные методы регулирования внешнеэкономической деятельности использова­лись в незначительной мере, уступив место политическим и идеологическим факторам.

И лишь начиная с 1991 г., когда был провозглашен принцип либерализации внешней торговли, повлекший за собой бурный рост числа участников внешнеэкономи­ческой деятельности, вновь стали расширяться функции и задачи, стоящие перед таможенными органами. В это время были предприняты попытки трансформировать та­моженную службу государства-монополиста в новую уп­равленческую структуру, ориентированную на функцио­нирование в рыночных условиях, в результате чего при­няты Таможенный кодекс СССР 1991 г. и Закон СССР «О таможенном тарифе». Эти документы внесли существен­ные изменения в организацию таможенного дела в стране и были важным правовым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности в тот период.

Моментом начала формирования и развития современ­ного таможенного дела в нашей стране следует считать конец 1991 г. Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либе­рализация внешнеэкономической деятельности и ряд дру­гих факторов нашли свое отражение и в изменении тамо­женной политики обновленной России и вызвали необ­ходимость преобразования таможенной системы в соот­ветствии с существующими реалиями.

Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела Российской Федерации.

Термин «таможенное дело» в его современном понима­нии охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней по­литикой и деятельностью государства. В рамках проводи­мой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия пере­мещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможен­ных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной по­литики в жизнь. Это определение хотя и носит законода­тельный характер (оно содержится в ст. 1 ныне действую­щего Таможенного кодекса РФ 1993 г.), но все же недо­статочно полно и точно его характеризует, не охватывает целый ряд важных составных частей таможенного дела, которые на самом деле входят в него в качестве самостоя­тельных блоков. В частности, ничего не сказано о веде­нии таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, о правоохранитель­ной деятельности таможенных органов и пр.

Кроме того, содержащееся в ст. 1 ТК РФ определение оставляет невыясненным вопрос о содержании таможен­ной политики и ее месте в структуре таможенного дела: почему, по каким основаниям таможенная политика вклю­чена в качестве составной части в понятие таможенного дела? В Таможенном кодексе СССР 1991 г., например, таможенная политика не включалась в понятие таможен­ного дела, а рассматривалась отдельно и трактовалась весь­ма кратко — как составная часть внешней и внутренней политики СССР. В действующем же Таможенном кодексе РФ определена как часть таможенного дела, хотя зафик­сированные в ст. 2 ТК РФ содержание и цели этой поли­тики далеко выходят за рамки таможенного дела.

По смыслу ст. 2 ТК РФ целями таможенной политики являются, в том числе регулирование товарообмена, сти­мулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие таможенного дела должна входить не таможен­ная политика, а средства ее реализации: порядок и усло­вия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и др.

Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.

В последние два-три года в Государственном таможен­ном комитете РФ при участии специалистов Российской таможенной академии разработан Проект нового Таможен­ного кодекса России, который более емко, чем действую­щий Таможенный кодекс, характеризует понятие тамо­женное дело — это сфера деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком пере­мещения через таможенную границу Российской Федера­ции товаров и транспортных средств» взиманием таможен­ных платежей, проведением таможенного контроля.

Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации (п. «ж» ст. 71). Это озна­чает исключительное право государства на выработку та­моженной политики, инструментом практической реали­зации которой является таможенное дело, а также обес­печивает единство таможенной территории и централиза­цию таможенного дела в стране.

Единство таможенной территории и таможенного дела конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На тер­ритории Российской Федерации не допускается установ­ление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».

Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить следующим образом:

1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

2) таможенные режимы;

3) таможенно-тарифное регулирование и взимание та­моженных платежей;

4) таможенное оформление;

5) таможенный контроль;

6) предоставление таможенных льгот;

7) ведение таможенной статистики и Товарной номен­клатуры внешнеэкономической деятельности;

8) правовая регламентация ответственности за право­нарушения в сфере таможенного дела.

Любое деление таможенного дела на те или иные от­дельные части является условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение эконо­мических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела: достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении това­ров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются по­средством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможен­ную границу Российской Федерации, а также путем уста­новления запретов и ограничений на ввоз и вывоз това­ров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вы­воз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, об­щественного порядка, жизни и здоровья людей, нравствен­ности, моральных устоев и культурных ценностей обще­ства; в охране животных, растений и окружающей при­родной среды; в обеспечении интересов российских потре­бителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборо­том через таможенную границу Российской Федерации Наркотических средств, оружия, предметов художествен­ного, исторического и археологического достояния и т. д.

