Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Очно – заочная форма обучения

Поиск

Знать:

– теоретические основы эмпирических методов научного познания, структуру и функции научной теории, взаимоотношение теории с фактами

– специфические черты объектов исследования и предмет изучения экологии; основные методы исследования в экологии и природопользовании

– особенности методологии естественных наук. Фундаментальные свойства живого

 

Уметь:

– использовать существующий методологический аппарат для формулировки цели и задач научного исследования и проверки разрабатываемых научных гипотез в области экологии и природопользования;

– оперировать понятиями и другими формами абстрактного мышления

– ориентироваться в существующих представлениях о специфике научной деятельности

 

Владеть:

– понятийным аппаратом общей экологии, в том числе при подготовке самостоятельных научных публикаций;

– навыками  использования формальной логики, методологическими основами научной деятельности

– этическими нормами научной деятельности в области экологии и природопользования

 

Должен иметь представление об основных концепциях эпистемологии; о важнейших мотивах и целях научной деятельности, об относительности понятия истины, а также о формировании ключевых понятий в экологии и природопользовании.

 

Основные признаки проявленности формируемых компетенций в результате освоения дисциплины «История и методология экологии и природопользования» сведены в таблице.

 


Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания

Этап (уровень) освоения компетенции

Основные признаки проявленности компетенции (дескрипторное описание уровня)

1. 2. 3. 4. 5.

минимальный

не владеет слабо ориентируется в терминологии и содержании Способен выделить основные идеи текста, работает с критической литературой Владеет основными навыками работы с источниками и критической литературой Способен дать собственную критическую оценку изучаемого материала
не умеет не выделяет основные идеи Способен показать основную идею в развитии Способен представить ключевую проблему в ее связи с другими процессами Может соотнести основные идеи с современными проблемами
не знает допускает грубые ошибки Знает основные рабочие категории, однако не ориентируется в их специфике Понимает специфику основных рабочих категорий Способен выделить характерный авторский подход

базовый

не владеет плохо ориентируется в терминологии и содержании Владеет приемами поиска и систематизации, но не способен свободно изложить материал Свободно излагает материал, однако не демонстрирует навыков сравнения основных идей и концепций Способен сравнивать концепции, аргументированно излагает материал
не умеет выделяет основные идеи, но не видит проблем Выделяет конкретную проблему, однако излишне упрощает ее Способен выделить и сравнить концепции, но испытывает сложности с их практической привязкой Аргументированно проводит сравнение концепций по заданной проблематике
не знает допускает много ошибок Может изложить основные рабочие категории Знает основные отличия концепций в заданной проблемной области Способен выделить специфику концепций в заданной проблемной области

продвинутый

не владеет ориентируется в терминологии и содержании В общих чертах понимает основную идею, однако плохо связывает ее с существующей проблематикой Видит источники современных проблем в заданной области анализа, владеет подходами к их решению Способен грамотно обосновать собственную позицию относительно решения современных проблем в заданной области
не умеет выделяет основные идеи, но не видит их в развитии Может понять практическое назначение основной идеи, но затрудняется выявить ее основания Выявляет основания заданной области анализа, понимает ее практическую ценность, однако испытывает затруднения в описании сложных объектов анализа Свободно ориентируется в заданной области анализа. Понимает ее основания и умеет выделить практическое значение заданной области
не знает допускает ошибки при выделении рабочей области анализа Способен изложить основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа Знает основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа, способен их сопоставить Может дать критический анализ современным проблемам в заданной области анализа

 


4. Структура и содержание дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

Объем дисциплины (модуля) по видам учебных занятий в академических часах

год набора: 2017 очная форма обучения;

 2016, 2017 очно-заочная форма обучения

Объём дисциплины

Всего часов

Очная форма обучения Очно-заочная форма обучения Заочная форма обучения
Общая трудоёмкость дисциплины 108 108 -
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам аудиторных учебных занятий) – всего: 54 26 -
в том числе:      
лекции 18 8  
практические занятия 36 18  
семинарские занятия - -  
Самостоятельная работа (СРС) – всего: 54 82 -
в том числе:   -  
курсовая работа - -  
контрольная работа - -  
Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен) экзамен экзамен -

 

Объем дисциплины (модуля) по видам учебных занятий в академических часах

год набора: 2018 очная форма обучения;

