Восприятие как основа появления субъектности, Я. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие как основа появления субъектности, Я.



 

Восприятие, в отличие от регистрации сигналов без обработки, кардинально меняет способ взаимодействия с окружением, позволяет распознавать объекты внешнего мира и приводит к возможности появления Я, самости, субъекта, испытывающего переживание.

Как это происходит.

 

Возможность воспринимать информацию, выделять объекты в массиве сигналов, приводит к возможности узнавать эти объекты, различать, сохранять их признаки, формы, классифицировать, именовать - делает их доступными сознанию.

 

Представим себе мысленный эксперимент, когда некоторое воспринимающее существо находится в мире, в котором ограниченное количество объектов. Пусть объектов будет 100 штук плюс сам воспринимающий.

Через некоторое время воспринимающий перемещаясь столкнётся со всеми объектами и все 100 классифицирует, узнает, получит о них информацию. Пусть он уже столкнулся с 99 объектами, а последним объектом в его познании стало зеркало, которое установлено так, что в нем отражается и воспринимающий, и часть мира с известными ему объектами. Хотя этот, ещё не субъект, воспринимает, но ему пока ничего не известно о своём существовании, а чтобы задуматься о своём бытии необходим причина - знание, что ты есть.

Итак, обойдя зеркало и заглянув в него, он обнаружит, что есть ещё один объект, который он не знает - он сам. То, что это он сам, ему тоже пока не известно, но теперь он изучает 101 объект его мира.

Изучая и классифицируя новый объект - себя в зеркале - он обнаружит, что свойства его сильно отличны от других объектов этого мира: при его перемещениях объект в отражении их повторяет, нигде кроме зеркала он не видит такого, в зеркале кроме него есть объекты которые он уже знает.

Попытки классифицировать своё отражение выделят "себя" как особый класс ввиду особого поведения, которое коррелирует с собственными действиями воспринимающего. Отсутствие себя в окружающем мире, а наличие только в зеркале также будет способствовать особому статусу нового "объекта".

 

Всё это ещё не самоосознание, но восприятие себя даёт шанс того, что появится мысль о себе. Знание о "себе в зеркале", как о необъяснимом феномене, хотя бы теоретически позволяет сопоставить свойства зеркала, отражения известных объектов в нём, и появление неизвестного объекта. Без восприятия "себя", как отдельного объекта, мысли о себе крайне сложно появиться, если не сказать, что это совсем невозможно, потому что не будет причины для её появления. Ведь не может наш воспринимающий изучить 102 объект, которого нет. Он не может сделать этого, потому что не может его воспринять, добавить его в свой классификатор, а пока объекта нет в списке известного, то и думать о нём невозможно.

 

Ещё легче было бы нашему субъекту воспринять себя, если б в том мире вокруг были бы другие подобные ему воспринимающие. Наблюдение за другим воспринимающим и его отражением в зеркале привело бы к тому, что они были бы сопоставлены как единое - настоящий объект, который существует в мире, и его отражение в зеркале - зрительную копию. Поводом для этого могло бы стать выявление строгой корреляции действий объекта и его отражения. Но при этом объект может пропасть из зеркала, обойдя его, но не пропадает из мира, что говорит о первичности объекта и вторичности его отражения.

Тогда наблюдения за воспринимающими в мире, и за ними в зеркале количественно отличались бы (отраженных больше на одного) на ещё одного такого как они - на него самого в отражении. Наблюдение количественной разности способно привести к сопоставлению себя в отражении с собой, наблюдающим это отражение, к идентификации единства того и другого. Так, если найдены правила, когда: у каждого объекта перед зеркалом есть его отражение; объект первичен, а отражение его вторично, то, следовательно, и у каждого отражения есть его причина - объект. Но вот в зеркале отражение объекта, которого не видно в мире, однако, если есть отражение, то должен быть и объект. Значит, если рядом с тем неизвестным отражением отражение известного объекта, который виден в мире рядом, тогда, это неизвестное отражение, что рядом с известным, есть отражение объекта, который есть Я... Я - есть объект, обладающий функцией восприятия. Мы называем такое - субъект.

Конечно, появление самости, осознания Я, саморефлексии требует незаурядных мыслительных способностей, но причиной появления Я всё равно становится знание о существовании другого, внешнего, своего тела, себя как объектов, доступных восприятию. Восприятие порождает то множество объектов, о которых становятся возможны рассуждения.

 

Главное преимущество восприятия перед получением сигналов и команд компьютером таково, что восприятие, если оно есть, способно получать информацию об объектах некоторого мира, распознавать их - видеть образы, что делает возможной их классификацию или другую обработку, которая, будучи построенной на основе образов, может быть алгоритмической или абстрактной. Компьютер сейчас тоже может ходить по миру, но, не умея воспринимать он будет лишь накапливать огромное количество сигналов, данных - непонятной информации. Он не способен будет на самостоятельные действия и будет нуждаться в направляющих инструкциях до тех пор, пока не научится самостоятельному распознанию (восприятию) объектов, ситуаций и вырабатыванию на основе них действия. Если же компьютер окажется способен воспринимать внешнюю информацию, то тогда у него появится шанс проводить аналитику происходящего в мире и самостоятельно (по алгоритмам) вносить коррективы в существующие программы действий.

Действия по заданным алгоритмам, по любым формальным текстам знаковых систем не обладают возможностью выхода за знаки. Такой системе необходим оператор, который будет отвечать за появление новых знаков по составленным правилам. Однако, действуя только в пространстве знаков любой оператор слеп: он может вводить новые знаки, но если они не сопоставлены с чем-то существующим (не знаки), то они будут произвольными. Для видения оператору нужна внешняя, настоящая, а не знаковая реальность, та, с элементами которой он сможет сопоставлять знаки своей системы. Только наличие внешней, незнаковой настоящей реальности и сопоставление с ней знаков системы придаёт последней смысл. И вот тут, для обнаружения существования незнаковой системы - реальности, и необходимо восприятие. Этим выражается глубокий раскол между семантикой и семиотикой. Можно сказать, что семантика больше занимается воспринимаемым, а семиотика - обобщающим. Если восприятие возможно без обобщения, то обобщение без восприятия - нет. Без восприятия не построить знаковых систем, а потому, следовательно, восприятие - первичное требование к сознанию, которое делает возможными обобщения, формальные и другие построения.

 

Простое получение оптических сигналов приводит к появлению механистических источника и приёмника, а вот восприятие сигналов ведёт к воспринимаемому и воспринимающему, т.е. к появлению субъектности.

 

Вот почему восприятие информации, а не простое получение и манипуляции сигналами, так важно - оно способно стать основой для сознания, для появления своего Я, для полноценного действия во внешнем мире, которого до восприятия как бы и нет. Восприятие - вот элементарный акт ведущий к сознанию.

Если всё сказанное верно, то сознанием обладают все воспринимающие, но это ещё не является гарантией самосознания, рефлексии, для чего требуется дополнительные усилия интеллектуальных систем, умеющих работать отвлечённо с абстракциями.

При действии в реальном мире воспринимающие способны проявлять самостоятельность решений, потому что принимают их исходя из интерпретации воспринятого. Это свойство может быть названо свободной волей, но качество её тем богаче, чем мощнее аппарат интерпретации воспринятого. В одном случае это может быть лишь поиском пищи либо самки, а в другом - высокоабстрактное творчество.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.006 с.)