Методические указания к изучению курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к изучению курса



67.400

К 55

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО КУРСУ

 

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ»

 

 

для студентов ОЧНОЙ формы обучения

на 2007-2008, 2008/2009, 2009/2010 учебные годы

 

 

МОСКВА 2007

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Основой для изучения всех разделов курса является Конститу­ция Российской Федерации, федеральные конституционные зако­ны, а также федеральные законы и указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы конституционного права. В поле зрения студентов должны быть и конституции (уставы) субъектов Российской Федерации.

Важно быть в курсе последних изменений в законодательстве. В связи с этим следует регулярно просматривать «Собрание -законо­дательства Российской Федерации», «Российскую газету», «Парла­ментскую газету».

Источником сведений о законодательстве могут служить спра­вочные правовые системы, в частности, «КонсультантПлюс», «Га­рант». Особую ценность имеет содержащийся в них информаци­онный банк законодательства субъектов Российской Федерации.

Обязательным условием овладения учебной дисциплиной яв­ляется добросовестное изучение учебника, освоение лекционного материала и его закрепление на семинарских занятиях. У студен­тов заочной формы обучения, что вполне естественно, ключевую роль играет самостоятельная работа с учебной литературой и кон­ституционным законодательством.

Желательно использовать тот учебник по конституционному праву России, который подготовлен в МГЮА. Студенту Академии не следует «увлекаться» всевозможными пособиями по конститу­ционному праву и краткими лекционными курсами, которые при­емлемы для обучающихся в юридических колледжах и неюридиче­ских учреждениях высшего образования. Такие издания вовсе не запретны для студентов МГЮА, однако они должны играть лишь вспомогательную роль; в силу присущих этим изданиям сжатому изложению и упрощенному подходу они не могут заменить обсто­ятельный учебник.

Студенты должны следить за публикациями по вопросам кон­ституционного права в соответствующих научных журналах, в ча­стности: «Журнал российского права», «Конституционное и муниципальное право», «Государство и право», «Государственная власть и местное самоуправление», «Право и политика», «Юриди­ческий мир», «Известия вузов. Правоведение», «Вестник Москов­ского университета. Серия «Право», «Сравнительное конституци­онное обозрение».

Необходимо исходить из того, что конституционное право вплотную соприкасается с политикой. Студенты должны быть в курсе текущих политических событий, обращать внимание на прак­тику функционирования государственных институтов, правопри­менительную деятельность субъектов конституционного права.

 

К разделу I программы

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Электронные ресурсы

http://www.constitution.ru — сайт, посвященный Конституции Российской Федерации.

http://constitution.garant.ru — Интернет-проект «Конституция России».

Занятие второе — 2 часа

1. Правовое государство, его характерные черты и особенности в Российской Федерации.

2. Федеративное устройство как одна из основ конституцион­ного строя Российской Федерации.

3. Суверенитет Российской Федерации, его гарантии. Реальный суверенитет в условиях глобализации.

4. Экономическая основа конституционного строя Российской Федерации. Многообразие форм собственности как основа фор­мирования гражданского общества.

5. Социальная основа конституционного строя Российской Фе­дерации. Россия — социальное государство.

6. Принцип идеологического многообразия: конституционное закрепление и гарантии реализации. Ограничение идеологическо­го многообразия: основания и пределы.

7. Российская Федерация — светское государство. Правовой статус религиозных объединений.

Практические задания

1. Приведите примеры правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, связанных с определением юриди­ческого содержания категории «социальное государство».

2. В ряде субъектов Российской Федерации были приняты зако­ны о дополнении регионального компонента государственных об­разовательных стандартов общего образования курсом «Право­славная культура». Приведите аргументы к дискуссии о соответст­вии указанных законов субъектов Российской Федерации консти­туционному принципу светского государства.

3. В одном из городов Центральной России отремонтированное здание для размещения мирового судьи по просьбе городского руко­водства было освящено православным священником. Во время про­цедуры торжественного открытия представитель православной церк­ви передал в дар мировому судье икону с изображением мучеников, пострадавших от неправедного суда. По мнению жителя города граж­данина Ахмедова, в данном случае был нарушен конституционный принцип светского государства. Ахмедов обратился к юристу за кон­сультацией. Оцените ситуацию, поставив себя на место юриста.

Электронные ресурсы

http://ombudsman.gov.ru — Официальный сайт Уполномочен­ного по правам человека в Российской Федерации.

 

Электронные ресурсы

http://www.gov.ru — «Официальная Россия» (сервер органов го­сударственной власти Российской Федерации).

http://genproc.gov.ru — сайт Генеральной прокуратуры Россий­ской Федерации.

http://www.oprf.ru — официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации.

 

Электронные ресурсы

http://www.cikrf.ru — сайт Центральной избирательной комис­сии Российской Федерации.

 

Электронные ресурсы

http://www.kremlin.ru — сайт Президента Российской Федерации. http://www scrf.gov.ru — сайт Совета Безопасности Российской Федерации.

http://www.rost.ru — приоритетные национальные проекты.

 

Тема 10. Федеральное Собрание Российской Федерации — 4 часа

1. Федеральное Собрание как представительный и законода­тельный орган Российской Федерации.