Законодательство о таможенном деле. Основные понятия, используемые в законодательстве о таможенном деле.

На территории Российской Федерации действует еди­ное таможенное законодательство. Его единство обуслов­лено отнесением таможенного дела к федеральной компе­тенции и, соответственно, регулированием его только нор­мами единого федерального законодательства.

Термин «таможенное законодательство» следует рас­сматривать в широком смысле этого слова, когда «зако­нодательство» охватывает не только Конституцию РФ и ее законы, но включает в себя также и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Прави­тельства РФ, а также нормативно-правовые акты Госу­дарственного таможенного комитета РФ, издаваемые им самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

Центральное место в правовом обеспечении таможен­ного дела занимают Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе». Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможен­ного дела, должны соответствовать нормам Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе». К сожалению, это требование прямо не закреплено в действующем Тамо­женном кодексе РФ, а неясность на этот счет формули­ровки ч. 1 ст. 5 ТК РФ нередко приводит к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного кодекса РФ с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновении на этой почве правовых конфликтов, ар­битражные суды и суды общей юрисдикции разрешают подобного рода конфликты в соответствии с правилом: при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.

Таможенное дело тесно связано с международными от­ношениями. Гармонизация и унификация с общеприня­тыми международными нормами и практикой — основное направление развития таможенного дела России на со­временном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенно­го кодекса. В интересах развития и укрепления междуна­родной экономической интеграции Российская Федерация (и это отмечено в ст. 4 ТК РФ) создает с другими государ­ствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, зак­лючает соглашения по таможенным вопросам в соответ­ствии с нормами международного права. При этом согласно ст. 6 ТК РФ применяется принцип приоритета междуна­родного договора над внутренним российским таможен­ным законодательством, т. е. если международным дого­вором установлены иные правила, чем те, которые пре­дусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора.

Нормы таможенного законодательства имеют и неко­торую специфику своего действия во времени: по общему правилу в таможенном деле применяются акты законода­тельства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом и иными законодательными актами (ч. 2 ст. 5 ТК РФ). При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таким днем считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Если же такой день установить невозможно, то датой незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу принято считать дату обнаружения таможенного правонарушения.

В таможенном законодательстве используется ряд спе­цифических таможенно-правовых терминов, таких как, например, «таможенная территория», «таможенная гра­ница», «таможенный режим», «декларант», «таможенная пошлина» и др. Даже такие известные из гражданского права понятия, как «товары» и «транспортные средства», в таможенном законодательстве имеют свое специфичес­кое толкование.

Таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды, а также воздушное пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской исклю­чительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной Юрисдикцией в отношении таможенного дела.

       Сухопутной территорией Российской Федерации является вся суша, находящаяся в пределах ее границ. Терри­ториальные воды — это прибрежные морские воды шири­ной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принад­лежащих Российской Федерации, или от линий, соединя­ющих точки, географические координаты которых утвер­ждаются Правительством РФ и объявляются в «Известиях Мореплавателей». В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может устанавливаться международными договорами, а при их отсутствии — в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. К внутренним водам относятся прибрежные морс­кие воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод, а также воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ши­рина проходов не превышает 24 морских миль.

На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Терри­тории свободных таможенных зон и свободных складов согласно действующему Таможенному кодексу РФ (ст. 3) рассматриваются как находящиеся вне таможенной тер­ритории Российской Федерации.

В то же время следует отметить неточность: так, в час­ти первой статьи 3 ТК РФ ясно сказано, что таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухо­путная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а в части третьей — что территории свободных таможенных зон и свободных складов, которые, по сути, являются частью сухопутной территории Российской Федерации, рассматриваются как невходящие в ее таможенную территорию. Такая неточ­ность устранена в Проекте нового Таможенного кодекса РФ, который рассматривает указанные территории сво­бодных таможенных зон и свободных складов как часть таможенной территории Российской Федерации, а вот товары, находящиеся на этих территориях, — как находя­щиеся вне ее таможенной территории.

