Формы конкуренции по масштабам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы конкуренции по масштабам



По местности охвата

Местная конкуренция. Происходит в рамках определенной (зачастую небольшой) местности, территориальной единицы страны: населенного пункта, города, района, области, округа, республики (если государство федеративное). Предоставление услуг или обеспечение товаром зачастую осуществляется в рамках отдельной местности. К примеру, конкуренция между двумя местными молочными заводами.

Национальная конкуренция. Происходит на уровне всей страны, товары и/или услуги представлены не в одной территориальной единице, а во многих городах, районах, областях или (чаще) по всей стране. К примеру, соперничество между производителями соевого мяса.

Мировая конкуренция. Осуществляется между компаниями разных стран и происходит на уровне мирового рынка. Особенно характерна для транснациональных корпораций, товары или услуги которых представлены в разных странах. К примеру, соперничество между производителями автомобилей.

По сродности отраслей

Внутриотраслевая. Соперничество за получение наиболее выгодного положения на рынке и использование отдельных факторов происходит в рамках одной отрасли. К примеру, борьба разных производителей

Межотраслевая. Соперничество происходит между разными отраслями рынка, каждая из которых стремится более прибыльно приложить капитал. Предпосылка возникновения межотраслевого соперничества – разница прибыльности разных видов производства: какие-то более доходные (рентабельные), какие-то менее. К примеру, соперничество между отраслью инфраструктуры и финансовым сектором.

Примечание

Соперничество между разными отраслями довольно важно для соблюдения экономического равновесия между ними и сохранения жизненно важных структур, которые отличаются своей низкой рентабельностью (к примеру, образования). В современном мире межотраслевое соперничество, как и внутриотраслевое, больше не играет значительной роли, в силу ориентации конкурентной борьбы между многоотраслевыми монополиями.

Формы конкуренции по типологии формирования (методам конкуренции)

Ценовая борьба

Данное понятие предусматривает осуществление соперничества за счет изменения цены товаров или услуг преднамеренно. Ценовая конкуренция бывает явной и скрытой. В нынешнем мире утратила свое значение как ключевой метод борьбы на рынке. К явлениям ценовой борьбы можно отнести демпинговые цены, ценовую дискриминацию.

Зачастую ценовая борьба используется для выхода новых игроков на рынок (или запуска отдельных товаров), для улучшения сбыта в критических ситуациях для производителя (падения спроса), борьба компаний-аутсайдеров с монополиями (если отсутствуют ресурсы для ведения неценового соперничества).

Неценовое соперничество

Данная разновидность подразумевает конкуренцию между компаниями, в основе которой лежит качество потребительской стоимости. Фирмы соревнуются в качестве товара, его надежности, дизайне, технологичности и т.п. Активно используются маркетинговые методы.

Совершенная конкуренция

Количество продавцов на рынке: большое, отсутствует господство на рынке одной компании или группы фирм.

Тип товаров: одинаковые (идентичные, стандартизированные) или полностью взаимозаменяемые.

Информация о товаре и рынке: пребывает в свободном доступе.

Ценовой контроль: низкий либо отсутствующий.

Возможность входа в отрасль: беспрепятственная и легкая.

Свобода субъектов отношений: присутствует.

Торговля факторами производства: не ограничена и свободна. Ир

(Конкуренция между разными салонами красоты или компаниями по предоставлению бытовых услуг, отрасль пищевых товаров.)

Несовершенная конкуренция

При данной форме конкуренции происходит нарушение конкурентного равновесия, что ведет к его разрушению.

Количество продавцов на рынке: много крупных компаний или только одна компания осуществляет полное господство на рынке.

Тип товаров: дифференцированные; в случае монополий – единичный и уникальный.

Информация о товаре и рынке: отсутствует, в силу закрытости.

Ценовой контроль: ограниченный (монополистическая борьба, олигополии), либо значительный (монополия, монопсония).

Возможность входа в отрасль: дифференцированная – от легких (монополистическая борьба) до невозможности выхода на рынок (монополия).

Свобода субъектов отношений: ограничена или вовсе отсутствует.

Торговля факторами производства: ограничена и несвободна.

 

Несовершенная конкуренция характерна для отраслей железнодорожных услуг, крупного машиностроения, метрополитена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.005 с.)