Тема урока: «алюминий и его соединения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема урока: «алюминий и его соединения»



 

Организационная информация

Предмет: химия

Класс: 9 «А», 29 человек.

Методическая информация:

Автор учебника: учебник «Химия 9 класс» О.С. Габриелян, М; Дрофа 2019г

Тип урока: комбинированный.

Цель: повторение и проверка знаний учащихся, актуализация знаний и способов деятельности, выявление понимания и степени прочности запоминания. Способы действия учащихся на уроке и оценивание связаны с тем, что алюминий относится к амфотерным элементам, самый распространённый и значимый элемент в промышленности.

 

Психолого-педагогическая характеристика класса: урок проведён в 9 «А» классе, в 2019-2020 учебном году. В классе 15 мальчиков и 14 девочек. Успеваемость100%, качество 64%. Большинство учащихся имеют высокий или средний уровень развития, хорошо владеют способами запоминания материала. 9 учащихся с ОВЗ. Дети доброжелательны друг к другу, инициативны, активны, творческие и ответственные. Данный урок актуален для создания ситуации успеха.

Задачи:

1. Общеобразовательные:

Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент. Повторение и проверка важнейших знаний о строения атома, физических и химических свойствах простого вещества алюминия; применение алюминия и его соединений. Выявления глубины понимания и степени прочности запоминания изученного на предыдущих занятиях, актуализация знаний и способов деятельности по осмыслению изученного материала на текущем уроке.

А) применение обобщённых знаний, умений, навыков в условиях создания проблемной ситуации;

Б) контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью домашней работы;

В) уметь устанавливать причинно- следственные связи между «составом», «химическими свойствами», «получением металла».

 

2. Развивающие:

Формирование навыков, умения обобщать и делать выводы. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями. Развитие мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения.

А) развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;

Б) развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации;

 

3. Воспитательные:

Формирование готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в жизни для решения практических задач. Воспитание научного мировоззрения, умения работать в паре и группе, самостоятельно трудиться. Воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и ответственности.

А) формирование у учащихся познавательного интереса к химии:

Б) воспитание настойчивости в достижении цели;

В)воспитание интереса к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

 

Обще учебные:

 

А) учебно-организационные: составлять таблицы

Б) учебно-интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать

В) учебно- информационные: пользование компьютером

 

Формируемые УУ

 

1.Познавательные

Учащиеся отрабатывают навыки по химическому эксперименту;

Отрабатывают навыки с ПСХЭ Д,И, Менделеева; дают характеристику алюминию и его соединений по положению в таблице;

Актуализируют коммуникативные способности, умение слушать, правильно высказывать свои мысли;

Формируют культуру работы с химическими веществами, чёткость и организованность в работе.

2. Коммуникативные

Умение находить адекватную замену словам, в случае затруднения;

Правильно выражать свои мысли письменно и устно;

Управлять поведением партнёра, осуществляя контроль, коррекцию, оценку деятельности, уметь убеждать;

Адекватно использовать речь, для решения коммуникативных задач;

Сверять свои действия с целью, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

Учитывать разные мнения, координировать разные позиции в сотрудничестве;

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

Интегрироваться в группу сверстников и взрослых и строить продуктивное взаимодействие.

3. Регулятивные

Умение анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Определять цель учебной деятельности;

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

4. Личностные

Позитивная моральная самооценка, создание ситуации успешности в обучении;

Способность к самооценке;

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

Учебно-познавательная мотивация и интерес к обучению;

Дифференциация заданий, выбор уровня и объёма освоения.

 

Технологии: ИКТ, ТРКМ, здоровьесберегающая

Методические приёмы: фронтальная работа, самостоятельная работа, беседа, химический эксперимент, составление опорного конспекта, приёмы ТРКМ

 

Формы организации урока:

Поисковая, фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Оборудование урока:

1. Для лабораторных опытов: штативы для пробирок, пробирки. Растворы: хлорид алюминия, гидроксид калия, соляная кислота

2. Для демонстраций: коллекция «Алюминий и его сплавы», изделия из алюминия (Алюминиевая проволока,бенгальские огни, фольга, столовые приборы, модель самолёта, новогодний дождь)

3. Схема –кластер, для учащихся, приложения с дополнительной информацией

4. Технические средства: мультимедийный проектор, ПК с доступом в сеть Интернет, электронные образовательные ресурсы: электронное приложение к учебнику «Химия 9» О.С. Габриелян (издательство Дрофа).

