Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие стран азии и африки в новое время: теоретические подходы↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Периодизация курса История стран Азии и Африки в Новое время традиционно охватывает период превращения этих стран в колонии. Новая история как определенный период всемирной истории является характеристикой, приемлемой как для стран Запада, так и для стран Азии и Африки. Однако содержание этого исторического периода для таких разных регионов земного шара представляется совершенно не однотипным: в передовых странах Запада происходило развитие, а затем и торжество капиталистических отношений; страны Азии и Африки, наоборот, вступали в длительную полосу кризиса своих феодальных структур, а затем стали легкими объектами для капиталистической экспансии со стороны капиталистических стран Запада. Но все же существует нечто определяющее для периода Новой истории как стран Запада, так и стран Востока. В целом, это формирование колониальной системы, в рамках которой горстка стран метрополий (Запад) и подавляющее количество зависимых стран (Восток) впервые в истории человечества вместе образуют единую систему мирового капиталистического хозяйства на базе сформировавшегося единого мирового экономического рынка. Еще одним составляющим исторического процесса в Новое время станет непрекращающаяся антиколониальная борьба народов Востока. Для зарубежной историографии под нижним хронологическим рубежом чаще всего подразумевается начало XVI в. Историография стран Азии и Африки как правило имеет востокоцентрический подход и избегает давать общие межрегиональные хронологические рамки. Чаще всего она ориентируется на конкретные исторические процессы в своих собственных странах. Так, например, многие китайские исследователи начало Новой истории относят к первой «опиумной войне» (1840-1842 гг.), а ее окончание — к образованию КНР (1949 г.). В отечественной историографии (в советский период) по вопросу рубежа между средневековьем и Новой историей проходили дискуссии между московской и ленинградской востоковедческими школами. Московские востоковеды отстаивали в качестве события, разделившего две эпохи, английскую буржуазную революцию (середина XVII в.), а ленинградские — французскую (конец XVIII в.). Зато конечная дата Новой истории не вызывала никаких сомнений: естественно, это была Великая Октябрьская социалистическая революция (1917 г.), означавшая «начало торжества коммунизма во всемирном масштабе». Девяностые годы двадцатого столетия внесли некоторые коррективы: нижняя рамка Новой истории трактуется по-разному, а верхней считается теперь 1918 г. — год окончания Первой мировой войны, «частью которой является Октябрьская революция». Таким образом, хронология Нового времени предлагается в рамках начала XVI — конца XIX веков.
Открытие Японии и подписание неравноправных договоров В середине XIX в. после 250 лет изоляции Япония встретилась лицом к лицу с западным миром. Инициатором этой встречи были США. В 40-50-е годы США осваивают свое западное побережье, у них появились паровые суда. Плавание на подобных судах требовало промежуточных угольных баз в акватории Тихого океана. Япония была нужна американцам. В 1846 г. англо-американское соперничество на островах Тихого океана закончилось победой США, и в Японию была направлена первая экспедиция во главе с коммодором Дж. Бидлом. Плавание не принесло ожидаемых результатов. Через несколько лет, в 1853 г. американцы посылают к берегам Японии военную экспедицию коммодора М. Перри. В это же время прибывает в Японию миссия вице-адмирала Е. Путятина. Российское правительство поручает своим визитерам вести переговоры исключительно доброжелательно и добиться заключения торговых соглашений. Центром переговоров стал «открытый» город Нагасаки. Американские корабли отказались следовать в Нагасаки и вошли в бухту Урага у столицы Эдо. Американцы вели себя вызывающе, высадили на берег морской десант, чем привели в замешательство японцев. Последние уговаривали своих западных «гостей» перенести переговоры в Нагасаки, или отложить их на год, в связи с болезнью сёгуна. Американские корабли ушли. В 1854 г. эскадра Перри вернулась в Японию. В ее составе было девять судов, 250 пушек и команда из 1800 человек. Угрозы продолжались, в этом же году был подписан первый американо-японский договор. Во время второго визита Е. Путятина был подписан и первый русско-японский договор. По Симодскому договору (1855) Япония «открывала» для России несколько городов, впервые устанавливалась граница на Дальнем Востоке. Сахалин был объявлен областью совместного владения. Курилы же делились между Россией и Японией: острова Шикотан, Итуруп, Кунашир, Хабомаи («Пляшущие зубы») объявлялись японскими. Остальные острова, выше острова Уруп, признавались российскими. В 1854-1855 гг. Япония заключила торговые договоры с Голландией, Англией, Францией. Это был первый этап «открытия» страны. Договоры в основном касались вопросов торговли и не носили ярко выраженного неравноправного характера. На втором этапе «открытия» в 1856-1858 гг. под натиском Запада Япония сдает одну позицию за другой. Заключаются договоры, ущемляющие не только экономический, но и политический суверенитет страны. Главное место в системе внешних связей Страны Восходящего солнца играют США. В 1856 г. американцы усиливают натиск на японцев. Через два года, в 1858 г. заключены сразу несколько договоров, Япония попала в зависимость от США. На втором этапе «открытия» Япония попадает в зависимое положение от западных держав. Договоры 1856-1858 гг., заключенные с Россией, Англией, Францией, Голландией, были выгодны всем странам, кроме Японии, ибо низкие ввозные пошлины, право беспрепятственной торговли и т.д. ставили японскую промышленность в подчиненное положение.
