Юрковский Александр Валентинович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юрковский Александр Валентинович



Студент 2 курса магистратуры,

группы 212-ЮРЗ,

направления подготовки «Юриспруденция».

Научный руководитель – Макаренко Г.И.,

Старший преподаватель кафедры правоведения

Севастопольского экономико-гуманитарного

института (филиала) ФГАОУ ВО

«КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Российская Федерация

     Экологическая информация в российском законодательстве

В ст.2 Конституции РФ 1993 года[1] провозглашено, что человек, егоправа и свободы являются высшей ценностью, и что государство обязано ихсоблюдать и защищать.

Но дело в том, что многиеграждане слабо знают свои экологические права и, в частности, право наполучение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст.42 Конституции РФ). А это представляет собой очень серьёзную проблему, поскольку право на получение экологической информации позволяет, в свою очередь, реализовать и другие важные права, такие как право на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Так, в ч.2 ст.24 Конституции РФ [1] предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц «Обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы ».

Очевидно, что эту норму следует толковать широко, поскольку эта нормапрямого действия. Данное положение корреспондируется и с ч.4 ст. 29[1], согласно которой, каждый имеет право свободно искать иполучать необходимую для него информацию (в том числе и экологическую). Это право реализуется, прежде всего, через средства массовой информации. В Федеральном законе от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"[9] предусматривается механизм осуществления права граждан на оперативное получение через СМИдостоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц по запросам редакций, а также путём проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [10] в качестве одного из основных принципов провозглашает соблюдение права каждого на получение информации осостоянии окружающей среды, и закрепляет право граждан направлять обращения в соответствующие органы и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11). Помимо этого ч. 3 ст. 63 данного Закона устанавливает статус информации осостоянии окружающей среды, её изменении, полученной при осуществлении государственного экологического мониторинга[3].

Но с другой стороны, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях хотя и содержит ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации» [11], но из содержания нормы статьи следует, что за отказ от предоставления экологической информации ответственность не наступает.

Можно, конечно предположить, что законодатель провёл знак равенства между «сокрытием» и «отказом в предоставлении», но это, по меньшей мере, терминологически не вполне корректно. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"[9], определяя основные направления государственной политики в сфере информатизации, называет создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан на основе государственных информационных ресурсов. Нам представляется, что здесь имеется в виду любое обеспечение такогорода, в том числе и экологическое информационное обеспечение. В Законе, дифференцирующей информационные ресурсы по категориямдоступа, прямо запрещено ограничивать доступ к законодательным и другим нормативным актам, устанавливающим права, свободы и обязанности граждан, к документам, содержащим экологическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, безопасности граждани населения в целом.

                       Экологическая информация в странах СНГ

        Существует малоизвестный документ, который принимался на десятом заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ в декабре 1997 года. Это — Модельный закон «О доступе к экологической информации». Среди преимуществ модельного закона следует отметить то, что в этом документе впервые в СНГ предпринята попытка — дать нормативное определение термину «экологическая информация» [2,5].

       Так, согласно части 1 статьи 3 модельного закона: «экологическая информация — любая информация о состоянии вод, атмосферы, почвы, живых организмов и экосистем и их изменениях, о деятельности, факторах и мерах, которые оказывают или могут оказать воздействие на них, а также о запланированной или осуществляемой деятельности по использованию природных ресурсов и последствиях этого для окружающей среды, включая данные, необходимые для оценки этих последствий для окружающей среды и населения, а кроме того — о мерах, направленных на охрану и рациональное использование окружающей среды. Экологическая информация может быть выражена в любых объективированных формах».

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что под экологической информацией следует понимать совокупность значимых и достоверных сведений (сообщений, данных), представленных в любой материальной форме, о событиях, фактах, явлениях и процессах, которые воздействуют или могут оказать воздействие на окружающую среду, деятельность по ее охране и рациональному использованию природных ресурсов, здоровье населения, состояние защищенности экологических прав физических и юридических лиц[6].

