Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическая м етодология экологии: основные подходыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Восемь основных этапов развития экологии, как науки; специфика методов и подходов для каждого из них. Формирование общей экологии, как самостоятельной фундаментальной биологической науки (Седьмой этап - 40-70 гг. XX века). Изучение процессов материально-энергетического обмена, развитие количественных методов и математического моделирования. Формирование новой парадигмы в экологии (Восьмой этап с 80-х годов XX века по настоящее время). В ее основу положена концепция биологического разнообразия; характерная особенность – значительное внимание к эволюционным факторам. Основная методология – системный анализ. Развитие методов и теории экологического мониторинга. Одно из главных направлений исследований – комплексный экологический мониторинг. Глобальная система мониторинга окружающее среды; мониторинг на базе биосферных заповедников, целинных экосистем во всех основных биомах. Возрастание интереса к изучению популяций, динамики формирования биогеоценозов в связи с антропогенными нарушениями. Теории в области экологии. Формирование теории в экологии на примере продукционной экологии. Основные элементы исследовательской программы в монографии Ю. Одума «Экология». 4.3. Практические занятия, их содержание
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Текущий контроль Текущий контроль осуществляется в ходе изучения каждой темы дисциплины и по окончании каждого раздела в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса на текущий год. Система, сроки и виды контроля доводятся до сведения каждого студента в начале занятий по дисциплине. В рамках текущего контроля оцениваются все виды работы студента, предусмотренные учебной программой по дисциплине. Формами текущего контроля являются: − экспресс-опрос (проводится после каждой лекции во вступительной части практического занятия); − проверка выполнения заданий на практические занятия; – собеседования (коллоквиум, индивидуальный опрос) по теме занятия; – проверка отчётов по выполнению разноуровневых заданий, собеседование по теоретической части; – доклады и дискуссии по темам, вынесенным на самостоятельное изучение, в случае пропуска занятий – реферат. Текущий контроль проводится в период аудиторной и самостоятельной работы студентов в установленные сроки по расписанию. а). Описание разноуровневых заданий текущего контроля Задание репродуктивного уровня (№1) выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 3. Основной литературный источник для подготовки задания - четыре первые главы книги Карла Поппера «Логика и рост научного знания». Для более глубокой проработки вопросов можно воспользоваться другой более поздней работой К. Поппера – «Объективное знание. Эволюционный подход». Для ответа на третий вопрос необходимо привлечь дополнительные литературные источники. При возникновении проблем с формулировкой ответов на вопросы можно воспользоваться учебными пособиями, приведенными в разделе 6 программы. Задание представляется письменно, это работа текущего контроля должна содержать титульный лист и список использованных источников.
Вариант вопросов: 1. Каким образом можно проверить достоверность научной гипотезы? 2. Процесс научного познания: основные этапы. 3. Метафизика. Граница между наукой и метафизикой (Для ответа на вопрос необходимо привлечь дополнительную литературу) 4. Правомерность использования индукции для верификации научной теории. 5. Возможности использования теории вероятности и других статистических методов для проверки научной гипотезы (теории). 6. Насколько важна простота формулировки для создания теории. 7. Критика Поппером индуктивногометода Юма. Задание репродуктивного уровня (№2) выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 3. Основные литературные источники для подготовки задания - работа Т. Куна «Структура научных революций» и работа И. Локатоса «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ». Для ответа на последний седьмой вопрос необходимо привлечь дополнительные литературные источники, например, Учебное пособие А.Л. Никифорова «Философия и история науки». При возникновении проблем с формулировкой ответов на вопросы можно воспользоваться и другими учебными пособиями, приведенными в разделе 6 программы. Задание представляется письменно, это работа текущего контроля должна содержать титульный лист и список использованных источников.
Вариант вопросов: 1. Понятие парадигмы и нормальной науки по Томасу Куну. 2. Основные характеристики и роль научного сообщества в процессе развития науки (по Т. Куну «Структура научных революций») 3. Понятие исследовательской программы, ее основные элементы. (по И. Локатосу «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ». 4. Понятие эвристики. Отличия между негативной и позитивной эвристикой. 5. Различия между утонченным фальсификационизмом И.Локатоса и наивным фальсификационизмом К.Поппера. 6. Критика И.Локатоса представлений Томаса Куна о нормальной науке. 7. Понятие научного факта и его структура. Трактовка словосочетания «открытие научного факта» Задание творческого уровня (№3) выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 4 программы. Цель работы: закрепление на практике теоретических представлений, полученных в ходе лекционных занятий по части раздела программы - Понятие, как форма мышления. Задание представляется письменно, это работа текущего контроля должна содержать титульный лист и список использованных источников.
