Глава 6. Целеполагание В культурно-досуговой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Целеполагание В культурно-досуговой деятельности



 

Для того чтобы определить цель в технологическом процессе культурно-досуговой деятельности, необходимо прежде всего знать, какую общественную роль играют учреждения культуры в современной жизни общества.

В ходе исторического развития перед учреждениями культуры ставились различные, свойственные, и не свойственные им цели так же, как и перед всей культурно-досуговой деятельностью. В настоящее время в культурно-досуговой деятельности наметился и ряд негативных тенденций, которые проявляются как в масштабах функционирования всей системы учреждений культуры, домашнего досуга, так и на уровне государственной культурной политики.

Во всех этих тенденциях присутствуют элементы и стихийности, и организованности. Без этого не могла не произойти утрата культурных смыслов мировоззренческого характера, девальвация фундаментальных человеческих ценностей, составляющих основу общенациональной культуры и определяющих гуманистические ориентиры.

При анализе цели исследователи всегда выделяли прежде всего ее содержание. В.Н. Кодин включает в содержание цели потребность, средства, пути и способы ее достижения. «Образ цели, – пишет он, – является отражением уже существующих в действительности элементов, из которых цель складывается: практической потребности, реальных средств и объективно возможных путей, способов действия. На этой основе знание цели и предвосхищает будущий объективный процесс удовлетворения потребности»[44]. Фактически в понятие цели В.Н. Кодин включает весь набор элементов целостного технологического процесса.

Цели технологии культурно-досуговой деятельности отражают социальный заказ общества, его программу и потребности, удовлетворение которых само по себе есть исторический процесс.

Генеральной целью культурно-досуговой деятельности можно считать повышение общей культуры людей, частными целями – воспитание культуры профессиональной, нравственной, эстетической, физической, правовой, психологической, экологической и т.п. В общем и целом об уровне культуры человека можно судить по его поступкам, повседневному его поведению на работе, в общественных местах, в семье и т.д. Правильные, приемлемые в нашем обществе поступки возникают не сами по себе, они выстраиваются на основе имеющихся убеждений и взглядов. Последние же всегда вытекают из знаний. Чем больше человек знает (имеются в виду не эмпирические, а научные знания), тем объективнее и глубже его взгляды на мир, на природу, на общество, на самого себя, тем крепче его личные убеждения, стало быть, тем осознаннее и правильнее его поступки. Включая человека в систему культурно-досуговой деятельности, приобщая его к культурным ценностям, надо стремиться пополнить запас его знаний, сформировать его взгляды и убеждения и направить человека к правильным, достойным поступкам – действиям, что находит свое выражение в общественной, трудовой, физической и культурной активности личности, говоря обобщенно – его активной жизненной позиции. Поэтому они должны быть научно обоснованы и выведены исходя из потребностей общества. Цели социальной программы общества предусматривают перспективное формирование, развитие, изменение человеческих потребностей. Проходя через сознание человека, цели превращаются в потребности, побуждающие его волю, мотивы, и становятся сознательной деятельностью. Разумные, здоровые потребности воспитываются всем образом жизни, выковываются в процессе труда, учебы, в семье, коллективе.

Цель и потребность теснейшим образом связаны, где потребность выступает как объективное материально данное, а цель – как желаемое будущее состояние, выраженное идеально. В целеполагании технологии культурно-досуговой деятельности выделяются два этапа, которые получили название теоретической разработки и реализации. Но прежде необходимо обнаружить духовные потребности населения хотя бы в виде слабо выраженной тенденции, осознав ее как прогрессивную. Лишь после этого специалисты-профессионалы определяют стратегию и тактику формирования, развития и удовлетворения духовных потребностей. Достижение цели – многоступенчатый, сложный процесс, поэтому произвольно переходить от одного этапа развития к другому, минуя промежуточные звенья, не рекомендуется. Дело в том, что помимо главной цели существует еще частная цель, которая в технологическом процессе распадается на ряд еще более мелких, представляющих ее части. Назовем их малыми целями, или подцелями. Частная цель, как и главная, – это выражение не одной потребности личности, а целого комплекса.

