Мотивационная готовность обучающихся к проектной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивационная готовность обучающихся к проектной деятельности



СЕРИЯ «РАБОТАЕМ ПО ФГОС»

СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Вологда

2019

 

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

 Вологодского института развития образования

Научный редактор:

Никодимова Елена Александровна, заведующий кафедрой педагогики и методики преподавания учебных предметов АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования, кандидат педагогических наук, доцент

Авторы-составители:

Никодимова Е.А. (введение, п.3); Афанасьева Н.В. (п.1), Игнатьева А.С. (п.2), Белов В.А., Игнатьева А.С., Колесникова И.В., Костромина П.С., Крохоняткина Н.Н., Кузнецова Т.В., Мовнар И.В., Полубабкина Л.Г., Смирнова Л.А., Тованова А.А. (технологические карты учебных проектов), Ганичева С.А., Жукова В.С., Жукова Н.Н., Левчук Е.Ю., Лобанова С.С.   (технологические карты учебных исследований)

Рецензенты:

Ногтева Елена Ювенальевна, доцент кафедры воспитания и социализации АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент

Ригина Светлана Николаевна, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением английского языка» г. Вологды, кандидат педагогических наук

 

Сопровождение выполнения индивидуальных проектов на уровне основного общего и среднего общего образования: практический аспект/Серия «Работаем по ФГОС»; Вологод. ин-т развития образования.- Вологда: ВИРО, 2019.

 

Настоящее пособие серии «Работаем по ФГОС» содержит практические материалы в помощь педагогам по разработке, управлению подготовкой и защите индивидуального проекта в форме учебного проекта и учебного исследования в рамках реализации основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования. Здесь развернуты пути реализации идей, заложенных в методические рекомендации по выполнению обучающимися индивидуальных проектов (письмо Департамента образования области № их. 20-0721/18 от 02.02.2018 г.)

Пособие адресовано специалистам муниципальных методических служб, руководящим и педагогическим работникам общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования, муниципальным тьюторам, сопровождающим проектную и учебно-исследовательскую деятельность, студентам и магистрантам педагогических специальностей образовательных организаций высшего образования.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………… ……4

1. Мотивационная готовность обучающихся к проектной деятельности….. 6

2. Педагогическое сопровождение разработки и защиты индивидуального проекта в форме учебного проекта на уровне основного общего и среднего общего образования: этапы, содержание, представление результата. Технологическая карта учебного проекта. Оценка учебного проекта…………………………………………………………………………………..15

3. Особенности разработки и представления результатов выполнения индивидуального проекта в форме учебного исследования на уровне среднего общего образования ………………………………………………… 35

 

Приложение 1.Технологические карты учебных проектов………………… 58

Приложение 2. Технологические карты учебных исследований…………..…80

 


 

Введение

Актуальность использования проектной и учебной-исследовательской деятельности в современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью на формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования (далее - ФГОС ООО, ФГОС СОО) в структуру основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования входит программа развития универсальных учебных действий (далее – Программа развития УУД). Программа развития УУД нацелена на формирование у обучающихся основ культуры учебно-исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы (п. 18.2.1 ФГОС ООО, п. 18.2.1 ФГОС СОО).

Проектная деятельность рассматривается в ФГОС ООО как часть деятельности по формированию универсальных учебных действий, а индивидуальный проект – как одна из форм оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования (п. 18.1.3). Кроме того, ФГОС СОО дает определение индивидуального проекта, как особой формы организации деятельности обучающихся (завершенное учебное исследование или учебный проект) в рамках реализации основных общеобразовательных программ и устанавливает требования к результатам выполнения индивидуального проекта (п. 11 ФГОС СОО).

Таким образом, выполнение обучающимися индивидуального проекта является одним из значимых условий достижения предметных и метапредметных результатов освоения основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования.

Перед каждой общеобразовательной организацией, реализующей ФГОС ООО и ФГОС СОО, стоит задача организации и сопровождения выполнения обучающимися проектной и учебно-исследовательской деятельности в образовательном процессе. Согласно Профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н (с последующими изменениями)) владение формами и методами обучения, в том числе проектной и учебно - исследовательской деятельностью обучающихся, относится к необходимым профессиональным умениям педагога.