Вариант вопросов:
1. Дать краткое описание основных ошибок при определении понятий. При подготовке кроме лекций можно использовать учебник А.Д. Гетмановой «Логика» (разделы 1-4). 2. Подобрать определения понятий (не менее трех) по теме магистерской диссертации студента. На их примере разобрать основные (реальные и возможные) логические ошибки. Примеры: Определение 1: риск (Dfd) - предполагаемое событие (Dfn), способное принести кому-либо ущерб или убыток. Выявленные логические ошибки: В данном случае Dfd<Dfn, поскольку предполагаемым событием может быть, например, рождение ребёнка, которое повлечёт финансовые затраты (убыток) в семье или ураган, который разрушит место жилья. Кроме того, повлечёт ущерб или убыток не обязательно кому-либо, может, чему-либо, например, окружающей среде. Вывод: логическая ошибка представленного определения в том, что оно в одном отношении – узкое, в другом – широкое. Определение 2: риск (Dfd) - характеристика ситуации (Dfn), имеющей неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. Выявленные логические ошибки: Характеристикой ситуации с неопределённым исходом и неблагоприятными последствиями может выступать фраза: «Сегодня сложилась опасная экологическая ситуация возникновения оползней, повлёкшая за собой гибель 50 человек». Это совсем не риск, а лишь констатация произошедшего события. Кроме того, возникает ошибка в смысле определения: с одной стороны определение толкует о неопределённости исхода, а с другой стороны – указывает на обязательность наличия неблагоприятных последствий. Также, отталкиваясь от представленного определения, можно сделать вывод, что Dfd>Dfn, поскольку понятие риск не должно требовать обязательного наличия неблагоприятных последствий. Неблагоприятные последствия как могут произойти, так и могут не произойти. Речь идёт об их возможной вероятности возникновения. Вывод: логическая ошибка состоит в том, что в одном отношении определение широкое, в другом – узкое, то есть выполняются два первых неравенства, соответственно, Dfd<Dfn и Dfd>Dfn.
Задание реконструктивного уровня (№4) выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 5. Основной литературный источник для подготовки задания - монографии Ю. Одума «Экология», том 1 (главы 1 и 3). Основная цель работы: выявить элементы научной теории в анализируемой монографии в соответствии с представлениями И. Лакатоса. Задание представляется письменно, это работа текущего контроля должна содержать титульный лист.
в). Темы для дискуссий 1. Экология: наука или мировоззрение? 2. Моральные принципы ученого – эколога. 3. Познавательная деятельность, как искусство, роль человеческого фактора в науке. 4. Мышление и его связь с языком. 5. Новые парадигмы в экологии 21 века
г). Примерная тематика рефератов, докладов
1. Типы личности ученого (классификация Ганса Селье). 2. Основные качества, необходимые для занятий наукой. 3. Логический эмпиризм: идеи Огюста Конта, Эрнста Маха и Людвига Витгенштейна. 4. Концепция личностного знания Майкла Полани. Эпистемология неявного знания. 5. Анархическая теория познания Пола Фейерабенда. 6. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. 7. Эмпирические методы научного познания (наблюдение, измерение, эксперимент). 8. Научный факт. Взаимоотношение теории с фактами.
5.2. Методические указания по организации самостоятельной работы Самостоятельная работа студентов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубления полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Самостоятельная работа включает подготовку разноуровневых заданий текущего контроля, докладов, рефератов, подготовку к дискуссиям, практическим занятиям. Работа с литературой предусматривает самостоятельное изучение теоретического материала, подготовку докладов, рефератов и других творческих заданий. При самостоятельной работе над разделами дисциплины, при выполнении заданий текущего контроля, при подготовке к тестам, дискуссиям и к промежуточному контролю студент должен изучить соответствующие разделы основной и вспомогательной литературы по дисциплине, а также использовать указанные в перечне интернет-ресурсы. В процессе самостоятельной учебной деятельности формируются умения: анализировать свои познавательные возможности и планировать свою познавательную деятельность; работать с источниками информации: текстами, таблицами, схемами; анализировать полученную учебную информацию, делать выводы; анализировать и контролировать свои учебные действия; самостоятельно контролировать полученные знания. Промежуточный контроль: Экзамен после 1семестра, билеты содержат по два вопроса. К экзамену допускаются студенты, выполнившие все требования учебной программы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.122 (0.01 с.) |