Насильственная эвакуация и переселение граждан различных стран; насильственная германизация граждан вражеских государств; угон на рабский труд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Насильственная эвакуация и переселение граждан различных стран; насильственная германизация граждан вражеских государств; угон на рабский труд



 

В плане гигантской программы, которая претворялась в жизнь Гиммлером и подчиненными ему учреждениями, первостепенное значение имели задачи: эвакуировать и переселить население крупных районов завоеванных территорий; германизировать массы населения завоеванных территорий; использовать другую часть населения для рабского труда в пределах рейха. Эти задачи, а также процедуры и меры, которые применялись для их достижения, настолько тесно переплетены между собой и взаимосвязаны, что едва ли удалось бы говорить об одной, не затрагивая в то же время других. Поэтому указанные пункты Обвинительного акта будут рассмотрены вместе.

В ходе осуществления программы германизации в плане указанных трех пунктов Обвинительного акта проводились меры, при проведении которых в оперативном порядке использовались процедура DVL или процедура WED[229].

Производя обследования в целях переселения так называемых этнических немцев, эксперты по расовым вопросам из главного управления по вопросам расы и поселений прибегали к процедуре DVL, по которой лица, считавшиеся приемлемыми для включения в список народностей германского происхождения, делились на четыре группы... В плане переселения населения эти группы, далее, подразделялись на категории «А», «О» и «S». Доказательства свидетельствуют о том, что к категории «О» относились лица, считавшиеся надежными в расовом и политическом отношении; к категории «А» — лица, менее надежные в политическом отношении, но все же представлявшие ценность с точки зрения расы; и, наконец, к категории «S» — лица, принадлежавшие к чуждой крови и считавшиеся расово-неполноценными.

Как правило, лица категории «О» (надежные в политическом и расовом отношении) переселялись на присоединенные к рейху восточные территории, причем предполагалось, что указанные лица будут способствовать более быстрой германизации этих территорий; лица категории «А» как менее надежные в политическом отношении переселялись в собственно Германию, исходя из того, что в Германии в окружающей их среде эти лица гораздо быстрее проникнутся германским духом и с точки зрения безопасности будут находиться там под более внимательным наблюдением. Лица категории «S», которые, по мнению нацистов, не представляли ценности в расовом отношении, загонялись на территорию генерал-губернаторства либо отсылались обратно в страны, где родились.

В плане колоссальной программы германизации из всех принимавшихся мер меры, связанные с насильственным угоном и эвакуацией населения и с переселением на освобождающиеся территории других народностей, имели наиболее далеко идущие цели и в некоторых отношениях были самыми жестокими. Эти меры влекли за собой смерть, несчастья и лишения для сотен тысяч граждан завоеванных стран. Такая программа была проста по замыслу, но жестока в своем практическом осуществлении.

С момента включения в состав рейха восточных территорий Польши немедленно начались эвакуации и переселения. В соответствии с планом всех поляков и евреев, проживающих на присоединенных территориях, за исключением тех лиц, которые считались пригодными для германизации и были внесены в список народностей германского происхождения, нужно было эвакуировать в генерал-губернаторство.

Мы уже цитировали многочисленные декреты, которые ясно показывают общие планы по эвакуации и переселению. В протоколе суда содержится большое количество декретов и документов по рассматриваемому вопросу, однако сослаться на все эти декреты и различного типа документы практически нереально. Доказательства с несомненностью устанавливают те цели, которые преследовались при осуществлении этой программы, и те меры, которые применялись.

Польша явилась одной из первых стран, захваченных нацистами, и стала первой страной, на которую была распространена данная программа; именно на присоединенных к рейху территориях Польши эвакуация и переселение проводились в самых широких и безжалостных масштабах. Однако эти меры были распространены практически на все завоеванные территории и охватили, например, Югославию (граждане которой называются словенцами) и Францию — граждан Люксембурга, Эльзаса и Лотарингии.

В то время как эвакуация охватывала главным образом поименованные страны[230], переселенцы вывозились из многих стран, включая Россию, Польшу и Грецию. Некоторые люди переселялись в силу договора о переселении, который был заключен между Германией и соответствующей страной; об этих переселениях, поскольку речь идет о вывозе переселенцев, мы здесь говорить не будем. Нужно, однако, сказать, что сотни тысяч людей вывозились не в силу договора, а просто в силу военной мощи Германии, выступавшей в качестве воюющей стороны, осуществившей оккупацию территории противника.