Экологическая информация является ключевым составляющим элементом эколого-информационных правоотношений с участием физических лиц, включая граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства. Основу таких правоотношений составляет Конституция РФ, в соответствии с которой право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды отнесено к числу основных прав человека и гражданина (ст. 42) [1]. Задачей нормативно-правового регулирования данных отношений является установление правового механизма реализации права на доступ к экологической информации.

Хотелось бы отметить, что модельный закон является скорее документом, констатирующим основные правовые принципы как доступа к экологически-значимой информации, так и определению источников ее получения, что в своей основе коренным образом никак не влияет ни на общее законодательство о доступе граждан к информации о деятельности органов власти (т.к. согласно ч.1 ст.14 Модельного закона информацию доводится до сведения граждан органами государственной власти и управления) ни на механизмы предоставления экологически значимой информации гражданам.

В то же время если брать за основу модельный закон в части касающейся предоставления информации гражданам органами государственной власти, то согласно положений модельного закона можно увидеть что они подобны нормам, описанным в Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" [8] и Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"[9].

И так можно сделать единственно верный вывод, что модельный закон повлиял на законотворческую деятельность государств СНГ.

                        Список использованной литературы:

1) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

2) Боголюбов С.А. Защита экологических прав. ВСНД РФ и ВС РФ.- 1992. - № 15. - Ст. 769. 51 - М.: Центр экологической политики России. - 1996. - С.60.;

3) Российская газета. - 2000. - 28 сентября.;

4) 54 СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4556.;

5) СЗ РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5712; СЗ РФ. - 1998. - № 1. - Ст. 1.;

6) См.: Бринчук М.М. Право на благоприятную окружающую среду в контексте устойчивого развития // Права человека как фактор устойчивого развития / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2000. С. 204.

7) Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

8) Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

9) Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017);

10) Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об охране окружающей среды"

11) "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2017)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РФ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ТОВАРА КАК РАЗНОВИДНОСТИ КУПЛИ-ПРОДАЖИ: СОДЕРЖАНИЕ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Ярыйчук Виталий Анатольевич

студент 2 курса магистратуры,

группы 211-ЮРЗ-15,

направления подготовки «Юриспруденция».

Научный руководитель – Максимов С.Н.,

доктор юридических наук, профессор

Севастопольского экономико-гуманитарного

института (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Российская Федерация

 

Договор, как универсальный саморегулятор общества, как уникальное правовое средство, распространен во всех сферах общественных отношений. Во всех отраслях народного хозяйства именно с помощью договорной формы многочисленные субъекты и участники экономических отношений упорядочивают свои взаимоотношения. Так в производственной сфере применяются различные формы договорных отношений, среди которых договор поставки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления является наиболее распространенным.

Гражданский кодекс РФ в ст. 506 [1] отмечает, что договор поставки является одним из видов договора купли-продажи. По договору поставки продавец-предприниматель, называемый поставщиком, обязуется передать в установленный срок покупателю товары, которые им производятся или закупаются, для использования данных товаров в предпринимательской деятельности. Цель может быть и другой, но она не должна быть связанна с личным, семейным, домашним и иным подобным употреблением поставленных товаров.

В последнее время можно наблюдать переквалификацию договоров поставки с бытовых нужд на производственные. Основным объектом договора поставки при производственной необходимости является технологическое оборудование, представляющее собой единый имущественный комплекс по общности составляющих элементов. При этом, следует отметить, что положения законодательства, касающиеся купли-продажи, не учитывают достаточно большой круг специфических норм, возникающих в процессе поставки различных товаров, в том числе наблюдается и отсутствие норм о поставке единого имущественного комплекса, что порождает существенные правовые риски для поставщика и покупателя [5, с.265].