Ход урока

Стадия урока Этапы урока Технологии (приёмы)
  Организационный момент  (2 минуты) Деятельность учителя Деятельность ученика Приветствие. Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.     1.Здоровьесберегающие 2.Обучение в сотрудничестве 3. Приёмы активизации учебной деятельности
Стадия вызова 1.В каждом булыжнике на мостовой присутствуют все элементы Периодической системы» - немецкие химики Вальтер и Ноддак. Перефразируя, в каждом булыжники есть этот металл! 1.Информационно-коммуникационная технология 2.Технология критического мышления 3.Технология развивающего обучения 4.Здоровьесберегающие технологии 7.Педагогика сотрудничества 8.Технология уровневой дифференциации Приём Отсроченная отгадка
  2.Организация проверки знаний   1.Приём Решение анаграммы (исключите лишнее) Приложение 1 2. Работа по карточке Приложение 1Приложение 2    
  3. Изучение нового материала  Настрой на изучение нового материала Я хочу рассказать еще об одном драгоценном металле. В 19 веке этот металл был очень дорогим. Из него делали разнообразные ювелирные изделия. Так, Наполеон III (Племянник Наполеона 1) заказал из него пуговицы. В 1860-е годы каждая парижская модница непременно должна была иметь в своем наряде хотя бы одно украшение из этого металла, ценившегося выше серебра и золота. По приказу Наполеона III были изготовлены столовые приборы из этого металла, которые подавались на торжественных обедах императору и самым почётным гостям. Другие гости при этом пользовались приборами из традиционных драгоценных металлов — золота и серебра. Д.И. Менделееву в 1889 г. были подарены весы с чашами из золота и этого металла. Как вы думаете, о каком металле идет речь?   Приём Инсерт   Приложение 3
  4. Постановка проблемы урока Приём Фишбоун
Стадия Осмысление 1.Изучение положение химического элемента алюминия в ПСХЭ и строения атома алюминия 1.Информационно-коммуникационная технология 2.Технология критического мышления Проектная технология 3.Технология развивающего обучения 4.Здоровьесберегающие технологии 5.Технология проблемного обучения 6.Технология интегрированного обучения 7.Педагогика сотрудничества 8.Технология уровневой дифференциации   Приём Фишбоун  
  2. Изучение физических свойств простого вещества алюминия Текст Видеоролик Презентация Лабораторный опыт в парах: на столе лежат кусочки фольги из алюминия, гранулы алюминия, брусочки алюминия. Из параграфа 13 учебника выпишите физические свойства простого вещества алюминия. Приём  Дерево предсказаний Приложение 5  
  3. Изучение химических свойств алюминия Работа в группах Прием «Кубик Блума»  
  а) взаимодействие алюминия с соляной кислотой; б) взаимодействие алюминия с гидроксидом натрия. Краткий инструктаж по ТБ. Какие свойства алюминий проявляет, взаимодействуя и с кислотами и с щелочами?  Запишем уравнения химических реакций, используя текст учебника. Активность алюминия используется для восстановления металлов. Ромашка Блума    Лабораторный опыт (работа в паре)  
  в) Изучение химических свойств оксида алюминия. Используя текст параграфа, опишите основные химические свойства оксида алюминия Маркированный Текст Приложене3
  Используя текст параграфа, опишите основные химические свойства гидроксида алюминия – самостоятельная работа Приём «Заполнение таблицы»  
  4.Применение алюминия Физические и химические свойства алюминия обусловили его область применения. Электронный учебник, параграф учебника составить таблицу.  Работа в группах  Группа 1 Область народного хозяйства Физические свойства алюминия Группа 2 Область народного хозяйства Химические Свойства алюминия Сравнение результатов. Прием «Кубик Блума»  
  5. Получение и нахождение в природе алюминия. Алюминий широко применяем человеком. Но долгое время это был очень дорогой металл, а сейчас это самый дешевый металл. Как вы считаете почему?  Давайте определим факторы, составляющие цену металла.  Первый фактор – нахождение в природе. Мини-проекты микро-групп «Нахождение алюминия в природе» Второй фактор – способ получения. Мини-проекты микро-групп «Способы получения алюминия» Приём   Зигзаг
Стадия Рефлексии По праву алюминий называют металлом 21 века? Какие свойства отличают алюминий от других металлов? Ребята, скажите, запомнился урок? Чем? Какую цель мы поставили в начале урока? Мы ее достигли? Что вызвало затруднения? Посмотрите на текст. Что вы могли бы исправить? Выставление отметок.   1.Информационно-коммуникационная технология 2.Технология критического мышления 3.Технология развивающего обучения 4.Здоровьесберегающие технологии 5.Педагогика сотрудничества 6.Технология уровневой дифференциации   Перекрестная дискуссия Прием «шесть шляп критического мышления Приложение 9   Лист самооценки Лист взаимооценки
   Домашнее задание  Параграф 13, с.68, читать,  №6 – решать цепочку (для всех),  №7 – задача индивидуально, №8 – творческое задание по желанию. 1.Технология уровневой дифференциации 2.Информационно-коммуникационная технология 3.Проектная технология  

                                                                                                                          Приложение 1

Исключи и реши анаграммы

Леругод

иксолорд

нмийекр

дрооов

лйминниаю

 

 

                                                                                                                              Приложение 2

Работа по карточке

 

Карточка Вариант 1

1.Составь и реши цепочку уравнений химических реакций.