Многих из переселенцев, по данным неопровержимых доказательств, заставляли подписываться под ходатайством о занесении их в список народностей германского происхождения и вынуждали покинуть родину. Запугивание и обман в различных формах применялись для того, чтобы принудить население к регистрации в списке народностей германского происхождения, а после регистрации — для того, чтобы принудить людей остаться в списке. Типичными приемами, к которым прибегали германские власти для принуждения населения, были угроза отнять детей у тех, кто откажется подписать ходатайство, и действительное отторжение детей от таких родителей; угроза отправить лиц, отказывающихся подписать ходатайство, в концентрационные лагеря, и действительное заточение таких лиц в концентрационные лагеря.

Многих переселенцев обманывали, заставляя поверить, что в стране, куда их переселяют, у них будут гораздо лучшие условия жизни и они получат компенсацию натурой за оставленную ими собственность; однако взамен обещанного эти люди в течение многих месяцев содержались в лагерях Vomi, подвергаясь лишениям и находясь в самых неблагоприятных условиях. Сотни тысяч людей вообще не были переселены, а оставались в лагерях Vomi до окончания войны, так и не получив компенсации за свою собственность; тысячи же других взамен переселения заставили работать в рейхе в промышленности и сельском хозяйстве.

Многие переселенцы, которые стойко отказывались поддаться угрозам и обману, тем не менее включались в список народностей германского происхождения без их ведома, несмотря на то, что они никогда не ходатайствовали перед властями о включении их в список.

К январю 1944 года в списке народностей германского происхождения было зарегистрировано почти 3 млн. поляков. Сотни тысяч поляков вывозились в генерал-губернаторство или в рейх для работы на заводах и на других предприятиях, а также в сельском хозяйстве. У них не оставалось никакого выбора, их судьба целиком зависела от каприза победителей.

По мере угона этих поляков соответствующее число переселенцев из стран, являвшихся их родиной, расселялось на тех земельных участках, собственниками которых были выселенные поляки. Эти операции по переселению проводились в таком широком масштабе, что неоднократно приходилось ждать эвакуации польских граждан для того, чтобы расселить переселенцев. И в дополнение к тем сотням тысяч переселенцев, направлявшихся на присоединенные восточные территории, сотни тысяч других переселенцев вывозились непосредственно в рейх в качестве рабочей силы. У них также не было никакого выбора; их направляли на ту работу, которую желали им предоставить власть имущие.

Об огромных масштабах преступлений, совершавшихся в ходе эвакуации и переселений, свидетельствуют доклады, представлявшиеся высшими германскими чиновниками в тот период. Вскоре после захвата Польши командующий войсками Восточного направления в своих заметках, которые он сделал с целью составить доклад главнокомандующему сухопутными силами, следующим образом описывает условия, связанные с эвакуацией:

«Программа переселения вызывает постоянную и все возрастающую тревогу в стране[231]. Совершенно очевидно, что погибающее от голода население, которое борется за самое свое существование, лишь с максимальным беспокойством может относиться к совершенно разоренным массам эвакуированных, которых в срочном порядке выгоняли из их домов в том, что на них было надето, и они, раздетые и голодные, умоляли дать им приют. Легко понять, что эти чувства превращаются в безграничную ненависть, когда во многих транспортах много детей погибает голодной смертью, а поезда забиты людьми, умершими от холода».

Сам Гиммлер в речи, обращенной к членам партии, признал, что в процессе эвакуации на Востоке люди погибали, замерзая в транспортах, но добавил:

«Полагаю, что нам нужно быть беспощадными в отношении наших поселений, ведь эти провинции должны стать немецкими, белокурыми провинциями Германии».

Франк, генерал-губернатор Польши, 25 мая 1943 г. направил непосредственно Гитлеру подробный доклад, в котором в деталях описывал жестокие меры обращения с поляками и условия в районах Польши, где осуществлялось переселение. В этом докладе, копия которого была направлена Гиммлеру, говорилось:

«...Заново заселенные районы и, к несчастью, также ближайшие к ним и даже более отдаленные местности в течение длительного времени находятся в состоянии открытого мятежа.

