Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие как основа сознания.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ВОСПРИЯТИЕ КАК ОСНОВА СОЗНАНИЯ.
Много было попыток построить теорию сознания. Вот и ещё одна. В чём преимущество этого подхода, да и есть ли оно, лишь по прочтении скажешь...
Способ изложения данной попытки будет не слишком многословным. Главное здесь - показать механизм позволяющий проявиться тому, что мы именуем как сознание, self, квалиа. Начнём мы с нахождения того, что неотъемлемо понадобиться для существования этих феноменов, без чего они будут достоверно невозможны. "Созна́ние — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события. Сознание может пониматься в более широком или более узком смысле". Так определяет сознание Википедия.
Следовательно, для сознания необходим некоторый внешний по отношению к нему мир. Исходим из того, что внешний мир дан нам изначально, а сознание проявляется некоторым образом у живых организмов на основе существующего.
Что значит ощущать?
Данная нам в ощущениях... Что это? Пытаясь объяснить сознание мы сталкиваемся с тем, что многие термины не определены точно или имеют вольное употребление и, сперва, нам необходимо точнее их определить (переопределить). Так как мы будем пытаться объяснить сознание, то и определение ему будет найдено в процессе использования других терминов, таких как сигналы, восприятие, информация, понимание и т.д., а вот их-то и следует переопределить.
Человек является воспринимающим существом, т.е. таким, которое является потребителем сигналов из внешнего и внутреннего мира, информации. Эти сигналы даны нам через органы чувств, мы их ощущаем. Однако слово ощущать уже столь далеко от места принятия сигналов - сенсоров, что пока оставим его, а сосредоточимся на том, ЧТО мы (люди, фотоаппараты, или видеокамеры) получаем, и это есть сигналы. Именно в получении сигналов мы схожи со всеми регистрирующими системами, будь то живыми или неживыми, а отличия начинаются дальше.
Сигналы и информация.
То, что извне получает регистратор мы назовём сигналами. Важно сразу отметить отличие сигналов от информации. Так, сигнал есть любое получаемое и регистрируемое раздражение, будь то свет, звук, прикосновение, тепло и прочее. Мы будем придерживаться данной классификации далее, и всё входящее и зарегистрированное, но ещё не обработанное, станем называть сигналами, приёмники сигналов - регистраторы, сенсоры.
А что же тогда есть информация? Сигналы безусловно содержат в себе информацию, но для того чтобы выявить информацию из сигналов необходимо произвести их обработку. Согласитесь, что регистратор не способен произвести обработку сигналов с целью получения содержащейся в них информации. Он только и умеет, например, определять величину яркости своего пикселя по стандартизированной шкале (с учётом её он изготовлен), но один пиксель не несёт информации большей, чем может. Потому, из одного пикселя невозможно получить картину окружающей реальности - информативности не хватает. Именно поэтому один пиксель, это - сигнал, а много пикселей - это много сигналов или массив, но массив пикселей уже содержит неявную пока информацию о том, как распределена яркость между ними, какие границы и градиенты содержит массив пикселей матрицы. Неявной эта информация будет до тех пор, пока она не будет выявлена специальной обработкой. Мы специально выбрали светочувствительную матрицу, состоящую из пикселей, чтобы на её примере получить, вывести отличие машинного "зрения" от человеческого.
Важно отметить, что в ответ на внешнее раздражение в светочувствительной матрице каждый пиксель получает некоторое своё значение, после чего их значения по определённой схеме считываются, т.е. отправляются в оперативную или долговременную память. Что происходит при этом с сигналами? Перемещения сигналов есть, но становятся ли они информацией? Наш ответ - нет. Сигналы только испытали трансформацию (из матрицы в строку или обратно) при передаче и укладывании в память, но все эти трансформации не выявили то содержание, которое распределено в соотношениях между пикселями картинки. Если вдруг теперь компьютер выгрузит данную фотографию из памяти и отправит на монитор, то ВЫ увидите картинку, ВЫ увидите то содержание, ту информацию, что она несёт. ВЫ увидите, а компьютер - НЕТ!