Кризис Цинского двора В начале XX в. Китай действительно находился в состоянии глубочайшего политического кризиса. Кризис был вызван не только внутренними причинами, но и неравноправными договорами с иностранными державами, ущемляющими независимость Поднебесной. Дальнейшие события усугубили и без того трагическое положение страны. Восстание ихэтуаней (1898-1901), русско-японская война (1904-1905), захват Японией Кореи (1910) – все это свидетельствовало о политическом коллапсе слабеющего Китая. Неудавшиеся реформы 1898 г. подтолкнули народное восстание ихэтуаней (1898-1901). В 1904 г. началась русско-японская война. Хотя Китай объявил о своем нейтралитете, японские и российские войска воевали на полях Маньчжурии, опустошая местность, выселяя китайцев из зоны военных действий. Эти события заставили императрицу Цыси объявить о проведении реформ. Реформы 1904-1910 гг. получили название «новой политики». Одной из главных целей «новой политики» являлось продолжение реформирования армии. В итоге возникла современная профессиональная армия по германскому образцу с хорошей выучкой и дисциплиной. Военные стали новой политической силой в китайском обществе. Хотя многие указы и назывались «конституционными», они, в первую очередь, должны были укрепить абсолютную власть монархов. Не были решены ни проблемы национального предпринимательства, ни земельный вопрос. Проведение реформ было прервано в 1908 г. В конце 1908 г. умирает императрица Цыси. Новая дворцовая клика проводила ярко выраженную проманьчжурскую политику, из правительства были удалены представители китайской бюрократии. А так как реформы проводили именно они, то вопрос о дальнейших преобразованиях был просто снят с повестки дня. Стране стало не до реформ. В 1910 г. Китаю нанесен еще один удар: Япония захватила Корею. Корея всегда была в сфере интересов китайских правителей. Потеря Кореи – национальный позор для правящей династии. Обстановка в стране требовала или коренных преобразований или насильственной смены режима, т.е. революции. Китай выбрал второе.
