Классификация задач по сложности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация задач по сложности



Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, способа обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.

Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, падеж имени существительного) и исследуется связанное с этим изменение, например, окончание. Результат стабилен и не требует анализа.

Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в учреждениях образования. В них исследуемый объект зависит от нескольких несложных факторов (например, психологический микроклимат в коллективе в зависимости от стиля руководства, количества членов коллектива, представителей разного типа темперамента, наличие неформальных лидеров и т.д.). Влияние факторов на исследуемый объект представляет собой область для анализа, посильную учащимся.

В научных задачах присутствует много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе.

Выдвижение гипотезы (научного предположения) – важная часть исследования. Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза исследования представляет собой утверждение, нуждающееся в проверке. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам. Если в результате исследования гипотеза подтверждается, то она становится теорией, если нет – она оказывается ложным предположением.

Наличие гипотезы придает исследовательской работе проблемный характер, превращает её из простой компиляции в исследование.

Виды гипотез:

1) описательные (предположение о структуре объекта или процесса; о форме связей между элементами изучаемого объекта);

2) объяснительные (предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, которое требуется экспериментально проверить).

Гипотеза записывается с помощью следующих клише: можно предположить …; если …, то; предполагается, что …; допустим …; возможно …; при условии что… и т.д.

Составление плана исследовательской работы. После того как определены объект, предмет исследования, уточнена тема, сформулированы цель и задачи, составляется план исследования. Названия глав тесно связаны с задачами работы. Требования к формулировкам названий схожи с требованиями к формулировке темы: они должны быть лаконичны, логически взаимосвязаны друг с другом, а объем рассматриваемых в главах вопросов должен быть по возможности равнозначным. В объемных главах могут быть подглавы.

Определение методов исследования. Выбор конкретных методов и методик исследования определяется прежде всего характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.

Методика – совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов.

Метод – способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата. Традиционно методы делятся на два класса: получение и сбор информации и методы её обработки.

Первый класс методов – сбор информации – разнороден и подразделяется на теоретические и практические. Теоретические методы применяются при изучении письменных источников и литературы по теме (анализ, синтез, моделирование и др.). Практические (эмпирические) методы исследования связаны с действиями исследователя, направленными на проведение практики (наблюдение, интервью, беседа, видеосъемка и др.).

Второй класс касается обработки информации. Они делятся на количественные (математические, статистические и др.) и качественные (содержательные).

Овладеть методами исследования учащимся поможет наличие у них специальных памяток, к числу которых можно отнести следующие: «Как составить план изучаемого текста», «Как охарактеризовать … (событие, явление, историческую личность и т.п.)», «Как проводить доказательство», «Как изучать различные точки зрения» и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.004 с.)