Религиозная ситуация периода Токугава 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозная ситуация периода Токугава



С XVII в., когда сёгуны из клана Токугава (1603—1867) сумели пресечь децентрализаторские тенденции японских феодалов и железной рукой вновь объединить страну, когда руководимая ими буддийская церковь превратилась в низовую администрацию для удержания населения в повиновении, сложилась благоприятная обстановка для интенсивного проникновения в Японию конфуцианства. Конфуцианство стало отвечать умонастроениям эпохи Токугавы, когда предложило новую философию жизни и новую космологию. Важность конфуцианского подхода к миру следовала из того, что он предлагал нового рода единство мысли и действия, философии и политической системы. Предложенный конфуцианством идеал социального порядка имел форму естественной иерархии классов и сословий, в которой каждый индивид занимал определенное место и старался выполнить свою жизненную задачу и осуществить свои цели.

В 1549 г. в Японию было занесено христианство, а в 1562 г. несколько провинциальных князей вместе со своими подданными приняли его, стараясь таким образом извлечь пользу из торговли с португальцами. В самом начале сёгуны позитивно отнеслись к христианству, однако по прибытии в Японию испанских францисканцев ситуация резко изменилась в силу их раздоров с иезуитами; начинаются кровавые преследования христиан. В итоге христианское движение вынуждено было затаиться полностью.

Сближение неоконфуцианства с синтоизмом обусловлено в XVIII—XIX вв. определенными условиями. Культ древности и великих идеалов прошлого, изучение истории Японии, истоков ее культуры способствовали своеобразному возрождению синтоизма, укреплению его норм во всех сословиях и прежде всего в самурайстве с его склонностью к идеям величия предков и преданности господину. Постепенно этот культ, пропущенный сквозь призму конфуцианского отношения к правителю, государю, все более стал относиться именно к японскому императору — прямому потомку великой Аматэрасу, единственному законному правителю Японии.

С конца XVIII столетия в стране все заметнее усиливался культ императора. В противовес поддерживавшемуся сёгунами буддизму многие феодалы проводили реформы, способствующие ограничению влияния буддийских храмов и упрочению норм синтоизма. Проимператорские тенденции последнего были теперь сильно укреплены идеями и концепциями неоконфуцианства. Неоконфуцианское учение Чжу Си было избрано в качестве официальной государственной доктрины.

 

Открытие Японии и подписание неравноправных договоров

В середине XIX в. после 250 лет изоляции Япония встретилась лицом к лицу с западным миром. Инициатором этой встречи были США. В 40-50-е годы США осваивают свое западное побережье, у них появились паровые суда. Плавание на подобных судах требовало промежуточных угольных баз в акватории Тихого океана. Япония была нужна американцам. В 1846 г. англо-американское соперничество на островах Тихого океана закончилось победой США, и в Японию была направлена первая экспедиция во главе с коммодором Дж. Бидлом. Плавание не принесло ожидаемых результатов. Через несколько лет, в 1853 г. американцы посылают к берегам Японии военную экспедицию коммодора М. Перри. В это же время прибывает в Японию миссия вице-адмирала Е. Путятина. Российское правительство поручает своим визитерам вести переговоры исключительно доброжелательно и добиться заключения торговых соглашений. Центром переговоров стал «открытый» город Нагасаки. Американские корабли отказались следовать в Нагасаки и вошли в бухту Урага у столицы Эдо. Американцы вели себя вызывающе, высадили на берег морской десант, чем привели в замешательство японцев. Последние уговаривали своих западных «гостей» перенести переговоры в Нагасаки, или отложить их на год, в связи с болезнью сёгуна. Американские корабли ушли.

В 1854 г. эскадра Перри вернулась в Японию. В ее составе было девять судов, 250 пушек и команда из 1800 человек. Угрозы продолжались, в этом же году был подписан первый американо-японский договор. Во время второго визита Е. Путятина был подписан и первый русско-японский договор. По Симодскому договору (1855) Япония «открывала» для России несколько городов, впервые устанавливалась граница на Дальнем Востоке. Сахалин был объявлен областью совместного владения. Курилы же делились между Россией и Японией: острова Шикотан, Итуруп, Кунашир, Хабомаи («Пляшущие зубы») объявлялись японскими. Остальные острова, выше острова Уруп, признавались российскими. В 1854-1855 гг. Япония заключила торговые договоры с Голландией, Англией, Францией. Это был первый этап «открытия» страны. Договоры в основном касались вопросов торговли и не носили ярко выраженного неравноправного характера.

На втором этапе «открытия» в 1856-1858 гг. под натиском Запада Япония сдает одну позицию за другой. Заключаются договоры, ущемляющие не только экономический, но и политический суверенитет страны. Главное место в системе внешних связей Страны Восходящего солнца играют США. В 1856 г. американцы усиливают натиск на японцев. Через два года, в 1858 г. заключены сразу несколько договоров, Япония попала в зависимость от США.

На втором этапе «открытия» Япония попадает в зависимое положение от западных держав. Договоры 1856-1858 гг., заключенные с Россией, Англией, Францией, Голландией, были выгодны всем странам, кроме Японии, ибо низкие ввозные пошлины, право беспрепятственной торговли и т.д. ставили японскую промышленность в подчиненное положение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.004 с.)