Корея в н. 20в. Развитие капитализма в Корея проходило в условиях засилья иностранного капитала. Конкуренция иностранных товаров разрушила местное традиционное производство тканей, усилила разорение крестьян и ремесленников. Однако при интенсивном развитии внутренней торговли (особенно после отмены института ноби в 1894, открывшей возможности более широкого применения наёмного труда) возникало много небольших корейских промышленных предприятий мануфактурного типа (производство отдельных предметов быта — металлических изделий, посуды, переработка продовольственных продуктов и др.). Но корейский капитал очень незначительно был представлен в фабрично-заводской промышленности и по своему удельному весу намного уступал японскому. Во время русско-японской войны 1904—05 японские империалисты оккупировали Корея и рядом «соглашений» с корейским правительством установили контроль над её финансами, внешними и внутренними делами. Поражение царизма в войне и сделки японских империалистов с английскими и американскими империалистами (договор об англо-японском союзе 1905, соглашение Японии с США 27 июля 1905) дали возможность японским милитаристам фактически захватить Корею. По договору о протекторате (от 17 ноября 1905) Корея теряла право сношения с иностранными государствами и подчинялась власти японского генерального резидента. Национально-освободительное движение с конца 19 в. приобрело главным образом антияпонский характер. Вооруженная борьба крестьянских партизанских отрядов, называемых по традиции отрядами «Армии справедливости» протекала, как правило, под монархическими лозунгами. В 1900 в центральных районах возникло движение Хвальбиндан (Партия защиты бедняков). Ряд империалистических государств, особенно США, пытался подчинить своему влиянию культурно-просветельное движение, буржуазно-националистическое по своему характеру. Новый размах национально-освободительного движения был связан с русско-японской войной и влиянием Революции 1905—07 в России. Для этого этапа было характерно распространение буржуазно-демократических идей национального возрождения, которые пропагандировались через сеть просветительных общественных школ, многочисленные печатные издания. Колонизаторы обрушились на просветительное движение. Были закрыты школы, в которых преподавались корейский язык и история, разогнаны патриотические общества, запрещены антияпонские издания. Против режима протектората повсеместно развернулась вооруженная борьба крестьян, рабочих, учащейся молодёжи под руководством патриотической части дворян. Ряды партизан пополнили восставшие солдаты, особенно после роспуска властями корейской армии в августе 1907. Делались попытки объединить усилия партизанских отрядов для похода на столицу, создать единое командование. Лишь разгромив и оттеснив за пределы страны основные силы партизан, японские империалисты осуществили в августе 1910 аннексию Кореи.
Восстание тэйшонов В 1771 г. на территории Вьетнама вспыхнуло одно из крупнейших в его истории восстаний — Тэйшонов. Продолжалось оно 30 лет и охватило практически все районы страны. Его итогом стало прекращение состояния вражды между традиционными политическими кланами Вьетнама и начавшийся процесс централизации страны. Главной движущей силой восставших являлось крестьянство, а также жители городов, выступавших против раздробленности страны. Тэйшоны провозгласили себя защитниками крестьян, а также заявляли, что хотят свергнуть власть тогдашнего правителя и восстановить на троне «настоящих» Нгуенов. Руководили восставшими три брата — Нгуен Ньяк, Нгуен Хюэ и Нгуен Ли. Тэйшоны стремились к равенству в социальных отношениях. Они проводили мероприятия по введению уравнительного землепользования, конфисковывали имущество состоятельных людей, не желавших с ними сотрудничать и «добровольно» делиться нажитым и распределяли его среди нуждающихся. Однако прежнюю систему землевладения им ликвидировать не удалось. Крестьяне продолжали обрабатывать пустующие земли, выплачивали высокие налоги и исполняли другие государственные повинности. Новый тэйшонский правитель начал реформирование подвластных владений. Был издан указ о поощрении занятий земледелием, предусматривавший перераспределение государственных угодий среди нуждающихся крестьян, началось восстановление ирригационных сооружений, расширено количество обрабатываемых сельскохозяйственных угодий. Были отменены многие налоги, сняты ограничения с внешней торговли и т.д. Один из представителей свергнутого тэйшонами клана Нгуенов — Нгуен Фук Ань — собирает недовольных, заручившись поддержкой французов, взамен пообещав им, согласно подписанному в конце ноября 1787 г. договору, порт Туран, о. Пуло-Кондор и экономические льготы. В1792-1802 гг. Нгуен Фук Аню удалось выдавить Тэйшонов из Центрального Вьетнама, а затем подчинить и север страны.