Почему?
Потому что компьютер просто перекладывал значения сигналов из одних ячеек в другие, из фотокамеры в память, из памяти в монитор, но ни на одной ступени перемещений компьютер ни разу не вглянул на то, как соотносятся ячейки, про которые сказано "взять здесь и отправить туда". Чтобы компьютер выявил особенности того, что же изображено на картинке, для него необходимо написать специальную программу, которая начнёт сравнивать параметры соседних пикселей с целью обнаружить какие-нибудь закономерности! Но даже тогда компьютер не увидит, хотя уже сможет отметить особенное.
Вы только представьте, что компьютер совсем не видит, как пиксели одного цвета сливаясь(!) образуют на картинке силуэт. Для него не существует того целостного содержания, которое он выкладывает на экране монитора из маленьких пикселей. Всё ограниченно только массивом значений, огромных массивов значений... Это ВЫ плачете или смеётесь над фильмом, а компьютер последовательно считывает с диска массив за массивом, отправляет их на монитор, заполняя пиксели экрана в соответствии с параметрами, делит поток и отправляет часть массива на звуковую карту, но и звука он также не слышит - он лишь может с огромной скоростью перебирать значения ячеек, подставлять их в нужное время в нужное место и ВСЁ...
Теперь, может, вы способны оценить какая огромная работа идёт внутри вас только для того, чтобы просто распознать образ на картинке? Может Вы совсем не задумывались о том, ЧТО ЕСТЬ реальность вокруг, настолько привычная и естественная, вечно мельтешащая перед глазами, которую вы ощущаете как "здесь и сейчас"? Или вы задавались вопросом о том, как же эта реальность становится нашими ощущениями? Как нам становится доступно ТАКОЕ восприятие реальности, когда она ДАНА НАМ В ОЩУЩЕНИЯХ? И это восприятие настолько естественно, что когда вы узнАете, что на имитацию подобного в реальном времени сейчас возможно не хватит мощности всех компьютеров мира, то может тогда вы проникнетесь интересом и уважением к той тайне, которую вы носите, которая нам дана с рождения, которую пока не можем понять и воспроизвести? Задумайтесь же!
Все компьютеры мира не могут пока породить ни ОЩУЩЕНИЯ шума прибоя, ни тепла Солнца, ни прикосновения ветра, ни шелест трав, ни наблюдения стремительного полёта стрижа - они не могут породить того целостного восприятия, которое вам ДАНО! Это то, что принято называть квалиа, корень трудной проблемы сознания.
Да, компьютеры начинают различать котиков от собак, но сколь несовершенно их различение, когда НАМ достаточно один раз показать пример, и далее мы практически не ошибаемся. Компьютерам же надо показывать множество примеров, миллионы и больше, но и тогда они совершают ошибки. Их можно обмануть добавив к картинке всего несколько неверных пикселей, которые мы даже не заметим...
Что делает нас столь эффективными в распознании, различении? Как мы запоминаем, что нам достаточно одного предъявления? Что такого непонятого в нашем восприятии?
Восприятие информации.
Итак, сигналы приходят всем регистрирующим, но не у всех становятся информацией. То, что переводит регистрирующего в воспринимающего, является такой обработкой сигналов, которая позволяет выявить содержащиеся в массиве сигналов особенности - информацию.
Компьютер, как мы рассмотрели, обычно занимается только трансформированием массивов сигналов, их перемещением, и делает это в соответствии с полученными инструкциями. Работая по написанным программам он смог бы произвести необходимый анализ поступившего изображения, но всё ещё делает это неуклюже и неэффективно. Проблемы компьютерного интеллекта и распознания, на самом деле, это наши проблемы, это проблемы нашего непонимания. Мы не понимаем как работают наши биологические устройства, а как только поймём, то обязательно сумеем воспроизвести это "в железе", но, разумеется, если это реализуемо на нашем текущем техническом уровне.