Однако решение задач сопровождения проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательной практике сталкивается с определенными трудностями их реализации. В новых образовательных условиях, прежде всего, необходима связь содержания проектной и учебно-исследовательской деятельности, как с достижениями современной науки в различных отраслях знаний, так и практикой жизнедеятельности, осознание общественной и личной значимости освоения учащимися системы УУД в данных видах деятельности, что является важным фактором их мотивационной готовности к выполнению индивидуальных проектов.  

Специалистами кафедры педагогики и психологии АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» разработаны методические рекомендации по выполнению обучающимися 9, 10, 11-х классов индивидуального проекта в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО (далее - методические рекомендации). Методические рекомендации рассмотрены и одобрены региональным учебно-методическим объединением в системе общего образования (протокол № 2 от 14.06.2017 г.) и направлены для использования в образовательные организации муниципальных районов и городских округов Вологодской области (письмо Департамента образования области «О методических рекомендациях по выполнению обучающимися индивидуальных проектов» № их. 20-0721/18 от 02.02.2018 г.).

Настоящее пособие серии «Работаем по ФГОС» содержит практические материалы в помощь педагогам по разработке, управлению подготовкой и защите индивидуального проекта в форме учебного проекта и учебного исследования в рамках реализации основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования.

Материалы пособия будут полезны специалистам муниципальных методических служб, руководящим и педагогическим работникам общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования, муниципальным тьюторам, сопровождающим проектную и учебно-исследовательскую деятельность, студентам и магистрантам педагогических специальностей образовательных организаций высшего образования.


 

Варианты взаимодействия педагога с обучающимися на разных этапах выполнения проекта

Этап Вар.1 Вар.2
Выбор проекта И-И Р-С
Идея проекта, определение продукта проектной деятельности И-И О-СО
Планирование О-СО О-СО
Изготовление проекта Р-С И-И
Получение отзывов, презентация (защита) проекта Р-С О-СО
Рефлексия работы над проектом Р-С Р-С

 

Таким образом, мотивировать, сохранять интерес к выполняемой деятельности, в большой степени может стиль педагога, который выше обозначен, как развивающий, который ориентирован на самостоятельность ребенка, актуализацию его субъектных качеств, понимание себя, своих затруднений и своих возможностей. Однако иногда могут потребоваться и объяснения, и рекомендации. Но они не должны преобладать в общении ученик-учитель при выполнении проекта.

Развивающие вопросы — это «знак главной дороги» в педагогическом общении. Система развивающих вопросов позволяет определить реальный план действий, помогает обучаемому понять его, что, в свою очередь, способствует формированию ответственного отношения к делу, сохранению и поддержанию мотивации.

Содержание и порядок развивающих вопросов позволяют педагогу активно управлять диалогом. Примеры вопросов данного стиля представлены в табл.2. Необязательно использовать все, педагогу следует выбрать три-пять ключевых вопросов по своему усмотрению.

Таблица 2.

Примеры развивающих вопросов

Этап Пример вопроса Польза вопроса
1. Осознание ситуации и имеющихся ресурсов ■ От кого и чего зависит на данный момент решение проблемы? ■ На что именно, как и в какой степени влияете лично вы? Позволяет обучаемому осознать личную ответственность, обозначить зоны своей компетентности.
2.Осознание возможностей и препятствий ■ Что вы можете сделать, и какие возможны препятствия? ■ Какие условия были бы идеальны для достижения цели? ■ Как вы можете повлиять на появление благоприятных и нейтрализацию неблагоприятных условий? Психологическая подготовка к препятствиям. Обучаемый заранее готовится к тому, как будет справляться с трудностями, если таковые возникнут
3. Разработка плана действий ■ Что когда, кому и в какой последовательности следует делать для реализации намеченного? ■ Для достижения цели: что нужно делать обязательно, что желательно, а без чего можно обойтись? ■ Кто будет отвечать за каждый этап? ■ Когда должны быть реализованы действия на каждом этапе? ■ Какие дополнительные средства и помощь понадобятся на каждом этапе? ■ Что будет свидетельствовать о возможности продвижения на следующий этап? Обучаемый учится отделять значимые критерии от незначимых, планировать работу и время, самостоятельно определять уровень своего мастерства (т.е. понимать, сколько времени ему понадобится для завершения работы), работать в команде
4.Окончательная проработка ■ Что еще требует дополнительного уточнения? ■ Какие существуют варианты? ■ В чем могут состоять принципиально отличные подходы к задаче? Обучаемый учится творческому подходу к решению любой задачи

    Чем менее сформирована готовность к выполнению проекта, тем в большей степени необходима организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь (разработка детального плана), которая оказывается по инициативе педагога.

