Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы сохранности ископаемых

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Пермский государственный национальный

 исследовательский университет»

 

                                                                                                                                                                                               

 

ПалеонтологиЯ

БИОСТРАТИГРАФИЯ

 

Часть 1

лабораторный журнал

 

 

Учебное пособие

для студентов и аспирантов геологического факультета

 

Пермь 2019


УДК 56(075.3)

 

Составитель:  проф. В.П. Ожгибесов

 

Палеонтология. Биостратиграфия. Часть 1. Палеонтология. Биостратиграфия. Лабораторный журнал: учеб. пособие для студ. геол. ф-та / сост. В.П. Ожгибесов; Перм. гос. нац. исслед. ун-т – Пермь, 2020.  – 48 с., библ. 17 назв., табл. 7. Усл. печ. листов 5,66.

 

 

Предназначено студентам геологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета.

 

Издается по постановлению методической комиссии

геологического факультета Пермского государственного

национального исследовательского университета

 

 

© Ожгибесов В.П., 2020

__________________________________

 

 

Составитель: Владимир Петрович Ожгибесов

 

Редактор Е.А. Огиенко

Корректор Н.А. Антонова

Компьютерная верстка В.П. Ожгибесова

 

Подписано к использованию 02.03.2020

Усл. печ. л. 5,66

Объем данных 0,97 Мбт

 

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного национального исследовательского университета

614990. Пермь, ул. Букирева, 15

 


 

 

содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................………………………..4

1. План изучения ископаемых на лабораторных

занятиях и при самоподготовке …………………………….….….….4

1.1. Порядок описания ископаемых ………………………………………….…4

1.2. Формы сохранности ископаемых …………………………………………. 5

1.3. Определение геологического возраста вмещающих

горных пород ………………………………………...…………………..…..5

1.4. Описание условий обитания древних организмов

и условий накопления первичного осадка

(= определение «фациальной обстановки») …………………….…….…...5

1.5. Заключение о геологическом значении ископаемых

(определение возраста вмещающей горной  породы,

определение  фациального типа  горной породы,

характеристика породообразующего значения

ископаемых …………………………………………..………………….…..5

2.  ПРОИЗНОШЕНИЕ ЛАТИНСКИХ НАЗВАНИЙ..…………………………..…..  7

2.1.    Латинский алфавит......................................................…………..………. 7

2.2.    Правила произношения латинских названий................….……….….. 8

2.3. Ударение.....................................................................…………................ 9

2.4. Примеры чтения латинских наименований «с ударением» ………....…  9

2.5. Таксономия…………………………………………………………………10

3. СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ

ИСКОПАЕМЫХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ» ………………………………………. 12

4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ ……………………….………………... 16

5. ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ ПО ТЕМЕ

«КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ» ……………………………………… 17

6. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ …………………………………………… …20

7. ЛАБОРАТОРНЫЙ ЖУРНАЛ ……………………………………………...……    21

8. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА СПРАВОЧНОГО МАТЕРИАЛА

(возраст, фации, породообразование) ………………………....………………… 38

Библиографический список..........……………………..............….....………......…..…... 44

Приложения. ……………………………………………………..………………….… 45

Таблица 4. Геохронологические подразделения общей шкалы

(без веков и фаз) …………………………………………………….…….... 45

Таблица 5. Стратиграфические подразделения общей шкалы

(без ярусов и зон)……………………………………………………........…. 46

Таблица 6. Дидактическая таблица с индексами

стратиграфических подразделений……………………………………….. 47

Таблица 7. International Chronostratigraphic Chart (2018) …….…………………. 48

                                                                 

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие «Лабораторный журнал…» позволяет запомнить, упорядочить и контролировать результаты выполнения заданий. Во время стажировки в Московском государственном университете им. М. Ломоносова автор убедился в эффективности подобной методики изучения ископаемых на лабораторных занятиях. Здесь эта методика использована в модифицированном и усовершенствованном виде. Она даёт студентам возможность самоконтроля полученных знаний, выполнения анализа и обобщающих исследований.