Совокупность целей, входящих в главную, складывается в систему целеполагания. Не будь этой связи, частные цели оставались бы отчужденными, формальными. Если действия субъекта будут осуществляться безотносительно главной цели, то результат может получиться неожиданным, возможно, даже противоречащим целям системы. Будучи связанной с главной, частная цель в своем движении приближает ее, только в этом случае можно получить гарантированный результат. Поэтому цель является основным звеном в механизме технологического процесса культурно-досуговой деятельности, где содержание, смысл, смыслотворчество становятся формой накопления и концентрации духовного потенциала личности, расходуемого на реализацию предельных и даже запредельных целей жизни. Отсюда жизнетворчество – это способ реализации смыслового потенциала цели, способа ее воплощения в жизнь. Единство смыслотворчества и жизнетворчества, их взаимообусловленность проявляются в процессе целостного переосмысления и преобразования человеком жизни в условиях досуга. Этот процесс связан с созданием особых условий инновационной среды, обеспечивающей возможность свободного творческого поиска уникального решения жизненных проблем в практической деятельности учреждений культуры и домашнего досуга.

При этом следует подчеркнуть, что цель в жизни каждого человека представляет собой фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания о мире и отношении к нему, с позиции которых он осуществляет свою общую оценку действительности при выработке новых программ своей жизни и при потенциальной оценке различных явлений и событий. Из сказанного можно сделать вывод, что цель культурно-досуговой деятельности состоит в том, чтобы сформировать личную концепцию (модель) взаимодействия человека с окружающим миром, с другими людьми для осознания себя как личности, своего смысла жизни.

Основой для разработки целей культурно-досуговой деятельности послужила мысль А. Эйнштейна о том, что «самое прекрасное, что мы можем испытать, – это ощущение тайны. Она – источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким вопросом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты...»[45] Именно в постижении таинств человеком и видится смысл жизни на Земле. Много таинств скрывает от человека природа. На наш взгляд, главными из них являются обустройство мира, любовь, красота и власть. Они, как четыре вектора, высвечивают направления жизненного пути человека по закону креста во всей их бесконечности и вечности. Все четыре вектора сходятся в центре на основе закона единства и борьбы противоположностей. В основании креста несущий вектор, который указывает человеку направление поиска таинства обустройства мира. С пониманием развития социальной жизни как ее непреложного начала тесно соприкасаются духовные начала в жизни человека, заложенные в кресте как символе, противоположный вектор которого указывает на необходимость изучения потустороннего мира. Левый вектор креста, что располагается ближе к сердцу человека, указывает на переживаемые человечеством вечные проблемы таинства любви и красоты, ощущение невозможности решения вечных проблем любви, вызываемые глубокой противоречивостью характеров, которые проявляются в психологии людей, в их поступках, в их существовании, что и является источником трагизма.

Правый вектор креста несет таинство власти. Оказалось, что у человека не меньшее пристрастие к идеям власти, от которых нередко зависят не только очень важные, судьбоносные решения, но и само существование жизни на земле. Идея власти, выступая в своем чисто рациональном виде, становится страстью и в этом смысле сближается и переплетается с потоком чувств. Идея-страсть власти зачастую главенствует над другими проявлениями внутреннего мира человека, даже страстью любви и красоты. В качестве связующего звена идей власти и чувств любви – вечная борьба между добром и злом.

На наш взгляд, этим объясняется один из законов природы, которым она предусмотрительно «наградила» людей, – драгоценнейшим качеством, которое академик И.П. Павлов назвал «рефлексом цели». «Это есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красна и сильна, кто постоянно стремится к достигаемой, но никогда не достижимой цели... Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели»[46]. Рефлекс цели присущ всему живому, поскольку все живое обладает раздражимостью, т.е. способностью отражать в виде ответных реакций различные воздействия внешней и среды и внутреннего состояния.