По моему личному убеждению, причиной столь явного на рушения общественного порядка является исключительно то обстоятельство, что выселяемым людям в некоторых случаях предоставлялось всего 10 минут и ни в коем случае не более 2 часов, чтобы собрать самые необходимые вещи, которые они хотели взять с собой. Мужчины, женщины и старики доставлялись в лагеря нередко без одежды и каких-либо вещей. В лагерях, невзирая на те или иные семейные узы, людей делили на группы пригодных для работы, менее пригодных и непригодных для работы (куда входили главным образом дети и престарелые). Таким образом, нарушались все связи между отдельными членами семей, и судьба людей, находившихся в одной группе, была неизвестна людям, отнесенным к другой группе. Легко понять, что такие меры вызвали неописуемую панику среди населения, намеченного к изгнанию, и привели к тому, что примерно половина этого населения бежала. В отчаянии люди бежали из района, намеченного к эвакуации, и значительно пополнили группы бандитов, существовавших в течение некоторого времени в Люблинском районе и действовавших со все возрастающей наглостью и силой. Это движение, подобно кругам, расходящимся по воде, охватило также жителей тех сельских районов, которые не были предназначены для переселения, во всяком случае, временно. В ходе таких событий нередко оказывалось, что заново переселенные в эти районы этнические немцы под воздействием ущерба, нанесенного им действиями бандитов, нередко объединялись в вооруженные отряды и по собственной инициативе, силой оружия добывали для себя из окрестных деревень с враждебным населением оборудование, необходимое им для ферм.

Эта хаотическая ситуация еще более усугубилась карательными мерами, осуществленными полицией Люблинского района в целях предупредить дальнейшие нападения на деревни этнических немцев. Карательные меры, в частности, выразились в массовом расстреле невинных людей, в особенности женщин, детей от двух лет, престарелых в возрасте от 80 лет и старше.

В связи с осуществлением описываемого мной плана переселения часто выдвигалась та точка зрения, что все гуманные соображения должны быть полностью отброшены. Разрешите мне принести заверения, что я также полностью и неукоснительно разделяю эту точку зрения».

Представленные доказательства, включая показания заключенных концентрационных лагерей, устанавливают, что лиц, отказывавшихся подписать ходатайство о включении их в список народностей германского происхождения, отправляли в концентрационные лагеря. Но даже после заключения этих людей в лагеря их все еще пытались заставить подписать ходатайство о внесении их в список.

Существовала тесная связь между переселениями и эвакуациями. Почти все корреспонденции и декреты относительно акций по эвакуациям и акций по переселениям касались обеих этих проблем и в деталях предусматривали те меры, которые надлежало принять как в отношении эвакуации, так и переселения. Если в первое время обе операции не столь тесно совпадали по времени, то впоследствии нацисты обнаружили, что нельзя оставлять ферму без присмотра, ибо это нередко приводит к кражам и исчезновению имущества эвакуированных; поэтому была установлена процедура, по которой эвакуируемый человек уведомлялся лишь за несколько часов до эвакуации. Людям разрешали взять с собой только самое незначительное количество личных вещей, а эвакуация осуществлялась лишь после того, как переселенцы уже были доставлены в лагерь Vomi и получали возможность немедленно занять дома, из которых эвакуированы жители.

Эти эвакуации производились без всякого учета военной необходимости. Хотя были случаи, когда имущество конфисковывалось для военных целей, однако в большинстве случаев огромные территории, занятые фермами и различными предприятиями, эвакуировались с единственной целью — избавиться на присоединенных к рейху восточных территориях от тех людей, которых нацисты считали непригодными, и освободить место для тех, кто, как надеялись нацисты, быстро превратит присоединенные территории в оплот Германии.

В гигантских мероприятиях, включающих эвакуации и переселения, германизацию, а также использование иностранных граждан для рабского труда, значительную роль играли главное управление штаба имперского комиссара по вопросам консолидации германского народа, отдел репатриации этнических немцев и главное управление по вопросам расы и поселений. Грейфельдт как начальник главного управления штаба имперского комиссара по вопросам консолидации германского народа, а также как заместитель Гиммлера издавал один за другим декреты по поводу мер, которые надлежало принять для осуществления эвакуации и переселения групп населения.

