Энергосбережение в странах Евросоюза 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Энергосбережение в странах Евросоюза



 

В общем объёме конечного потребления энергии в государствах Евро союз доля промышленности составляет 28,8%, доля транспорта - 31%, сферы услуг - 47%. С учётом того, что около 1/3 объёма энергопотребления тратится на жилищный сектор, в 2002 году была принята Директива Евро союза поэнергетическим показателям зданий, где определялись обязательные стандарты энергоэффективности зданий. Эти стандарты постоянно пересматриваются в сторону ужесточения, стимулируя разработку новых технологий (разработок).

Энергосервисные организации Европейский союз применяют линейку из 27 различных энергоэффективных технологий. Самым быстрорастущим сегментом является освещение 22 % всех проектов связаны с заменой осветительного оборудования на энергоэффективное и мерами по управлению освещением. Кромених внедряются системы энергоменеджмента (СЭнМ), исследуются поведенческие аспекты, применяется управление котлами, повышение их эффективности и оптимизация их режимов, внедрение изоляционных материалов, фотогальваники и др.

В развитых странах на строительство и эксплуатацию расходуется около половины всей энергии, в развивающихся странах - примерно треть. Это объясняется большим количеством в развитых странах бытовой техники. В Российской Федерации на быт тратится около 40-45% всей вырабатываемой энергии. Издержки <http://investments.academic.ru/972/%D0%98%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B8> на отопление в жилых зданиях на территории Российской Федерации составляют 350-380 кВтч/мІв год (в 5-7 раз выше, чем в странах Евросоюз), а в некоторых типах зданий они достигают 680 кВтч/мІ в год. Расстояния и изношенность теплосетей сетей приводят к потерям в 40-50% от всей вырабатываемой энергии, направляемой на отопление зданий. Альтернативными источниками энергии в зданиях сегодня являются тепловые насосы, солнечные коллекторы и батареи, ветровые генераторы.

Сегодня мир сталкивается с серьезными проблемами в сфере энергетики и охраны окружающей среды, проблемами, которые особенно остро стоят в Европе - как обеспечить конкурентоспособное и чистое снабжение энергией на фоне изменений климата, глобального роста спроса на энергию и будущих неопределенностей по ее поставкам. Я считаю, что решение может быть найдено только на уровне Европы в целом и должно быть основано на принципах стабильности, конкуренции и энергетической безопасности.

Европа должна возглавить новую промышленную революцию: развитие экономики с низким использованием углеводородов. Наша цель - ограничить климатические изменения диапазоном не более 2оC, обеспечив решения в сфере эмиссии парниковых газов и возобновляемых источников энергии. Мы также намерены сократить эмиссию парниковых газов к 2020 году как минимум на 20%, в том числе благодаря мерам, принимаемым в энергетике. Чтобы реализовать эти цели на практике, Европа нуждается в сильной энергетической политике. Для этого Европейская Комиссия разработала, а Европейский Совет в марте 2007 года одобрил важный набор предложений по совершенствованию европейской энергетической политики. Эта всеобъемлющая стратегия, сопровождающаяся принятым планом действий, устанавливает долгосрочные подходы к совершенствованию внутреннего энергетического рынка, увеличению использования возобновляемых источников энергии, диверсификации и обеспечению безопасности поставок, и позволит контролировать спрос за счет радикальных мер поддержания энергетической эффективности.

Приоритеты новой энергетической политики единой Европы можно сформулировать следующим образом:

. Создание полноценный внутренний рынок энергии

Многие не видят преимуществ единого внутреннего рынка электроэнергии и газа, отчасти потому, что исторически задействованные операторы и традиционные источники энергии пользуются определенными преимуществами, а отчасти потому, что операторы сетей поставки энергии не выделены в самостоятельный сегмент. Европейская Комиссия будет предпринимать дальнейшие усилия в рамках правил честной конкуренции и действовать с целью изменения регулирующего законодательства с тем, чтобы потребители и предприятия получили максимальную выгоду от либерализации в части безопасности, конкурентоспособных цен и бесперебойного снабжения.

