Й тактический участок маршрута – перевал Крепкий (1а, 2800 М)

05.08.2018

День 1

Утро и день: солнечно

Вечер: дождь, град, облачно

Переход: Нижнее Мультинское озеро – р. Крепкая

4 км

1630м

1730м

время в пути 2ч 25м чистое ходовое время 2ч 5м

Вечером 4 августа мы доехали из Горно-Алтайска до поселка Мульта на газеле. На ночевку расположились за поселком у реки.

Историческая справка:

Мульта (южно-алт. Мый Туу — гора дикой кошки) — село Верх-Уймонского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай России.

В окрестностях есть древние археологические объекты - курганы.В топонимике отражены следы освоения территории тюркоязычными племенами алтайцев и кырзызов, и монголоязычными группами кочевников. Село основано русскими старообрядцами, первоначально располагалось на высоком берегу Катуни. Многие семьи селились отдельно, основав в окрестностях села заимки. В годы Гражданской войны и установления Советской власти имели место кровопролитные конфликты и массовые казни. В 1966 году здесь был образован совхоз. В 1968 году построен первый подвесной деревянный мост через реку Катунь, до этого была паромная переправа. Проект моста составил Кирьян Викторович Железнов при поддержке директора совхоза Плетенецкого. В 1978 году Железнов организовал строительство двухэтажной школы, которая работает и в наши дни. В 1991 году был построен железный мост.

С самого утра мы вшестером (двум участникам пришлось задержаться в Усть-Коксе) на ГАЗе 66 забросились к Мультинским озёрам.

Фото 1.1. Заброска на ГАЗе 66 до Мультинских озёр

Дорога после поселка Маральник разбитая, так что можно проехать только на вездеходе. На озёрах мы были примерно в 11 часов утра.

По плану мы должны были сразу выйти на маршрут и пройти 7 км до Нижнего Крепкого озера, но план немного изменился и нам пришлось сидеть у Мультинских озер до 5 часов вечера.

Историческая справка:

Мульти́нские озёра — группа озёр на северном склоне Катунского хребта в Алтайских горах. Озера расположены в Центральном Алтае на отметках 1710 и 1740 м. Расположены на территории Усть-Коксинского района Республики Алтай России. Находятся в крупном речном бассейне реки Мульта, в 20 км от села Мульта. Памятник природы регионального значения.

Фото 1.2. Нижнее Мультинское озеро

Пока мы ждали двух отстающих участников, прогулялись вдоль озера до Среднего Мультинского и посмотрели на водопад.

Фото 1.3. Тропа к Среднему Мультинскому озеру

Тропы здесь набитые, туристов много, места красивейшие.

Фото 1.4. Водопад Шумы

Фото 1.5. Вид на хребет

От Нижнего Мультинского озера мы вышли только в 17:45. Пошел дождь, но вскоре прекратился. Чтобы выйти к реке Крепкая, нужно от озера повернуть налево на грунтовую дорогу, которая потом превращается в нахоженную тропу. По ней и идем. Тропа периодически круто забирает вверх и спускается вниз. В низинах некоторые участки подболочены.

Фото 1.6. Тропа вдоль реки Крепкая

В 18:40 останавливаемся на привал, сразу начинается дождь, а затем и град. Поэтому наш привал немного затянулся до 19:00.

Фото 1.7. Град

После прошедшего града тропа стала скользкая и размытая, идти надо аккуратно. Периодически приходится пробираться через заросли карликовой березки.

Фото 1.8. Тропа вдоль реки Крепкая

Фото 1.9. На привале

До Нижнего Крепкого озера мы сегодня дойти не успеваем, так что идем до ближайшего места стоянки. В 20:10 находим отличное место у реки, тут и решаем ставить лагерь. Завтра нам придется пройти немного больше запланированного километража, но это не страшно, т.к. на этот день у нас переход не длительный – всего 7 км.

Фото 1.10. Розовый закат у места стоянки

06.08.2020

День 2

Утро и день: туман, солнечно

Вечер: ясно

Переход: место ночевки – озеро Нижнее Крепкое – озеро Среднее Крепкое – озеро под пер. Детский

10 км

1730м

2200м

время в пути 10ч 40м чистое ходовое время 8ч 15м

Погода с утра нам благоволит, небольшой туман, а в целом небо ясное.

Фото 2.1. Утренний туман над рекой Крепкая

Фото 2.2. Место стоянки

Проснулись мы в 7:00. Пока собрались и досушились после вчерашнего ливня, вышли только в 10:30. Пошли по той же тропе, что и вчера, вдоль реки.

Фото 2.3. Тропа вдоль реки Крепкая

После дождя все кусты и деревья мокрые, так что мы собирали на себе всю воду с них. Иногда тропа выходит на курумник, тут есть туры.