Непосредственную связь Грейфельдта с операциями по эвакуации и переселению, а также по германизации и угону на рабский труд, равно как и его активное участие в проведении этих операций, можно легко продемонстрировать, сославшись на ряд декретов.

7 июля 1941 г. Грейфельдт издал директиву об «эвакуации из Южной Каринтии элементов иностранной расы», в которой предписывалось:

«Словенская интеллигенция должна быть подвергнута расовому обследованию. Ценные в расовом отношении элементы (группы 1 и 2) не будут эвакуироваться в Сербию, а должны быть переселены в собственно Германию для германизации.

Приведенное выше дополнительное разъяснение не отменяет распоряжения о том, что среди местного населения Южной Каринтии следует производить тщательный отбор и что нежелательное население должно быть эвакуировано в соответствии с существующими директивами».

Грейфельдт в письме Гиммлеру от 22 сентября 1941 г. по поводу завершения обследования заключенных лагерей прибалтийских беженцев в отношении их расовых характеристик докладывал, что 70% этих людей «пригодны для немедленного использования в качестве рабочей силы»; 28,5% представляли собой «иностранные элементы, которых следует возвратить в страну, откуда они прибыли», и 1,5% —лица, «совершившие политические преступления или подозреваемые в таковых, либо ассоциальные элементы, и посему их следует передать шефу полиции безопасности для заключения в концентрационный лагерь».

Рассматривая вопрос о поселении литовских немцев, Грейфельдт в докладе Гиммлеру от 19 ноября 1941 г. предлагал:

«Для того, чтобы получить возможность дать немецким крестьянам доходные имения, намечается нижеследующее:

1. Переселение литовских крестьян на бывшие немецкие земельные участки в восточной Литве.

2. Эвакуация поляков и переселение литовцев на бывшие польские земельные участки.

3. Немедленная реквизиция польской, русской и еврейской собственности».

В приказе от 3 октября 1942 г. с грифом «секретно», посвященном вопросу о распределении на работу лиц, эвакуированных из Эльзаса, Лотарингии и Люксембурга, Грейфельдт записывает:

«О тех эвакуированных, которые:

a) выражают желание, чтобы их отправили во Францию,

b) отказываются принимать германское гражданство,

c) серьезными актами неподчинения — помимо перечисленных выше — доказывают, что они чувствуют себя французами и намерены оставаться таковыми,

d) по указанным причинам отказываются от разумно приемлемой работы или разумно приемлемого жилья, следует сообщать в соответствующее районное отделение гестапо с тем, чтобы они были направлены в концентрационные лагеря либо в случае их расовой неполноценности вывезены во Францию».

Крейтц, заместитель Грейфельдта, также принимал активное участие в акциях по переселению и эвакуации и, кроме того, в германизации и в обречении на рабский труд различных иностранных групп населения. Крейтц издавал по этим вопросам инструкции, адресованные различным лицам, и представлял подробные отчеты непосредственно Гиммлеру.

30 июля 1941 г. в докладе Гиммлеру по поводу выселений из Лотарингии Крейтц писал:

«В период после завершения этих эвакуаций стало ясно следующее:

1. Следует продолжать дальнейшие эвакуации во Францию, хотя они должны охватывать меньшее число людей (главным образом священников и представителей интеллигенции).

2. Все еще остается около 2 тыс. семей, которые, хотя и не годятся для вывоза во Францию, не должны оставаться в Вестмарке, иначе мы не сможем облегчить положение в этом районе.

По сообщению группенфюрера СС Беркельманна, эти 2 тыс. семей включают представителей самых различных профессий и в целом являются вполне порядочными людьми; однако таких людей необходимо удалить из окружающей их среды, устранив вредно влияющие на них факторы, с тем, чтобы в другом месте они могли вновь подпасть под влияние германского духа».