Из проведённого раннее анализа мы выяснили, что компьютер и на стадии регистрации, и после, не производит никакой обработки сигналов, кроме трансформации и перемещения. Прямоугольная матрица фотоэлементов компьютера тоже производит однотипные операции, которые не приводят к обнаружению внутри массива данных существующей там информации.
Человек регистрирует картинку при помощи сетчатки, после чего сигналы направляются через таламус, где происходит их контрастирование, в первичную зрительную кору. Известно, что обнаружением особенного в зарегистрированном - нахождением разнонаклоненных штрихов, т.е. частей, фрагментов контуров, линий - занимается первичная кора в затылочной части мозга. Данная способность является врождённой. Именно эта обработка первичной коры позволяет вторичной зрительной коре составить из найденных штрихов линии, выявить скрытую в картинке информацию, обнаружить формы, объекты. Обработка вторичной коры - составление из штрихов линий и контуров - устроена сложнее, требует обучения, а для её работы также используется информация от таламуса и четверохолмия. Вторичная зрительная кора отвечает также за распознавание формы геометрических фигур, знаков или объектов, их содержания внутри формы, различение цветов, определение расстояний и объёма картины мира, исходя из анализа картинок от каждого глаза, детекция движения на картинке. Кроме того, вторичная зрительная кора врождённо умеет распознавать черты лиц. Третичная зрительная кора распознаёт более точно лица разных людей, отвечает за чтение текстов, восприятие целостных образов.
Близкий аналог первичной коры среди существующих искусственных нейросетей, это свёрточные сети, которые также могут находить контрастные линии на картинке, определять контуры и т.д. Умение нейросетей находить приближения какому-либо внешнему сигналу - аппроксимация, позволяет им находить приближение и для изображения объектов. Нахождение приближения объекту (границы, контуры) означает автоматически и нахождение самого объекта, а это значит, что помощью обработки был воспринят объект, информация о нём. Такой тип обработки сигналов, с выявлением содержания, или информации, мы назвали восприятием.
Получается, что для восприятия зрительной информации, в первичной и в следующих отделах зрительной коры мозга производится специфическая обработка сигналов. Упрощённо, эта обработка занимается тем, что позволяет обнаружить на картинке штрихи и их наклоны, собрать из штрихов контуры, определить границы объектов, т.е. выделить их на картинке. Мы считаем, что это и есть первое необходимое и неотъемлемое для получения сознания действие - восприятие информации. В результате становится доступна информация о том, что есть на картинке, что станет восприниматься, что будет доступно сознанию - образ.
Внимание.
Наличие множества сенсорных входов и ограниченность вычислительных ресурсов требует определения того, что именно должно восприниматься, чему отдать приоритет. То, куда и на что направлено восприятие, назовём вниманием. Внимание может определять, какие именно сигналы будут направляться для восприятия. Возможность выбора означает, что все потоки сигналов должны проходить минимум через один узел, в котором и происходит выделение из потоков интересного. Это не означает, что все потоки идут только через этот центр. Возможно, что копии сигналов идут независимо другими путями. Работа внимания подобна работе распределителя или коммутатора, который выделяет часть потока, а остальную часть приглушает. Выделенная часть может осознаваться, а другая идти и обрабатываться в бессознательном режиме. То есть те сигналы, которые окажутся доступны сознательно направляются на распознавание, а те которые минуют стадию восприятия окажутся автоматическими, рефлекторными, действующими по ранее найденным алгоритмам. По всей видимости сознание возникает при восприятии, а то, что именно окажется доступным сознанию, решается тем, направлен ли этот поток сигналов на восприятие. В мозге, скорее всего, подобным узлом, в котором пересекаются потоки сигналов, является таламус. Что именно определяет значимость одних потоков среди других? Возможно, что одним из критериев может быть наличие новизны, т.е. наличие изменений в поступающих сигналах. Подобными свойствами - обнаружением новизны - обладают структуры четверохолмия. Например, они отвечают за поворот головы в сторону нового звука. Также, повышенного внимания требует обнаружение нового при восприятии. Обнаружение нового незнакомого объекта должно вызвать интерес к его изучению.