 2018 заочная форма обучения

Объём дисциплины

Всего часов

Очная форма обучения Очно-заочная форма обучения Заочная форма обучения
Общая трудоёмкость дисциплины 144 144 -
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам аудиторных учебных занятий) – всего: 54 26 -
в том числе:      
лекции 18 8  
практические занятия 36 18  
семинарские занятия - -  
Самостоятельная работа (СРС) – всего: 90 118 -
в том числе:   -  
курсовая работа - -  
контрольная работа - -  
Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен) экзамен экзамен -

 

 

4.1. Структура дисциплины

 

Очная форма обучения

Год набора: 2017

п/п

Раздел и тема

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы,

в т.ч. самостоятельная работа студентов, час.

Формы

текущего

контроля

успеваемости

Занятия в активной и

интерактивной форме, час.

Формируемые

компетенции

Лекции Лабораторные работы, практические или семинарские занятия Самостоятельная работа
1 Введение         устный опрос, дискуссия   ОК-1 ОПК-1 ПК-1
2 Научная деятельность и человек 1 2 4 2 устный опрос, дискуссия 0 ОК-1 ОПК-1 ПК-1
3 Специфика научного познания и методов науки 1 4 4 4 устный опрос, задание репродуктивного уровня 0 ОК-1 ОПК-1 ПК-1
4 Структура и функции научного знания   1 2 6 2 устный опрос, доклады,  задание творческого уровня   ОК-1 ОПК-1 ПК-1
5 Методология экологии: основные подходы   1 4 8 2 доклады, дискуссия, задание реконструктивного уровня   ОК-1 ОПК-1 ПК-1
  ИТОГО 1 18 36 54      

Очная форма обучения

Год набора: 2018

п/п

Раздел и тема

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы,

в т.ч. самостоятельная работа студентов, час.

Формы

текущего

контроля

успеваемости

Занятия в активной и

интерактивной форме, час.

Формируемые

компетенции

Лекции Лабораторные работы, практические или семинарские занятия Самостоятельная работа
1 Введение       10 устный опрос, дискуссия   ОК-1 ОПК-1 ПК-1
2 Научная деятельность и человек 1 2 4 15 устный опрос, дискуссия 0 ОК-1 ОПК-1 ПК-1
3 Специфика научного познания и методов науки 1 4 4 25 устный опрос, задание репродуктивного уровня 0 ОК-1 ОПК-1 ПК-1
4 Структура и функции научного знания   1 2 6 20 устный опрос, доклады,  задание творческого уровня   ОК-1 ОПК-1 ПК-1
5 Методология экологии: основные подходы   1 4 8 20 доклады, дискуссия, задание реконструктивного уровня   ОК-1 ОПК-1 ПК-1
  ИТОГО 1 18 36 90      

Годы набора 2016, 2017

п/п

Раздел и тема

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы,

в т.ч. самостоятельная работа студентов, час.

Формы

текущего

контроля

успеваемости

Занятия в активной и

интерактивной форме, час.

Формируемые

компетенции

Лекции Лабораторные работы, практические или семинарские занятия Самостоятельная работа
1 Введение 1 1 2 14 устный опрос, дискуссия 0 ОК-1 ОПК-1 ПК-1
2 Научная деятельность и человек 1 1 2 16 устный опрос, дискуссия 0 ОК-1 ОПК-1 ПК-1
3 Специфика научного познания и методов науки 1 3 6 18 устный опрос, задание репродуктивного уровня   ОК-1 ОПК-1 ПК-1
4 Структура и функции научного знания   1 2 4 16 устный опрос, доклады, задание творческого уровня   ОК-1 ОПК-1 ПК-1
5 Методология экологии: основные подходы   1 1 4 18 доклады, дискуссия, задание реконструктивного уровня   ОК-1 ОПК-1 ПК-1
  ИТОГО 1 8 18 82      

Год набора 2018

п/п

Раздел и тема

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы,

в т.ч. самостоятельная работа студентов, час.

Формы

текущего

контроля

успеваемости

Занятия в активной и

интерактивной форме, час.