Образование и первый период существования Индокитайского союза (1887-1899 гг.) Создание Индокитайского союза завершило собой длительный процесс юридического оформления колониального господстваФранции над территориями Индокитая. При осуществлении на практике колониальной политики французское правительство стремилось выдвинуть на первый план такие цели, как гуманность, защита свободы исповедания религии и т.д. Учитывались при этом соображения национального престижа, такие как традиции французской монархии, величие нации и т.д. В октябре 1887 г. в состав Индокитайского союза вошли Кохинхина, Аннам, Тонкин и Камбоджа. Позднее туда были включены Лаос (1899) и китайская территория Гуанчжоувань (1900). Общее управление этим своеобразным объединением осуществлялось министерством колоний, а непосредственно в самом Индокитае высшим должностным лицом метрополии являлся французский генерал-губернатор. Генерал-губернатор становился единственным официальным представителем президента Французской Республики на территории Индокитая, обладал правом издавать декреты, имевшие обязательную юридическую силу. Генерал-губернатору подчинялась гражданская администрация, и он являлся официальным полномочным представителем Французской Республики в странах Дальнего Востока и верховным главнокомандующим вооруженными силами Индокитайского союза. В ведении генерал-губернатора находился и бюджет Союза. Только он имел право официальной переписки с правительством метрополии. Колониальная администрация вначале ввела судопроизводство по французским законам для европейцев, французов и ассимилированных лиц из числа местного населения, но затем были введены уголовное и гражданское законодательство для коренного населения с учетом традиций местного судопроизводства. Важную роль в деятельности центрального аппарата играло управление таможен и государственных монополий. Это управление являлось главным источником ресурсов, питавших генеральный бюджет, и было наиболее разветвленной службой Индокитайского союза. В 1898 г. были образованы Управление общественных работ и Управление сельского хозяйства, в задачи которых входила организация железнодорожного строительства, управление работами в шахтах, мелиорацией, оказание помощи французским переселенцам в освоении земель в Индокитае, изучение особенностей индокитайской экономики и т.д. Кроме того, в подчинении генерал-губернатора находилось управление почт и телеграфа. Все перечисленные управления имели отделения на местах С 1898 г. французская администрация стала привлекать местное население для несения административной службы, в частности, в управлении таможен и монополий, при сборе налогов и т.д., где особенно необходимо было знание местных условий. Армия выполняла частично правоохранительные функции, а также функции таможенной и пограничной службы. Названные выше органы имели непосредственное подчинение генерал-губернатору. Кроме того, при нем имелся и ряд совещательных органов. Главным из них был Высший совет Индокитая, созданный в 1887 г. Спустя десять лет в него были введены и представители от местного населения. Он собирался один раз в год. В 90-е гг. XIX в. парламент Франции своими декретами предоставил большую самостоятельность Индокитайскому союзу. В 1897 г. генерал-губернатором Индокитая был назначен П. Думер, находившийся на этом посту вплоть до 1902 г. Под его руководством был проведен ряд реформ колониального управления Индокитаем с целью превращения последнего в экономическом отношении в более эффективное колониальное объединение и совершенствования там работы административного аппарата. С 1897 г. французами в Индокитае была введена государственная монополия на производство и продажу алкоголя, соли, опиума, а также на спички, табак и порох. Тогда же была проведена налоговая реформа, которая привела к их повышению и дифференциации, что, в конечном итоге, существенно увеличило поступление финансовых средств в бюджет Индокитайского союза. Основная масса полученных средств направлялась на развитие инфраструктуры Индокитайского союза, строительство железных и шоссейных дорог. Средства также вкладывались в развитие транспорта, ирригационное строительство, реконструкцию морских и речных портов, строительство судоходных каналов и т.