Качественно иной рефлекс цели у человека. Это уже вполне и полностью осознаваемый элемент поведения и всей деятельности (как духовной, так и материальной), которая в конечном счете направлена на постижение таинств окружающего мира и самих себя. Для человека рефлекс цели – творческий рефлекс, побуждающий мотив в постижении таинств. Человек-творец всегда боролся на земле, выбирая между познанием законов природы и использованием накопленных знаний для созидания нового, для предотвращения разрушений. Река размывает берега – человек строит плотины; коррозия разрушает металл – человек покрывает его защитной краской. Только теперь мы начинаем сознавать, какую величайшую ценность представляют для нас знания. Знания как истинный золотой запас человечества – единственное, что продвигает нас к таинству.

Человечество давно вступило на путь исследования законов природы, и нам ничего не остается, как идти по этому пути, постигая одну тайну за другой. Все живое на Земле настолько сложно, что методы, способы и формы исследования чрезвычайно разнообразны. Мы хотим постоянно узнавать, почему существует наш мир и из чего он создан, какая роль отведена в нем человеку. Пройдут века, пока множество отдельных фактов позволит дать ответ на первый вопрос, и еще столетия, пока не выкристаллизуется ответ на второй. Восхищаясь окружающим нас миром, мы питаем надежду, что удастся понять этот непостижимо чудесный мир, пусть не скоро, пусть через много-много веков.

Поколения людей следуют за поколениями, ученики, студенты, ученые, практики и мыслители заботятся о том, чтобы человек жил лучше и преуспевал в познании таинств. Человечество далеко прошло по этому пути, но, тем не менее, пока мы стоим лишь только у истоков знаний об этих таинствах.

Пока можно сделать один вывод: жизнь на Земле уникальна и что человек – последняя и лучшая форма эволюции, что именно для него создано лучшее место в мире – планета Земля. Жизнь на ней – всего лишь одна ступенька эволюции, протекающей по законам природы, и нам, как отдельным личностям, так и всему роду, отведен относительно небольшой исторический период в хронике Земли. Надо использовать его наилучшим образом. Пока человек занимает верхнюю ступеньку в иерархии живых существ, стоит попытаться занять то место, которое отводим себе в наших представлениях об идеале.

Совершенствование, развитие культурно-досуговой деятельности – это движение к идеалу, к таинству, к одной из целей, определяющих смысл жизни человека на Земле. В будущее можно смотреть оптимистически, поскольку только человек на Земле обладает силой и волей самого себя образовывать в течение всей жизни и знает способ и средства осуществления этого. Самовоспитание – дело непростое, оно требует постоянного самосовершенствования, которое всегда предполагает определенную цель. Цель будет тем выше и благородней, чем больше она служит человеку и обществу.

И.П. Павлов считал, что «человек есть система (грубее говоря – машина), как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам; но система в горизонте нашего современного научного видения единственная по высочайшему саморегулированию. Наша система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая. Главнейшее, сильнейшее и постоянно остающееся впечатление от изучения высшей нервной деятельности нашим методом – это чрезвычайная пластичность этой деятельности, ее огромные возможности: ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия»[47]. Сегодня благодаря усилиям наук и искусства, направленным на разгадку таинств природы и космического пространства, человечество продвинулось довольно далеко. Что касается другой цели – постижение таинств обустройства мира, то это не менее трудное дело, чем первая цель.

Дело в том, что общественный строй в каждой стране мира несовершенен. В нашей стране общественный строй претерпевал самые резкие изменения в своем развитии: от капитализма к социализму и опять к капитализму, и каждому из этих этапов соответствовал свой тип социального, политического и экономического сознания. Сейчас происходит переход к принципиально новому типу мышления, что требует и «работника нового типа». Цель – постижение таинства обустройства мира – особенно трудно осуществить, если человек не является хозяином своей судьбы. Если он не может планировать с определенной долей уверенности свой завтрашний день, если все в его жизни зависит от конъюнктуры рынка или от прихоти хозяина, то и сама жизнь представляет собой цепь случайностей.