Формируемые

компетенции

Лекции Лабораторные работы, практические или семинарские занятия Самостоятельная работа
1 Введение 1 1 2 18 устный опрос, дискуссия 0 ОК-1 ОПК-1 ПК-1
2 Научная деятельность и человек 1 1 2 22 устный опрос, дискуссия 0 ОК-1 ОПК-1 ПК-1
3 Специфика научного познания и методов науки 1 3 6 24 устный опрос, задание репродуктивного уровня   ОК-1 ОПК-1 ПК-1
4 Структура и функции научного знания   1 2 4 26 устный опрос, доклады, задание творческого уровня   ОК-1 ОПК-1 ПК-1
5 Методология экологии: основные подходы   1 1 4 28 доклады, дискуссия, задание реконструктивного уровня   ОК-1 ОПК-1 ПК-1
  ИТОГО 1 8 18 118      

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

Введение

 

Методология науки: теоретическая и практическая. Логическая основа научной деятельности. Фундаментальные свойства живого. Экология: наука или мировоззрение? Формирование ключевых понятий общей экологии в рамках частных дисциплин таких как «Геоботаника», «Гидробиология», «Экология животных», «Экология микроорганизмов», «Биогеография» и проблемы связанные с этим.  Экология, как междисциплинарная отрасль знания.

 

Текущий контроль

Текущий контроль осуществляется в ходе изучения каждой темы дисциплины и по окончании каждого раздела в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса на текущий год. Система, сроки и виды контроля доводятся до сведения каждого студента в начале занятий по дисциплине. В рамках текущего контроля оцениваются все виды работы студента, предусмотренные учебной программой по дисциплине.

Формами текущего контроля являются:

− экспресс-опрос (проводится после каждой лекции во вступительной части практического занятия);

− проверка выполнения заданий на практические занятия;

– собеседования (коллоквиум, индивидуальный опрос) по теме занятия;

– проверка отчётов по выполнению разноуровневых заданий, собеседование по теоретической части;

– доклады и дискуссии по темам, вынесенным на самостоятельное изучение, в случае пропуска занятий – реферат.

Текущий контроль проводится в период аудиторной и самостоятельной работы студентов в установленные сроки по расписанию.

а). Описание разноуровневых заданий  текущего контроля

Задание репродуктивного уровня (№1) выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 3. Основной литературный источник для подготовки задания - четыре первые главы книги Карла Поппера «Логика и рост научного знания». Для более глубокой проработки вопросов можно воспользоваться другой более поздней работой К. Поппера – «Объективное знание. Эволюционный подход». Для ответа на третий вопрос необходимо привлечь дополнительные литературные источники. При возникновении проблем с формулировкой ответов на вопросы можно воспользоваться учебными пособиями, приведенными в разделе 6 программы. Задание представляется письменно, это работа текущего контроля должна содержать титульный лист и список использованных источников.

 

Вариант вопросов:

1. Каким образом можно проверить достоверность научной гипотезы?

2. Процесс научного познания: основные этапы.

3. Метафизика. Граница между наукой и метафизикой (Для ответа на вопрос необходимо привлечь дополнительную литературу)

4. Правомерность использования индукции для верификации научной теории.

5. Возможности использования теории вероятности и других статистических методов для проверки научной гипотезы (теории).

6. Насколько важна простота формулировки для создания теории.

7. Критика Поппером индуктивногометода Юма.

Задание репродуктивного уровня (№2) выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 3. Основные литературные источники для подготовки задания - работа Т. Куна «Структура научных революций» и работа И. Локатоса «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ». Для ответа на последний седьмой вопрос необходимо привлечь дополнительные литературные источники, например, Учебное пособие А.Л. Никифорова «Философия и история науки». При возникновении проблем с формулировкой ответов на вопросы можно воспользоваться и другими учебными пособиями, приведенными в разделе 6 программы. Задание представляется письменно, это работа текущего контроля должна содержать титульный лист и список использованных источников.

 

Вариант вопросов:

1. Понятие парадигмы и нормальной науки по Томасу Куну.

2. Основные характеристики и роль научного сообщества в процессе развития науки (по Т. Куну «Структура научных революций»)

3. Понятие исследовательской программы, ее основные элементы. (по И. Локатосу «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ».

4. Понятие эвристики. Отличия между негативной и позитивной эвристикой.

5. Различия между утонченным фальсификационизмом И.Локатоса и наивным фальсификационизмом К.Поппера.

6. Критика И.Локатоса представлений Томаса Куна о нормальной науке.

7. Понятие научного факта и его структура. Трактовка словосочетания «открытие научного факта»

Задание творческого уровня (№3) выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 4 программы.