Учебное пособие содержит разделы по использованию латинского языка в классификации ископаемых, а также разделы, посвящённые систематике и иерархии таксонов ископаемых. Приводятся краткие сведения об истории палеонтологических исследований на территории Пермского края, в бассейне Сылвы.

 

1. План изучения ископаемых на лабораторных занятиях

и при самоподготовке

Порядок описания ископаемых

1) Определение формы сохранности ископаемых.

2) Выявление общего плана строения (так называемой «жизненной формы») ископаемого организма: трубка простой или сложной формы, створка, две створки, слоевище, панцирь, мелкая раковина, тонкие прутья, сетка, перистая форма; одиночная или колониальная форма; хорошо заметные, трудно различимые или неразличимые в лупу внутренние элементы строения скелета.

3) Зарисовать ископаемое. Указать линейный масштаб. Обозначить стрелками и подписать названия всех выявленных элементов строения скелета.

4) Определить систематическую принадлежность ископаемого, записать его иерархическую классификацию.

5) Доказать систематическую принадлежность ископаемого, привести описание сходства и различия признаков близких таксонов.

6) Указать «время существования», используя индексы стратонов (времени появления и вымирания таксона). Ответить на вопросы: 1) в какое геологическое время впервые появились представители данного таксона (типа, класса, отряда); 2) в течение каких геологических периодов и эпох жили представители данного таксона; 3) в какую геологическую эпоху вымерли представители данного типа, класса, отряда.

7) Охарактеризовать стратиграфическое значение таксона, назвать «руководящие формы ископаемых». Определить возраст горной породы.

8)  Обосновать фациальное значение ископаемых (одиночных или массовых находок, а также совместных находок с ископаемыми иной систематической принадлежности) для чего:

  •  описать образ жизни и среду обитания организмов;
  •  привести анализ тафономии, закономерностей захоронения ископаемых, их танатоценоза, тафоценоза, ориктоценоза;
  •  на основе суммарной характеристики ископаемых и среды их обитания охарактеризовать фациальную обстановку по ориктоценозу.

9)  Охарактеризовать породообразующее значение ископаемых, их значение для формирования или создания условий формирования месторождений различных полезных ископаемых.


 

 

Заключение о геологическом значении ископаемых

Обобщаются данные определения возраста вмещающей горной породы, данные определения фациального типа горной породы и характеристики породообразующего значения ископаемых.

Каждый таксон может и должен использоваться для решения геологических задач. Среди этих задач первоочередными являются три: 1) определение относительного геологического возраста, 2) фациальный анализ первичного осадка, 3) определение породообразующего значения ископаемых.

При решении геологических задач должны учитываться сведения о количестве ископаемых в горной породе. Например, массовое скопление мелких эвригалинных двустворок одинаковой систематической принадлежности указывает на образование первичного осадка в солоноватоводной лагуне.


 

2. ПРОИЗНОШЕНИЕ ЛАТИНСКИХ НАЗВАНИЙ

Латинский алфавит

Иногда в латинском алфавите приводится буква W.

Это ошибка.

Латинский алфавит содержит 25 букв (см. табл. 1). Для более детального ознакомления с латинским языком можно обратиться к специальным учебникам и словарям (например: Латинский язык /А.И. Зайцев, Т.П. Корыхалова, Н.В. Крайзмер, Ю.В. Откупщиков, Е.К.Товстик, Е.И. Чекалова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. 256 с.).