д. Таким образом, к началу XX в. были созданы все условия для интеграции государств Индокитая в мировой рынок на зависимой основе, а также окончательно оформились границы и система колониального управления Францией подчиненных ей территорий в Индокитае, просуществовавшие, с небольшими изменениями, вплоть до Второй мировой войны 27. Аграрный строй Могольской империи 17-18 вв. Основой экономики Могольской империи было сельское хозяйство. В нем было занято до 80—85% населения. Все земли в могольской государстве делились на три основные категории. Из государственного домена (халиса) падишах раздавал должностным лицам за службу военные лены (джагиры). Ленник (джагирдар) получал право сбора с территории своего джагира причитающихся казне налогов. Джагир предоставлялся за военную службу: на полученные с пожалованных земель доходы джагирдар был обязан вооружить и поставить в шахскую армию определенное число воинов в зависимости от своего ранга — мансаба. Налоговое ведомство постоянно контролировало расходы джагирдаров и боролось, хотя и безуспешно, с их злоупотреблениями. В любой момент джагир могли отобрать или предоставить в другом месте. Это делалось для того, чтобы джагиры не превращались в наследственные владения, а их держатели — в суверенных правителей. Джагир постепенно приобретал черты суверенного феодального владения. Из земель халиса государи раздавали свободные от уплаты налогов пожалования (суюргал) храмам, мечетям, другим религиозным учреждениям, что считалось богоугодным делом. Значительную прослойку феодального класса составляли заминдари — либо мелкие феодалы, выходцы из общинной верхушки, либо индусская знать, сохранившая и при мусульманских владыках свои владельческие права на земли в обмен на покорность и уплату дани. Помимо государственных земель и военных ленов существовали земли, находившиеся в частной собственности (они обозначались специальным термином милк). Это были пустоши, освоенные владельцем на собственные средства, земли под домами в городах, участки и целые деревни, подаренные храмам и мечетям, а также сами земли полноправных крестьян-общинников. Главной формой налогообложения был мал (или харадж) — земельная рента-налог, которую полноправные общинники платили либо государству, если земля входила в фонд халиса, либо феодальному держателю. Этот налог, который при Акбаре стали взимать в денежной форме, был крайне тяжелым, поскольку в отдельные годы составлял даже половину урожая. Помимо ренты, с крестьян взималось еще множество налогов, включая и «незаконные» (в пользу местных феодалов), с которыми государство безуспешно боролось. Восстание сипаев в Индии Весной 1857 г. началось антианглийское восстание сипайских частей Бенгальской армии. Бенгальская армия формировалась из мусульман и индусов. Индусы принадлежали к высшим кастам брахманов, раджпутов и джатов. И мусульмане, и индусы относились к числу мелких земельных собственников. Усиления налогового гнета значительно ухудшило имущественное положение этих групп населения. Поводом для начала восстания было введение ружей Энфильда. По слухам, патроны к ружьям были завернуты в бумагу, смазанную свиным и говяжьим жиром. Обвертку солдатам-сипаям нужно было скусывать зубами, что непозволительно ни мусульманам, ни индусам. Можно выделить три центра восстания: Мирут – Дели, Канпур, Ауд–Лакхнау. Сипайское восстание носило народный характер. В нем участвовали сипаи колониальной Бенгальской армии, их поддержали горожане: ремесленники, купцы, даже богатые ростовщики. I. Восстание началось 10 мая 1857 г. в трех полках, стоящих в Мируте, недалеко от Дели. II. В июне 1857 г. центр восстания переместился в Канпур. III. Третьим центром восстания стал Ауд. Летом 1857 г. восставшие освободили столицу Ауда Лакхнау и образовали повстанческое правительство. С 1858 по 1859 гг. в стране продолжается партизанская борьба. Весной 1859 г. сопротивление мятежников было окончательно сломлено. Большинство из них пали в боях, некоторые были преданы своими бывшими единомышленниками. Народное восстание было подавлено. Причины поражения движения: Во-первых, главной причиной поражения было отсутствие у повстанцев четкого плана действий. Большинство офицерских должностей в Бенгальской армии занимали англичане - амейские подразделения сипаев, лишенные своих бывших командиров-англичан, оказались беспомощными. Во-вторых, среди восставших не было идейного единства. Лидеры движения выдвигали противоречивые требования и лозунги. Мусульмане стремились восстановить государство Великих Моголов. Индусы мечтали о создании независимых индийских княжеств. В-третьих, многие индийские княжества вообще не поддержали восставших, открыто выступили на стороне англичан. Примером может служить позиция сикхов, маратхов и др. В-четвертых, слабость военных знаний, оборонительная тактика восставших не могли противостоять передовой английской военной стратегии. Отряды восставших явно уступали закаленным в завоевательных походах колониальным войскам119. Одним из главных результатов народного восстания 1857-1859 гг. стало упразднение Ост-Индской компании. С августа 1858 г. Индия стала колонией Великобритании.
