Тема 1. 9. 1 понятие и виды конкуренции на рынке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 9. 1 понятие и виды конкуренции на рынке.



Под конкуренцией понимается наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и равные возможности для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его. Конкуренция - это соперничество производителей товаров и услуг за более выгодные условия производства и реализации своей продукции с целью получения наибольшей прибыли.

Принято выделять 3 основных формы конкуренции:

- прямая;

- косвенная;

- фантомная.

Прямая конкуренция

Рынок сбыта: общий, одинаковый.

Целевая аудитория: общая, одинаковая.

Разница товаров и/или услуги: отсутствует, товары  идентичны или максимально схожи.

Разновидностью прямой конкуренции может быть межфирменная, когда покупатель выбирает того или иного производителя определенного товара. Здесь наиболее существенно со стороны производителя обращать внимание на уровень обслуживания, сервиса, поддержки. (Конкуренции между разными кондитерскими по уровню качества низкокалорийных десертов.)

Косвенная конкуренция

Рынок сбыта: общий, одинаковый.

Целевая аудитория: общая, одинаковая.

Разница товаров и/или услуги: принципиальна, но не кардинальна.

Такой тип возникает при условии, когда одна из компаний переманивает клиента за счет более широкого спектра возможностей, лучшего качества и т.п. Фактически они нацелены на удовлетворение идентичных потребностей схожими товарами, но в разных формах подачи и позиционирования. Производителю следует расширить свое коммерческое предложение, активнее использовать рекламу. Задача – завлечь клиента именно своим товаром.

(Конкуренция между традиционным телевидением и потоковым онлайн-вещанием, или соперничество между отелем и агентством по съему квартир посуточно).

Фантомная конкуренция

Рынки сбыта: принципиально разные.

Целевая аудитория: общая (в т.ч. потенциальная аудитория).

Разница товаров и/или услуги: существенная или кардинальная.

Выявление фантомных конкурентов наиболее сложное среди всех вышеперечисленных. Фантомные конкуренты могут предложить кардинально отличную альтернативу товару или услуге, которая удовлетворяет потребности клиента. На этом уровне конкуренции для производителя важно обратить внимание, насколько рекламные кампании вовлекают клиента и могут привлечь его внимание.

(Человек может выбирать, как ему провести свой выходной с семьей: пойти в дельфинарий или сходить в кино.)

Классификация видов конкуренции осуществляется в зависимости от выбора того или иного критерия. Наиболее значимыми их них являются:

- методы, которые формируют конкурентную борьбу;

- масштаб конкуренции;

- уровень достижения конкурентного баланса рыночного пространства;

- уровень соотношения спроса и предложения на определенный товар.

Общие критерии

- уровень добросовестности конкуренции (добросовестная и недобросовестная);

- характер потребностей, заложенный в основе производимого товара (его функциональность) – горизонтальная и вертикальная конкуренция.

Горизонтальная конкуренция отличается тем, что соперничество происходит между разными производителями определенного товара, который может удовлетворять разнообразные потребности покупателя. Здесь компании соревнуются в качестве товара, уровне сервиса и общего обслуживания. Данный тип конкуренции можно отнести к классу прямой конкуренции.

Вертикальный тип конкуренции предусматривает борьбу разных компаний разными товарами за удовлетворение одинаковых потребностей потребителя. Тут производителю важно доказать целесообразность выбора именно его товара или услуги для потенциального покупателя. Данный тип можно отнести к классу косвенной или фантомной конкуренции.

Кроме этого, существует конкуренция между производителями на сырьевых рынках, конкуренция за сбыт товаров или услуг на рынке, конкуренция между покупателями на рынке сбыта.

В пределах одной страны, где действует рыночная экономика, может присутствовать целый спектр разнообразных рыночных систем и, соответственно, могут развиваться многие формы конкуренции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.005 с.)