Таблица 1

Латинский алфавит

  №   Буква латинского алфавита Название буквы Произношение в тексте (фонема)
1 A a а а
2 B b бэ б
3 C c цэ ц, к
4 D d дэ д
5 E e э э
6 F f эф ф
7 G g гэ г
8 H h ха х, [г+х ]
9 I i и и
10 J j йот й
11 K k ка к
12 L l эль ль
13 M m эм м
14 N n эн н
15 O o о о
16 P p пэ п
17 Q q ку к
18 R r эр р
19 S s эс с, з
20 T t тэ т
21 U u у у
22 V v вэ в
23 X x икс кс
24 Y y ипсилон и
25 Z z зэта з, ц

 

 


Таблица 2

Ударение

Каждое слово состоит из элементарных звуков (фонем). Фонемы слагаются в слоги. Слоги, составленные из фонем, образуют слова. Произнесённые вслух фонемы образуют слово, которое мы слышим. Одна из фонем (в одном из слогов) произносится громче остальных, «с ударением». Обычно ударения ставится в слове «по правилам», но возможны случаи ударения, которые обусловлены ранее сложившимися традициями.

В многосложных словах постановка ударения зависит от долготы или краткости произнесения фонемы в слоге.

Например, в слове Italia (I - ta - li - a) предпоследний слог (-ли-)краткий (фонетическая транскрипция этого слова: и- ТА -ли-а), поэтомуударение ставится на третьем с конца слоге: (I - ta - li - a), произносится как «и- ТА -ли-а».

Например, в слове monum e ntum (mo-nu-m e n-tum) предпоследний слог (-мен-) долог, его можно произнести в слове mo-nu-men-tum нараспев(мо-ну-м еееее н-тум), поэтомуударение ставится на втором с конца слоге: (mo-nu-m e n-tum), произносится как «мо-ну- МЕН -тум».

Таким образом, каждое слово имеет ударение: двусложное слово – на предпоследнем слоге (p a - ter); многосложное слово – на предпоследнем слоге (mo-nu-m e n-tum, tri- u m-phus), если он долог; если же он краток, то на третьем от конца слоге (his-t o - ri-a, I-t a - li-a).

Дальше третьего слога ударения не бывает.

В виде исключения, ударение ставится по сложившейся традиции (Латинский язык. Л.: ЛГУ, 1974. С. 71).

Примеры чтения латинских наименований «с ударением»

 

Animalia: A - ni - m a - li - a                    Schysodonta: Schy - so - d o n - ta

Archaeocyati: Ar-chae-o-cy -a -ti          Silicispongia: Si-li-ci-sp o n-gi-a

Receptaculita: Re-cep-ta-cu-l i -ta        Scyphozoa: Scy-pho-z o -a

Conodonta: Co-no-d o n-ta                   Echinodermata: E-chi-no-der-m a -ta

Coelenterata: Coe-len-te-r a -ta            Nautiloidea: Nau-ti-lo-i-d e -a

Spongia: Sp o n-gi-a                             Nautilus: Nau-t i -lus

Silicispongia: Si-li-ci-sp o n-gi-a           Nauta: N au -ta

Protozoa: Pro-to-z o -a                           pompilus: pom-p i -lus

Brachiopoda: Bra-chi-o-p o -da             Nautilus: Nau-t i -lus

Arthropoda: Ar-thro-p o -da                   Ammonitida: Am-mo-ni-t i -da

Echinodermata: E-chi-no-der-m a -ta     Ceratitida: Ce-ra-ti-t i -da

Hemichordata: He-mi-chor-d a -ta         Clymeniida: Cly-me-ni -i -da

Vermes: V e r-mes                                    Insecta: In-s e c-ta

Scyphozoa: Scy-pho-z o -a                        Trilobita: Tri-lo-b i -ta

Conulata: Co-nu-l a -ta                            Merostomata: Me-ro-sto-m a -ta

Conularia: Co-nu-l a -ri-a                        Crinoidea: Cri-no-i-d e -a


Таксономия

Между железнодорожными станциями Кунгур и Кишерть, по берегам Сылвы, расположены скалы «Камень Ермак» и др. Это ископаемые рифы. Возраст – P1kng или P1kngsrn. Изотопный возраст – около 284 млн лет (см. в конце учебного пособия таблицу (International Chronostratigraphic Chart – 2018). Рифообразователи – зеленые трубчатые водоросли Tubiphytes sp. и мшанки преимущественно двух видов: Polypora russiensis Schulga-Nesterenko, 1941 и P. sargaensis Trizna, 1948.