Движение сварадж и свадеши Начало XX века отличалось подъемом национально-освободительного движения в Индии. Этому способствовал ряд факторов: укрепление национального капитала; выступления рабочего класса как самостоятельной силы, усиление выступлений крестьян против феодальных порядков; политика колонизаторов. Раздел Бенгалии послужил толчком к подъему национально освободительного движения. 16 октября 1905 г. в Калькутте состоялась грандиозная массовая демонстрация. В качестве средства борьбы национальные организации выдвинули массовый бойкот английских товаров. В 1906 г. в Калькутте вспыхнули первые забастовки рабочих фабрик, а также служащих государственных предприятий. Общей платформой национально-освободительного движения стали требования воссоединения Бенгалии, сварадж (самоуправление) и свадеши (свое производство). Либеральная буржуазия понимала сварадж как весьма ограниченное самоуправление в рамках Британской империи, а свадеши как меры протекционизма в интересах крупной местной фабричной промышленности. Передовые представители мелкой буржуазии отождествляли сварадж и свадеши с завоеванием политической и экономической независимости Индии. Сварадж призывал к борьбе против английского господства, за самоуправление. Свадеши движение - одна из форм антиимпериалистического движения в Индии, направленная на поощрение развития национальной промышленности. Зародилось в последней четверти 19 в. Одним из инициаторов Свадеши движение был М. Г. Ранаде. Индийская национальная буржуазия, страдавшая от конкуренции английских товаров, использовала Свадеши движение для борьбы за индийский рынок. В 1906 лозунг свадеши был выдвинут калькуттской сессией Индийского национального конгресса как одно из главных программных требований. В 1905-07, 1918-22 и 1930 Свадеши движение проходило в форме бойкота индийцами английских товаров.
Восстание бабидов в Иране В конце 1840-х годов в Иране прошли антиправительственные народные выступления, во главе которых оказались представители религиозной шиитской секты бабидов. Движение бабидов можно условно разделить на три периода: 1843-1848 гг. – мирное развитие событий, попытки бабидов привлечь на свою сторону шаха и его правительство; 1848-1852 гг. – разрозненные восстания в городах Ирана; после 1852 г. – религиозный раскол в лагере бабидов: бабизм и бехаизм. В 1850 г. Баб был расстрелян солдатами христианского полка, шах не рискнул доверить казнь солдатам-мусульманам. К 1852 г. правительству удалось подавить очаги сопротивления в Нейризе, Ширазе и других местах. Восставшие потерпели поражение. Причины поражения бабидов: Во-первых, локальность и разновременность бабидских выступлений ослабили движение. Во-вторых, восставшие выбрали оборонительную тактику. В-третьих, отсутствовал единый центр руководства движением; В-четвертых, не способствовала успеху слабая боеспособность повстанцев. У восставших не было ни конницы, ни артиллерии. Последствия: Большая часть бабидов была физически уничтожена. Оставшиеся в живых повстанцы ушли в подполье. Некоторые из них стали приверженцами тактики индивидуального террора. В 1852 г. они даже совершили покушение на шаха, в результате которого он был ранен. Другая часть бабидов, во главе с Бехауллой создала новое сектантское учение – бехаизм. Бехаиты были сторонниками ненасильственных действий, выступали против войн, за терпимость, равноправие, проповедовали идею всемирной общности людей. Бабидские восстания оказали влияние на иранских просветителей и даже на шиитское духовенство. Обстановка в стране изменилась, правительство попыталось провести реформы.
