Барьеры повышения энергоэффективности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Барьеры повышения энергоэффективности



 

В России имеется огромный потенциал повышения энергоэффективности при производстве и распределении тепловой энергии.

Наиболее существенные барьеры для повышения энергоэффективности теплоснабжения включают применение методологии тарифообразования, юридическую структуру муниципальных унитарных предприятий (МУП) и отсутствие межсекторальной координации и информации. Правительство должно сначала сосредоточить усилия на решениях, дающих возможность МУП стать коммерческими структурами, усовершенствовать процесс сбора статистической информации и разработки планов развития муниципальных систем теплоснабжения. Реформа методики тарифообразования также будет активно стимулировать повышение энергоэффективности в этом секторе.

Перед Россией стоит ряд задач по реализации потенциала энергосбережения. Наряду с законодательными и информационными барьерами и "размытостью" стимулов, которые мешают реализации энергосберегающих проектов в разных секторах экономики, в теплоснабжении существуют дополнительные препятствия, обусловленные его сложной, но регионально децентрализованной структурой. Неэффективное управление и отсутствие координации в этом секторе еще больше осложняют повышение общей эффективности российских систем теплоснабжения. Барьеры на пути повышения энергетической эффективности систем теплоснабжения в России включают:

недостаток информации. Недостаток информации мешает России эффективно эксплуатировать свои системы теплоснабжения, инвестировать в энергосберегающие проекты. Точнее говоря, отсутствует информация по производству и потреблению тепловой энергии. В России нет данных по балансу спроса и предложения в секторе теплоснабжения. Почти нет приборов учета на местных котельных, в зданиях и квартирах. Например, в 2006 г. только 8,7% муниципальных котельных г. Ростова-на-Дону были оборудованы приборами учета тепловой энергии.

В отсутствие учета на местных котельных невозможно измерить объем реально произведенной тепловой энергии. Без учета на уровне зданий невозможно измерить реальный объем потребления тепла. При отсутствии информации по производству и потреблению нельзя оценить потери в сетях. А без этих данных ни производители, ни потребители тепла не могут узнать, сколько энергии теряется и каков потенциал энергосбережения. Прогнозы потребления, на которых основываются планы строительства новых мощностей, могут быть всего лишь иллюзией;

несовершенство методологии тарифообразования. Способ установления тарифов в теплоснабжении препятствует вложению средств компаниями в проекты по снижению издержек при выработке тепла. Точнее говоря:

метод установления тарифов "затраты плюс", применяемый в России, препятствует инвестициям теплоснабжающих организаций в любые проекты по снижению текущих издержек (в том числе энергетических издержек). При использовании этого метода чем выше базовые затраты, тем больше прибыль теплоснабжающих организаций. По этой причине стремление производителей к максимизации прибыли вступает в противоречие с задачей повышения эффективности использования энергии;

экономия зачастую изымается в тарифном процессе: сумма устанавливаемого тарифа снижается вместе со снижением затрат, несмотря на то, что механизм распоряжения экономией предусмотрен существующим законодательством. Согласно Постановлению Правительства № 109, тарифы энергоснабжающих предприятий, реализовавших меры по снижению производственных затрат, остаются на прежнем уровне в течение двух лет после окончания срока окупаемости этих мер. Однако контроль соблюдения этого положения остается за местными органами власти, а они редко его выполняют. Идея Постановления № 109 хороша, однако, на практике такой подход трудновыполним и является далеко не лучшим способом регулирования тарифов;

как и по большинству других коммунальных услуг, тарифы пока не отражают полного объема потерь в сетях. Как правило, уровень потерь, которые регулирующие органы разрешают закладывать в тариф при оценке теплоснабжающими предприятиями затрат на распределение тепловой энергии, гораздо ниже их реальной величины. Например, потери тепловой энергии в системах распределения могут составлять в среднем 20% (достигая 36% в отдельных системах), при этом в тариф включаются потери не более 13%. В результате, если учет конечного потребления (на уровне здания) не ведется, теплоснабжающие организации поставляют меньше тепла, чем это необходимо, возмещая, таким образом, свои убытки вследствие более высокого, чем положено, уровня сетевых потерь. Если учет потребления тепла ведется (опять на уровне здания), они увеличивают поставки сверх необходимых объемов для компенсации своих убытков (так как их прибыль складывается из разницы между себестоимостью производства единицы тепловой энергии и выручкой от ее продажи). Совокупность этих факторов снижает экономическую привлекательность инвестиций в модернизацию тепловых сетей и ведет к перерасходу теплоты или переплате за нее;