Одно и то же может случиться в жизни разных людей, но у одного это мало что изменит в жизни, а другому даст импульс для великого открытия. Одному случай способен сломать жизнь, другой же, преодолев его последствия, придет к намеченной цели. Случай может ускорить или замедлить реализацию жизненных планов человека, его жизненных целей, но для этого как минимум необходимо, чтобы у человека были такие цели и планы, иначе случай превращается в единственного и полновластного хозяина его жизни, его судьбы. Итак, обустройство мира, в частности нашего общества, – таинство для многих поколений, и тот, кто ищет спокойной, легкой жизни, остается вне постижения этого таинства.

Следующее таинство, которое волнует человечество на протяжении всей его истории, – любовь. Любовь бывает разной – страстной, безответной, платонической, безумной, традиционной и нетрадиционно ориентированной, фиктивной, умирающей, подростковой, слепой, обманчивой, вечной, красивой, всепоглощающей, сжигающей, фанатичной, безнадежной, нездоровой, экзотической и зовущей на подвиги. Любовь бывает злом и благом, счастьем и страданием, горестью и радостью. Но никогда она не была для людей чем-то безразличным и ненужным.

У каждого народа есть своя теория любви, теория человека, человеческого существования. Главным здесь является то, что человек, как и весь человеческий род, оказался в ситуации неопределенности в этом вопросе. Ясность существует только относительно прошлого, а относительно будущего ясно лишь то, что когда-нибудь да наступит физическая смерть.

Человек осознает себя, свое прошлое и возможности своего будущего через призму любви к себе и всему, что его окружает.

Знание имеет основательное отношение к проблеме любви. Фундаментальная потребность в соединении с другим человеком таким образом, чтобы освободиться из темницы собственной изоляции, тесно связана с другим специфическим человеческим желанием – желанием познать «тайну человека». «Хотя жизнь уже и в самих биологических аспектах является чудом и тайной, человек, в его именно человеческих аспектах, является непостижимой тайной для себя самого и для своих ближних. Чем глубже мы проникаем в глубины нашего общества или какого-либо иного существа, тем более цель познания удаляется от нас. И все же мы не можем избавиться от желания проникнуть в тайну человеческой души, в это сокровеннейшее ядро» [48].

В жажде проникновения в тайну любви, нашу собственную тайну и состоит сущностная мотивация глубокой и напряженной созидательности.

В творческом показе студентов специализации менеджеров, постановщиков культурно-досуговых программ МГУК под названием «Грезы любви», был такой фрагмент.

Ведущая: Одним говорят, что любовь, как немеркнущая звезда, всегда верно ориентирует человека в сложнейших событиях жизни и направляет его к счастью.

Ведущий: Другие с этим не согласны. Любовь, говорят они, слепа. Это сила, которая затмевает разум, которая, полностью овладев человеком, делает его игрушкой слепой страсти. С благоговеньем произносятся слова «женственность», «женское очарование», «прекрасный пол».

Ведущая: Но им возражают: поклонение влюбленного воспитывает в женщине претензии к мужской половине человечества, заставляет смотреть на мужчину как на рыцаря, обязанного служить ей, что одинаково роняет человека как в женщине, так и в мужчине. Есть такие авторы, которые считают, что любовь – это сила, движущая мировой историей, ибо все – через любовь, при ее помощи, во имя ее. Вспомните, как говорится в комедии Лопе де Вега «Собака на сене»: «Сильней любви в природе нет начала».

Ведущий: Не кажется ли Вам, что мыслители прошлого часто брали какую-нибудь одну черту реальной жизни и преувеличивали ее. Вот тогда-то любовь и затмевала разум или разум исключая чувство.