Подсудимый Крейтц в корреспонденции от 3 июля 1942 г., адресованной непосредственно Гиммлеру, просил о разрешении использовать часть генерал-губернаторства для расселения там этнических немцев; 10 октября 1942 г. Крейтц издал приказ, гласивший, что район Люблина предназначается для расселения переселенцев из Болгарии, Сербии и Ленинграда. В приказе говорилось:

«Прошу вас немедленно перевести вышеупомянутых переселенцев в лагерь Лодзь и тотчас же передать необходимые документы в распоряжение представителя имперского комиссара по консолидации германского народа. Люблинский отдел».

В других приказах Крейтц также назначал район Люблина в качестве территории, предназначенной для переселения населения из других стран.

Полная осведомленность Крейтца об акциях по угону и переселению, его активное участие в этих акциях иллюстрируются докладом, который он представил секретарю Гиммлера 7 августа 1943 г. Крейтц подробно рассказывал о точном числе людей, проживающих в различных районах и «составлявших в целом 546 тыс. переселенцев». Крейтц сообщал:

«...В лагерях отдела репатриации этнических немцев имеется 55 500 переселенцев, из которых 31 500 принадлежат к группе «О», и дополнительно имеется 44 тыс. эвакуированных — в общей сложности 99 500. Все они временно работают в Германии, за исключением 22 тыс., находящихся в лагере в Лодзи. Этот лагерь может дополнительно вместить еще 40 тыс. человек».

Процедура регерманизации, или процедура WED, — богатый источник рабочих рук для военных усилий рейха. Невзирая на то, что сотни тысяч иностранных граждан ввозились в Германию в силу процедуры DVL, Гиммлер, для того чтобы воспользоваться теми поляками, на которых не распространялась система списка народностей германского происхождения, ввел процедуру WED. Эта процедура несколько напоминала процедуру DVL; принципиальное их различие заключалось лишь в том, что в то время как процедура DVL распространялась на так называемых этнических немцев, процедура WED охватывала тех, кто, по имеющимся данным, был ненемецкого происхождения, но имел удовлетворительные расовые характеристики. Основная цель процедуры WED состояла в том, чтобы доставить рабочих в Германию и вместе с тем лишить Польшу ее граждан, предприняв попытку добиться насильственной германизации этих иностранных граждан.

9 мая 1940 г. Гиммлер в предварительных замечаниях к декрету 17/II — основному декрету, посвященному процедуре WED, четко изложил свои цели:

«Среди людей чуждой (ненемецкой) народности на присоединенных восточных территориях, а также в генерал-губернаторстве имеются люди, которых, учитывая их расовую пригодность, можно германизировать. Поэтому я приказал, чтобы в соответствии с изданными мной директивами был произведен отбор наиболее ценных в расовом отношении семей нордического характера; эти семьи я намереваюсь использовать на предприятиях в старом рейхе. Так как здесь речь идет не об использовании рабочих рук в обычном смысле слова, а об исключительно важной национально-политической задаче, распределение этой группы людей не может производиться обычным путем, через отделы труда.

Учитывая сказанное, я поручаю высшим руководителям СС и полиции, выступающим в качестве моих представителей по вопросам консолидации германского народа, осуществление задачи распределения людей с одновременным использованием данной группы населения...»

Как Грейфельдт, так и Крейтц принимали активное участие в программе рабского труда, связанной с процедурой WED.

4 июня 1941 г. Грейфельдт издал нижеследующие специальные инструкции в дополнение к декрету Гиммлера 34/1, в силу которого процедура WED распространялась на Южную Каринтию и Нижнюю Штирию:

«Еще не установлено, сколько людей, пригодных для регерманизации, следует ожидать из Южной Каринтии и Нижней Штирии, но в ближайшем будущем, если удастся преодолеть трудности с транспортом, можно ожидать прибытия значительного числа.

Поэтому в дополнение к декрету №34/1 я предлагаю связаться с соответствующими земельными отделами по труду, а также с другими отделами, участвующими в данной деятельности в соответствии с установившейся доселе процедурой. Я придаю самое большое значение тесному сотрудничеству с партийными органами.

Все рабочие места, которые вы отобрали, но еще не заняли, будут заполнены не населением бывших польских территорий, пригодным для регерманизации, а людьми из Южной Каринтии и Нижней Штирии.

