Методические приёмы, обеспечивающие формирование первоначального навыка письма: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические приёмы, обеспечивающие формирование первоначального навыка письма:



Показ учителя, сопровождающийся объяснением способа написания, – основной приём обучения письму. Показ осуществляется для всего класса на доске или для отдельного ученика в тетради. Показ обязателен при знакомстве с новой буквой. Учитель должен ориентировать учащихся, где начинать написание, куда вести руку, как сделать поворот, какой формы или величины та или иная буква. При объяснении написания учитель использует ориентиры: нижняя и верхняя линейки рабочей строки, влево, вправо, вверх, вниз, закругляю, касаюсь и др. На этапе выработки навыка написания объяснять могут и ученики.

Списывание с готового образца основывается на том, что учащиеся воспроизводят образцы письма, данные в тетради или на доске. Этот способ следует отличать от копирования, при котором происходит обведение образца. При списывании ученик постоянно сравнивает свою работу с образцом, поэтому написание учителя должно являться примером.

При копировании  ученик упражняется в выполнении правильного движения. Это механическая работа, её надо чередовать с самостоятельным письмом. Копировать можно через прозрачную бумагу или кальку.

Воображаемое письмо (письмо в воздухе) отличается от копирования тем, что учащийся опирается не только на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Это позволяет усвоить и движение, и правильную форму всей буквы. Воображаемое письмо проводится по написанному на доске образцу, вслед за письмом учителя или по прописям. Копирование и воображаемое письмо – это вспомогательные приёмы обучения письму.

Анализ формы буквы можно вести различными способами:

а) раскладывая на зрительные элементы;

б) с точки зрения движений при письме;

в) в сравнении с ранее изученными буквами;

г) конструирование буквы из шаблонов (лицевая сторона отличается от изнаночной по цвету, таблички с выпуклыми буквами или из шершавой бумаги).

Элементы букв:

- прямая линия;

- линия с закруглением с одной стороны;

- линия с закруглением с двух сторон;

- линия с петлей;

- линия с овалом;

- плавная линия;

- овал;

- полуовал.

Усвоение правил письма способствует сознательному овладению навыком письма.

В 1 классе следующие правила:

- буквы надо писать с одинаковым наклоном;

- буквы в словах надо писать на одинаковом расстоянии;

- писать надо красиво.

Во 2 классе правила следующие:

- буквы в словах надо писать одинаковой высоты;

- слог пишется безотрывно;

- писать надо быстро и красиво.

К правилам не следует обращаться ежедневно. Следует объяснять, от чего зависит выполнение этих правил.

Письмо под счёт (тактирование) способствует выработке плавного, ритмичного письма определённого темпа. Тактирование используется при написании не только букв, но и соединений, коротких слов.

Анализ ошибочного написания. Ошибочное написание не выносится на доску. Учащиеся рассматривают написание в тетради и отвечают на вопросы:

- Кто не довёл элемент до верхней (нижней) линии?

- Все ли элементы имеют одинаковый наклон?

- Не выходят ли элементы за строку?

Учитель объясняет, что надо делать, чтобы ошибки не повторились. Во 2, 3 классе учитель выносит ошибку на доску, дети находят ошибку и объясняют, как её следует избежать. Для исправления прописывают буквы, чередуя с написанием дополнительного элемента.

Типы ошибок:

1. Нарушение наклона (приводит к непараллельности элементов).

2. Нарушение пропорций: вертикальных (неодинаковая высота букв или их частей), горизонтальных (неодинаковая ширина букв и их элементов), пропорций между частями букв (увеличение или уменьшение элементов букв).

3. Искажение овалов, полуовалов и элементов, содержащих закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию.

4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: ц вместо щ, н вместо ю.

Для успешного преодоления ошибок нужно определить их причины. Для исправления ошибок первой группы, необходима отработка прямых параллельных линий с нужным наклоном. Для исправления ошибок второй группы следует развивать глазомер. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, плавностью движения. Ошибки четвёртой группы связаны с нарушением внимания.

Одновременно с графическим навыком формируется орфографический навык, однако число правил невелико:

- соотношение звука и буквы сначала в сильных позициях, а затем в слабых;

- раздельное написание слов;

- перенос слов с одной строки на другую с учётом слогоделения;

- употребление заглавной буквы в начале предложения, а также в именах людей и кличках животных.

Главное место принадлежит смысловым и фонетическим факторам, используются приёмы:

- звукобуквенный анализ и синтез;

- составление слов на наборном полотне;

- отчётливое проговаривание слов;

- смысловой анализ слов и предложений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.170.27 (0.007 с.)