Кальций – оксид кальция – гидроксид кальция – хлорид кальция – хлорид серебра

2.Напиши окислительно – восстановительную реакцию ухр №1.

3. Напиши ухр №3 в ионном виде.

4. Опиши положение магния в ПСХЭ, его свойства. Как доказать, что это активный металл?

 

Вариант 2

1.Составь и реши цепочку уравнений химических реакций.

Магний – оксид магний – гидроксид магния – нитрат магния – карбонат магния

2.Напиши окислительно – восстановительную реакцию ухр №1.

3. Напиши ухр №3 в ионном виде.

4. Опиши положение кальция в ПСХЭ, его свойства. Как доказать, что это активный металл?

Номера 1, 2, 3 – оцениваются отметкой «4» и «5», повышенный уровень усвоения; номер 4 – это отметка «3», усвоение на базовом уровне.

                                                                                                                             Приложение3.

Приём Инсерт (Маркированный текст)

Уже знал Новое Думал иначе Не понял, есть вопросы
       

 

                                                                                                                            Приложение 4

Схема образования вещества

Al 0+ 3ē «Al +3

Тип химической связи – ионная.

Тип кристаллической решетки – атомная

                                                                                                                              Приложение 5

Дерево предсказаний

Ствол-тема Ветви-свойства Листья - применение

                                                                                                                        Приложение 6

Тест по теме «Алюминий» (правильными могут быть один или несколько вариантов ответов)

1. Выберите варианты правильного соответствия между формулами и характером свойств веществ:

а) KOH, Al(OH)3 – основание, амфотерный гидроксид;

б) H2SO4, Be(OH)2 – кислота, амфотерный гидроксид;

в) Cu(OH)2, H2CrO4 – амфотерный гидроксид, кислота;

г) HMnO4, Ba(OH)2 – кислота, основание.

2. Гидроксид алюминия реагирует с каждым из веществ в группе:

а) соляная кислота, фосфат натрия, углекислый газ;

б) гидроксид бария, серный ангидрид, уксусная кислота;

в) серная кислота, диоксид кремния, негашеная известь;

г) серная кислота, азотная кислота, гидроксид натрия.

3. Некоторый элемент образует все три типа оксидов (основный, амфотерный и кислотный). Степень окисления этого элемента в амфотерном оксиде будет:

а) минимальной;

б) максимальной;

в) промежуточной между минимальной и максимальной;

г) для разных элементов по-разному.

4. Домашняя хозяйка, хорошо знающая основы химии, не будет в алюминиевой кастрюле:

а) готовить кислые щи;

б) кипятить молоко;

в) мариновать мясо для шашлыка;

г) кипятить раствор соды.

 

                                                                                                                  

                                                                                                                           Приложение 7

Правильны ли утверждения? Если нет, дайте правильный ответ или поясните.

1.Металлические свойства алюминия слабее, чем у магния.

2.У алюминия 2 электрона на внешнем электронном слое.

3.Восстановительные свойства алюминия сильнее, чем у вора и кремния.

4.Алюминий s-элемент.                                          

5.Можно пользоваться алюминиевой посудой при хранении щелочей и кислот.

6. Алюминий подвергается коррозии.

7. При комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется.

8.Алюминий – самый распространенный металл земной коры.

9.Алюминотермия – получение алюминия.

10.Алюминий тяжелый, ковкий и пластичный металл.

11.Алюминий проявляет амфотерные химические свойства: может реагировать как с кислотами, так и со щелочами.

 

                                                                                                                             Приложение 7

 

Самоанализ своей работы.

1. На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5. Мое настроение

 

                                                                                                                     Приложение 8

Правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение

 

                                       

Приложение Помощь для учащихся ОВЗ Рабочий лист обучающегося___________________________________________

(фамилия, имя)

Тема урока:______________________________________________

1. Актуализация знаний:

1.На какие группы делятся все вещества?

2.Каково положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?

3.Что общего в строении атомов всех металлов?