Иерархическая классификация этих видов мшанок:

Надцарство Eucariota. Эукариоты,

Царство Zoa (Animalia). Животные,

    Тип Bryozoa. Мшанки,

       Класс Gimnolaemata. Голоротые,

          Отряд Fenestellida Elias et Condra, 1957,

             Семейство Acantocladiidae Zittel, 1880,

                Подсемейство  Polyporinae Vine, 1883,

                    Род Polypora McCoy, 1850,

                        Вид Polypora russiensis Schulga-Nesterenko, 1941,

                        Вид Polypora sargaensis Trizna, 1948.

 

Примечание. Геолог-палеонтолог Валентина Борисовна Тризна продолжала изучать фауну и геологическое строение сылвинских рифов в блокадном Ленинграде даже во время бомбежек и артобстрелов. Работа палеонтолога всегда требует терпения, добросовестного, творческого отношения к работе и тщательности исследований, иногда – гражданского мужества. Это были первые годы изучения стратиграфии Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Годы Великой Отечественной войны.

 

 

Иерархическая классификация современного человека:

Надцарство Eucariota – Ядерные организмы, или Эукариоты,

   Царство Zoa.  Животные,

      Тип Chordata. Хордовые,

          Подтип  Vertebrata. Позвоночные,

              Класс  Mammalia. Млекопитающие,

                 Подкласс Placentaria. Плацентарные,

                  Отряд Primates. Приматы,

                       Семейство Hominidae.  Семейство людей,

                           Род Homo. Человек,

                               Вид Homo sapiens Linn aeus. Человек разумный.

 

 

В учебнике И.А. Михайловой, О.Б. Бондаренко, О.П. Обручевой «Общая палеонтология», опубликованном издательством МГУ в 1989 г. (см. список рекомендуемой литературы), на стр. 13 приведены примеры иерархической номенклатуры для растений (береза) и животных (аммонит).

 

Первый пример (животные):

Надцарство Eucaryota – Эукариоты (Ядерные),

   Царство Animalia – Животные,

Подцарство Metazoa – Многоклеточные,

Надраздел Eumetazoa – Настоящие многоклеточные,

  Раздел Bilateria – Двустороннесимметричные,

    Подраздел Protostomia – Первичноротые,

      Надтип (для рассматриваемой иерархической цепочки не выделен),

         Инфратип (для данной цепочки не выделен),

            Тип Mollusca – Мягкотелые,

               Подтип (для рассматриваемой цепочки не выделен),

                  Класс Cephalopoda – Головоногие,

                     Подкласс Ammonoidea – Аммоноидеи,

                       Инфракласс, когорта (для данной цепочки не выделены),

                          Надотряд Ammonoidea – Аммоноидеи,

                             Отряд Ammonitida – Аммонитида,

                                Подотряд Perisphinctina – Перисфинктины,

                                    Надсемейство Perisphinctaceae – Перисфинктацеа,

                                        Семейство Perisphinctidae – Перисфинктиды,

                                           Подсемейство Virgatitinae – Виргатитинэ,

                                              Триба (для данной цепочки не выделен),

                                                  Род Virgatites – Виргатитес,

                                                     Вид Virgatites virgatus (Buch) -

                                                         Виргатитес виргатус (Бух).

 

Второй пример (растения):

Надцарство Eucaryota – Эукариоты (Ядерные),

   Царство Phyta – Растения,

      Подцарство Telomophyta – Высшие (Листостебельные),

         Отдел Angiospermae – Покрытосеменные (Цветковые),

            Класс Dicotyledones – Двудольные,

              Порядок Betulales – Березовые,

                 Семейство Betulaceae – Березовые,

                    Род Betula – Береза,

                       Вид Betula alba Linnaeus – Береза белая Линней.