Я еще раз обращаю внимание на то обстоятельство, что в соответствии с декретом №34/1 в отношении распределения переселенцев из Южной Каринтии и Нижней Штирии, пригодных для регерманизации, должна в полной мере использоваться процедура, уже находящая применение в отношении тех лиц из восточных территорий, которые могут быть регерманизированы. К этой дополнительной группе следует применить те же меры обращения».

В докладе от 25 марта 1943 г. на восьми страницах Крейтц излагает всю программу регерманизации и подробно сообщает о принимавшихся мерах. Достаточно привести несколько выдержек из этого доклада, чтобы показать, что Крейтц был знаком с данной процедурой и принимал в ней участие:

«Отбор людей производится местным отделом главного управления СС по вопросам расы и поселений, расположенным в Литцманштадте (Лодзь).

Лица, признаваемые пригодными для германизации, будут передаваться отдельным высшим руководителям СС и полиции в собственно Германии в соответствии с планом, который должен быть составлен главным управлением штаба имперского комиссара по вопросам консолидации германского народа.

...Семьи, пригодные для германизации, будут после доставки их в собственно Германию помещаться на короткое время в транзитные лагеря, подчиняющиеся высшим руководителям СС и полиции. В этих лагерях производится тщательная проверка с целью определить, для какого рода установленных видов работ наиболее пригодны отдельные семьи.

До 31 января 1943 г. местный отдел главного управления СС по вопросам расы и поселений отобрал на бывших польских территориях и переселил в собственно Германию 14 592 человека.

...Следует подчеркнуть, что забота о людях, пригодных для регерманизации, не должна превращаться в создание для них преувеличенно благоприятных условий. Помимо того, нередко возникает необходимость самым суровым образом дисциплинировать того или иного человека, проявляющего упрямство, и с помощью принудительных мер держать людей в повиновении.

Хотя у людей все еще, что вполне понятно, отсутствует желание подвергнуться регерманизации, тем не менее нужно ожидать, что следующее поколение, учитывая его расовую ориентацию, почти полностью впитает в себя германский дух. Поэтому забота о несовершеннолетних и воспитание их считаются основной задачей в процедуре регерманизации».

...Грейфельдт, представлявший собой активную направляющую силу, и Крейтц, действовавший по указаниям Грейфелъдта, способствовали доставке в Германию молодых девушек для использования их в качестве домашних работниц в немецких семьях. Гиммлер изложил свои цели в этом направлении в декрете от 1 октября 1941 г.

Он писал:

«Одной из величайших трудностей в настоящее время является нехватка женщин для помощи в домашней работе, особенно в многодетных семьях.

Исходя из сказанного, я отдаю указание о том, чтобы эксперты по расовым вопросам из главного управления по вопросам расы и поселений отбирали девушек польского и украинского происхождения, отвечающих требованиям групп №1 и 2 по расовой оценке, и направляли их на территорию рейха. Такой отбор не должен ограничиваться только теми лицами, которые подлежат эвакуации, а по возможности охватывать всех имеющихся девушек. В этом плане должно быть охвачено не только Вартегау, но и другие присоединенные восточные территории, генерал-губернаторство, а также по достижении предварительного соглашения с соответствующими местными отделами бывшие территории Эстонии, Латвии и Литвы.

Девушек следует направлять только в многодетные семьи, которые тверды в идеологическом отношении и способны обучить таких девушек».

...Впоследствии, по прошествии менее года, Крейтц доложил Гиммлеру, что общее число домашней прислуги и сельскохозяйственных рабочих, подлежащих регерманизации, составляло 6 818... В меморандуме Грейфельдта от 12 декабря 1942 г., адресованном высшим руководителям СС и полиции, говорится, что число людей, пригодных для германизации и размещенных в рейхе, к 30 ноября 1942 г. согласно подсчетам составляло 26 тыс.

Главное управление по вопросам расы и поселений играло ведущую роль в принятии и претворении в жизнь мер по эвакуации и переселению групп иностранного населения, германизации граждан вражеских стран и использованию их для рабского труда. Во всех этих трех тесно связанных между собой операциях главное управление по вопросам расы и поселений являлось той организацией, на которую были возложены и от которой зависели отбор и оценка так называемых этнических немцев и иностранцев. В главном управлении по вопросам расы и поселений решалась судьба людей, подвергшихся исследованию.