    Если у обучающегося сформирована достаточно высокая готовность к выполнению проекта, то для сохранения мотивации достаточно минимальное участие педагога на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося (промежуточная оценка хода работы, обсуждение гипотез, версий, идей и т.д.)

    Реализация средств педагогической поддержки определяется, в том числе, и возрастом ребенка.

При организации проектной деятельности следует брать в расчет влияние на мотивацию значимого окружения ребенка. В младшей школе можно отметить особое влияние родителей, поэтому следует рекомендовать выполнение совместных с ними проектов. Важно при этом, чтобы родители не выполняли работу за ребенка, чтобы они «заражали» его своим интересом, креативностью, оптимизмом, готовностью работать в ситуации затруднений. Поэтому следует обсудить с родителями, как взаимодействовать с ребенком, в чем должна состоять роль родителя при выполнении проекта.

Как показывает практика, родители могут демонстрировать следующие позиции. Перваяделают все за ребенка, который в этом случае выступает простым наблюдателем. Вторая позицияотстраненная. Уже сами родители становятся наблюдателями. Иногда при этом они берут на себя роль критика, замечают неудачи и выражают свое недовольство, что, конечно, негативно сказывается на активности ребенка и его стремлении к выполнению проекта. Родители с адекватной позицией могут высказывать предложения, проявляя инициативу, само же выполнение предлагают ребенку. Поддерживают ребенка, могут какую-то часть выполнения проекта взять на себя, продемонстрировать какие-то умения, но, в целом не делают за ребенка то, что он сам выполнить в состоянии. Они скорее выступают вдохновителями проекта, выражая заинтересованность в сотрудничестве с ним.

    На уровне основного общего образования хороший мотивирующий эффект имеют совместные проекты обучающихся. Подростковый возраст, как известно, характеризуется известной эмансипацией от мнения взрослого, появлением более выраженной ориентации на сверстников. Отношения с ними являются важным фактором социализации, в том числе они способны значимо влиять на отношение к проектной деятельности ее участников. Групповые проекты способствуют более эффективному формированию УУД, эмоциональному «заражению» содержанием проекта от более мотивированных участников проекта, усилению мотивационного ресурса проекта за счет привлекательности сотрудничества, взаимодействия подростков друг с другом, передачи эффективных приемов работы над проектом, стимуляции мыслительной деятельности обучающихся.

    На сохранение мотивации может повлиять и длительность выполнения проекта с учетом возрастных особенностей обучающихся. В начальной школе ученики осваивают основы проектной деятельности. Проектная деятельность существует еще не в полной форме, это проектные задачи (по Воронцову А.Б.), короткие творческие задания -микропроекты (по Поливановой К.Н.). Проектная деятельность организуется внутри учебной работы класса, по одному или (существенно реже, по мере развития традиций проектирования) по нескольким учебным предметам, носит преимущественно групповой характер.

    В 5-6 классах выполняют относительно короткие (не более 2 недель) творческие задания, требующие работы в одной предметной области под руководством одного педагога, проектные задачи как набор заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта. Более эффективны групповые проекты.

    К окончанию 8 класса обучающийся должен быть подготовлен к выполнению индивидуального проекта. В 9 классе выполняется проект, рассчитанный на четверть, семестр (в исключительных случаях – на учебный год, но тогда проект должен быть разделен на этапы).

В 10-11 классе предусмотрено выполнение индивидуального проекта, который будет реализовываться в течение года или двух лет. Понятно, что заранее планируются даты обсуждения хода работ по проекту. Они могут быть скорректированы в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося, в том числе наличием или отсутствием дефицитов в развитии УУД.