Цель работы: закрепление на практике теоретических представлений, полученных в ходе лекционных занятий по части раздела программы - Понятие, как форма мышления.

Задание представляется письменно, это работа текущего контроля должна содержать титульный лист и список использованных источников.

 

Вариант вопросов:

 

1. Дать краткое описание основных ошибок при определении понятий. При подготовке кроме лекций можно использовать  учебник А.Д. Гетмановой «Логика» (разделы 1-4).

2. Подобрать определения понятий (не менее трех) по теме магистерской диссертации студента. На их примере разобрать основные (реальные и возможные) логические ошибки.

Примеры:

Определение 1: риск (Dfd) - предполагаемое событие (Dfn), способное принести кому-либо ущерб или убыток.

Выявленные логические ошибки: В данном случае Dfd<Dfn, поскольку предполагаемым событием может быть, например, рождение ребёнка, которое повлечёт финансовые затраты (убыток) в семье или ураган, который разрушит место жилья. Кроме того, повлечёт ущерб или убыток не обязательно кому-либо, может, чему-либо, например, окружающей среде. Вывод: логическая ошибка представленного определения в том, что оно в одном отношении – узкое, в другом – широкое.

Определение 2: риск (Dfd) - характеристика ситуации (Dfn), имеющей неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий.

Выявленные логические ошибки: Характеристикой ситуации с неопределённым исходом и неблагоприятными последствиями может выступать фраза: «Сегодня сложилась опасная экологическая ситуация возникновения оползней, повлёкшая за собой гибель 50 человек». Это совсем не риск, а лишь констатация произошедшего события. Кроме того, возникает ошибка в смысле определения: с одной стороны определение толкует о неопределённости исхода, а с другой стороны – указывает на обязательность наличия неблагоприятных последствий. Также, отталкиваясь от представленного определения, можно сделать вывод, что Dfd>Dfn, поскольку понятие риск не должно требовать обязательного наличия неблагоприятных последствий. Неблагоприятные последствия как могут произойти, так и могут не произойти. Речь идёт об их возможной вероятности возникновения. Вывод: логическая ошибка состоит в том, что в одном отношении определение широкое, в другом – узкое, то есть выполняются два первых неравенства, соответственно, Dfd<Dfn и Dfd>Dfn.

 

Задание реконструктивного уровня (№4) выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 5. Основной литературный источник для подготовки задания - монографии Ю. Одума «Экология», том 1 (главы 1 и 3).

Основная цель работы: выявить элементы научной теории в анализируемой монографии в соответствии с представлениями И. Лакатоса.

Задание представляется письменно, это работа текущего контроля должна содержать титульный лист.

 

в). Темы для дискуссий

1. Экология: наука или мировоззрение?

2. Моральные принципы ученого – эколога.

3. Познавательная деятельность, как искусство, роль человеческого фактора в науке.

4. Мышление и его связь с языком.

5. Новые парадигмы в экологии 21 века

 

г). Примерная тематика рефератов, докладов

 

1. Типы личности ученого (классификация Ганса Селье).

2. Основные качества, необходимые для занятий наукой.

3. Логический эмпиризм: идеи Огюста Конта, Эрнста Маха и Людвига Витгенштейна.

4. Концепция личностного знания Майкла Полани. Эпистемология неявного знания.

5. Анархическая теория познания Пола Фейерабенда.

6. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями.

7. Эмпирические методы научного познания (наблюдение, измерение, эксперимент).

8. Научный факт. Взаимоотношение теории с фактами.

 

5.2. Методические указания по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубления полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.

Самостоятельная работа включает подготовку разноуровневых заданий текущего контроля, докладов, рефератов, подготовку к дискуссиям, практическим занятиям.

Работа с литературой предусматривает самостоятельное изучение теоретического материала, подготовку докладов, рефератов и других творческих заданий.

При самостоятельной работе над разделами дисциплины, при выполнении заданий текущего контроля, при подготовке к тестам, дискуссиям и к промежуточному контролю студент должен изучить соответствующие разделы основной и вспомогательной литературы по дисциплине, а также использовать указанные в перечне интернет-ресурсы.

В процессе самостоятельной учебной деятельности формируются умения: анализировать свои познавательные возможности и планировать свою познавательную деятельность; работать с источниками информации: текстами, таблицами, схемами; анализировать полученную учебную информацию, делать выводы; анализировать и контролировать свои учебные действия; самостоятельно контролировать полученные знания.