Упадок Османской империи В XVII—XVIII вв. армия Турции начала терпеть поражения. Правящие круги Турции пытались преодолеть военные трудности численным увеличением армии и, прежде всего, янычар. Турция в XVII—XVIII вв. неуклонно превращалась в отсталое военно-феодальное государство, внутренняя организация которого вступила в процессе разложения. Но и в этот период Турция продолжала вести захватнические войны. Войны истощали Турцию и обостряли процесс внутреннего разложения. Если раньше феодалы присваивали весь прибавочный продукт крестьянского труда, то теперь они захватывали и значительную часть необходимого продукта, вследствие чего разорение крестьянского хозяйства приняло катастрофические размеры. В XVII—XVIII вв. натуральная форма налогов все в большей степени замещалась денежной. Феодалы стремились расширить размеры своих поместий. Отсюда ожесточенная борьба между турецкими феодалами и крестьянами. Острая борьба шла и между феодалами за передел ленов. Наряду с крестьянским хозяйством приходило в упадок и местное ремесло. Разорение крестьянского и ремесленного хозяйства вызывало рост народного недовольства, и восстания крестьян систематически происходили во всех частях империи, часто сливаясь с народно-освободительными движениями. Мощные освободительные движения против османского гнета здесь начали принимать к концу XVIII в. национально-освободительный характер. Усилилась и борьба арабских народов против турецкого гнета. Еще в 1628 г. Йемен фактически отделился от Османской империи. Борьба развертывалась во всех африканских владениях империи. Не прекращалась борьба против турецких властей и в Ираке. Турция вела войны с Венецией (1645—1669 гг.) за захват о. Крит; с Австрией (1663—1664 гг.); с Польшей (1672 г.); с Россией (1677—1678 гг.) за Украину и с коалицией держав (1683— 1698 гг.). Новым в этих войнах было то, что теперь основное внимание уделялось странам Восточной Европы, включая Россию. В то же время Турция умело пользовалась поддержкой Англии и Франции. Эти войны уже не приносили побед ослабевшей империи. Наоборот, она терпела и сокрушительные поражения, самое страшное из которых произошли под стенами Вены. В 1682 г. турки вмешались в австро-венгерский конфликт, поддержав Эмериха Текелли, восставшего против Австрии. Это послужило поводом к австро-турецкой войне, в которой на стороне Австрии выступила Польша. В 1683 г. турки под предводительством верховного везиря Кара-Мустафы Кепрелю разбили австрийцев на территории Венгрии и вопреки советам Текелли вторглись в пределы Австрии и осадили Вену. Польский король Ян Собесский сумел скрытно подвести к австрийской столице саксонскую пехоту и польскую конницу и обрушился на турок с тыла. В результате разгром был сокрушительный: турки потеряли 20 тыс. убитыми. Разгром турецких вооруженных сил под стенами Вены не был случайностью в истории Турции. Это был неизбежный результат длительного и далеко зашедшего упадка турецкого военно-феодального государства. Военные неудачи немедленно отразились на внутреннем положении Турции. Балканские народы открыто взялись за оружие. Османские войска были изгнаны из Венгрии и Трансильвании, Подо лий, части Долмации и Морей. Россия получила в результате этих событий Азов.
Реформы Селима III В конце XVIII столетия идеи французской революции проникли на Балканы и на греческие острова Эгейского моря. В стране разгоралась ожесточенная феодальная смута. Видимский паша Осман Пазвандоглу, начав с разбоев и грабежа Сербии и Валахии, вышел из повиновения султану и даже стал чеканить монету от своего имени. Али-паша обосновался в Янине, подчинив своей власти Эпир, Южную Албанию и часть Морей. Паша скутарийский и паша боснийский, начальники округов рущукский, серееский и другие тоже превратились в полунезависимых правителей. В Курдистане, Ираке, Сирии, Палестине, а тем более в Аравии, Египте и Магрибе власть султана была призрачной. В конце XVIII в. возник план реформ, направленных на преодоление раздробленности Османской империи. Реформы эти сводились в основном к мерам военно-технического характера, к укреплению армии, администрации и финансов. Реформы были связаны с именем вступившего в 1789 г. на престол султана Селима III. Фактически его именем действовали несколько сановников. В 1792—1796 гг. были опубликованы указы султана об отобрании тимаров и зеаметов у тех ленников. Селим ПI пытался реформировать и гражданское управление: подчинил деятельность великого везиря контролю неофициального «совета двенадцати», составленных из приближенных к султану лиц, учредил постоянные посольства за границей. Сторонники султана — были малочисленны и нерешительны. Подавляющее же большинство светских и, в особенности, духовных феодалов активно противились реформам. Поэтому султан и не смог провести сколько-нибудь существенные реформы в области экономики. Экономическая, материальная база центрального правительства не только не была укреплена. Особенно были обеспокоены янычары, опасавшиеся, что их корпус будет ликвидирован и заменен войсками низам-и-джадид. Селим ПI не имел возможности опереться на буржуазию. Турецкая национальная буржуазия еще просто не формировалась. Реформы легли тяжелым бременем на народные массы, и прежде всего на крестьянство. Введение новых тяжелых налогов и поборов обострило недовольство народных масс. В итоге Селим ПI оказался перед непреодолимыми препятствиями. К тому же возникли внешнеполитические осложнения, еще больше ослабившие сторонников реформ.
