Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая м етодология экологии: основные подходы

Поиск

 

Восемь основных этапов развития экологии, как науки; специфика методов и подходов для каждого из них. Формирование общей экологии, как самостоятельной фундаментальной биологической науки (Седьмой этап - 40-70 гг. XX века). Изучение процессов материально-энергетического обмена, развитие количественных методов и математического моделирования. Формирование новой парадигмы в экологии (Восьмой этап с 80-х годов XX века по настоящее время). В ее основу положена концепция биологического разнообразия; характерная особенность – значительное внимание к эволюционным факторам. Основная методология – системный анализ. Развитие методов и теории экологического мониторинга. Одно из главных направлений исследований – комплексный экологический мониторинг. Глобальная система мониторинга окружающее среды; мониторинг на базе биосферных заповедников, целинных экосистем во всех основных биомах. Возрастание интереса к изучению популяций, динамики формирования биогеоценозов в связи с антропогенными нарушениями.

Теории в области экологии. Формирование теории в экологии на примере продукционной экологии. Основные элементы исследовательской программы в монографии Ю. Одума «Экология».

4.3. Практические занятия, их содержание

 

№ п/п № раздела дисциплины Наименование практических занятий Форма проведения Формируемые компетенции
1 1 Методология науки: теоретическая и практическая. Логическая основа научной деятельности. устный опрос, дискуссия ОК-1 ОПК-1 ПК-1
2 1 Фундаментальные свойства живого устный опрос, семинар ОК-1 ОПК-1 ПК-1
3 1 Формирование и эволюция ключевых понятий в экологии и природопользовании. Экология: наука или мировоззрение? устный опрос, семинар ОК-1 ОПК-1 ПК-1
4 2 Научная деятельность и человек. Научная этика. устный опрос, дискуссия ОК-1 ОПК-1 ПК-1
5 2 Развитие необходимых качеств и модели поведения ученых. Научное творчество, его основные этапы устный опрос, дискуссия ОК-1 ОПК-1 ПК-1
6 3 Возникновение философии науки. Эмпиризм и рационализм. устный опрос, семинар ОК-1 ОПК-1 ПК-1
7 3 Методологическая концепция Карла Поппера. Объективное знание. устный опрос, семинар, обсуждение работ текущего контроля ПК-2 ПК-6
8 3 Концепция научных революций Томаса Куна. Исследовательская программа, ее основные элементы по И. Лакатосу. устный опрос, семинар, обсуждение работ текущего контроля ПК-2 ПК-6
9 3 Концепция личностного знания Майкла Полани. Анархическая теория познания Пола Фейерабенда. семинар, дискуссия    
10 4 Формы познания. Абстрактное мышление его особенности и формы. устный опрос, семинар, дискуссия  
11 4 Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Примеры из области экологии. устный опрос, семинар  
12 4 Эмпирические методы научного познания. Научный факт. Взаимоотношение теории с фактами. Примеры из области экологии. устный опрос, семинар  
13 4 Структура и функция научной теории. устный опрос, семинар  
14 4 Относительность понятия истины. Научная рациональность и цель науки устный опрос, семинар  
15 5 Основные этапы развития экологии, специфика методов и подходов устный опрос, семинар  
16 5 Основные элементы исследовательской программы в монографии Ю. Одума «Экология2 устный опрос, семинар, обсуждение творческой работы текущего контроля  
17 5 Развитие методов и теории экологического мониторинга. устный опрос, семинар, дискуссия  

 

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Текущий контроль

Текущий контроль осуществляется в ходе изучения каждой темы дисциплины и по окончании каждого раздела в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса на текущий год. Система, сроки и виды контроля доводятся до сведения каждого студента в начале занятий по дисциплине. В рамках текущего контроля оцениваются все виды работы студента, предусмотренные учебной программой по дисциплине.

Формами текущего контроля являются:

− экспресс-опрос (проводится после каждой лекции во вступительной части практического занятия);

− проверка выполнения заданий на практические занятия;

– собеседования (коллоквиум, индивидуальный опрос) по теме занятия;

– проверка отчётов по выполнению разноуровневых заданий, собеседование по теоретической части;

– доклады и дискуссии по темам, вынесенным на самостоятельное изучение, в случае пропуска занятий – реферат.

Текущий контроль проводится в период аудиторной и самостоятельной работы студентов в установленные сроки по расписанию.

а). Описание разноуровневых заданий  текущего контроля

Задание репродуктивного уровня (№1) выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 3. Основной литературный источник для подготовки задания - четыре первые главы книги Карла Поппера «Логика и рост научного знания». Для более глубокой проработки вопросов можно воспользоваться другой более поздней работой К. Поппера – «Объективное знание. Эволюционный подход». Для ответа на третий вопрос необходимо привлечь дополнительные литературные источники. При возникновении проблем с формулировкой ответов на вопросы можно воспользоваться учебными пособиями, приведенными в разделе 6 программы. Задание представляется письменно, это работа текущего контроля должна содержать титульный лист и список использованных источников.

 

Вариант вопросов:

1. Каким образом можно проверить достоверность научной гипотезы?

2. Процесс научного познания: основные этапы.

3. Метафизика. Граница между наукой и метафизикой (Для ответа на вопрос необходимо привлечь дополнительную литературу)

4. Правомерность использования индукции для верификации научной теории.

5. Возможности использования теории вероятности и других статистических методов для проверки научной гипотезы (теории).

6. Насколько важна простота формулировки для создания теории.

7. Критика Поппером индуктивногометода Юма.