 

 

3. СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

«КЛАССИФИКАЦИЯ ИСКОПАЕМЫХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ»

Империя Жизни. Imperium Vita

Империя жизни на Земле. Imperii Vitae Tellus

Надцарство Эукариоты. Ядерные. Eucaryota

Царство Животные. Zoa (Animalia)

Группа Беспозвоночные. Invertebrata ……….. PR 2 – Qrcnt

Типы беспозвоночных животных

1. Простейшие. Protozoa …….…………..…… Є – Qrcnt

2. Археоциаты. Archaeocyatha …...………..… Є1 – Є2

3. Рецептакулиты. Receptaculita ………....… Є3 – С1

4. Губки. Spongia ……….. ……..………...…… Є – Qrcnt

5. Черви (надтип). Vermes …...…..………….. PR 2 – Qrcnt

6. Кишечнополостные. Coelenterata ……. …. PR 2 –- Qrcnt

7. Мягкотелые. Mollusca …………..………... Є – Qrcnt

8. Брахиоподы. Brachiopoda ….………...….. Є – Qrcnt

9. Членистоногие. Arthropoda ….…………… Є – Qrcnt

10. Иглокожие. Echinodermata ……………… Є – Qrcnt

11. Мшанки. Bryozoa ………………….…… О – Qrcnt

12. Полухордовые. Hemichordata ……..…… Є2 – С1

13. Конодонты. Conodonta ……….........…… Є – Т (К?)

 

 

* * *

 

1. Тип Protozoa. Простейшие.. ……………………………...Є – Qrcnt

Класс Sarcodina. Саркодовые ………………….……. Є – Qrcnt

Подкласс Radiolaria. Радиолярии. ……………..… Є – Qrcnt

Подкласс Foraminifera. Фораминиферы. ………… Є – Qrcnt

Группа «Мелкие» фораминиферы. ………… Є – Qrcnt

Отряд Fusulinida. Фузулиниды. ………….C – P

Отряд Nummulitida. Нуммулитиды. …….. K2 – Qrcnt (E2!)

 

 

2. Тип Archaeocyatha. Археоциаты.. …………………….….. Є1 – Є2

Класс Regulares. Правильные археоциаты. ………..… Є1

Класс Irregulares. Неправильные археоциаты. …….… Є1 – Є2

 

3. Тип Receptaculita. Рецептакулиты.. ………………………. Є3 – С1

 

 

4. Тип Spongia. Губки.. ……………………………………….. Є – Qrcnt

Класс Silicispongia. Кремнёвые губки.. ……………….. Є – Qrcnt

Класс Calcispongia. Известковые губки. ……………… D – Qrcnt

 

5. Надтип Vermes. Черви.. ………………………….………... PR2 – Qrcnt

Тип Annelida. Кольчатые черви. ………………..…... PR2 – Qrcnt

Род Serpula. Серпула. ……………………...……. S – Qrcnt

Род Spirorbis. Спирорбис. ………………………. S – Qrcnt

 

 

6. Тип Coelenterata. Кишечнополостные. …………………. PR2 – Qrcnt

Подтип Cnidaria. Стрекающие. ……………………….. PR2 – Qrcnt

Класс Hydrozoa. Гидроидные. ……………………..…. Є – Qrcnt

Подкласс Stromatopora. Строматопораты. …….Є – P

Подкласс Hydroidea. Гидроидные полипы. ……Є – Qrcnt

Класс Anthozoa. Коралловые полипы. ……………..… Є2 – Qrcnt

Подкласс Tabulata. Табуляты. ………………….. Є2 – P

Подкласс Tetracoralla. Четырёхлучевые. ……… O – P

Подкласс Hexacoralla. Шестилучевые. ………… T – Qrcnt

Подкласс Heliolitoidea. Гелиолитоидеи...………. O2 – D2

Подкласс Octacoralla. Восьмилучевые. ………… T – Qrcnt

Класс Scyphozoa. Сцифоидные. Медузы …………....… PR2 – Qrcnt

Группа Conulata ……………………………………… Є – T1 (Q?)

