Характеристика возрастных особенностей детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика возрастных особенностей детей



Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях образовательного учреждения. Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития,

задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РАС). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РАС при всех его клинических вариантах являются: недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; отгороженность от внешнего мира; слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада); неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными; недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана; приверженность к сохранению неизменности окружающего; неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь; однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям; разнообразные речевые нарушения при РАС; у детей с РАС наблюдаются различные интеллектуальные нарушения, чаще это умственная отсталость.

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства больных детей наблюдаются сходные проблемы.

Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Двигательные расстройства у детей с ДЦП сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы.

Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения. Потому эти больные помимо лечебной и социальной помощи нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции.

 Остальные, как правило, не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психо-органических проявлений — замедленность, истощаемость психических процесс.

Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.

Для умственно отсталых детей характерно: отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему; общая патологическая инертность; крикливость, раздражительность, расторможенность; позднее формирование предпосылок к речи и предметным манипуляциям; недостаточная сформированность процесса восприятия; расстройства речи и др.

Память: замедленность запоминания; быстрота забывания; неточность воспроизведения; эпизодическая забывчивость; плохая переработка воспринимаемого материала.

Внимание: низкий уровень развития внимания; колебания психической активности; быстрая психическая истощаемость и др. непроизвольно. Оно характеризуется небольшим объёмом, неустойчивостью и нарушениями переключаемости, отвлекаемостью, импульсивностью, быстрым переключением внимания с одного объекта на другой, т.е. наблюдается "полевое поведение''."Полевое поведение'' - особый вид активности ребенка, при котором внешние стимулы среды управляют его поведением, внутренняя мотивация деятельности фактически отсутствует. Невнимательность детей с недоразвитием интеллекта в определённой мере обусловлена слабостью их волевой сферы. Они не могут в должной мере сосредоточиться на выполняемой деятельности, работать, не отвлекаясь. Большое значение имеет также несформированность интересов умственно отсталых детей. Они склонны отождествлять в некоторой мере сходные предметы, например, кошку и белку, круг и овал. Не узнают изображения предметов в усложненных условиях восприятия, например, перевёрнутыми. Нарушение пространственной ориентировки - один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости.

Недостаточность всех уровней мыслительной деятельности: крайне низкий уровень развития мышления, что прежде всего объясняется неразвитостью основного инструмента мышления – речи. Из-за этого он плохо понимает содержание сказок. Плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Они недостаточно понимают то, что говорят окружающие и, соответственно, ведут себя не так, как следовало бы. Эти дети не умеют связно высказывать свои предложения или просьбы.

Обладая весьма ограниченным словарным запасом и не владея фразой, они не могут ни спросить о том, что их интересует, ни разумно ответить на заданный вопрос. Их общение проходит в  условиях ограниченных, житейских, многократно повторяющихся ситуаций с помощью хорошо заученных, стандартных высказываний. Если оно выходит за такие рамки, то это обычно ставит ребенка в тупик и подчас побуждает его к нелепым ответам.

 

                                                                                              

 

                                                                                            

                                                                                 

 

                                                                                                    Приложение2.

           Характеристика учащихся по возможностям обучения.

Данная программа ориентирована на учащихся по результатам диагностики обследования детей с умеренной степенью умственной отсталости, позволяющей выявить уровень актуального развития школьника, оценить владение сенсорными эталонами; по запросу администрации и педагогов школы; по решению ПМПК на основании комплексного медицинского обследования. Эффективность работы определяется через сравнение результатов первичного обследования на начало учебного года и повторного обследования на конец учебного года.    Коррекционное воздействие направлено на коррекцию элементарных форм познавательных процессов.

Индивидуальные коррекционные занятия по направлению посещают 26 учащихся:

5/6-б«А» класс –9 человек, (класс детей с умеренной степенью умственной отсталости);

 8/9«В» - 12,класс,(класс детей с умеренной степенью умственной отсталости)

У детей неустойчивое внимание, восприятие предметов поверхностное или отсутствует, мышление беспорядочное, логическая и механическая память находится на низком уровне.

Они легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться, не умеют анализировать, сравнивать. Отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их

установления, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затрудненность обобщений характерны для их мыслительной деятельности. Значительные отклонения обнаруживаются в области сенсомоторного развития (нарушение координации, точности и темпа движений).

Значимым показателем является восприимчивость учащихся к помощи, их реакция на характер и объем помощи со стороны учителя-дефектолога.

Подгрупповые коррекционные занятия по направлению:

«Коррекция элементарных форм познавательных процессов» организованы для 12  учащихся  8/9  «В».

Это дети с неярко выраженными нарушениями и со схожими проблемами. Коррекционная работа эффективна при условии соблюдения определенных правил: продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны учителя-дефектолога; четкий инструктаж; владение учителем-дефектологом приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности.

 Индивидуальные занятия:

Учащиеся 5/6»В» (дети с умеренной степенью у/о и ТМНР)  класса посещают занятия индивидуально.      

У детей неустойчивое внимание, восприятие предметов поверхностное или отсутствует, мышление беспорядочное, логическая и механическая память находится на низком уровне.

Они легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться, не умеют анализировать, сравнивать. Отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затрудненность обобщений характерны для их мыслительной деятельности. Значительные отклонения обнаруживаются в области сенсомоторного развития (нарушение координации, точности и темпа движений).

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.008 с.)