Договор поставки опосредует возмездное перемещение товаров и услуг между предпринимателями. Без договора поставки невозможно нормальное функционирование предпринимательских отношений. Наиболее оптимален договор поставки для регулирования правоотношений между производителями товаров и поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий. Также он популярен при правоотношениях между теми кто изготавливает товары и организациями, специализирующимися на оптовом сбыте товаров. Перечисленные правоотношения характеризуются стабильностью и, как правило, имеют долгосрочный характер.

В правовом регулировании договора поставки основную роль играют долгосрочные договора, заключаемые между бизнес-партнерами, а не разовые сделки по поставкам небольших партий товаров. Есть признанные стандарты предпринимательской деятельности, обозначенные в международных правилах и соглашениях [2, с.37]. 

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, по отношению к договору поставки товаров применяются как специальные нормы, так и общие положения о купле- продаже (ст. 454 ГК РФ). Договор поставки обладает уникальными, присущими только ему признаками, обуславливающими его особое правовое регулирование. В первую очередь таким признаком выступает субъектный состав данного договора. Поставщиком может быть только лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность, т.е. либо индивидуальный предприниматель, либо коммерческая организация. При этом поставщиками товаров могут быть и некоммерческие организации, однако только при условии, что такой вид деятельности разрешен учредителями и осуществляется в рамках установленных целей деятельности таких некоммерческих организаций.

Еще одним уникальным признаком договора поставки, является то, что товар или предмет договора производится или закупается поставщиком при непосредственном его участи, что предъявляет определенные требования и к правовому статусу поставщика. Так как поставщик по сути осуществляет предпринимательскую деятельность по производству или закупкам определенных товаров, то поставщиком могут выступать только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, которые специализируются на выпуске соответствующих товаров, или их основным видом деятельности в соответствии с учредительными документами, является закупка товаров.

Основным признаком договора поставки также является цель приобретения товары у поставщика. Договором поставки признается только цель передачи товаров для того, чтобы использовать их в предпринимательской деятельности или в иных целях, которые не должны быть связаны, например, с личным, семейным потреблением. Такой признак свидетельствует, что по договору поставки в качестве покупателя должно выступать только лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность, т.е. либо индивидуальный предприниматель, либо коммерческая организация.

Договор поставки имеет и другие существенные отличия, к которым, например, можно отнести сложность системы договорных связей при осуществлении поставок, в связи с чем поставщик не всегда является собственником или производителем поставляемых товаров и продукции, им может быть и посредник, который осуществляет реализацию товара покупателю и получая в результате данных операций прибыль. Кроме того, по причине возможного отсутствия в наличии товара, который подлежит поставке, в момент заключения договора поставки отдален во времени от момента его исполнения. Нередко исполнение договора поставки происходит частями, в результате чего данный договор способствует формированию отношений между сторонами на длительный промежуток времени. В обязанности сторон по договору поставки может входить входит не только продажа товара, который поставляется, но и условия по его доставке.

В целом же, значение договора поставки состоит в том, что он как договор купли- продажи опосредует процессы движения товара в обществе, между предпринимателями, а также между государством и другими субъектами правоотношений [3, с.27]. Формируя условия договора поставки должны учитываться непосредственно деятельность по выполнению договора и обстоятельства, которые могут возникнуть в будущем и создать препятствия в исполнении договора. При этом особенностью таких условий договора поставки является необходимость сочетания этих обоих моментов.

Учитывая сказанное выше, основными характеристиками договора поставки являются следующие:

Во-первых, так как договор поставки считается заключенным с того момента, когда между сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям, то он является косенсуальным.

Во-вторых, так как в основе выполнения обязательств по поставке товара лежит получение встречного удовлетворения, представленного виде покупной цены, то договор является возмездным.

В третьих, договор поставки является взаимным, по причине наличия у сторон договора субъективных прав и обязанностей. Не смотря на то, что договор поставки не относится публичным договорам, однако в законодательно установленных случаях (ст. 445 ГК), поставщик обязан его заключить.