короткие периоды действия тарифов. Интервалы между пересмотрами тарифов слишком коротки для полноценного инвестиционного планирования. Местные органы власти не могут устанавливать тарифы на срок более трех лет, однако, часто предпочитают пересматривать их каждый год. В России пересмотр тарифов вносит элемент неопределенности, препятствуя долгосрочным капиталовложениям, даже если эти капиталовложения со временем могут принести потребителям экономию затрат;

отсутствие возможностей для регулирования уровня потребления. Потребители тепловой энергии, как правило, не имеют возможности регулирования уровня комфорта, за исключением проветривания для устранения перетопов или использования дополнительных источников тепла (например, покупки индивидуальных электронагревательных приборов) для компенсации недостаточного отопления. Индивидуальные термостатические вентили, как правило, слишком дороги и требуют дополнительной реконструкции системы теплоснабжения;

юридический статус и организационная структура. Многие теплоснабжающие предприятия являются собственностью и эксплуатируются муниципалитетами, и поэтому у них нет необходимых стимулов и свободы для повышения эффективности работы. У МУП отсутствует мотивация к снижению затрат, а следовательно, к повышению энергоэффективности. Кроме того, МУП не хватает самостоятельности в вопросах использования полученной прибыли и управления финансовыми потоками, они не имеют возможности обеспечить сотрудникам конкурентный уровень зарплат и, как правило, зависят от муниципального финансирования при реализации любых проектов, требующих инвестиционного капитала. Поэтому теплоснабжающие предприятия испытывают трудности с привлечением квалифицированных специалистов и внешнего финансирования;

отсутствие межсекторальной и внутрисекторальной координации. В России существует 17 тыс. теплоснабжающих организаций, при этом органы власти практически не осуществляют внутрисекторальную и межсекторальную координацию развития.

Местные и региональные теплоснабжающие компании редко согласовывают друг с другом планы реконструкции и новых инвестиций, а местные органы не взаимодействуют с поставщиками электроэнергии, газа и тепловой энергии для обеспечения бытовых потребителей энергоресурсами наиболее эффективно и с наименьшими затратами.

Например, в системах с низкой плотностью тепловых нагрузок выше уровень сетевых потерь, однако, показатель плотности тепловых нагрузок редко используется при определении оптимальных инвестиционных решений в инфраструктуре. В Москве и других крупных городах устанавливаются малые локальные котельные и индивидуальные теплогенераторы, несмотря на то, что здесь уже существует хорошо развитая инфраструктура систем централизованного теплоснабжения (СЦТ). Массовая установка индивидуальных теплогенераторов объясняется плохим качеством СЦТ или тем, что индивидуальные потребители стремятся к независимости при получении тепловой энергии. Тем не менее, такие факторы как качество обслуживания и индивидуальные предпочтения могут оказывать негативное влияние на общий уровень энергоэффективности и затрат в системах централизованного теплоснабжения.

Финансовые барьеры существенно препятствуют инвестированию в модернизацию зданий с целью повышения их энергоэффективности. Такие барьеры включают, кроме всего прочего, барьер начальных затрат, высокие операционные издержки, длительный период окупаемости и подверженность риску. Кроме того, традиционные критерии финансирования инвестиций не применимы к инвестициям в энергоэффективность, отсутствие знаний среди организаций, обеспечивающих финансирование в области специфики повышения энергоэффективности, препятствует доступу потребителей к капиталу, а отсутствие практики стандартизированных измерений и верификации приводит к дальнейшему увеличению операционных издержек. Ввиду значительного влияния указанных финансовых барьеров на модернизацию зданий в плане повышения энергоэффективности, в данной работе основное внимание уделяется рассмотрению указанных барьеров.

Структурные барьеры.

Фрагментированная структура аспекта предложения: строительный сектор в существенной степени фрагментирован на всех уровнях, при этом в нем действуют исключительно ограниченное число строительных компаний. Уровень участия предприятий в торговых организациях в большинстве государствах-членах является исключительно низким, что препятствует распространению передовой практики. Более того, слабая интеграция в цепочку создания стоимости оказывает негативное влияние на возможности достижения полезного эффекта распространения нововведений в результате сотрудничества. Это находит свое отражение в существенных различиях между государствами-членами в плане конкурентоспособности в секторе.

Нормы и правила и их соблюдение: отсутствие гармонизации стандартов и сертификации во всех государствах-членах. Несоблюдение конкурентами положений законодательной базы создает риски в отношении того, что подобное положение может разбалансировать конкурентную среду для инвесторов, застройщиков и поставщиков строительной продукции и услуг в ЕС и глобальном масштабе.