. Энергетическая эффективность: каждый может внести свой вклад

Экономия энергии снижает уровень загрязнения, удешевляет пользование и сокращает необходимость создания новых электростанций, трубопроводов, нефтяных терминалов и так далее. Установлено, что за счет экономии можно сберечь до одной пятой части энергоресурсов. Европейская Комиссия уже ввела в действие план, способствующий тому, чтобы страны-члены, отдельные регионы, местные власти и граждане в масштабе всей Европы объединяли свои усилия по снижению потерь энергии. Он рассчитан на достижение к 2020 году 20% -ной экономии. Сегодня мы стремимся донести эту концепцию до наших международных партнеров с помощью международной инициативы в области энергосбережения.

. Повысить долю возобновляемых источников энергии

Изменения климата, рост зависимости от нефти и ископаемого топлива, рост цен на энергоресурсы - все эти факторы позволяют осознать растущую уязвимость Европы. Наше стабильное будущее в большой степени зависит от использования возобновляемых источников энергии. Европейская Комиссия предложила, а Европейский Совет одобрил в качестве практической задачи доведение к 2020 году доли возобновляемых источников энергии до 20%, а использования биотоплива для транспорта - как минимум до 10%. Это значит, что в 2020 году одна пятая часть энергии и одна десятая часть топлива, потребляемых в ЕС, будут происходить из возобновляемых источников. Наша задача - достичь повышения доли использования возобновляемых источников энергии во всех сферах: электроэнергетике, теплоснабжении и на транспорте.

. Увеличить капиталовложения в развитие технологий

Технологии будут играть главную роль в достижении целей новой энергетической политики единой Европы. С этой целью Европейская Комиссия в 2007-2013 годах будет ежегодно инвестировать около?1 млрд. в исследования и инновации в сфере энергетики. Технологии должны помочь снизить стоимость использования возобновляемых источников, повысить эффективность энергопотребления и обеспечить лидерство европейской индустрии на глобальном уровне. В настоящее время Комиссия готовит стратегический план развития энергетических технологий, который будет представлен в 2007 году.

. Безопасность ядерной энергетики

Более половины стран-членов ЕС используют атомные установки, которые обеспечивают, в среднем, 15% всей энергии и одну треть производимого в ЕС электричества. Решение об использовании атомной энергии относится к компетенции отдельных стран-членов. На Европейский Союз, в соответствии с договором EURATOM, возлагается контроль над надежностью и безопасностью атомной энергетики. Поэтому наша цель - достижение максимально высоких стандартов надежности, безопасности и нераспространения ядерных технологий и продолжение усилий, направленных на признание этих стандартов во всем мире. Единый внутренний рынок энергии повышает взаимную зависимость стран-членов ЕС в энергетической сфере как по электроэнергии, так и по газу. Даже с ростом эффективности и использования возобновляемых источников, нефть и газ будут удовлетворять более половины потребности ЕС в энергии, причем зависимость от импорта в обоих этих секторах очень велика. Поэтому в ближайшие годы ЕС будет добиваться диверсификации источников сырья, его поставщиков и маршрутов транспортировки. Будут созданы эффективные механизмы повышения солидарности стран-членов на случай энергетических кризисов. Это необходимо, в частности, потому, что некоторые страны-члены значительно или полностью зависят от единственного поставщика газа.

Энергосбережение в США

Соединенные штаты Америки не производят впечатления энергоэффективной страны. Нет даже государственной программы энергосбережения. Озвученная еще при Д. Буше цель, известная под коротким названием 15/15 (снижение к 2015 г. темпов роста потребления энергоресурсов на 15%), удивляет своей незначительностью.

Даже в северных районах удивляют здания - обычно нет тамбуров, остекление одинарное, а стены выполняют только функцию перегородок.

Цены на энергоресурсы примерно соответствуют российским, но средние доходы граждан выше, и энергоэффективное поведение не стало массовым явлением.

В то же время большое количество проектов и решений очень интересны и полезны для нас. Достаточно сказать, что общая мощность ветряных электростанций за последние 10 лет увеличилась в 5 раз, достигнув 21 тыс. МВт. Только в 2008 г. в этот сектор инвестировано 5,5 млрд долл. и сейчас одновременно строится 86 ветропарков.