Внимание определяется актуальностью и важностью одних сигналов на фоне других, и, по желанию или принудительно, производит выделение части из поступающих на восприятие потоков. Принудительное неосознаваемое направление внимания является в основном результатом наследуемых и выработанных защитных реакций, а сознательное направление внимание доступно в отсутствии опасности при разных сложных видах функционирования личности.
Интеллект и интуиция.
Постройка внутренней системы знания на сдвоенном описании - теории и практики, т.е. на понимании, приводит к высокому качеству не только интеллекта, но и интуиции. Под интеллектом мы понимаем сознательные возможности человека к выработке решений разного рода теоретических или практических задач, а вот интуиция, это то, что происходит по большей части вне сознательного опыта, но обязательно опирается на него. Так, полученные в результате сознательных действий знания встраиваются в систему существующих знаний по своим алгоритмам, на которые мы, судя по всему, влиять не можем. Однако, то, как и где размещается в мозге новое полученное знание, очень зависит от того, куда оно встраивается, а на это влияет то, как качественно мы его осмыслили. В процессе встраивания новой информации в существующую (запоминание), иногда происходит формирование таких связей, о которых вы не слышали, но которые для мозга могут показаться очевидными: например, если такая связь обнаружилась в образном описании, то вероятно, что мозг повторит её и для словесного описания. А эта связь может вдруг стать ниоткуда выскочившей аналогией, или мыслью, или ассоциативным ходом. Таким образом, интуиция может быть лишь следствием качественно проведённого ранее (или сейчас) обучения, тем, что было автоматически отмечено и создано (связи) мозгом, а затем всплыло в сознательной деятельности как озарение необдуманного знания.
Кроме того, по видимому, во сне в мозге происходит общая коррекция модели знаний, т.е. происходит перемещение образов, понятий, связей и смена локализации их семантического положения в памяти. Это может придать новой модели систематизации знаний более высокую предсказательную силу, а получаемые новые знания легче встраиваются и находят свои точные места. Сравнить это можно с тем, как бы выстраивал здание с нуля обучающийся архитектор, когда в качестве кирпичей он использует поступающие знания. Днём архитектор набрасывает поступающие кирпичи в кучу, а ночью встраивает их в общее здание. Со временем, осматривая своё творение архитектор может заметить некоторое свойство, которое было выявлено после того, как здание уже состоялось, но которое для более высокого качества требует перестройки, что мозг и производит, а то что архитектор (мозг с его автоматическими функциями обработки информации) перфекционист, сомневаться практически не приходится. Если такая деятельность мозга по коррекции знаний существует, то это также будет приводить к эффекту интуитивного знания, приобретаемого без видимых усилий, в результате оптимизации системы знаний автоматическими функциями мозга.
Данные предположения основаны на собственном опыте позднего обучения (после 30 лет). В течение длительного и тщательного изучения знаний по предмету были самостоятельно обнаружены и осмыслены пробелы в понимании, после чего наступил период, от одной, до нескольких недель, когда мыслить на данную тему становилось очень тяжело. Через некоторое время ясность мысли по данной тематике возвращалась, становилась глубже, точнее и часто сопровождалась открытиями разного уровня - от малого самостоятельного выведения эффектов, до большого озарения при решении значительной проблемы. Все эти открытия сопровождаются эстетическим удовольствием разного уровня яркости, а причиной является интуитивное постижение нового, может и прочитанного ранее, но явно не усвоенного. Теперь же, когда знания систематизированы по новому и с учётом других знаний, появляется новые возможности прогнозирования. Гарантировать правильность полученной самосогласованной системы знаний нельзя - всё необходимо многократно перепроверять. Качество системы сильно зависит от достоверности поглощаемых знаний. Но даже если качество знаний было низким, даже если это и не знания вовсе, а мнения о чём бы ни было, всё равно оно может быть систематизировано. Можно ли будет назвать такую полученную модель недостоверных, но систематизированных знаний научной? Вероятно нет, но некоторая мифологизированная система с известной долей "логических" связей безусловно образуется.