4.Как определить число электронов на последнем электронном слое у элементов главных подгрупп?

5.Какой вид связи у металлов?

6.В чем сущность металлической связи?

7.Какие свойства металлов обусловлены наличием металлической связи?

 

    2. Характеристика элемента алюминия по его положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома.

Вставить пропущенные слова в тексте

1. Порядковый номер алюминия - _______.

2. Алюминий - элемент __________группы, __________ подгруппы

3. Заряд ядра атома алюминия равен ______

4. В ядре атома алюминия __________протонов.

5. В ядре атома алюминия _________нейтронов.

6. В атоме алюминия ________ электронов.

7. Атом алюминия имеет _________энергетических уровня.

8. Электронная оболочка имеет строение __________.

9. На внешнем уровне в атоме алюминия _________ электронов.

10. Степень окисления атома алюминия в соединениях равна ________.

11. Простое вещество алюминий является ____________.

12. Оксид и гидроксид алюминия имеют ___________________ характер.

13.

         3.Строение простого вещества.

Тип химической связи_________________________

Тип кристаллической решетки___________________________________

 

      4.Характеристика физических свойств металла алюминия:

1. В каком агрегатном состоянии находится алюминий при данных условиях?

________________________________________________________________

2. Какого цвета? Блеск?

________________________________________________________________

3. Имеет ли алюминий запах?

________________________________________________________________

4. Проявляет ли данный металл пластичность, хрупкость, эластичность?

________________________________________________________________

5. Растворяется ли в воде при данных условиях?

________________________________________________________________

6. Обладает ли алюминий теплопроводностью и электропроводностью?

________________________________________________________________

5. Химические свойства алюминия:

1. Окисление:

2. Взаимодействие алюминия с ________________:

3. Взаимодействие с ____________________:

4. Взаимодействие с ____________________:

5. Нахождение в природе. Получение.

Содержание алюминия в земной коре (в %): __________________________

Вывод о нахождении алюминия в природе:

 

Приложение Лабораторная работа

Цель: Доказательство амфотерности алюминия.

«Проблема – решение – ответ»

Маатематики утверждают, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. А вот химики считают, что это не всегда справедливо. Убедитесь в этом, меняя порядок приливания растворов: хлорида алюминия и гидроксида калия.

Работаем по инструкции. Вспомним о ТБ. Работаем в парах. Делаем поэтапно. Наблюдаем, записываем уравнения в ионном виде. За каждое уравнение по 1 баллу.

1. В пробирку налейте 1мл. раствора соли алюминия. Добавьте несколько капель раствора щелочи до образования студенистого осадка гидроксида алюминия. Затем запишите молекулярное и ионное уравнения реакции.

2. В эту пробирку 1мл. раствора соляной кислоты. Встряхните содержимое пробирки. Что наблюдаете? Если гидроксид реагирует с кислотой, значит, он проявляет основные свойства. Запишите молекулярное и ионное уравнения реакции.

3. В другую пробирку налейте 1-2 мл. гидроксида калия. Добавте несколько капель раствора соли алюминия. Что наблюдаете? Если гидроксид реагирует со щелочью, значит, он проявляет кислотные свойства. Запишите молекулярное и ионное уравнения реакции.

4. Впишите пропущенные слова.

При взаимодействии с кислотами гидроксид алюминия проявляет …….свойства, а при взаимодействии со щелочами гидроксид алюминия проявляет …….свойства. Следовательно, гидроксид алюминия - …………соединение.

Вывод: гидроксид алюминия – амфотерное соединение. Амфос в переводе с греческого означает, реагирует с тем и с другим.

А как распознать ионы алюминия?

 

                                                                                                                     Приложение 9

 Прием «шесть шляп критического мышления» - класс делится на 6 групп. Каждая группа получает шляпу определенного цвета. При этом высказывается шесть точек зрения по одной теме.

«Белая шляпа» - статистическая (констатируются факты по теме, без обсуждения).

«Желтая шляпа » - положительная (высказываются положительные моменты);

«Черная шляпа» - негативная (определяются отрицательные стороны проблемы);

«Синяя шляпа»- аналитическая (проводится анализ по проблеме);

«Зеленая шляпа» - творческая (высказываются самые бредовые идеи и предложения);

«Красная шляпа» - эмоциональная (формулируются эмоции, которые испытали ребята при работе с материалом).

 

 

3. Литература:

1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Учебник М; Дрофа 2019 г

2.Маркина И.В.Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных заданий. Ярославль, 2008.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Ярославль, 2008.

3.ХуторскойА.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по разному? Пособие для учителя М; ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005

4.Ресурсы сети Интернет

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.103 с.)