Промежуточный  контроль:

Экзамен после 1семестра, билеты содержат по два вопроса. К экзамену допускаются студенты, выполнившие все требования учебной программы.

 

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГМУ)

Экологический факультет

ЭКЗАМЕН ПО КУРСУ «История и методология экологии и

природопользования»

по направлению подготовки 05.04.06 «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

 

БИЛЕТ № 1

 

1. Фундаментальные свойства (основные критерии живого). Уровни организации живого.

2. Понятие исследовательской программы, ее основные элементы. (по И. Локатосу «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ».

 

Заведующий кафедрой _________________ Д.К. Алексеев

 

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

а) основная литература:

1. Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы. Учебное пособие. М., 2009, 224 с.

,

б) дополнительная литература:

 

 

1. Гальцова В.В. Дмитриев В.В. Практикум по водной экологии и мониторингу состояния водных систем. СПб, 2007, 364 с.

2. Гетманова А.Д. Логика. М., 2006. 416 с. (разделы 1-4)

3. Ивин А.А. Современная философия науки. М., 2005.

4. Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003 г, 605 с.

5. Микешина Л. А. Философия науки. Учебное пособие. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005, 464 с.

6. Никифоров А.Л. Природа философии. М., 2001, 168 с.

7. Никифоров А.Л. Философия и история науки. Учебное пособие. М., 2008, 175 с.

8. Одум Ю. Экология, в двух томах, 1986.

9. Полани М. Личностное знание. М., 1985

10. Поппер Карл Р. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983

11. Поппер Карл Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2002, 384 с.

12. Пуанкаре А. О науке. М., 1990. 118 с.

13. Селье  Г. От мечты к открытию: как стать ученым / пер. с англ.; под общ. ред. М.Н.Кондрашевой, И.С.Хорола. М.: Прогресс, 1987. 368 с.

14. Современная западная философия. Словарь. М., 1991

15. Федоров В.Д., Гильманов Т.Г. Экология. М: Изд-во МГУ, 1980, 464 с.

16. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986

17. Флек Л. Возникновение и развитие научного факта: введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 2000, 220 с.

18. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003. 512 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Справочный портал BioDat (создан в рамках проекта «Сохранение биоразнообразия России») – http://www.biodat.ru

2. http://philosophy.ru/library/hacking/hak-b10.html [Ян Хакинг. Представление и вмешательство. М.:  Издательство «Логос», 1998]

3. www.nsu.ru/classics/pythagoras/Lacatos.pdf [Имре Лакатос. Наука и псевдонаука. Выступление в радиопрограмме Открытого университета, 1973]

 

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вид учебных занятий  Организация деятельности студента
Лекции В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на формулировки основных дефиниций, законов, процессов, явлений. Подробно записывать математические выводы формул. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. После лекций рекомендуется: 1) проверить термины и понятия, введенные в лекциях, с помощью энциклопедий, словарей, справочников; 2) выявить материалы, которые вызывают трудности в понимании, и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопросы и задать их преподавателю на практическом занятии.
Практические занятия Практическое занятие − это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются практические умения. Перед практическим занятием следует изучить конспект лекции и рекомендованную литературу, обращая внимание на практическое применение теории. Для ведения записей на практических занятиях обычно заводят отдельную тетрадь. Логическая связь лекций и практических занятий заключается в том, что информация, полученная на лекции, в процессе самостоятельной работы на практическом занятии осмысливается и перерабатывается, при помощи преподавателя анализируется до мельчайших подробностей, после чего прочно усваивается.
Внеаудиторная работа Представляет собой вид занятий, которые каждый студент организует и планирует самостоятельно. Самостоятельная работа студентов включает: − самостоятельное изучение разделов дисциплины; – подготовка к практическим занятиям, разработка и написание разноуровневых работ текущего контроля; − выполнение дополнительных индивидуальных творческих заданий; − подготовку рефератов, сообщений и докладов.
Подготовка к экзамену Экзамен  служит формой проверки усвоения материала практических занятий, выполнения студентами практических работ и других заданий текущего контроля. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий К экзамену допускаются студенты, выполнившие все требования учебной программы.