Род Conularia ……………………………………… Є3 – P

 

 

7. Тип Mollusca. Мягкотелые. ……………………..………. Є – Qrcnt

Класс Bivalvia (Pelecypoda). Двустворки..………...... Є – Qrcnt

Отряд Taxodonta. Рядозубые. …………….……. Є – Qrcnt

Отряд Desmodonta. Ложечкозубые. …………… Є – Qrcnt

Отряд Dysodonta. Беззубые. ……………………. О – Qrcnt

Отряд Schysodonta. Расщеплённозубые. ………. О – Qrcnt

Отряд Heterodonta. Разнозубые. ……………….. S – Qrcnt

Отряд Pachiodobta. Мощнозубые. ……………… J3 – K

Класс Gastropoda. Брюхоногие …..…..……………….. Є – Qrcnt

Подкласс Prosobranchia. Переднежаберные. ….. Є – Qrcnt

Подкласс Opistobranchia. Заднежаберные. …….. С – Qrcnt

Подкласс Pulmonata. Лёгочники. ……………….. С – Qrcnt

Класс Tentaculata. Тентакулиты. ……………………….(О?)S – D

Класс Cephalopoda. Головоногие. …..…….…………... Є – Qrcnt

Подкласс Ectocochlia. Наружнораковинные. …..(Є1?)Є3 – Qrcnt

Надотряд Nautiloidea. Наутилоидеи. ………. (Є1?)Є3 – Qrcnt (O!)

Надотряд Ammonoidea. Аммоноидеи. ………. D – K

Отряд Goniatitida. Гониатитиды..………..D – T

Отряд Clymeniida. Клименииды...…….… D3

Отряд Ceratitida. Цератитиды. ………….. P – T (T!)

Отряд Ammonitida. Аммонитиды. ………. T – K (J!)

Подкласс Endocochlia. Внутреннераковинные. …. D – Qrcnt

Надотряд Coleoidea. Колеоидеи. …….…..…… D – Qrcnt

Отряд Belemnitida. Белемнитиды...…..…..D – K (J+K!)

 

 

Тип Brachiopoda. Брахиоподы

Первый вариант

упрощённой классификации для проведения

деловой игры на знание терминологии, строения скелета

и принципов классификации брахиопод

8. Тип Brachiopoda. Брахиоподы ………………………….…...Є – Qrcnt

Класс Inarticulata. Беззамковые. …………...…………… Є – Qrcnt (Є+О!)

Группа Atremata. Атрематы. ………………….………. Є – Qrcnt

Группа Neotremata. Неотрематы. …………….………. Є – Qrcnt

Класс Articulata. Замковые. …………..……….....……… Є – Qrcnt (PZ!)

Группа Protremata. Протрематы. …………...……… Є – Qrcnt

Группа Telotremata. Телотрематы. …………...………. О – Qrcnt

 

Второй вариант

к самостоятельной работе по теме

на основе одного из вариантов современной классификации типа

для определения родов и видов замковых брахиопод

с помощью определителей и справочников

8. Тип Brachiopoda. Брахиоподы ……………………………Є – Qrcnt

Класс Articulata. Замковые. …………..……….....….….Є – Qrcnt (PZ!)