В промышленности потребляется около трети энергоресурсов. В основном это нефть и природный газ.

Всего в США более 200 тыс. промышленных предприятий, но из них 4 тыс. потребляет 58% энергоресурсов.

Государство финансирует проведение экспресс-аудитов крупнейших предприятий (2-3 дневные проверки стоимостью около 10 тыс. долл. США). Обычно предприятия выполняют более половины рекомендованных мероприятий.

Распространение получили добровольные соглашения с региональными и федеральными властями о снижении потребления энергоресурсов предприятиями (обычно на 25% за 10 лет).

На общедоступных сайтах имеется огромное количество информации по энергосберегающим технологиям, расчету экономической эффективности и особенностям внедрения. Действует 26 образовательных центров для малых и средних предприятий.

В некоторых штатах действуют программы софинансирования для предприятий, заключивших добровольное соглашение.

В настоящее время политика развитых стран по отношению к целям и задачам энергоэффективности и энергосбережения и расширения использования возобновляемых источников энергии базируется на сочетании поощрения инвестиций в энергосберегающие технологии и создания стимулов к их применению, в том числе налоговых режимов и субсидирования, особенно в странах Европы и США.

В развивающихся странах важную роль в распространении энергоэффективных технологий и расширения использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии играют программы кредитования и субсидирования международных финансовых организаций и экспортно-импортных агентств.

Современный этап развития мировой энергетики характеризуется ускоренным ростом энергетической эффективности. В большинстве промышленно развитых стран стремление повысить энергоэффективность приобрело характер национальной идеи. Внутренняя государственная политика там направлена на оптимизацию энергозатрат путем энергосбережения и развития возобновляемых источников энергии, а внешняя - на диверсификацию источников поставок и снижения конкурентоспособности энергоизбыточных стран.

Важнейшими инструментами реализации государственной политики энергосбережения в странах с развитой экономикой являются:

нормативно-правовая база. К примеру, в США, Японии, Канаде и Нидерландах действуют специальные законы об энергосбережении. В остальных промышленно развитых странах законодательное регулирование в сфере энергосбережения осуществляется с помощью отдельных нормативных актов, правительственных директив, посвященных вопросам экономии топлива и энергии в различных областях.

ценовая и налоговая политика, направленная на экономическое стимулирование энергосбережения.

Примером создания эффективного нормативно-правового обеспечения энергосбережения может служить законодательство Соединенных Штатов Америки, где принят ряд принципиальных законов в указанной сфере, явившихся прототипом для разработки энергетического законодательства в других странах.

Один из основополагающих - закон США 2005 г. "Об энергетике" охватывает всю отрасль энергетики и включает в себя комплекс конкретных программ по внедрению энергосберегающих технологий и новых источников энергии. Среди этих программ следует отметить, к примеру, практику заключения контрактов на энергосбережение. Правительство заключает с организациями контракты на энергосбережение. Причем должно экономиться ежегодно примерно 2,5% топливно-энергетических ресурсов. И если достигается экономия в течение указанного срока (в законе говорится о 2007-2016 годах), тот, кто этого достиг, имеет право на получение соответствующих субсидий и поддержки на федеральном уровне.

Согласно закону, призванному ускорить разработку и реализацию энергосберегающих технологий, в 2012 г. из возобновляемых источников должно быть произведено 7,5 млрд. галлонов топлива. Поставлена задача обеспечить к 2017 г. производство из доступных в США возобновляемых и альтернативных источников 35 млрд. галлонов топлива. Это позволит сократить потребление нефти на 10%, что приведет к экономии 2 млн. баррелей нефти в день.тоит также упомянуть о программе "Энергетическая звезда", суть которой состояла в закупках государственными учреждениями и частными компаниями США энергоэффективных товаров. И власти обязывали муниципальные, местные органы закупать товары, только имеющие знак "Энергетическая звезда". Для обеспечения работы программы была разработана целая система по закупке энергоэффективных товаров, маркировке, созданию каталогов энергоэффективных товаров и т.д.