Фото 2.4. Путь по крупной осыпи

Фото 2.5. Тропа вдоль реки Крепкая

К месту предполагаемой вчерашней стоянки – озеру Нижнему Крепкому, мы пришли только в 14 часов, а до Среднего Крепкого озера ещё час хода.

Фото 2.6. Нижнее Крепкое озеро

Тропа до Среднего Крепкого озера заболоченная. Периодически идем по крупной осыпи. В 15:00 мы пришли к озеру и пообедали. У озера есть несколько хороших стоянок и даже каркас для походной бани.

Фото 2.7. Среднее Крепкое озеро

Фото 2.8. Среднее Крепкое озеро

Историческая справка:

Крепкое — одно из Мультинских озёр. Его длина — 900 м, ширина — 350 м. Озеро расположено на высоте 1933 м, в верховьях Крепкой реки, левом притоке Мульты. Берега озера покрыты редким лесом и зарослями. С трёх сторон озеро окружают отвесные скалы. С южной стороны в долину срывается водопад.

Рядом расположено ещё четыре озера, всех вместе их называют Крепкими озёрами. Они расположены на перевальном цирке.

От Крепкого озера через перевал Крепкий (2800 м) можно попасть в долину Тихой реки; через Детский перевал (2500 м) — Мульты; через Перевальный перевал (2500 м) — в долину Проездной Мульты.

От озера нам нужно выйти на курумник и идти по нему наверх. От места обеда идем по тропе и сворачиваем с нее налево на более мелкую тропку, которая как раз и ведет к осыпи.

Фото 2.9. Тропа к курумнику

Сначала попадались туры, которые указывали верную дорогу. Через какое-то время они исчезли. И мы пошли по самому оптимальному пути. Нужно держаться правее, ближе к скалам, тут есть деревья и еле заметная тропинка. Можно пойти и левее по крупной осыпи, но этот вариант нам показался дольше. Как оказалось позже, мы пошли правильно. Тропа периодически теряется, а если находится, то очень крутая.

Фото 2.10. Подъём по крупной осыпи

Фото 2.11. Подъём по крупной осыпи

В итоге мы вышли по турам к скалам, через которые пройти с огромными рюкзаками достаточно проблематично.

Фото 2.12. Подъём по курумнику Фото 2.13. Подъём по скале

Более-менее логичный вариант подъёма слева по скале, там можно подняться по уступам и выйти на площадку, но без рюкзаков. Поэтому мы сняли рюкзаки и передавая их друг другу вышли наверх.

Фото 2.14. Путь к озеру под перевалом Детский

Тут снова показались туры, которые вывели нас к озеру под перевалом Детский. Подъём от Крепкого озера досюда занял у нас по времени 4 часа.

Фото 2.15. Вид с озера на пер. Детский (1А)

Фото 2.16. Вид на озеро Крепкое с места стоянки

Нам же сегодня нужно было дойти до Верхнего Крепкого озера, а для этого перевалить через небольшой холм. Но солнце уже садилось, и мы решили не испытывать судьбу и встать на ночевку. Мест для палаток тут не много, мы смогли уместить две свои палатки на площадках, а третью двухместную на огромной ровной каменной плите.

Около озера стоит памятник погибшей группе в 80-м году от отравления ботулизмом. Люди здесь оставляют по традиции свои вещи, кто-то даже оставил хороший пуховик.

Фото 2.17. Памятная табличка погибшим туристам

Сегодня мы легли рано, потому что завтра вставать в 5 утра и длительный переход.

07.08.2018

День 3

Утро и день: ясно

Вечер: ясно

Переход: место ночевки – оз. Верхнее Крепкое – пер. Крепкий (1А) – оз. Верхнее Тихое – оз. Тихое

15 км

2200м

2800м (пер. Крепкий)

1870м

время в пути 10ч 30м чистое ходовое время 9ч 10м

Сегодня у нас подъем на перевал Крепкий. Для дежурных подъем в 5:30, для остальной группы в 6:00.

Фото 3.1. Место стоянки, утренние сборы

Пока прокопались со сборами, солнце перевалило к нам, на часах было 8:50. Пора идти.

Фото 3.2. Подъём на моренный вал

Фото 3.3. Подъём от места стоянки

Мы поднялись на моренный вал (за 30 минут), за которым находится Верхнее Крепкое озеро, это тут мы должны были ночевать вчера.

Фото 3.4. Обход Верхнего Крепкого озера

Но убедившись в том, что наше место для лагеря было лучше, решили обойти озеро слева, хотя обычно его обходят справа. Но наш путь намного короче и проще, поэтому идём так.

Фото 3.5. Группа около Верхнего Крепкого озера

Движемся по крупной осыпи, тропа помечена турами, их тут много. После того как мы обошли озеро, подходим к снежнику. Идем вдоль него, не поднимаясь выше.