Отряд Ortida. Ортиды..………………………….Є – P

Род Ortis. …………………………………… О1

Отряд Pentamerida. Пентамериды. ….……….…Є – D

Род Pentamerus. ……………………………. О – S

Род Conchidium. ……………………………. О – S

Род Conchidiella. …………………………… D2

Отряд Rhynchonellida. Ринхонеллиды. ………...О2 – Qrcnt

Отряд Productida. Продуктиды. ……………….. S – P

Род Gigantoproductus. ……………………… C1

Род Productus. …………………………….… C

Род Strophalosia. ……………………………. C – P

Отряд Spiriferida. Спирифериды. ………………. O3 – J1

Род Spirifer. …………………………………..S – P

Род Choristites. …………………………….… C – P

Отряд Strophomenida. Строфомениды. ……….... O – D

Отряд Atripida. Атрипиды. ………………………. O2 – C1

Род Karpinskia. ………………………………..D1 – D2

Отряд Terebratulida. Теребратулиды. …..………. S – Qrcnt

Род Stringocephalus. …………………………..D2zh

 

9. Тип Arthropoda. Членистоногие. ……………….………………..Є – Qrcnt

Класс Trilobita. Трилобиты. …………..………....……….…... Є – P (Є +O+S!)

Подкласс Miomera. Малочленистые. ……..….....…….… Є – O

Подкласс Polymera. Многочленистые. ……..…...…….... Є – P

Класс Crustacea. Ракообразные. ………………….....……….. Є – Qrcnt

Подкласс Ostracoda. Ракушковые рачки..….....…….….. Є – Qrcnt

Подкласс Branchiopoda. Жаброногие. …………………..(Є?)D – Qrcnt

Отряд Phyllopoda. ……………………………..………(Є?)D – Qrcnt

Подкласс Cirripedia. Усоногие рачки..…...…….………….S – Qrcnt

 

 

Класс Insecta. Насекомые. ……………………….……..……….D – Qrcnt

Подкласс Apterigota. Первичнобескрылые..…...………….D – Qrcnt

Подкласс Pterigota. Крылатые..………………….…………С – Qrcnt

Надкласс Chelicerata. Хелицеровые. ……………….…..………….Є – P (S+D!)

· скорпионы (водные: S2; наземные: D-Qrcnt),

· пауки (D-Qrcnt)

Класс Merostomata. Меростомовые. ….………..….…………... Є – P

· современные и ископаемы мечехвосты

Отряд Eurypterida. Эвриптериды. …..…………………. О – P (S +D!)

 

10. Тип Echinodermata. Иглокожие.. ……………….……………….. Є 2 – Qrcnt

Подтип Pelmatozoa. Прикреплённые. ……………………………. Є 2 – Qrcnt

Класс Cystoidea. Морские пузыри. …….……………………... (Є2)O – D2(O!)

Класс Crinoidea. Морские лилии. ………………..……………. О – Qrcnt

Класс Blastoidea. Морские бутоны. ……………………………. S – Qrcnt

Подтип E leuterozoa. Неприкреплённые. ………………………….. O – Qrcnt

Класс Ech inoidea. Морские ежи. …….……………..……………О – Qrcnt

· «новые» морские ежи ……………….………………..T – Qrcnt

· «неправильные» морские ежи …………….………….J – Qrcnt

 

11. Тип Bryozoa. Мшанки. ……………….……………………………..О – Qrcnt

Класс Gimnolaemata. Голоротые...………………..……………. О – Qrcnt

Отряд Cyclostomata. Круглоротые. ………………………..О – Qrcnt

Отряд Trepostomata. Изменённоротые. ……………………О – Т1

Отряд Cryptostomata. Скрыторотые. ………………………О – Т1

Отряд Cheilostomata. Губоротые. ………………………….J2 – Qrcnt

Класс Phylactolaemata. Покрыторотые. ………..…..…………… Р – Qrcnt

 

12. Тип Hemichordata. Полухордовые. ……………………………….. Є2 – Qrcnt

Класс. Graptolitina. Граптолиты. ……………….…..……………Є2 – С1

Подкласс Stereostolonata. Стереостолонаты. ………………Є2 – С1

Подкласс Graptoloidea. Граптолоидеи. ……………………. O – D1

 

13. Тип Conodonta. Конодонты. ……..…………………………………Є2 – Т

 