    В ходе выполнения проекта зачастую требуется коррекция личностных особенностей, вызывающих негативные эмоциональные переживания (тревожность, неуверенность в себе, «выученная беспомощность», низкие рефлексивные возможности и проч.). Застой в работе может быть связан не с недостатком интеллектуальных способностей, а с эмоциональными проблемами обучающегося, которые блокируют необходимые для выполнения проекта способности, проявляются в виде «лени», срывов сроков выполнения заданий, избегания консультаций и т.п. Возникает необходимость обучения адекватному отношению к затруднениям, ошибкам, пониманию причин успехов и неудач. Поддержка в ситуации «застоя», затруднения в работе над проектом. Обучение навыкам поведения в стрессовой реакции, формирование адекватного отношение к стрессу, избегание перегрузок, которые могут повлиять на успешность работы. В сложных ситуациях можно проконсультироваться у психолога самому педагогу, или рекомендовать обучающемуся обратиться к данному специалисту.

    Таким образом, мотивационную готовность к проектной деятельности определяют достаточно много факторов. Она не является проблемой только начала выполнения проекта. В поле внимания педагога должны быть не только интересы детей, но и точность формулировки темы проекта, работа по осмыслению ребенком социальной значимости проекта, стиль общения педагога, организация обратной связи, зондирование хода выполнения проекта, обеспечение доступного уровня самостоятельности при выполнении проекта, учет значимого для ребенка окружения, длительности выполнения проекта в соответствии с возрастом ребенка. Ищущий и творческий педагог, вероятно, сможет найти и более широкий спектр мотивирующих ребенка факторов.

 


2. Педагогическое сопровождение разработки и защиты индивидуального проекта в форме учебного проекта на уровне основного общего и среднего общего образования: этапы, содержание, представление результата. Технологическая карта учебного проекта. Оценка учебного проекта

Согласно определению одного из авторов проектного обучения В.Х. Килпатрика, данного им в известной статье «Метод проектов» (1918), проект – это «от души выполняемый замысел»[3].Иными словами, суть проектной деятельности - научить ребенка реализовывать свой замысел, понимать необходимые для его осуществления ресурсы и предстоящий объем работы, доводить начатый проект до конечного результата. Включение проектной деятельности в образовательный процесс обеспечивает связь теоретических знаний, полученных на учебных занятиях, с практическими задачами, жизненными планами и проблемами, актуальными для обучающегося. В процессе работы над учебным проектом, особенно если он выполняется группой детей, складываются благоприятные условия для общения, формирования умения понимать личный смысл деятельности, умения использовать полученные в процессе обучения знания и умения для решения практических задач.

Таким образом, учебный проект – это самостоятельное, развёрнутое решение учеником, или группой учеников какой-либо проблемы познавательного, творческого или практического характера, обеспечивающее воплощение своей идеи в конкретный результат (продукт), который можно далее использовать для реализации своих жизненных планов.

Организация работы обучающихся основного общего образования над индивидуальными и групповыми учебными проектами может осуществляться через урочную, внеурочную деятельность и внеклассную воспитательную работу; на уровне среднего общего образования выполнение индивидуального учебного проекта каждым обучающимся является частью учебного плана, но проектная деятельность может быть шире (особенно, когда речь идет о групповых проектах, коллективных творческих делах, краткосрочных проектах в рамках учебного предмета), дополнительно охватывая привычные для школьников сферы внеурочной деятельности и внеклассной воспитательной работы.

Качество цитирования

цитирование до 25% (возможный объем цитирования определяется руководителем проекта)  
оформление цитат в соответствии со стандартом  
Лаконичность простота и ясность оформления  

Дизайн

композиционная целостность проекта, продуманная система выделения  
художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков  

Наглядность

наглядное представление продукта проектной деятельности и процесса работы над ним  
наличие в проекте демонстрационного материала  
четкость и доступность для восприятия графиков, схем, макетов  

Максимальная сумма баллов – 18 баллов

 

Таблица 9.