Понятие «таможенная граница Российской Федерации» означает пределы ее таможенной территории, куда вхо­дят и периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Причем принято различать внешнюю и внутрен­нюю таможенные границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории сопредельных государств и, как правило, со­впадает с государственной границей. На ней действует административно-правовой режим, устанавливаемый за­конодательством о государственной границе. А внутрен­нюю таможенную границу образуют периметры свобод­ных таможенных зон и свободных складов, находящихся, как правило, в глубине таможенной территории страны. И хотя по своему административно-правовому статусу внут­ренняя таможенная граница приравнена к внешней, порядок ее пересечения регламентируется только нормами та­моженного законодательства. В то же время, необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ на тер­ритории Российской Федерации не допускается установле­ние таможенных границ. Отсюда следует, что включение периметров свободных таможенных зон и свободных скла­дов в таможенную границу неправомерно, хотя и соответствует общемировому подходу к этому вопросу.

Под термином «товары» в таможенном законодатель­стве следует понимать любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности, электрическую, теп­ловую и иные виды энергии, а также транспортные сред­ства, за исключением средств, используемых для меж­дународных перевозок пассажиров и товаров. Практика выявила необходимость включить в это определение так­же объекты интеллектуальной собственности (и это отражено в Проекте нового Таможенного кодекса РФ), а также отнесенные к недвижимому имуществу воздуш­ные, морские суда, суда внутреннего плавания и косми­ческие объекты.

Товары подразделяйся на российские и иностранные. Российские товары – это товары, происходящие из Рос­сийской Федерации, либо товары, выпущенные в свобод­ное обращение на ее территории, т. е. те товары, распоряжаться которыми можно без разрешения таможенных ор­ганов. Все остальные товары являются иностранными.

Транспортными средствами в таможенном деле призна­ются любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Под «перемещением через таможенную границу Рос­сийской Федерации» понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию страны или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транс­порта и линий электропередач.

К указанным действиям относятся:

- при ввозе товаров или транспортных средств на та­моженную территорию Российской Федерации и при вво­зе с территории свободных таможенных зон и свободных складов на остальную часть таможенной территории стра­ны — фактическое пересечение таможенной границы Рос­сийской Федерации;

- при вывозе товаров или транспортных средств с та­моженной территории Российской Федерации и при вво­зе товаров и транспортных средств с остальной части ее таможенной территории на территорию свободных тамо­женных зон и на свободные склады — подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направ­ленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.

Перемещение через таможенную границу можно под­разделить на правомерное и неправомерное. Правомерное перемещение через таможенную границу осуществляется в порядке, предусмотренном действующим таможенным законодательством. А перемещение через таможенную границу с нарушением установленных нормами таможен­ного законодательства требований (например, вне опреде­ленных таможенными органами мест, с сокрытием от та­моженного контроля, с использованием поддельных до­кументов и т. п.) признается неправомерным и в зависи­мости от характера противоправного деяния квалифици­руется либо как административное правонарушение (на­рушение таможенных правил), либо как уголовное пре­ступление в сфере таможенного дела.

Термин «лица» включает в себя как предприятия, уч­реждения и организации, т. е. юридические лица, так и физические лица. В таможенном законодательстве встре­чаются понятия «российские лица», «иностранные лица» и «лица, перемещающие товары».

К категории российских лиц относятся:

а) созданные в соответствии с российским законода­тельством предприятия, учреждения и организации (т. е. юридические лица) с местонахождением на территории России;

б) зарегистрированные на территории России лица, за­нимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

в) граждане России, постоянно проживающие на ее тер­ритории. Все иные лица относятся российским таможен­ным законодательством к категории иностранных.

В качестве лиц, перемещающих товары, следует пони­мать лица, являющиеся собственниками товаров, их по­купателями, владельцами, либо выступающие в ином ка­честве, достаточном в соответствии с российским законо­дательством для совершения с товарами действий, пре­дусмотренных Таможенным кодексом РФ, от собственно­го имени.

Декларант — это лицо, перемещающее товары через та­моженную границу, или таможенный брокер (посредник), т. е. лицо, представляющее и предъявляющее товары и транспортные средства на таможне от собственного имени.

Перевозчик — это лицо, фактически перемещающее то­вары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства.

Таможенный режим — это совокупность положений, оп­ределяющих статус товаров и транспортных средств, пе­ремещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей.

Таможенное оформление — это установленная нормами таможенного законодательства процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможен­ный режим.

Таможенный контроль — это совокупность мер, осуще­ствляемых таможенными органами в целях обеспеч



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.069 с.)