В целом, на уровне генезиса договора поставки необходимо выделить такие акценты:

1) обязательства сторон по поставке строятся на экономических ценностях и длительных партнерских связях между сторонами;

2) отношения, возникающие на основании договора поставки преследуют стратегическую цель - установление длительного экономического сотрудничества и детализация взаимоотношений;

3) договор рассчитан на соблюдение его сторонами взятых на себя обязательств на основе недопустимости лишения права собственности, свободы договора, свободы предпринимательской деятельности, которая не запрещена законом, справедливости, добросовестности и разумности;

4) наличие технических условий для обеспечения стабильности грузопотоков;

5) ориентация покупателей на информацию о товаре и грузопоток;

6) зависимость от выполнения обязательств смежниками;

7) по своей сути отношения по поставке являются урегулированными нормами права и подкреплены договорными обязательствами сторон (независимо от подхода - гражданско-правового или хозяйственного) о передаче товара в собственность в установленные сроки;

8) наличие специальных сторон.

Содержание договора поставки составляют его условия, которые включаются в него как по согласованию сторон, так и по требованиям закона (это касается стандартов, технических условий на поставляемые товары). Договор поставки должен содержать положения о предмете договора, показателях по его количеству и ассортименту товаров, а также о сроках и порядке поставки.

Срок договора поставки определяется соглашением сторон. Если в договоре срок его действия не определен, то в соответствии со ст.508 ГК РФ, поставки товаров должны осуществляться равномерными партиями помесячно. Кроме того, сторонами могут быть в договорном порядке согласован также график поставки (месяц, декада, сутки и т.д.).

Гражданский кодекс не предусматривает существенных условий договора поставки. Однако, анализируя положения гл. 30 ГК РФ «Купля-продажа» таковыми являются предмет с его количественными (ст.ст. 465-468) и качественными характеристиками (ст. 469-475), а также цена (ст.ст. 485).

Ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договора поставки наступает в форме:

- возмещения убытков;

- уплаты штрафных санкций (неустойки);

- оперативно-хозяйственные санкции (отказ покупателя от принятия и оплаты поставленных товаров в случае поставки товаров некачественных (ст. 518 ГК) или некомплектных (ст. 519 ГК); досрочного расторжения договора поставки и др.) [4, с.34]

Таким образом, одним из видов договора купли-продажи является договор поставки, который иногда называют предпринимательской или торговой куплей-продажей. Договоры купли-продажи и поставки имеют похожее экономическое содержание и характеризуются схожими юридическими признаками, в частности, они направлены на обеспечение перехода права собственности на товар (продукцию); договора заключаются только при условии свободного волеизъявления сторон и имеют возмездно-эквивалентный характер. При этом, однако, существуют и квалифицирующие признаки, позволяющие выделить договор поставки в отдельный вид договора купли – продажи, что обусловливает специфику его правового регулирования. К главной особенности договора поставки следует отнести характер использования товара (продукции). Договором поставки может быть признан только тот, который подразумевает передачу товаров покупателю для использования им в предпринимательской или иных целях, которые не связаны с личными, семейными или иными подобными. Этот признак дает основание утверждать, что покупателем по договору поставки должен выступать субъект предпринимательской деятельности.

Список использованной литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) [Текст]// Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32 - Ст. 3301.

2. Бутакова Н.А. Условие о поставке товара в договоре купли-продажи [Текст]// Право и экономика. - 2016. - № 3. - С. 36 – 40

3. Панова А.С. Роль договора поставки в правовом обеспечении качества и безопасности товаров [Текст]// Законодательство и экономика. - 2016. - № 5. - С. 26 – 33

4. Рябцев В. Проблемы взыскания задолженности по договору поставки [Текст]// Административное право. - 2016. - № 2. - С. 33 - 38

5. Шевченко Л. Формирование договорных отношений по поставкам товаров [Текст]// Государство и право. - 2017. - № 2. С. 265-270.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.044 с.)