Часть третья: Новые терапевтические предложения, предусматривающие манипуляции с эмбрионом или с генетическим материалом человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть третья: Новые терапевтические предложения, предусматривающие манипуляции с эмбрионом или с генетическим материалом человека



 

24. Знания, полученные в последние годы, открыли новые перспективы для регенеративной медицины и для терапии генетических болезней. Особенно большой интерес вызывают исследования эмбриональных стволовых клеток и их возможного терапевтического применения в будущем. Тем не менее, эти исследования до сегодняшнего дня не дали эффективных результатов, в отличие от исследований на взрослых стволовых клетках. С тех пор как некоторые стали трактовать, что терапевтические цели, возможно достижимые посредством использования эмбриоальных стволовых клеток, могут оправдать различные формы манипуляций и разрушение человеческих эмбрионов, сформировался целый комплекс вопросов в области генной терапии, клонирования и использования стволовых клеток, нуждающийся во внимательном моральном комментарии.

 

Генетическая терапия

 

25. Под генетической терапией обычно подразумевается применение к человеку техник генетической инженерии с терапевтической целью. Следует отметить, что цель эта состоит в лечении генетических болезней, хотя недавно генетическая терапия стала применяться и для лечения ненаследственных болезней, в особенности рака.

 

Теоретически, генную терапию можно применять на двух уровнях: соматических и половых клеток. Генная соматическая терапия предполагает удаление или уменьшение генетических дефектов, имеющих место в соматических клетках, то есть в клетках нерепродуктивных, составляющих ткали и органы тела. В этом случае речь идет о вмешательствах в определенные клеточные структуры, которые дают эффект только для конкретного индивида. Генная герминальная терапия подразумевает, напротив, коррекцию генетических дефектов, присутствующих в половых клетках, с целью передать полученные у индивидуума терапевтические эффекты, его возможным наследникам. Такие вмешательства могут быть осуществлены на эмбрионе до рождения – тогда говорят о генной терпи в матке – или после рождения, на ребенке или взрослом.

 

26. Для моральной оценки необходимо иметь ввиду эти различия. Действия с соматическими клетками с сугубо терапевтическими целями в принципе морально разрешены. Такие действия призваны восстановить нормальную генетическую структуру субъекта или противостоять дефектам, вызванным актуальными генетическими аномалиями, или другими, связанными с ними патологиями. Принимая во внимание, что генная терапия может быть связана с большим риском для здоровья пациента, необходимо применить главный деонтологический принцип, согласно которому, чтобы применить то или иное терапевтическое вмешательство, необходимо быть уверенным, что связанные с ним риски не будут избыточными и непропорциональными относительно тяжести патологии, которую нужно лечить. Необходимо также информированное согласие пациента или его законного представителя.

 

Иной является моральная оценка герминальной генной терапии. Любая генная модификация, осуществленная в половых клетках одного субъекта, может быть передана потом его возможным наследникам. Поскольку риски генетических манипуляций являются существенными и, до сих пор плохо контролируемыми, для современного состояния этой области исследований морально неприемлимо допустить, что потенциальные повреждения, полученные во время вмешательства, будут переданы по наследству. В гепотезе применения генной терапии для эмбрионов, необходимо уточнить, что она применима только в контексте технологий искусственного оплодотворения, а значит несет на себе все этические ответственности за такие процедуры. Исходя из изложенного, следует подчеркнуть, что на сегодяшний момент, генная герминальная терапия во всех своих флрмах морально запрещена.

 

27. Специальное рассуждение следует посвятить гипотезе применения генной инженерии для нетерапевтических целей. Есть некоторые, кто представляет себе возможность применять технологии генной инженерии с предполагаемыми целями улучшения генетической базы. В некоторых из этих предложений присутствует некоторого рода неудовлетворенность или даже отвержение ценности человека как законченного творения и личности. Кроме технических трудностей реализации, со всеми реальными и потенциальными сопровождающими рисками, прежде всего выделяется факт, что такие малипуляции подразумевают евгеническую ментальность и вводят непрямую социальную стигматизацию относительно тех, кто не обладает особенными способностями, и возвышают способности, особо почитаемые в определенных культурах или обществах, способности, которые сами по себе не составляют человеческой специфики. Это противоречит фундаментальной истине о равенстве всех людей, или принцип справедливости, нарушение которого, в конце концов, может привести к нарушению мирного сожительства индивидуумов. С другой стороны, кто может указать, какие изменения считать позитивными, а какие нет, или какими болжны быть пределы индивидуальных требований к предполагаемому улучшению, если станет практически невозможно осуществить желания каждого отдельного человека. Любой возможный ответ на эти вопросы был бы основан на непрямых и спорных критериях.Все это приводит к заключению, что перспектива такого вмешательства, рано или поздно, навредит общественному благу, подразумевая превосходство воли одних в ущерб свободы других. Необходимо отметить также, что создание нового типа человека имеет также идеологическое измерение, предплагая замену Творца. 