Отсюда можно предположить, что мозг использует для систематизации знаний законы формальной логики и, если посылки были верны, то и система самосогласованных знаний выдаст верный результат. Значит необходимо "кормить" мозг только проверенными продуктами, а спорных или недостоверных знаний лучше избегать, или изучать их с пониманием того, что они спорны. Похоже, что тогда мозг относится к таким знаниям соответственно, ищет возможность встроить их со слабой связью на грани отвержения, добавляет неопределённость, являя вариабельность решений. О его удаче или неудаче вы можете узнать однажды утвердившимся мнением, принятым на основе новых данных.
Диалектическая логика, похоже, также присутствует в построениях связей, отражающих знания в мозге, а потому для гибкости ума желательно изучение как формальной, так и диалектической логики. Получение такого знания в виде описания, может облегчить систематизацию знаний и получение интуитивных решений. Изменениям чаще всего подвергаются семантические связи между образами, а сами образы реже изменяются. Речевые, знаковые системы и их связи, похоже, трансформируются легче всего.
Пластичность и гибкость системы самосогласования знаний, готовность её к дальнейшему обучению открывает дорогу к многим практикам научения, поиска решений. Следует понимать, что если вы занимаетесь поиском неизвестного решения, то ни в коем случае не следует потреблять существующие решения как абсолютно достоверное знание. Такие мысли могут привести к косному мышлению, к невозможности преодолеть то, что вы считаете достоверно известным. Такая достоверность может быть мнимой, основанной на доверии авторитету учёного, а не на осмыслении. Поиск неизвестного требует преодоления границ косного. В таком случае необходимо любое знание потреблять в режиме гипотез, с сомнением, а достоверным объявлять только многократно проверенное в размышлениях и опыте. Например, очевидно, что материя и материя гравитационно притягиваются; также, известно из опытов, что существует антиматерия; но не очевидно, что материя и антиматерия также гравитационно притягивается - это следует не из опыта, а из принятых теорий, а как же есть на самом деле, нам пока неизвестно. Поэтому утверждение учёных сомнительно и требует проверки. Снять это здоровое сомнение может только опыт, а не предположение, пусть даже это мнение всех академиков планеты. Была же когда-то ведущей моделью солнечной системы доволно точная система эпициклов Птолемея, и ведущие учёные той поры были вполне ею удовлетворены. Сейчас есть две ведущие теории - Квантовая теория (стандартная модель) и Общая теория относительности, которые никак не желают объединиться, что говорит о лишь частичном понимании нами природы. Если же учесть то, что эти теории пока также не содержат объяснения сознания, а если ещё учесть неизвестные тёмную материю и энергию, которых по расчётам более 90%, то много ли мы знаем о Вселенной? В такой ситуации нельзя говорить о наличии у нас достоверного знания. Необходимо отказаться от построения и защиты научных догм птолемеевского толка и продолжить поиск решения - ведь должно же оно быть. Тем более, сейчас мы знаем гораздо больше, обладаем значительным опытом - время найти обобщение этого. Любое предположение не есть точное знание, а потому допустимо только с маркером непроверенности, сомнения. Таким путём в теоретических построениях могут возникнуть новые решения, эффекты, предсказания, которые уже можно проверить в опыте и определить через это достоверность теоретизирования.
Сны.