Ведущая: Вы думаете, что столь противоречивое понимание любви я встретила лишь у авторов прошлого? Ничего подобного! И среди наших современников, среди современной молодежи немало таких, которые вовсе отрицают любовь. А другие, напротив, видят в ней огромную творческую силу. Существует даже теория, что счастливые браки очень редки. Они до некоторой степени противоестественны. Нельзя сковать волю двух существ, не изуродовав одну из них, если не обе вместе.

Ведущий:

 

Жизнь человека олицетворяет собой Древо жизни.

Мы – листья этого дерева,

Впитываем животворящую влагу,

Которая питает сердце растения

И несет его тепло, свет и энергию.

Таких же, как и сама природа,

Мы стремимся к любви,

Стремимся к красоте,

Стремимся к вере.

Образ всего чрезвычайно прекрасного в природе

Так же, как и в искусстве,

Всегда вызывает размышления о любви,

Но так же, как дерево, имеет разные ветви.

Так и человек соединяет разные стороны в себе.

Вся наша жизнь разделена черными и белыми полосами.

Древо жизни заключает в себе

Все стороны человеческого бытия, любви и красоты...

 

С первых дней своего пребывания на Земле человека окружает неповторимая красота многообразного мира. Человек привыкает и зачастую не обращает внимания на величественные горы, леса, поля, реки, моря и океаны, небесную даль, приносящую рождение нового дня и его закат. Да и в разные времена года природа по-своему прекрасна: весной пробуждается и расцветает, поет на все голоса, летом одевается в роскошный зеленый наряд, расшитый чудодейственными цветами, осенью мир раскрашен в желтые, оранжевые, золотисто-багряные цвета, а зима неповторима по своей красоте, объемности, изменению формы из предметов и растений. Необъятен по знанию и растительный мир, где каждое растение, каждый его лист – сложнейшее произведение природы, имеющее свою эстетическую привлекательность, свои непередаваемые краски и ароматы.

Не меньше удивительного содержит в себе и животный мир обитателей неба, земли и подводных. Созерцая даже на расстоянии представителей животного мира, мы приходим в восторг и удивление от непостижимо красивых изящных форм их тел, богатейших переливов красок. Большинство людей восторженно любуются красотой окружающего их мира. Но не меньше красивого содержится в самом человеке.

Красивая форма реальна и способна так или иначе воздействовать на человека. Зрительное впечатление от природной формы усиливается таким ее свойством, как цвет, колорит, который, очевидно, можно было бы назвать вторичной формой природного творения красоты. Красота многообразна не только в своей предметной конкретности и определенности, но и в аспекте многоцветности, красочности, к тому же краски естественного мира переменчивы. Многоцветность творений красоты, существенная для эстетического восприятия, занимает поэтому важное место в наших эстетических отношениях к естественному миру. Колорит, цвет, например, часто воспринимается относительно самостоятельно, вне связи с формой, естественной композицией, упругостью или прочностью. Красота меняется, то усиливаясь, то ослабевая в зависимости от связи с ее составляющими. Известный философ Л.Н. Столович пишет: «Ни один крупный мыслитель не мог обойти и такие вопросы «Что есть истина?», «Что есть добро?» и «Что есть красота?». И оказалось, что эти три вопроса тесно связаны между собой, для них единый общий знаменатель – понятие «ценность». Ведь добро – это нравственная ценность, красота – эстетическая, истина – ценность познавательная»[49].

А великий русский поэт А.С. Пушкин так выразил эту связь:

 

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

Поскольку эстетические ценности идеальны, то свое проявление они находят в духовных ценностях общества, в духовных качествах личности и зафиксированы в произведениях искусства. Они выступают и в обществе, и в личности как система и совокупность идеалов и вкусов, как система и совокупность определенных эстетических (положительных или отрицательных) качеств. Вполне допустимо, что эстетические достоинства какого-либо произведения искусства будут небольшими по сравнению с другими.