Примерный лист оценки защиты учебного проекта

Критерии оценки Показатели Оценка (баллы 0-2)

Лист оценки метапредметных результатов (сформированности регулятивных УУД) на основе наблюдения за проектной деятельностью школьников

Регулятивные УУД Критерий Оценка (баллы 0-2) Комментарий

Целеполагание

Ясно формулирует цель     Называет личный смысл деятельности     Удерживает цель в течение работы над проектом    

Прогнозирование

Понимает соответствие цели и результата проектной деятельности     Понимает, для кого предназначен продукт проектной деятельности, учитывает это при определении результата     Предусматривает необходимые для выполнения проекта ресурсы     Предусматривает сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта    

Планирование

Планирует конкретные этапы работы над проектом     Отбирает необходимые действия в качестве этапов работы над проектом     Понимает необходимую последовательность этапов работы над проектом     Оптимально планирует время работы     Учитывает при планировании возможные сложности в работе над проектом    

Контроль

Следует плану работы, выдерживает сроки работы     Использует имеющиеся ресурсы     Соотносит запланированный и полученный результат    

Коррекция

Обосновывает необходимые коррективы в работе над проектом     Вносит коррективы в свою работу над проектом     Может откорректировать продукт проектной деятельности с учетом пожеланий адресата    

Оценка

Осознанно формулирует критерии оценки результата     Оценивает результат по предварительно определенным критериям     Объективно оценивает продукт проектной деятельности    

Рефлексия

Анализирует свою работу над проектом     Выявляет, что могло бы быть сделано иначе, чтобы улучшить проект     Формулирует саморекомендации     Видит успехи и недостатки в своей работе    

Волевая

 саморегуляция

Прилагает усилия для достижения цели     Организует свою работу и в ситуации успеха, и в ситуации неудачи    

Для оценки уровня сформированности метапредметных результатов можно использовать шкалу, где 0 баллов – отсутствие проявления метапредметного результата (конкретного универсального учебного действия, которое школьник демонстрирует в ходе работы над проектом), 1 балл - присутствуют отдельные проявления метапредметного результата, 2 балла – метапредметный результат проявлен в полной мере. Уровень сформированности метапредметных результатов оценивается в соответствии с критериями, заложенными в основную образовательную программу общеобразовательной организации на уровнях основного общего и среднего общего образования, на основании определения процентного соотношения набранной ребенком суммы баллов и максимального количества баллов в листе оценки метапредметных результатов на основе наблюдения за проектной деятельностью школьников.

Целесообразно в лист оценки включить комментарий руководителя учебного проекта, который содержит информацию для совершенствования соответствующих универсальных учебных действий и может быть представлен в виде практических рекомендаций в ходе индивидуальных консультаций. Комментирование не является обязательным, но оно является эффективным условием для выявления затруднений обучающихся и организации их дальнейшего сопровождения (особенно в долгосрочной перспективе) с учетом имеющихся дефицитов.  

В случае масштабных учебных проектов, на материале листов оценки проектной деятельности (процесса работы над учебным проектом, оформления учебного проекта, защиты учебного проекта) и листов оценки метапредметных результатов руководителем учебного проекта составляется отзыв о проектной деятельности обучающегося (группы школьников), который озвучивается в ходе защиты или презентации проекта и может быть включен в портфолио обучающегося.

Таким образом, работа над учебным проектом является значимым условием реализации требований ФГОС и будет особенно эффективна, если:

ü рассматривать проектную деятельность как основу формирования у школьников умения воплощать свои идеи в жизнь, применять на практике знания и умения, полученные в школе;

ü использовать проектную деятельность как средство развития у обучающихся универсальных учебных действий, компетенций;

ü применять технологическую карту учебного проекта как инструмент, обеспечивающий его педагогическую поддержку;

ü системно использовать оценку проектной деятельности для решения задач индивидуальной помощи обучающимся.


 

3. Особенности разработки и представления результатов выполнения индивидуального проекта в форме учебного исследования на уровне среднего общего образования

Учебное исследование является одной из форм выполнения индивидуального проекта на уровне среднего общего образования наряду с учебным проектом. Нередко в образовательной практике присутствует определенная путаница в отношении понятий «исследование» и «проектирование». Рассмотрим специфику учебного исследования и как данная форма соотносится с учебным проектом.