Скорее всего, встраивание в долговременную память важной информации, накопленной за день в промежуточной памяти, происходит во сне, когда большинство актуальных сигналов из реальности игнорируется, а приоритет отдаётся освобождению промежуточной памяти, тестированию систем, восстановлению. Тогда, эта часть распределения дневной памяти контролируется собственными алгоритмами мозга, над которой мы не властны, но думать, что такой мудрый мозг рассовывает новые знания бессистемно, как набивает чемодан собирающийся домой путешественник - лишь бы доехать, - неверно. Скорее всего, при записи дневного опыта в память происходит поиск места, куда среди старых знаний наиболее эффективно встроить новые элементы знания. Сон же, который сопровождается сновидениями, может быть чем угодно: проверкой встраивания новой информации, коррекцией; проверкой работоспособности системы хранения информации; очисткой временной памяти с чтением... Но то что сны полны видимым (у тех, кто видит сны), то это означает, что активируются не только абстрактные коги, но и коги-образы, которые являются непосредственными хранителями вида объекта. Их активация, по-видимому, приводит к тому, что они считаются воспринимаемыми и становятся доступны как осознаваемые.
Эмоции.
Среди важного сопровождения сознательного опыта, которое действует и во сне, и в других изменённых состояниях восприятия, есть такое, о котором мы пока не упомянули и это - эмоции. Функции, которые присущи эмоциям, заключаются чаще всего в том, что они являются не мыслительными стимулами и позывами к действию. Так motion в английском означает движение, а emotion - эмоцию. Таким образом в языке закреплена побудительная функция эмоций и английский язык не единственный, который отражает эту взаимосвязь. Эмоции выступают в роле мотива - того, что приводит к действиям, являются мотиватором, задают основное целеполагание, то есть то, что способствует выживанию. В основном все автоматические мотивы - голод, жажда, холод и т.д., контролируются гипоталамусом, лимбической системой. В большинстве своём эмоции несознаваемые, однако есть мотивы, которые формируются сознательно, в результате рефлексии или иного целеполагания. Так, есть только одна разновидность эмоций, если это можно так назвать, которая не призывает ни к какому действию, это апатия, скука, отсутствие желаний. Если можно придумать шкалу эмоций от минуса до плюса, то апатии, сытости, довольству безусловно достанется значение равное нулю. Выше нуля расположатся любопытство, интерес, желание, страсть... Ниже нуля - тревога, боязнь, страх, ужас...
Скорее всего эмоции являются наследием нашей давней истории, истории жизни, когда отношения между существами были не особенно богаты на слова и жесты, когда голод и страх были главными отрицательными мотивирующими чувствами; среди положительных эмоций прикосновение было высшим наслаждением, а мотиватором к нему служил аромат, оставленный возлюбленной в среде обитания. Между тем, возможности химического влияния на тонус и готовность организма крайне высоки, полезны и действенны. Если вы возвращаясь летом в темноте слышали тревожное шуршание и шипенье змеи, то можно не объяснять вам величину тревоги, мурашек на коже и леденящий холодок по спине. Всё это по большей части химические следствия бессознательной реакции мозга на внешние раздражители, реакции довольно быстрой и бескомпромиссной.
Кроме этих функций, направленных на готовность тела к реакции, у химических стимуляторов и ингибиторов есть, думается, ещё одна функция, - это быстрое принудительное переведение всей нервной системы на вычисления определённой направленности. Таким образом достигается максимально быстрая мобилизация ресурсов, и, скорее всего, нейроны вычисляют иначе в зависимости от химического состояния среды.
В других случаях, например, когда в результате мыслительной деятельности испытываешь эстетическое удовольствие. В данном случае мозг явно химически стимулирует полезное увлечение, новизну, отмечает и награждает за результат. Эта система "кнута и пряника" служит на низком уровне "драйверов", изменяя функции "железа". Человеку открыт некоторый контроль эмоций, он способен преодолевать их действие, способен превозмогать предписанные автоматизмы. Это может быть как полезным, так и вредным, например, в том случае, когда эмоции начинают вызывать искусственно с помощью стимуляторов/ингибиторов, вызывающих привыкание. В таком случае происходит формирование зависимости от внешних источников эмоций.