Задание репродуктивного уровня (№2) выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 3. Основные литературные источники для подготовки задания - работа Т. Куна «Структура научных революций» и работа И. Локатоса «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ». Для ответа на последний седьмой вопрос необходимо привлечь дополнительные литературные источники, например, Учебное пособие А.Л. Никифорова «Философия и история науки». При возникновении проблем с формулировкой ответов на вопросы можно воспользоваться и другими учебными пособиями, приведенными в разделе 6 программы. Задание представляется письменно, это работа текущего контроля должна содержать титульный лист и список использованных источников.

 

Вариант вопросов:

1. Понятие парадигмы и нормальной науки по Томасу Куну.

2. Основные характеристики и роль научного сообщества в процессе развития науки (по Т. Куну «Структура научных революций»)

3. Понятие исследовательской программы, ее основные элементы. (по И. Локатосу «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ».

4. Понятие эвристики. Отличия между негативной и позитивной эвристикой.

5. Различия между утонченным фальсификационизмом И.Локатоса и наивным фальсификационизмом К.Поппера.

6. Критика И.Локатоса представлений Томаса Куна о нормальной науке.

7. Понятие научного факта и его структура. Трактовка словосочетания «открытие научного факта»

Задание творческого уровня (№3) выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 4 программы.

Цель работы: закрепление на практике теоретических представлений, полученных в ходе лекционных занятий по части раздела программы - Понятие, как форма мышления.

Задание представляется письменно, это работа текущего контроля должна содержать титульный лист и список использованных источников.

 

Вариант вопросов:

 

1. Дать краткое описание основных ошибок при определении понятий. При подготовке кроме лекций можно использовать  учебник А.Д. Гетмановой «Логика» (разделы 1-4).

2. Подобрать определения понятий (не менее трех) по теме магистерской диссертации студента. На их примере разобрать основные (реальные и возможные) логические ошибки.

Примеры:

Определение 1: риск (Dfd) - предполагаемое событие (Dfn), способное принести кому-либо ущерб или убыток.

Выявленные логические ошибки: В данном случае Dfd<Dfn, поскольку предполагаемым событием может быть, например, рождение ребёнка, которое повлечёт финансовые затраты (убыток) в семье или ураган, который разрушит место жилья. Кроме того, повлечёт ущерб или убыток не обязательно кому-либо, может, чему-либо, например, окружающей среде. Вывод: логическая ошибка представленного определения в том, что оно в одном отношении – узкое, в другом – широкое.

Определение 2: риск (Dfd) - характеристика ситуации (Dfn), имеющей неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий.

Выявленные логические ошибки: Характеристикой ситуации с неопределённым исходом и неблагоприятными последствиями может выступать фраза: «Сегодня сложилась опасная экологическая ситуация возникновения оползней, повлёкшая за собой гибель 50 человек». Это совсем не риск, а лишь констатация произошедшего события. Кроме того, возникает ошибка в смысле определения: с одной стороны определение толкует о неопределённости исхода, а с другой стороны – указывает на обязательность наличия неблагоприятных последствий. Также, отталкиваясь от представленного определения, можно сделать вывод, что Dfd>Dfn, поскольку понятие риск не должно требовать обязательного наличия неблагоприятных последствий. Неблагоприятные последствия как могут произойти, так и могут не произойти. Речь идёт об их возможной вероятности возникновения. Вывод: логическая ошибка состоит в том, что в одном отношении определение широкое, в другом – узкое, то есть выполняются два первых неравенства, соответственно, Dfd<Dfn и Dfd>Dfn.

 

Задание реконструктивного уровня (№4) выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 5. Основной литературный источник для подготовки задания - монографии Ю. Одума «Экология», том 1 (главы 1 и 3).

Основная цель работы: выявить элементы научной теории в анализируемой монографии в соответствии с представлениями И. Лакатоса.

Задание представляется письменно, это работа текущего контроля должна содержать титульный лист.

 

в). Темы для дискуссий

1. Экология: наука или мировоззрение?

2. Моральные принципы ученого – эколога.

3. Познавательная деятельность, как искусство, роль человеческого фактора в науке.

4. Мышление и его связь с языком.

5. Новые парадигмы в экологии 21 века

 

г). Примерная тематика рефератов, докладов

 

1. Типы личности ученого (классификация Ганса Селье).

2. Основные качества, необходимые для занятий наукой.

3. Логический эмпиризм: идеи Огюста Конта, Эрнста Маха и Людвига Витгенштейна.

4. Концепция личностного знания Майкла Полани. Эпистемология неявного знания.

5. Анархическая теория познания Пола Фейерабенда.

6. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями.

7. Эмпирические методы научного познания (наблюдение, измерение, эксперимент).

8. Научный факт. Взаимоотношение теории с фактами.

 

5.2. Методические указания по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубления полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.

Самостоятельная работа включает подготовку разноуровневых заданий текущего контроля, докладов, рефератов, подготовку к дискуссиям, практическим занятиям.

Работа с литературой предусматривает самостоятельное изучение теоретического материала, подготовку докладов, рефератов и других творческих заданий.

При самостоятельной работе над разделами дисциплины, при выполнении заданий текущего контроля, при подготовке к тестам, дискуссиям и к промежуточному контролю студент должен изучить соответствующие разделы основной и вспомогательной литературы по дисциплине, а также использовать указанные в перечне интернет-ресурсы.

В процессе самостоятельной учебной деятельности формируются умения: анализировать свои познавательные возможности и планировать свою познавательную деятельность; работать с источниками информации: текстами, таблицами, схемами; анализировать полученную учебную информацию, делать выводы; анализировать и контролировать свои учебные действия; самостоятельно контролировать полученные знания.

Промежуточный  контроль:

Экзамен после 1семестра, билеты содержат по два вопроса. К экзамену допускаются студенты, выполнившие все требования учебной программы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.188.211 (0.01 с.)