Энергетическая система современной Европы характеризуется значительной зависимостью от поставок энергоносителей из-за рубежа. Ее безопасность может обеспечить лишь существенный сдвиг в сторону использования источников возобновляемой энергии с одновременным повышением эффективности энергосбережения. Об этом свидетельствует активная политика ЕС в данном направлении. Ее первым шагом можно считать принятие в 1997 году так называемой "Белой книги" - документа, в котором ЕС установил цели в области использования возобновляемой энергии. Фактически было определено направление долгосрочной политики в области использования возобновляемых источников энергии и поставлена цель удвоить их использование с 6% (уровень 2000 года) до 12% к 2010 году.

В США поставлена задача сократить к 2017 году потребление бензина в стране на 20%. Три четверти этого сокращения предполагается обеспечить за счет увеличения использования местных альтернативных и возобновляемых источников энергии, в том числе: этилового спирта, производимого из кукурузы и целлюлозы, метанола, бутанола, биодизельного топлива, водородного топлива и некоторых других энергоносителей.

Соединенные Штаты считают, что лучший способ укрепить энергетическую безопасность и помочь странам развиваться наряду с охраной окружающей среды и улучшением здравоохранения - внедрять экологически чистые и недорогие технологии в энергетике. При этом необходим диверсифицированный подход, охватывающий обычные, перспективные и возобновляемые виды энергии, а также технологии эффективного использования энергии. Правительство США в партнерстве с частным сектором стремится развивать в стране и за рубежом комплекс технологий, которые должны быть постепенно внедрены ко второй половине текущего столетия. К ним относятся новые биологические виды топлива из непродовольственных культур, чистая угольная технология, коммерциализация гибридных автомобилей с подзаряжающимися аккумуляторами, технология водородных топливных элементов, более эффективные и более безопасные ядерные системы, технологии ядерного синтеза. И это лишь основные направления.

Стратегия сокращения зависимости Америки от нефти, изложенная в Президентской Программе "Передовая энергетическая инициатива", предполагает 22-процентное увеличение финансирования на исследования в области экологически чистой энергии в Министерстве энергетики США. Предусматривается, в частности, увеличить инвестиции в солнечные и ветровые технологии, угольные электростанции без выбросов, чистые ядерные технологии и этанол.

Программой предусматривается не только разрабатывать экологически чистые энергетические технологии, но и стремиться сделать их более дешевыми. Именно поэтому правительство США потратило с 2001 года более 15 млрд. долларов на разработку альтернативных источников энергии. Это финансирование способствовало резкому снижению стоимости возобновляемой энергии. Объем частных инвестиций реагирует на рост стоимости обычной энергии. В 2005 году новые капиталовложения в технологии производства возобновляемой энергии составили 44 млрд. долларов. Теперь на долю этих технологий приходится примерно 20-25 процентов мировых инвестиций в энергетику.

Свою энергетическую программу Б. Обама сформулировал еще во время предвыборной кампании и, не смотря на кризис, в нее не было внесено существенных изменений. На реализацию новой энергетической политики планируется выделить из стабилизационного фонда около 80 млрд долл. США (7% от 1,1 трлн долл. США, предназначенных для всех антикризисных программ).

Предусматривается достижение 6 главных целей:

сокращение выбросов углекислого газа,

субсидирование чистых энергетических технологий,

поддержка производства биотоплива,

достижение независимости от импорта топлива,

повышение энергоэффективности экономики,

восстановление лидерства в международных климатических программах.

Для обеспечения эффективности энергосберегающей политики США необходимо ускоренное проведение исследований, разработки и внедрения технологий, которые либо повышают эффективность энергосбережения, либо предусматривают использование возобновляемых источников энергии. При наличии разнообразных технологий и стимулов рынки смогут более эффективно и гибко осуществлять поиск наиболее экономичных путей решения проблемы глобального изменения климата планеты.

Возобновляемые источники энергии, такие как ветер, фотоэлектрические элементы солнечная, гидроэнергия - источники экологически чистой энергии и не требуют использования обычных видов топлива, таких как уголь или нефть, применение которых связано с выбросом в атмосферу огромного количества углекислого газа.