Эти рассуждения имеют необходимый методологический смысл: они предваряют разговор о структуре, механизме эстетического сознания, о способах влияния на духовный мир человека средств эстетического выражения. Механизм влияния эстетического сознания на духовный мир известен. Это основные структурные элементы эстетического сознания.

В самом первом приближении здесь могут быть названы такие его составляющие, как эстетический идеал и эстетический вкус. Именно через них реализуется на практике эстетическое воспитание. Эстетический идеал – это наиболее общее и цельное представление человека о прекрасном в природе, обществе и самом человеке, которое воспринимается как цель в постижении еще одного из величайших таинств.

И, наконец, одно из наиболее сложных и противоречивых по отношению к нему таинств – вероисповедание. Семьдесят лет атеизма сделали огромное количество людей безрелигиозными, однако не позволили создать общество воинствующих атеистов.

Это делает актуальной проблему восстановления религиозного сознания, национальной государственности и содержания политического действия. И вот здесь место религии должно быть отчетливо понято всеми: церковью, общинами, каждым верующим.

Более тысячи лет назад православие вошло в судьбу русского народа. Оно определило национально-государственные цели и само создание Древнерусского государства, Московского царства и великой России.

Первейшей задачей в постижении вероисповедания являются знания о Боге. Как утверждают богословы, имеются два главных источника познания Бога – Божественное Откровение и творение, т.е. активное восприятие мира. Первый источник познания Бога раскрывает духовную сущность, свойства и совершенства Божии, святую волю по отношению к человеку, план Божественного домостроительства нашего спасения. Постижение этой тайны происходит не через логические доказательства, а через переживания сердца, приобретение религиозно-нравственного опыта. Большинство богословов считают, что главное условие богопознания заключается не в напряжении мысли и рассудка, а в практической нравственности, повседневной возвышенной духовности, святости жизни.

Значение веры в развитии человека заключается в том, что она является собирательным началом всех душевных сил человека – его разума, чувств и воли, приводит в гармонию его внутренний мир. Разуму вера дает направление мировоззрения, воле – опору и цель, чувства очищает и облагораживает. Все это в жизнедеятельности Церкви воплощается в различных формах: праздниках, обрядах, ритуальных действиях.

Как отмечал протоиерей Александр Мень, «...в церковном культе необходимо отличать форму, образ от сакраментального ядра. Обряд облекает таинства в ризы «священного искусства», он есть воплощение вечного в земном творчестве... Богослужение живет и развивается вместе с жизнью самой Церкви. Создаются новые обычаи и обряды, некоторые навсегда уходят в прошлое, другие неузнаваемо меняются»[50].

Человек, желающий познать таинства Божии, прежде всего должен веровать. Отсюда альтернативным выглядит понятие загробной жизни, которое существует во всех культурах, ибо в каждой есть свои образы небес и ада. Коллективный образ может быть составлен путем изучения культур различных народов и этнических групп. Даже мимолетный взгляд на иной мир оказался бы психологической поддержкой и утешением для многих живущих на земле.

Как отмечает Элизабет Каблер-Росс, видный английский доктор медицины, «многие считают, что вопрос о жизни после смерти должен остаться предметом слепой веры и никто не имеет права его испытывать. Я думаю, что мы достигли некоторой переходной эры. Мы должны иметь смелость открыть новые двери и не исключать возможность того, что современные научные методы перестали соответствовать новым направлениям исследований»[51]. В процессе постижения этих четырех таинств наука, все виды искусства и народного художественного и технического творчества выступают как средства, инструменты.

Наука, рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять наиболее значительные завоевания лишь путем внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков старого рассуждения, которые называют воображением, интуицией, остроумием. Именно эти качества формируются у человека литературой и искусством. И не только потому, что сама наука пробуждает в людях, ее создающих, сильные и благородные эмоции. Образное мышление входит неотъемлемой частью в мышление научное.