Выше уже говорилось о переселении граждан из различных стран и о массовых угонах поляков и евреев с присоединенных восточных территорий, а также о насильственной эвакуации десятков тысяч людей из Югославии и Люксембурга, Эльзаса и Лотарингии. Главное управление по вопросам расы и поселений было причастно ко всем этим акциям. Оно выполняло различные обязанности в зависимости от того, какая акция в данном случае осуществлялась; нужно, однако, сказать, что во всех случаях основная роль главного управления по вопросам расы и поселений заключалась в том, чтобы исследовать и классифицировать в расовом отношении людей, которые подвергались данной акции.

В процессе переселения люди, после того как отдел репатриации этнических немцев угонял их из родных мест и переводил в свои лагеря, подвергались исследованию и классификации, осуществлявшимся экспертами по расовым вопросам; на основе классификации по группам «А», «О» и «S» одним переселенцам разрешали поселиться на восточных территориях, других — угоняли в Германию в качестве рабочих, третьих — отправляли непосредственно в генерал-губернаторство.

Об ответственности главного управления по вопросам расы и поселений за проведение таких исследований и оценок неоспоримо свидетельствует проект инструкций для иммиграционного центра, где переселенцы собирались и подвергались проверке. Инструкции предусматривали следующее:

«Отдел но вопросам расы и поселений устанавливает расовую пригодность переселенца в соответствии с общими директивами рейхсфюрера СС. Результаты регистрируются в специальной картотеке. Картотека ведомства расы и поселений хранится в Лодзи, к ней обращаются при вынесении окончательного решения».

Полномочия главного управления расы и поселений распространялись и на генерал-губернаторство. Процедура деятельности этого управления и окончательные результаты исследования расовых характеристик в связи с изгнанием поляков из генерал-губернаторства описаны в докладе с грифом «секретно», подготовленном одним из отделов гестапо по поводу эвакуации из Люблинского района и представленном Мюллером 31 октября 1942 г. непосредственно Гиммлеру. В докладе говорится:

«Польские семьи, отнесенные к группам 1 и 2, должны быть отделены от других и доставлены в Лодзь для германизации или проверки. Поскольку в настоящее время переселенцев нет, небольшую группу таких семей следует сохранить, чтобы расселить их на так называемых «фермах Z», создаваемых путем объединения более крупных и более мелких польских ферм.

В семьях, отнесенных к группам 3 и 4, детей следует изолировать вместе с поляками старше 60 лет, т.е., как правило, изолировать детей вместе с их бабушками и дедушками и поместить в так называемые «деревни пенсионеров». Больных и нетрудоспособных поляков моложе 60 лет также следует доставлять в «деревни пенсионеров». Возрастной предел для детей должен быть установлен в 14 лет (а не в 10 лет), поскольку детей моложе 14 лет нельзя увозить в собственно Германию для работы. Трудоспособных членов семей группы 3 в возрасте от 14 до 60 лет, освобожденных от своих нетрудоспособных родственников, необходимо доставлять в Германию в качестве рабочих.

Лица в возрасте от 14 до 60 лет, отнесенные к группе 4, должны быть доставлены в концентрационный лагерь Освенцим».

Все подсудимые, связанные с главным управлением по вопросам расы и поселений, — Гофманн, Гильдебрандт и Швальм — оказывали помощь и активную поддержку тем мероприятиям, которые планировались и осуществлялись в связи с тремя рассматриваемыми разделами Обвинительного акта...

Отдел репатриации этнических немцев принимал активное участие в насильственной эвакуации и переселении населения, а также в программе германизации и использования иностранных граждан для рабского труда.

В течение войны через лагеря отдела репатриации этнических немцев по тем или иным основаниям прошли сотни тысяч людей. Уже цитировались представленные в качестве доказательства документы, которые дают какое-то представление о колоссальном масштабе операций отдела репатриации этнических немцев. Представленные доказательства свидетельствуют о том, что фактически у отдела репатриации этнических немцев имелось примерно 1500—1800 лагерей; к концу войны в них еще содержались сотни тысяч человек; в эти лагеря помещались переселенцы, эвакуируемые и люди, направляемые на рабский труд.

