К разделу V программы Федеративное устройство России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К разделу V программы Федеративное устройство России



При изучении федеративного устройства России следует опи­раться на понятия государственного устройства, федерации, уни­тарного государства, автономии, которые рассматриваются в раз­деле III курса при характеристике основ конституционного строя, когда речь идет о конституционном закреплении федеративного характера российского государства.

Важно проследить становление и развитие Российской Федера­ции как федеративного государства, учитывая при этом ее право­вой статус как субъекта бывшего СССР. При изучении современ­ного конституционно-правового статуса Российской Федерации следует иметь в виду, что он определяется Конституцией Россий­ской Федерации, а Федеративным договором от 31 марта 1992 г. — в части, не противоречащей Конституции. Важно также проанали­зировать статус субъектов Российской Федерации, усвоить при этом, что Конституция Российской Федерации, закрепляя вопро­сы, относящиеся к ведению Российской Федерации (статья 71), и вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъек­тов (статья 72), устанавливает, что вне этих пределов ведения субъ­екты Российской Федерации обладают всей полнотой государст­венной власти.

Студент должен обратить внимание на изменение практики так называемого договорного процесса; учесть в связи с этим, что Фе­деральный закон 1999 года «О принципах и порядке разграниче­ния предметов ведения и полномочий между органами государст­венной власти Российской Федерации и органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации» утратил силу в 2003 году, а регулируемые им вопросы получили отражение в новой гла­ве IV1 Федерального закона «Об общих принципах организации за­конодательных (представительных) и исполнительных органов го­сударственной власти субъектов Российской Федерации».

Совершенствование федеративных отношений в России пред­ставляет собой одну из насущных задач государственной власти. Нужно уяснить, какие действия по укреплению федеративной го­сударственности предпринимались различными ветвями власти начиная с 2000 года (среди них назначение полномочных предста­вителей Президента Российской Федерации в федеральных окру­гах; установление в законодательстве возможности так называемо­го федерального вмешательства, усиление ответственности орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации за нарушение Конституции Российской Федерации и федеральных законов; вынесение Конституционным Судом Российской Феде­рации решений о несоответствии федеральной Конституции поло­жений конституций ряда республик об их суверенитете и др.).

Необходимо учесть, что состав субъектов Российской Федерации не является раз и навсегда данным: правовой механизм его измене­ния установлен Федеральным конституционным законом 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». В соответствии с этим актом в 2004—2006 годах были приняты 4 федеральных кон­ституционных закона об образовании новых субъектов Российской Федерации (иногда с сохранением прежнего наименования): Перм­ского края в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; Красноярского края в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненец­кого) и Эвенкийского автономных округов; Камчатского края в результате объединения Камчатской области и Корякского автоном­ного округа; Иркутской области в результате объединения Иркут­ской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В 2006 году начался процесс объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в новый субъект Российской Федерации — Забайкальский край.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.003 с.)