Масштабы проектов модернизации: лица, определяющие политику и публичные собственники могли бы играть важную роль в разработке программ модернизации и оперативных мер на уровне "добрососедских" отношений, стимулируя экспериментирование с инновационными решениями в области энергоэффективности в более широком масштабе, чем эксперименты с отдельными зданиями.

Технические барьеры.

Общие навыки, такие как навыки постановки проблемы, решения проблемы, коммуникации, конструирования и предпринимательства являются исключительно важными для обеспечения межпрофессионального сотрудничества в рабочих коллективах и для извлечения выгоды из создания добавочной стоимости на уровне фирмы.

Краткосрочная точка зрения: обусловленные рынком и предлагаемые сотрудниками нововведения внедряются недостаточно широко ввиду того, что основное внимание уделяется минимальным ценам на продукцию (в ответ на продукцию, поступающую из-за пределов ценового региона Средиземноморья), а не экономически наиболее эффективному предложению, а также ввиду низких уровней производительности, обусловленных слабым внедрением передовых технологий и недостаточным использованием практики гибкой организации работы. Сектор теряет возможности создать значительную добавочную стоимость для экономики.

Финансовые барьеры.

Доступ к финансированию и рентабельности: Финансовый кризис, задержки платежей клиентами, неэффективное финансовое руководство и ограниченная рентабельность определенных сегментов строительного сектора затрудняют доступ сектора к финансовым средствам. Существенное снижение стоимости зданий в Европе, а также в других странах, оказало огромное влияние на доступ к финансовым средствам и инвесторам для реализации новых строительных проектов.

Финансирование проектов модернизации в области повышения энергоэффективности: зачастую проекты модернизации в области повышения энергоэффективности, реализуемые энергосбытовыми компаниями, являются слишком мелкомасштабными и не в состоянии гарантировать минимальную норму прибыли, необходимую для реализации оперативных мероприятий

Барьеры, обусловленные недостатком знаний.

Недостаток коммуникации: поставщики в основном сосредотачивают свое внимание на энергоэффективности и технических аспектах вместо того, чтобы рассмотреть глобальный контекст здания в плане комфорта и информировать о добавленной стоимости их продукции/материалов в плане общего комфорта для конечных потребителей.

Поведенческие барьеры.

Восприятие модернизации: конечные потребители и инженеры-проектировщики зданий воспринимают работы по модернизации как ненужные, сложные и "раздражающие".

Использование модернизированных зданий: традиционные и "обычные" условия проживания и обитания в зданиях в регионе стран Средиземноморья мало совместимы с инновационными решениями модернизации и строительства, такими как САУЗ (система автоматизации и управления зданиями), или с другими технологиями, направленными на улучшение качественных характеристик здания.

Отсутствие стремления к сотрудничеству: Культура "традиционного бизнеса" и традиционная строительная философия вряд ли согласуется с появлением новых профессий и способностью работать с малым и средним бизнесом для изменения практики в области сотрудничества с профессионалами.

Технические барьеры.

Конструкция и технические системы существующих зданий ограничивают варианты выбора технических решений и возможности для проведения модернизации и строительства зданий с почти нулевым потреблением энергии

Могут быть найдены технические решения, но они являются дорогостоящими и нежизнеспособными в финансовом отношении

Отсутствуют "пакеты" решений по модернизации и созданию зданий с почти нулевым потреблением энергии, однако требуются решения, специфичные для модернизируемого здания

Высокое энергопотребление, являющееся базовым, еще в большей степени затрудняет достижение уровней зданий с почти нулевым потреблением энергии

Низкий уровень информированности о модернизации и создании зданий с почти нулевым потреблением энергии

Финансовые барьеры.

Слишком высокие инвестиционные издержки.

Исключительно длительный период окупаемости, и (или) такой период окупаемости предусматривает перспективу долгосрочного владения, что не всегда является возможным. Отсутствие финансовых стимулов для достижения целей повышения энергоэффективности. Ограниченный доступ к финансированию ввиду отсутствия, например, долгосрочных кредитов и (или) инновационных деловых/финансовых моделей

Структура собственности зданий ограничивает возможности финансирования модернизации и создания зданий с почти нулевым потреблением энергии. Риск конфликта интересов, т.е. участник, который должен произвести инвестиции, не всегда является участником, который получит выгоду от такого инвестирования.

Социальные барьеры.

Недостаток знаний и (или) интереса к повышению энергоэффективности среди жильцов и домовладельцев, зачастую обусловленные низким уровнем информированности. Отсутствие желания или возможностей повысить арендную плату/ипотеку для проведения более масштабной модернизации по повышению энергоэффективности.

Здания представляющие собой архитектурную и культурную ценность ограничивают варианты выбора технических решений и возможности по их модернизации и созданию зданий с почти нулевым потреблением энергии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.024 с.)