Наука – это не только логика, но также источник сложных эмоций. В сознании ученого и творческого человека, обладающего достаточно высоким уровнем эмоциональной культуры, научные концепции и философские истины зачастую сопровождаются аккомпанементом эмоций, которые трудно описать.

Мир науки и мир искусства – это деятельность человеческая, а потому она немыслима не только вне интеллекта, но и вне всей эмоциональной жизни ученого и художника. Единство и слитность рационального и эмоционального рождает научное и художественное творчество.

Наука находится пока еще в начале своего пути, на котором нередко встречаются различные курьезы, появляются самые фантастические идеи, самые невозможные предположения.

Люди давно стремились проникнуть во все таинства, найти ключи к загадочному миру удачных решений и находок и многое уже узнали, многому научились. Причем народ всегда рассматривал науку и искусство не как привилегию избранных «творцов», а как великое умение творить. Загляните в сокровищницу народной мудрости – сборники пословиц и поговорок, посмотрите книги, в которых собраны мысли великих людей о труде, таланте, упорстве, энергии, мастерстве, увлеченности, обо всем, что связано с постижением вышеперечисленных таинств.

Помимо науки и искусства, которые выступают как средства в достижении целей культурно-досуговой деятельности, существует еще целый набор средств интеллектуально-эмоционального воздействия, значительно расширяющих и обогащающих возможности учреждений культуры в создании условий для личности в «прикосновении» к таинствам, определяющим смысл жизни человека.

Сложность и трудность достижения цели в технологии культурно-досуговой деятельности заключается в том, что совершается процесс управления не целями, а психической деятельностью личности, ее развитием, когда необходимо добиться совпадения законов развития природы и общества с законами и логикой развития личности. Это и составляет суть технологии культурно-досуговой деятельности и указывает на ее системный характер.

Все вышеуказанные цели носят универсальный характер, ибо являются личностными и общественными. Для различных слоев, групп и категорий населения пути достижения целей неодинаковы. Они зависят от уровня развития, образования, социального положения и других особенностей людей. Если цель – внешняя, не связанная с внутренними потребностями личности, то она не будет привлекательной ни для специалистов учреждений культуры, ни для посетителей. Весь технологический процесс рассчитан на слияние личностных целей с общественными. Организуя работу в соответствии с личностными и общественными целями населения, специалисты учреждений культуры могут путем развития и поднятия личных интересов до уровня общественных добиваться их единства. Следовательно, цели общества достигаются путем удовлетворения целей и потребностей личности. Изучение личных целей, опора на них в практической деятельности – важное условие научного управления технологическим процессом, его успеха[52]. При выборе тех или иных форм культурно-досуговой деятельности следует иметь в виду, что они неодинаково воздействуют на различные социальные группы. Для некоторых социальных групп (например, для неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих) этот источник информации не всегда совпадает с направленностью информации неофициальной, которая в известной мере может препятствовать достижению ожидаемых результатов. Эффективность выбора тех или иных средств воздействия на аудиторию выше, если учитываются различия составляющих аудиторию социальных групп в знаниях, установках в реальном поведении; различия в сложившейся системе предпочтений, оказываемых отдельными социальными группами тем или иным каналам массовой информации; различия в степени влияния на каждую социальную группу неофициальных источников информации.

Эффективность взаимодействия с аудиторией снижается и вследствие того, что специалисты недостаточно хорошо знакомы с механизмом последовательности целей, если слабо владеют способами обеспечения понимания и усвоения информации о личностных и общественных целях посетителей учреждений культуры.

Анализ подтверждает, что посетители учреждений культуры отдают предпочтение личностным целям, которые были прежде всего важны и интересны аудитории. Реже отмечаются общественные цели, которыми аудитория вовлекается в технологический процесс, заставляющие ее мыслить, творчески подходить к достижению цели.