 

4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ 

Эон

Эра Период Эпоха

фанерозойский,

Фанерозой

кайнозойская

Кайнозой

четвертичный, квартер

современность
поздняя или голоцен
ранняя или плейстоцен

неогеновый, неоген

поздняя
ранняя

палеогеновый, палеоген

поздняя
средняя
ранняя

м е з о з о й с к а я, мезозой

меловой,

Мел

поздняя
ранняя

юрский,

Юра

поздняя
средняя
ранняя

триасовый, триас

поздняя
средняя
ранняя

п а л е о з о й с к а я, 

Палеозой

пермский, пермь

поздняя татарская
Средняя биармийская
ранняя приуральская

каменноугольный, карбон

поздняя
средняя
ранняя

девонский, девон

поздняя
средняя
ранняя

силурийский, силур

пржидольская
лудловская
венлокская
лландоверийская

ордовикский, ордовик

поздняя
средняя
ранняя

кембрийский, кембрий

поздняя
средняя
ранняя

протерозойский,

Протерозой

Поздний

 протерозой

вендский, венд

поздняя
ранняя

рифейский,

Рифей

каратавий

юрматиний

ранний рифей, бурзяний

Ранний протерозой,

раннепротерозойский,

карельский,

Карелий

поздний карелий

ранний карелий

архейский,

Архей

Поздний архей

 

Ранний архей

катархейский катархей (приской)  

 

 


 

 

Таблица 5

Стратиграфические подразделения общей шкалы (без ярусов и зон)

 

 

Акротема  

Эонотема

Эратема Система Отдел

фанерозойская,

Фанерозой

кайнозойская

Кайнозой

четвертичная, квартер

рецентные осадки
верхний или голоцен
нижний или плейстоцен

неогеновая, неоген

верхний
нижний

палеогеновая, палеоген

верхний
средний
нижний

мезозойская,

Мезозой

меловая,

Мел

верхний
нижний

юрская,

Юра

верхний
средний
нижний

триасовая, триас

верхний
средний
нижний

п а л е о з о й с к а я, 

Палеозой

пермская, пермь

верхний татарский
средний биармийский
нижний приуральский

каменноугольная, карбон

верхний
средний
нижний

девонская, девон

верхний
средний
нижний

силурийская, силур

пржидольский
лудловский
венлокский
лландоверийский

ордовикская, ордовик

верхний
средний
нижний

кембрийская, кембрий

верхний
средний
нижний

протерозойская,

Протерозой

Верхний протерозой

вендская, венд 1

верхний
нижний

Рифей

верхний рифей или каратавий

средний рифей или юрматиний

нижний рифей или бурзяний

нижний протерозой или

Карелий

верхний карелий

нижний карелий

архейская,

Архей

Верхний архей

 

Нижний архей

 

 


 

Таблица 6

Дидактическая таблица индексов стратиграфии и геохронологии

Акротем (акронов), эонотем (эонов), эратем (эр), систем (периодов), отделов (эпох)

 

Акротема (Акрон)

Эонотема

(Эон)

Эратема (Эра) Система (Период) Отдел (Эпоха)

_

?

_

 

PH

 

KZ

Q

Q rcnt
Qh
Qp

N

N2
N1

E

E3
E2
E1

MZ

K

K2
K1

J

J3
J2
J1

T

T3
T2
T1

PZ

P

P3
P2
P1

C

C3
C2
C1

D

D3
D2
D1

S

S4
S3
S2
S1

O

O3
O2
O1

Є

Є3
Є2
Є1

PR

PR2

V

V2
V1

RF

RF3

RF2

RF1

PR1

PR1 2

PR1 1

AR

AR2

 

AR1


                                                                                                                

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Пермский государственный национальный

 исследовательский университет»

 

                                                                                                                                                                                               

 

ПалеонтологиЯ

БИОСТРА



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.14.104 (0.011 с.)