Как Лоренц, так и Врюкнер занимали в отделе репатриации этнических немцев высокие посты и в ходе проводившихся этим отделом мероприятий все глубже втягивались в осуществление программы германизации. Оба подсудимых несут ответственность за систематическое и организованное изгнание населения и его эвакуацию во всех оккупированных странах Европы.

Немедленно после того, как Гиммлера назначили имперским комиссаром по консолидации германского народа, он поручил отделу репатриации этнических немцев производить эвакуации, переселения и вести «всю этническую работу по укреплению германской расы».

...Доказательства неоспоримо свидетельствуют о том, что отдел репатриации этнических немцев нес ответственность за доставку тысяч переселенцев и угнанных людей в лагеря, находившиеся в ведении этого отдела, что люди подвергались самым суровым методам обращения и самым тяжелым лишениям; что их сгоняли в лагеря отдела.., причем в течение долгих месяцев они находились без достаточного питания и одежды, многие из них умирали.

О тесной связи между отделом репатриации этнических немцев и акциями по изгнанию и переселению людей можно судить по тому обстоятельству, что Гиммлер 11 октября 1939 г. всего за четыре дня до назначения его имперским комиссаром по консолидации германского народа, издал приказ по поводу переселений в Польше, в котором указывал, что «предварительным условием для заселения этих городов является вывоз поляков и очистка их жилья». Далее Гиммлер приказывал:

«Отбор населения будет осуществляться шефом полиции безопасности в сотрудничестве с обергруппенфюрером СС Лоренцем... В первую очередь должны быть вывезены представители польской интеллигенции».

Начиная с этого момента на протяжении всей войны Лоренц, Брюкнер и отдел репатриации этнических немцев были тесно связаны со всеми подобными мероприятиями.

10 декабря 1942 г. Лоренц доложил Гиммлеру о том, что 16 932 человека вывезены из Боснии в лагеря отдела репатриации этнических немцев. 15 января 1943 г. Лоренц написал Гиммлеру нижеследующее письмо:

«Эйнзатцгруппа «D» докладывает, что северо-кавказская территория в ходе военных операций очищена от этнических немцев. Транспорт этнических немцев направлен из Курсавки в Ейск, где к 9 января ожидается прибытие 2 тыс. этнических немцев. Начальник транспорта запросил дальнейших указаний. Предложил, чтобы оберфюрер Гоффмейер разместил этнических немцев на территории Хальбштадта. Гоффмейер согласился с этой возможностью при условии, если будет эвакуировано соответствующее число украинцев. Прошу санкции».

Гиммлер согласился с таким планом, и 18 января 1943 г. Брюкнер написал высшему руководителю СС и полиции на юге России:

«В связи с докладом о том, что с Кавказа в Ейск прибыл транспорт, в котором находится примерно 2 тыс. этнических немцев, обергруппенфюрер СС Лоренц внес предложение рейхсфюреру СС о расселении этих людей в районе Хальбштадта, выселив одновременно соответствующее число украинцев. Рейхсфюрер утвердил это предложение».

В письме имперскому министру оккупированных восточных областей от 14 апреля 1943 г. Брюкнер сообщал по поводу полномочий отдела репатриации этнических немцев:

«Регистрация этнических немцев в пределах рейха и их благосостояние — вопросы, которые целиком относятся к компетенции рейхсфюрера СС в качестве имперского комиссара по консолидации германского народа; рейхсфюрер СС поручил проведение этой программы подчиненному ему отделу репатриации этнических немцев. Осуществляя возложенные на него задачи, отдел репатриации этнических немцев уже зарегистрировал упомянутую выше группу людей. Обслуживание их обеспечивается нашими расово-этнополитическими органами. Исследование расовых характеристик этнических немцев осуществляется главным управлением СС по вопросам расы и поселений во исполнение директивы рейхсфюрера СС.

В связи с этим можно далее указать на то, что в ходе дискуссии, проходившей некоторое время тому назад в имперском министерстве внутренних дел по поводу процедуры составления списка народностей германского происхождения, решено, что отдел репатриации этнических немцев будет уполномочен сообщать об этнических немцах из рейхскомиссариата Украина в соответствующие отделы, ведающие составлением списка народностей германского происхождения».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.085 с.)