К 2010 г. объемы выбросов углеродсодержащих соединений в атмосферу в электроэнергетике США могут быть сокращены на 186 млн. тон в год. Обеспокоенность эмиссией углеродсодержащих соединений будет способствовать более активному использованию энергии ветра, сжиганию угля в сочетании с биомассой на электростанциях, повышению эффективности работы электростанций, продлению срока работы АЭС и более широкому использованию гидроэнергетики. Замена угля природным газом для производства электроэнергии на некоторых электростанциях, закрытие устаревших электростанций, работающих на угле, строительство новых турбин и электростанций с комбинированным циклом и более широкое применение газа для производства электроэнергии может оказаться вполне рентабельным делом. Однако, для достижения значительного сокращения эмиссии углеродсодержащих соединений при производстве и использовании электроэнергии правительство США, помимо прочих мер, должно будет расширить исследования в области возобновляемых источников энергии и передовых технологий использования ископаемых энергоресурсов.

Предполагаемая перестройка электроэнергетической отрасли США принесет ощутимые экологические результаты как через рыночные механизмы, так и шаги, направленные на привлечение дополнительных инвестиций для развития энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии.

Энергосбережение в Китае

С конца 70-х гг.20 века Китай остается наиболее быстро развивающимся государством, достигнувшим выдающихся результатов в экономике и сделавшим существенный вклад в мировое развитие и благосостояние. Стабильный рост энергетических поставок обеспечил серьезную

поддержку экономическому развитию и социальному прогрессу КНР, которая, являясь незаменимым звеном мирового энергетического рынка, играет важную роль в поддержании глобальной энергетической безопасности. Китайское правительство большое внимание уделяет развитию современной энергетической индустрии, выбрав энергосбережение и охрану окружающей среды в качестве приоритетов государственной политики.

В последние десятилетия повышение энергетической эффективности экономики КНР стало одной из стратегических задач китайского правительства. Решение данной задачи является необходимым для обеспечения долговременной энергетической и экологической безопасности Китая, сохранения прежних темпов экономического развития. Некогда относясь к группе ведущих нетто-экспортеров энергетических ресурсов и обеспечивая ими своих соседей Японию и Южную Корею, с 1993 года Китай, в условиях бурного экономического роста и истощения запасов природных ресурсов, переместился во вторую группу поставщиков, став нетто-импортером нефти, а с 2003 года удерживает второе место в мире по импорту нефти после США.

В энергетической стратегии Китая большое внимание уделяется развитию возобновляемых источников энергии, законодательные основы которого были заложены в 11-ом пятилетнем плане. С 1 января 2006 года в Китае начал действовать закон "О возобновляемой энергии" (Renewable Energy Law), призванный стимулировать использование возобновляемой энергии, увеличить производство электроэнергии, совершенствовать структуру потребления энергии в КНР, а также защиты окружающей среды. Однако задачи, первоначально поставленные в законе, иначе как грандиозными, назвать нельзя. Так, он предусматривал достижение 15% -ой доли возобновляемых источников в энергетике Китая к 2020 году, при том что по состоянию на 2006 г. она составляла менее 1%. Кроме того, Законом КНР "О возобновляемой энергии" был создан фонд, направленный на финансирование проведения научных исследований в области возобновляемой энергетики, финансирования экологически чистых энергетических проектов в сельской местности, создания независимых энергетических систем в отдаленных районах и на островах.

В 2007 году Государственным советом Китая была утверждена "Белая книга" по энергетике, не потерявшая своей актуальности и сегодня. В 2008 году Государственным Советом Китая был принят целый ряд документов, направленных на повышение энергоэффективности и стимулирование энергосбережения. Наиболее важными из них стали: Energy Conservation Law; Public Sector Energy Saving Regulation; In-depth Development of Energy Saving Action to All Chinese People; Civil Energy Bill и др.

В продолжение развития нормативно-правовой базы энергосбережения, был принят закон "О содействии регенеративной экономике", вступивший в силу с 1 января 2009 года и призванный содействовать поступательному развитию посредством экономного использования энергии и снижения объемов выбросов загрязняющих веществ. С января 2010 года Государственная энергетическая комиссия КНР, возглавляемая председателем Госсовета КНР Вэнь Цзябао, была назначена ответственной за разработку и реализацию энергетической стратегии КНР.