 

Утверждая этическую негативность этого типа вмешательств, которые подразумевают несправедливое доминирование человека над человеком, Церковь призывает к необходимости вернуться к перспективе лечения и принятия человеческой жизни в условиях ее конктерного исторического предназначения.

Клонирование человека

 

28. Под клонированием человека подразумевается бессексуальное и безгаметное воспроизведение целого организма человека с целью произвести одну или более «копий» с генетической точки зрения абсолютно идентичных единственному родителю[47].

 

Клонирование было предложено с двумя фундаментальными целями: репродуктивной, то есть для рождения клонированного ребенка, и терапевтической или исследовательской. Репродуктивное клонирование призвана, в теории, удовлетворить некоторые особенные нужды, как например, контроль эволюции человека; селекция людей с высокими качествами; выбор пола будущего ребенка; продукция ребенка, являющегося «копией» другого; продукция ребенка для пары, страдающей формой бесплодия, другими мерами неисцеляемого. Терапевтической клонирование, напротив, было предложено как инструмент продукции эмбриональных стволовых клеток с преопределенным генетическим кодом, что необходимо для преодоления проблемы отторжения (иммунной несовместимости). Эта тема связана с темами стволовых клеток.

 

Попытки клонирования возбудили волнения во всем мире. Различные организации на национальном и международном уровнях выразили негативные оценки клонирования человека, и в подавляющем большинстве стран оно было запрещено.

 

Клонирование человека незаконно само в себе, поскольку доводит до крайности этическую негативность технологий искусственного оплодотворения, предполагает дать начало человеческому существу без тесной связи с другим во взаимном даре двух супругов, и более радикально, без связи с сексуальностью. Такие условия открывают возможности для тяжелых злоупотреблений и манипуляций с достоинством человека[48].

 

29. Если клонирование имеет репродуктивную цель, оно возлагает на клонируемый субъект предопределенный генетический код, подчиняя его – как уже было сказано – определенной форме биологического рабства, от которого трудно освободиться. Факт, что одна личность имеет наглость присвоить право определять генетические характеристики другой личности, представляет тяжелое унижение достоинства этой последней и фундаментальное неравентво людей.

 

Из особенных отношений, которые существуют между Богом и человеком с первого момента существования, происходит оригинальность каждой личности, которая обязывает уважать ее единственность и целостность, включая биологическую и генетическую. Каждый из нас встречает в другом человека, который обязан своим существованием и собственными характеристиками любви Божей. Только любовь супругов является посредничесвом между любовью Бога и его плана Творца и Отца небесного.

 

30. С этической точки зрения еще более тяжелым является так называетмое, терапевтическое клонирование. Творить эмбрионы с целью их разрушить, даже с целью помочь больным, является несовместимым с достоинством человека, поскольку делает из человеческого существа, пусть на эмбриональной стадии развития, ничего более, чем инструмент, который будет использован и зазрушен. Тяжело неморальным является пожертвовать человеческой жизнью с терапевтической целью.

 

Этические возражения, возникающие со многих сорон против терапевтического клонирования, и против человеческих эмбрионов, сформированныхinvitro, подтолкнуло некоторых исследователей предложить новые техники, которые делают возможным произвести стволовые клетки эмбрионального типа без разрушения человеческих эмбрионов [49]. Эти предложения высзвали много вопросов как научных, так и этических, касающиеся, прежде всего, онтологического статуса «продукта», полученного таким путем. Пока эти сомнения не прояснились, необходимо иметь в виду то, что подчеркивает энциклика Evangelium vitae: «ставка в этой игре такова, что с точко зрения моральной обязанности, достаточно только возможности, что мы находимся перед личностью, чтобы оправдать самое решительное запрещение каждого вмешательства, могущего уничтожить человеческий эмбрион» [50].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.006 с.)