Промежуточные итоги.
Здесь представлено особое видение на сознание и причины его феноменов. Некоторые мысли новы, некоторые известны и служат основой для выведения новых, но содержит ли данная статья полезные ответы - это должен решить читатель и мыслитель.
Рассмотрение вопроса о возможности ИИ и сознания приводит к тому, что построение их с использованием только знаковых систем принципиально невозможно. Никакая система, построенная на знаках и формальных вычислениях, не способна будет воспроизвести сознательную деятельность, феноменальный опыт, восприятие, квалиа. Эта неспособность знаковых систем обусловлена тем, что для них за пределами знаков и их абстрактной реальности ничего не существует - нет восприятия. Знаковая формальная система, не опирающаяся на нечто внешнее, а без восприятия это неосуществимо, в принципе не проверяема. В ней возможны противоречивые утверждения вроде "я лгу", возможны другие парадоксы, а без опоры на нечто внешнее, что эта система и описывает, она теряет всякий смысл. Это особенность формальных систем наблюдается также в математике, которая, несмотря на свою удивительную эффективность в прикладных вычислениях, пока не получила обоснования. Математика либо полна, но тогда она противоречива, либо не полна. Поэтому она, в соответствии с теоремами Гёделя, не может быть обоснована своими же инструментами.
Что объединяет эти знаковые и формальные системы, которые либо противоречивы, либо не полны? Все они нуждаются для обоснования в чём-то внешнем, в чём-то настоящем и существующем, в чём-то действительном, что наполняет их смыслом.
Так, нашим знаковым системам нужны те сущие объекты, субъекты и действия, с которыми соотносятся знаки; возможно, и для обоснования математики необходимо что-то внешнее, обладающее некоторыми действительными свойствами, которые могут быть интерпретированы как математические объекты и операции; для сознания необходимо нечто сущее, что можно будет воспринять, где можно будет существовать и действовать; физика пытается найти все закономерности природы, обобщить их и математизировать.
Все эти абстрактные системы и построения нуждаются в некоторой надёжной опоре для существования. В такой же опоре нуждается и восприятие, делающее возможным остальные построения. Эта опора не должна менять никаких своих свойств, ни тут, ни там, ни сейчас, ни потом, но при этом быть способной к развитию; и только тогда возможно будет на основе её постоянства существование всех остальных систем, начиная от сознания до систем, построенных с помощью сознания.
Что это за опора такая, что достаточно неизменна, но и переменчива, одновременно является и полной и непротиворечивой (так ли?)?
Ответ видится таким, что это - объективная реальность, построенная из неизменной материи, но вечно меняющая выстраиваемую из материи конфигурацию. Материя тогда - основа для неизменности бытия, а движущаяся материя в пространстве - система способная к развитию, к изменению. На материальную систему, как на реально существующую, могут опираться для обоснования хоть сознание, хоть математика, хоть физика или иная формальная система, но вот как обосновать саму материальную систему и можно ли это сделать - это уже другая история.
A.Tom в сотрудничестве с Vovik
ВОСПРИЯТИЕ КАК ОСНОВА СОЗНАНИЯ.
Много было попыток построить теорию сознания. Вот и ещё одна. В чём преимущество этого подхода, да и есть ли оно, лишь по прочтении скажешь...
Способ изложения данной попытки будет не слишком многословным. Главное здесь - показать механизм позволяющий проявиться тому, что мы именуем как сознание, self, квалиа. Начнём мы с нахождения того, что неотъемлемо понадобиться для существования этих феноменов, без чего они будут достоверно невозможны. "Созна́ние — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события. Сознание может пониматься в более широком или более узком смысле". Так определяет сознание Википедия.
Следовательно, для сознания необходим некоторый внешний по отношению к нему мир. Исходим из того, что внешний мир дан нам изначально, а сознание проявляется некоторым образом у живых организмов на основе существующего.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.188 (0.013 с.) |