Фото 3.6. Подъём на перегиб

Дальше нужно перевалить через небольшой перегиб, откуда начинается подъём на перевал. Движемся справа от снежника по крупной осыпи к подъёму. Подниматься здесь лучше правее – слева склон круче и камнеопаснее.

Фото 3.7. Наш путь от озера, вид назад

Фото 3.8. Подъём на перегиб

До перегиба от начала озера дошли за 2 часа. Тут мы устроили привал с сушкой палатки, погода отличная. Тут есть небольшое озерцо со снежником, открывается вид на горный цирк с ледниками.

Фото 3.9. Небольшое горное озеро и наш дальнейший путь

От озера нам нужно уходить налево по снежнику. Но сначала нам надо перейти реку, которая вытекает из другого озерца.

Фото 3.10. Путь от перегиба до перевала Крепкий (1А)

Благополучно перейдя реку, мы вышли к снежнику. По отчетам нужно было идти по этому снежнику дальше на хребет, но как оказалось, это один из вариантов спуска. Нам же нужно спуститься на седловину. Поэтому траверсом мы выходим к курумнику, а по нему к перевалу.

Фото 3.11. Переход по снежнику к перевалу

Фото 3.12. Последний перевальный взлёт

На перевал Крепкий (1А, 2800м) зашли в 12:50. Чистое ходовое время от стоянки составило 3 часа 25 минут.

Фото 3.13. Группа на перевале Крепкий (1А)

Седловина перевала широкая, чуть ниже можно поставить палатки, вода есть. В туре нашли записку группы турклуба «Скала» г. Барнаул, они этот перевал взяли 02.07.2020г.

Фото 3.14. Перевальная записка

Спуск с перевала начали в 13:45.

Фото 3.15. Начало спуска с перевала

Сначала спуск достаточно хороший и пологий вдоль ручья. Где начинаются скалы, начинаем забирать левее. Туры ведут туда же. Последний тур мы увидели у ручья, который превращается в водопад и впадает в Верхнее Тихое озеро.

Фото 3.16. Спуск вдоль ручья

Здесь нет другого варианта прохода, только по скальным полочкам можно выйти к осыпи, а по ней к снежнику и озеру. Главное не упереться в бараньи лбы.

Фото 3.17. Проход по скальным полочкам, вид на озеро Верхнее Тихое

Фото 3.18. Спуск к озеру

Переходим ручей и идём по скальным полкам. В какой-то момент мы вышли к отвесным скалам. Прямо прохода нет, можно обойти чуть выше. Здесь нужно идти очень аккуратно, по одному с самостраховкой палками или ледорубом.

Фото 3.19. Идём траверсом вдоль скал

Фото 3.20. Спуск со скального уступа

Через какое-то время мы вышли к осыпи. Вариант один – траверсом выйти к бараньим лбам, а оттуда к снежнику. Туров здесь нет, следов прохождения тоже. Поэтому идем как нравится.

Фото 3.21. Траверсируем осыпной склон

Фото 3.22. Спускаемся к снежнику

Перед снежником бараньи лбы не сложные и достаточно пологие, спокойно проходятся без страховки. Снежник не крутой и не скользкий.

Фото 3.23. Прохождение снежника перед озером

После снежника выходим к озеру, но вплотную к нему не подходим. Тут уже начинают встречаться туры. Идем все время вдоль озера, не выходя выше к скалам. После Верхнего Тихого озера выходим на небольшое плато и забираем левее к кулуару с крупной осыпью, тропа тут помечена турами. По осыпи спускаемся вниз к бараньим лбам, забирая сильно вправо и идём вдоль них к реке. Спуститься ниже можно только практически у самого водопада, где склон уже не такой крутой.

Фото 3.24. Спуск вдоль бараньих лбов к реке

Около реки можно спуститься по скальным полочкам. Тут появляется небольшая тропка. Она иногда теряется в камнях, но тропа помечена турами.

Фото 3.25. Вид на озеро Тихое и спуск к нему

Фото 3.26. Тропа к Тихому озеру

Тропинка периодически бывает достаточно крутая и со скальными выступами, по которым приходится карабкаться свободным лазанием. Уже смеркается, так что идём без привалов. Сегодня нужно дойти хотя бы до начала озера. Тропа идёт вдоль реки и выводит в долину к озеру. Долина заболочена, с высокой травянистой растительностью. Спуск от перевала до озера Тихое составил 5 часов 45 минут чистого ходового времени.

Мы нашли единственное нормальное место для лагеря у озера в высокой траве, вокруг которого было болото. Воду брали из ручейка, который и образовал здесь болотистую поляну.

Завтра по плану мы должны зайти на перевал Случайный, но группе нужен отдых. Поэтому решаем сделать полудневку и подойти завтра как можно ближе под перевал.