Турция периода Танзимата После смерти Махмуда II его сын Абдул-Меджид I (1839-1861) заявил о продолжении реформ. В тяжелых условиях правящие круги Османской империи начинают новый этап реформ. Реформы 40-70-х гг. XIX в. получили название «танзимат» (преобразование, реформация). В отечественных работах эти преобразования принято условно разделять на два периода. Первый период – с 1839 по 1853 гг., то есть до начала Крымской войны. Второй период – с 1856 по 1871/1876 гг., то есть до принятия конституции в 1876 г.193 Танзимат должен был решить важнейшие задачи, стоящие перед государством. Во-первых, укрепить экономическое, политическое и внешнеполитическое положение слабеющей Империи. Во-вторых, создать реальные возможности для развития капитализма в Турции. В-третьих, предотвратить развал страны, снизить накал национально-освободительного движения. В отличие от прежних реформ главное место в танзимате занимают не военные, а социально-экономические реформы. Инициатива преобразований принадлежала образованной группе турецкой бюрократии, которую возглавлял Мустафа Решид-паша. Он и огласил в парке Гюльхане 3 ноября 1839 г. составленный им же указ, Гюльханейский хатт-и шериф. Мустафа Решид-паша – министр иностранных дел, в дальнейшем премьер-министр, долгое время жил во Франции и Англии и имел собственную программу преобразований. Гюльханейский указ состоял из трех частей. Во-первых, он должен был обеспечить всем подданным Империи, независимо от национальной и религиозной принадлежности, защиту жизни, чести и имущества. Во-вторых, указ предписывал упорядочить сбор и распределение налогов; отменял откупную систему. В-третьих, устанавливались правила набора солдат в армию и срок военной службы. В хатт-и шерифе подчеркивалось, что поставленные задачи могут быть успешно решены только в случае единства правительства и народа. Авторы проекта понимали, что Империи необходима государственная идеология, которая могла бы объединить многонациональное население страны. Такой идеологией провозглашается османизм. Для него характерен декларативный интернационализм, ибо сторонники османизма выступали за «равенство и единство всех народов», населяющих турецкую державу. В дальнейшем османизм станет идеологией «новых османов», младотурок. В годы первой мировой войны османизм на деле будет оправдывать господство турок над нетурецкими народами. Однако в 1839 г. современники восторженно воспринимали идеи танзимата. В 1840 г. был принят новый Уголовный кодекс, положения которого были направлены на укрепление прав личности, обеспечение законности и ликвидацию административного и судебного произвола. Правительство отменяет систему откупов, чрезвычайные налоги, барщину, пытается упорядочить сбор налогов с немусульман. Однако многие постановления на местах не выполнялись. Так, откупщики не хотели терять свои доходы и всяческими путями «обходили» закон. Борьба с откупной системой закончилась поражением реформаторов. Более успешно шла военная реформа. В стране вводится всеобщая воинская повинность для мусульман, срок службы в армии сокращается с 15 до 5-7 лет. Реформы второго периода начались с подтверждения ряда указов 1839-1853 гг. Но если Гюльханейский указ был нацелен на предотвращение вмешательства иностранных держав во внутренние дела страны, то манифест 1856 г. закреплял иностранную опеку над Турцией. Главным документом второго периода стал хатт-и хумаюн 1856 г. Этот манифест подтверждал равенство в правах мусульман и немусульман, расширял права нетурецкой буржуазии. Светские элементы указа 1856 г. обозначены гораздо отчетливее, чем в хатт-и шерифе 1839 г. В указе 1856 г. речь шла не только об экономическом равенстве представителей различных верований, но и о политическом равенстве195. Политическое равноправие всех подданных Османской империи явно противоречило имперской идее. Ибо нетурецкое большинство империи давно вынашивало планы создания на ее обломках национальных государств. Если в первый период реформы имели прогрессивное значение, то реформы второго периода проводились лишь в интересах компрадорской буржуазии и иностранных предпринимателей. Их итогом стало экономическое и политическое закабаление Турции.
Революция в Иране 1905-1911
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.140 (0.014 с.) |