По мнению заместителя начальника Государственного энергетического управления У Иня, снижение энергопотребления является важнейшим условием развития в Китае низкоуглеродной экономики. В "Рекомендациях ЦК КПК по разработке 12-го пятилетнего плана народно-хозяйственного и социального развития" слова "снижение энергопотребления" употребляются более 10 раз.

Неслучайно, что в принятом Национальным народным конгрессом Китая 12-ом пятилетнем плане на (2011-2015 гг.) тема энергосбережения и сокращения выбросов вновь стала одной из ключевых. Целью 12-ого пятилетнего плана является фундаментальная реструктуризация экономики путем реализации четырех основных инициатив: снижение плановых показателей экономического роста, увеличение потребления, внедрение мер энергосбережения и охраны окружающей среды и развитие стратегических отраслей. 12-ый пятилетний план можно справедливо назвать самым "зеленым", поскольку он содержит мероприятия по снижению выбросов, повышению энергетической эффективности экономики и обеспечению стабильных, надежных и чистых поставок энергоресурсов. Новый целевой уровень снижения выбросов углекислого газа установлен на отметке в 17%. Постановка китайским правительством столь высокой планки, вероятно, связана не столько с серьезной озабоченностью проблемой глобального потепления, сколько с пониманием стратегической ценности построения низко-углеродной экономики в реалиях 21 века. Аналитики отмечают, что Китай догоняет и даже опережает США в ряде низко-углеродных отраслей, таких как машиностроение (электромобили), производство ветряных турбин и солнечных модулей, и 12-летний план содержит положения преференциальной политики для дальнейшего развития названных отраслей.

Правительство также обозначило предел совокупного энергопотребления на уровне 4 млрд. тонн угольного эквивалента к 2015 году. Кроме того план содержит "обязательные" целевые показатели по достижению возобновляемыми видами топлива 11% -ой доли в структуре энергопотребления Китая, снижению энергоемкости ВВП на 16% (что ниже заявленного в 11-ом пятилетнем плане 20% -ного уровня), 8% -ому снижению выбросов сернистого газа и CO2 (в 11-ом плане было 10%) и 10% -ому сокращению выбросов оксидов азота и аммиачного азота.

Новые целевые показатели по развитию возобновляемой энергетики не случайны. Во время "11-й пятилетки" под руководством Закона о возобновляемой энергетике КНР и государственной стратегической политики возобновляемая энергетика испытала динамичное развитие.

В 12-м пятилетнем плане акцент развития был направлен на дальнейшее повышение способности к техническим инновациям, владение ключевыми технологиями, повышение эффективности и снижение себестоимости, освоение новых рынков.

В настоящее время основная задача заключается в том, чтобы внимательно изучать и анализировать существующие проблемы в ходе развития возобновляемой энергетики, создавать благоприятный климат для обеспечения поступательного, здорового и динамичного развития возобновляемой энергетики в Китае, в частности, климат юридической политики, климат финансового инвестирования, климат индустриальной инновации и развития.12-ый пятилетний план включает инициативу по развитию нескольких так называемых "Стратегических перспективных отраслей" (Strategic Emerging Industries). Китайское правительство не хочет больше ассоциироваться с "мировой производственной площадкой", по крайней мере, в некоторых отраслях, для которых правительство

собирается ввести льготное налогообложение, а также предложить привлекательные условия финансирования и поставок.

Правительство рассчитывает, что эти отрасли станут основой китайской экономики в ближайшие десятилетия, и они были выбраны исходя из того, какие китайские корпорации должны занять весомое положение на мировых рынках. Эти 7 отраслей включают:

биотехнологии,

разработку перспективных источников энергии,

производство высокотехнологичного оборудования,

энергосбережение и охрану окружающей среды,

энергетически безопасные транспортные средства,

новые материалы,

информационные технологии нового поколения.

Правительство прогнозирует, что в 12-ом пятилетнем периоде на развитие названных отраслей будет направлено 14 триллионов юаней, как из государственного бюджета, так и из внебюджетных источников, при этом доля перспективных отраслей в ВВП должна возрасти с 5 до 8% к 2015 году и до 15% к 2020 году.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.005 с.)