2. Двухпалатная структура Федерального Собрания: роль палат, особенности их формирования и вопросы ведения. Дискуссия об оптимальном порядке формирования Совета Федерации.

3. Внутреннее устройство и порядок работы палат Федерально­го Собрания.

4. Законодательный процесс.

5. Акты палат Федерального Собрания.

6. Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Госу­дарственной Думы.

Практические задания

1. Законодательный орган субъекта Российской Федерации из­брал своего представителя в Совете Федерации, приняв соответст­вующее постановление. Однако по истечении четырех месяцев со дня избрания этого представителя Совет Федерации гак и не рас­смотрел вопрос о подтверждении полномочий данного члена Со­вета Федерации. Депутаты законодательного органа считают, что их решение не нуждается в утверждении Советом Федерации и что оно намеренно «саботируется». Дайте правовой анализ ситуации и предложите способы разрешения конфликта.

2. После того, как законопроект был принят Государственной Ду­мой во втором чтении, юристы обратили внимание на то, что в текс­те законопроекта содержатся существенные противоречия, устране­ние которых невозможно без внесения поправок. На заседании от­ветственного комитета обсуждается вопрос о порядке дальнейшей ра­боты над законопроектом. Сформулируйте ваше предложение.

3. Президент Российской Федерации вернул принятый федераль­ный закон в Совет Федерации без рассмотрения, указав, что Регла­мент Совета Федерации не соответствует установленным Конститу­цией Российской Федерации требованиям к порядку принятия феде­ральных законов. Правомерны ли действия Президента Российской Федерации?

4. Определите дату вступления в силу Федерального закона от 5 января 2006 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений в статью 28.7 Ко­декса Российской Федерации об административных правонарушени­ях».

Справка. Указанный Федеральный закон не содержит специальной статьи о его вступлении в силу. Он опубликован в «Российской газе­те» за 11 января 2006 г., в «Парламентской газете» — за 13 января 2006 г., в «Собрании законодательства Российской Федерации» — в выпуске, датированном 9 января 2006 г. (№2. Ст. 175).

Для нахождения ответа следует, в частности, изучить правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, содержа­щуюся в постановлении от 24 октября 1996г. № П-П (пункт 6 мо­тивировочной части; СЗ РФ. 1996. № 45. Ст. 5202).

Электронные ресурсы

http://www.duma.gov.ru — официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

http://asozd.duma.gov.ru — Автоматизированная система обес­печения законодательной деятельности.

http://www.council.gov.ru — официальный сайт Совета Федера­ции Федерального Собрания Российской Федерации.

Электронные ресурсы

http://www.govemment.ru — Интернет-портал Правительства Российской Федерации.

 

Электронные ресурсы

http://www.ksrf.ru — официальный сайт Конституционного Су­да Российской Федерации.

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ (для подготовки к экзаменационному зачету —вопросы по разделам I — IV, для подготовки к экзамену — по всем разделам)

67.400

К 55

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО КУРСУ

 

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ»

 

 

для студентов ОЧНОЙ формы обучения

на 2007-2008, 2008/2009, 2009/2010 учебные годы

 

 

МОСКВА 2007

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Основой для изучения всех разделов курса является Конститу­ция Российской Федерации, федеральные конституционные зако­ны, а также федеральные законы и указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы конституционного права. В поле зрения студентов должны быть и конституции (уставы) субъектов Российской Федерации.

Важно быть в курсе последних изменений в законодательстве. В связи с этим следует регулярно просматривать «Собрание -законо­дательства Российской Федерации», «Российскую газету», «Парла­ментскую газету».

Источником сведений о законодательстве могут служить спра­вочные правовые системы, в частности, «КонсультантПлюс», «Га­рант». Особую ценность имеет содержащийся в них информаци­онный банк законодательства субъектов Российской Федерации.

Обязательным условием овладения учебной дисциплиной яв­ляется добросовестное изучение учебника, освоение лекционного материала и его закрепление на семинарских занятиях. У студен­тов заочной формы обучения, что вполне естественно, ключевую роль играет самостоятельная работа с учебной литературой и кон­ституционным законодательством.

Желательно использовать тот учебник по конституционному праву России, который подготовлен в МГЮА. Студенту Академии не следует «увлекаться» всевозможными пособиями по конститу­ционному праву и краткими лекционными курсами, которые при­емлемы для обучающихся в юридических колледжах и неюридиче­ских учреждениях высшего образования. Такие издания вовсе не запретны для студентов МГЮА, однако они должны играть лишь вспомогательную роль; в силу присущих этим изданиям сжатому изложению и упрощенному подходу они не могут заменить обсто­ятельный учебник.

Студенты должны следить за публикациями по вопросам кон­ституционного права в соответствующих научных журналах, в ча­стности: «Журнал российского права», «Конституционное и муниципальное право», «Государство и право», «Государственная власть и местное самоуправление», «Право и политика», «Юриди­ческий мир», «Известия вузов. Правоведение», «Вестник Москов­ского университета. Серия «Право», «Сравнительное конституци­онное обозрение».

Необходимо исходить из того, что конституционное право вплотную соприкасается с политикой. Студенты должны быть в курсе текущих политических событий, обращать внимание на прак­тику функционирования государственных институтов, правопри­менительную деятельность субъектов конституционного права.

 

К разделу I программы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.113 (0.02 с.)