Исследовательская деятельность - «это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяет специфику и сущность этой деятельности»[4].

В фундаменте исследовательского поведения, как подчёркивает А.И. Савенков, лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределённой ситуации. Ученый даёт следующее определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления»[5].

Особенность исследования в образовательной деятельности состоит в том, что оно является учебным. В этой связи учебно-исследовательская деятельность имеет существенные отличия от научно-исследовательской. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то цель учебно-исследовательской деятельности заключается  в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоениядействительности, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. знаний, которые получены самостоятельно и являются для конкретного учащегося новыми и личностно значимыми). Ценность учебно-исследовательской деятельности- в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятельность мышления, творчество и рефлексию, а также способность к исследовательскому поведению[6].

Таким образом, исследовательская деятельность по сути своей предполагает активную познавательную позицию, основанную на внутреннем поиске ответа на какой-либо вопрос, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации. Исследовательская деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Результат исследования заранее неизвестен. При этом практическая применимость полученных знаний не имеет определяющего значения. Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании.

Учебный проект направлен на со­здание того, чего еще не существует (например, создание сайта, разработка модели технического устройства, компьютерной программы, справочника, и т. д.) и пред­полагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства. Практическая значимость является одним из важных критериев оценки эффективности проектирования. Но, как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является субъективная практическая значимость для автора работы, т. е. возможность самостоятельно получить личностно значимый результат.

Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектированияпоследовательного движения к поставленной цели. Именно поэтому структура исследования включает в себя все типично проектные этапы:

· концептуализация (выделение нерешенной проблемы, актуализация недостающего знания);

· целеполагание – определение целей и задач исследовательской работы (при этом функцию проектного замысла выполняет гипотеза исследования);

· подбор методов и средств достижения поставленных целей (разработка экспериментов, плана сбора информации, отбор проб и т. д.);

· планирование хода работы;

· оценка результатов и соотнесение их с гипотезой (обсуждение и анализ результатов);

· окончательные выводы и их интерпретация.

Исследовательскую работу часто называют исследовательским проектом. Исследовательский проект – это есть учебное исследование, которое обладает специфической природой отличающей ее от учебного проектирования. В данном случае проектирование выступает средством построения процесса исследования, необходимого для достижения конечного результата – подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.

Каждая из форм выполнения индивидуального проекта на уровне среднего общего образования (учебный проект или завершенное учебное исследование) имеет свои целевые установки и особенности, которые важно понимать педагогам и обучающимся. С точки зрения целеполагания учебное исследование ставит главной целью поиск субъективно новых знаний для учащегося, а учебный проектсоздание конкретной модели процесса или объекта окружающей действительности. Этапы учебного исследования ориентированы на сбор материала по заданной проблеме, его классификацию, экспериментальную проверку (если это необходимо) анализ и обобщение для вычленения собственных выводов, в то время, как этапы учебного проекта ориентированы на определение оптимальных ресурсов для моделирования конкретного процесса или объекта окружающей действительности в соответствии с замыслом.

Логика каждого учебного исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащённости исследования и своих возможностей. Обратимся к основным категориям исследовательской работы и разберём примерный алгоритм выполнения учебного исследования.

Работа над учебным исследованием начинается с разработки методологического аппарата, который составляют следующие компоненты: актуальность, проблема исследования, тема исследования, объектная область, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования.

  Учебное исследование начинается с обоснования актуальности его темы. Под актуальностью исследования понимается степень его важности в данный момент существования общества, на данном этапе развития науки. Актуальность может быть сформулирована через выявление противоречий, имеющихся в современном научном знании или между требованиями практики и отсутствием знаний или методик их применения.

На основании выявленного противоречия формулируется проблема исследования. Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Проблема – это затруднение, неопределенность. По сути, она представляет собой задачу, решение которой приведет к получению нового знания об исследуемом объекте. В рамках учебного исследования  проблема должна быть посильной для обучающегося, чтобы в процессе работы над ней развивать у него умения исследователя, а именно: выявление новых фактов; высказывание новой идеи с убедительной собственной аргументацией ее верности; обоснование тезиса /идеи/ со ссылкой на различные источники; введение новых знаний в личную систему знаний.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.053 с.)