Культурно-досуговые программы не всегда способствуют развитию творческого потенциала аудитории, расширяют ее кругозор, дают новую информацию. Работники учреждений культуры порой непрофессионально используют приемы, которые позволяют ярко, образно, впечатляюще раскрыть явления, события, факты, вызывают у аудитории хороший эмоциональный настрой. Особенно отчетливо эти недостатки видны при анализе функционирования технологического процесса в учреждениях культуры через восприятия аудиторией интенсивности, плотности, броскости, яркости материала. Еще реже в арсенале специалистов учреждений контрастность, уникальность, новизна, динамизм подачи программы, форма подачи материала, его практичность для слушателя, зрителя.

Но мало привлечь внимание аудитории, нужно добиться, чтобы передаваемая информация была адекватно понята. Для достижения более полного понимания чаще всего пользуются такими свойствами информации, как доступность и обоснованность, глубина выделение главной мысли и ее сущностных характеристик, отчетливость, полнота, создание у аудитории личной причастности к тому, что она слышит и видит на сцене.

Без понимания роли информации в технологическом процессе невозможно ее усвоение, а значит, и влияние на сознание и поведение, на ценностные ориентации, расширение кругозора людей и т.п. В принципе, успешно используя в культурно-досуговой программе психологические основы восприятия информации, связанные с актуальностью содержания, своевременностью, специалисты полнее овладевают разными способами общения с аудиторией, без чего невозможно активизировать ее творческие потенции. Необходимо совершенствовать способы взаимодействия с общественным мнением и, в частности, формы представления его в учреждении культуры. Широко применяя методы, активизирующие участие аудитории в обсуждении злободневных проблем, специалисты способствуют достижению личностных или общественных целей.

Управлять технологическим процессом, получать заданный результат можно только тогда, когда до тонкостей известны переходные состояния объекта, промежуточные цели и задачи, когда хорошо изучены путь, процесс, алгоритм достижения цели.

Понимание пути достижения цели позволяет четко выявить определяющее содержание и последовательность операций, которые и приводят к искомому результату, определяет стратегию и тактику технологического процесса, программируя путь, ведущий к цели.

Ценностные ориентации являются ведущими в культурно-досуговой деятельности.

Для того чтобы представить содержание учебы и воспитания, необходимо иметь представление о тех ценностях, на которые сориентирован человек в свое свободное время, и о тех факторах, которые обуславливают эту ориентацию. Среди таких факторов наиболее существенными, в наибольшей степени определяющими характер потребностей в сфере досуга, являются возраст, социальное положение и национальные традиции.

Фактор возраста начинает проявлять себя с того момента, когда ребенок идет в школу. Именно с данного момента происходит расчленение времени на занятое и свободное. Занятое время – определяется регламентированной и непреложной учебной деятельностью, свободное – деятельностью досуговой.

Психологически это расчленение происходит в подростковом возрасте, когда школа перестает восприниматься как место сосредоточения основных интересов и переживаний, а выступает только как необходимая часть жизни, требующая интеллектуальных, эмоциональных и физических затрат.

Обращаясь к подростковым ценностям в сфере досуга, следует исходить из тех психофизиологических изменений, которые проходят в этом возрасте, потому что они являются определяющими мотивами досуговой деятельности.

Первое место в досуговой деятельности занимает общение со сверстниками в досуговых объединениях, приобретающее характер канала информации о вещах, которые не сообщают взрослые (взаимоотношение полов, секс, различные сведения из области подростковой субкультуры и т.д.).

В основном досуговые объединения подростков мужские. Объединения девочек редки. В большинстве своем круг их общения ограничен несколькими подругами. И только на рубеже подросткового возраста и ранней юности досуговые объединения становятся смешанными.

По своему составу досуговые объединения подростков не идентичны составу их одноклассников. Во-первых, они объединяют ребят различного возраста. Во-вторых, начинает сказываться различие в уровне культуры подростков, социальном положении и материальном уровне родителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.059 с.)