 

8. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

Тема (раздел) дисциплины Образовательные и информационные технологии Перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Введение лекция-визуализация, семинар, самостоятельная работа студентов OpenOffice
Научная деятельность и человек лекция-визуализация, семинар, самостоятельная работа студентов Open Office  
Специфика научного познания и методов науки лекция, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов Open Office  
Структура и функции научного знания   лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов Open Office  
Методология экологии: основные подходы   лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов Open Office

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Стандартно оборудованные лекционные аудитории. Компьютер для демонстрации презентаций с использованием проекционного оборудования. Читальные залы библиотеки для самостоятельной работы студентов, оборудованные вычислительной техникой, доступом к сети Интернет и электронно-библиотечным системам.

При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются:

- лекции-визуализации;

- на занятиях дискуссиях выступления студентов с докладами сопровождаются соответствующими презентациями.

Организация взаимодействия преподавателя со студентами для осуществления консультационной работы по подготовке к практическим занятиям и подбору необходимой литературы, помимо консультаций в аудитории и на кафедре, осуществляется посредством электронной почты.

 

Знать:

– теоретические основы эмпирических методов научного познания, структуру и функции научной теории, взаимоотношение теории с фактами

– специфические черты объектов исследования и предмет изучения экологии; основные методы исследования в экологии и природопользовании

– особенности методологии естественных наук. Фундаментальные свойства живого

 

Уметь:

– использовать существующий методологический аппарат для формулировки цели и задач научного исследования и проверки разрабатываемых научных гипотез в области экологии и природопользования;

– оперировать понятиями и другими формами абстрактного мышления

– ориентироваться в существующих представлениях о специфике научной деятельности

 

Владеть:

– понятийным аппаратом общей экологии, в том числе при подготовке самостоятельных научных публикаций;

– навыками  использования формальной логики, методологическими основами научной деятельности

– этическими нормами научной деятельности в области экологии и природопользования

 

Должен иметь представление об основных концепциях эпистемологии; о важнейших мотивах и целях научной деятельности, об относительности понятия истины, а также о формировании ключевых понятий в экологии и природопользовании.

 

Основные признаки проявленности формируемых компетенций в результате освоения дисциплины «История и методология экологии и природопользования» сведены в таблице.

 


Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания

Этап (уровень) освоения компетенции

Основные признаки проявленности компетенции (дескрипторное описание уровня)

1. 2. 3. 4. 5.

минимальный

не владеет слабо ориентируется в терминологии и содержании Способен выделить основные идеи текста, работает с критической литературой Владеет основными навыками работы с источниками и критической литературой Способен дать собственную критическую оценку изучаемого материала
не умеет не выделяет основные идеи Способен показать основную идею в развитии Способен представить ключевую проблему в ее связи с другими процессами Может соотнести основные идеи с современными проблемами
не знает допускает грубые ошибки Знает основные рабочие категории, однако не ориентируется в их специфике Понимает специфику основных рабочих категорий Способен выделить характерный авторский подход

базовый

не владеет плохо ориентируется в терминологии и содержании Владеет приемами поиска и систематизации, но не способен свободно изложить материал Свободно излагает материал, однако не демонстрирует навыков сравнения основных идей и концепций Способен сравнивать концепции, аргументированно излагает материал
не умеет выделяет основные идеи, но не видит проблем Выделяет конкретную проблему, однако излишне упрощает ее Способен выделить и сравнить концепции, но испытывает сложности с их практической привязкой Аргументированно проводит сравнение концепций по заданной проблематике
не знает допускает много ошибок Может изложить основные рабочие категории Знает основные отличия концепций в заданной проблемной области Способен выделить специфику концепций в заданной проблемной области

продвинутый

не владеет ориентируется в терминологии и содержании В общих чертах понимает основную идею, однако плохо связывает ее с существующей проблематикой Видит источники современных проблем в заданной области анализа, владеет подходами к их решению Способен грамотно обосновать собственную позицию относительно решения современных проблем в заданной области
не умеет выделяет основные идеи, но не видит их в развитии Может понять практическое назначение основной идеи, но затрудняется выявить ее основания Выявляет основания заданной области анализа, понимает ее практическую ценность, однако испытывает затруднения в описании сложных объектов анализа Свободно ориентируется в заданной области анализа. Понимает ее основания и умеет выделить практическое значение заданной области
не знает допускает ошибки при выделении рабочей области анализа Способен изложить основное содер


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.96 (0.018 с.)