Специальность: Общая медицина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность: Общая медицина



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ г. СЕМЕЙ

 

 

 

Методические рекомендации

для самостоятельной работы студента

 

 

Специальность: Общая медицина

Дисциплина: Гистология – 2

Кафедра: анатомии и гистологии

Курс: 3

Темы № 7-12

 

                                                              Составитель:

                                                              доцент, к.м.н. ___________Токешева А.М.

 

 

Семей – 2009г.

Утверждены

на заседании курса

Протокол № _____

от «____» _________ 2009 г.

 

Ответственный по дисциплине,

к.м.н., доцент                         __________________Темирбеков Д.А.

 

Тема № 7: Гистология желез пищеварительной системы у детей.

2. Цель: приобрести и закрепить знания по изучению особенностей строения желез пищеварительной системы у детей.

3. Задания:

Вопросы: 1. Особенности строения и функционирования слюнных желез у детей.

2. Строение печени новорожденного и детей раннего возраста.

3. Особенности строения поджелудочной железы в детском возрасте. 

4. Форма выполнения: задание 7.1. подготовка презентации «Гистология слюнных желез у детей»; задание 7.2. подготовка презентации «Гистология печени и поджелудочной железы у детей».

5. Критерии выполнения: презентациивыполняются в программеPower Point на основании указанных и других источников литературы; шаблон оформления слайдов должен быть одинаковый; для каждого слайда следует подбирать соответствующий макет; обязательно наличие наглядных иллюстраций; шрифт текста Arial, размер не менее 20. На первом слайде необходимо указать название вуза, кафедры /курса/, дисциплины, тему задания СРС, Ф.И.О. студента, специальность, группу, Ф.И.О. преподавателя, на последнем слайде – литературу /основную, дополнительную/.

При выполнении заданий следует соблюдать следующие условия:

1. Количество слайдов не менее 10, не более 20.

2. Презентация должна состоять из 3 компонентов: 1) заставка – это динамичное и эффективное вступление. Задача этой части презентации – привлечь внимание, сформировать позитивный настрой и эмоциональную восприимчивость к представляемой информации. 2) Информативная часть презентации оснащается схемами, рисунками, краткой текстовой частью, раскрывающей основные вопросы задания. 3) В заключении должны быть представлены аргументированные выводы и предложения.

3. Четко указать цель презентации и задачи презентации.

4. Проведение необходимого анализа литературы по данному вопросу.

5. Презентация не должна быть перегружена избытком иллюстраций или текста; иллюстрации должны быть использованы обоснованно.

6. Интеграция аудио-, видеофайлов в единую презентацию.

7. Использование контрастного сочетания – светлый текст на темном фоне или темный текст на светлом фоне.

8. Наличие в конце текста списка литературы.

9. Своевременность сдачи. При сдаче СРС позже установленного срока оценка снижается на 1 балл.

6. Сроки сдачи: задание 7.1. первоезанятие по данному модулю; задание 7.2. – третье занятие по данному модулю.

7. Критерии оценки: по шкале оценки СРС (согласно критериям выполнения).

Литература:

Основная литература:

1. Гистология, цитология и эмбриология. Учебник для мед. вузов. С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 600с.

2. Гистология. Учебник под ред. Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина, 1989. – 672с.

3. Гистология, эмбриология, цитология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М., 2007.

4. Гистология. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. ГЭОТАР- М.:Мед, 2002. – 672с.

5. Гистология, цитология и эмбриология: атлас для студентов медицинских ВУЗов. Р.Б. Абильдинов, Ж.О. Аяпова, Р.И. Юй. - Алматы, изд. «Эффект». - 2006.- 416с.

6. Гистология. Цитология. Эмбриология: учебник + СД/ под редакцией Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Чалышева. – 3-е изд. – М., 2007. – 480 с.

7. Гистология: атлас для практических занятий. Учебное пособие/ под редакцией Ю.А.Чалышева, Н.В.Байчук. – М., 2008. – 160 с.

8. Атлас по гистологии и эмбриологии. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Москва.: Медицина, 1978. – 550с.

9. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. Под ред. Афанасьева Ю.И., Яцковского А.Н. Москва.:Медицина, 2004. – 328с.

10. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Казымбет П., Рысулы М.,Ж.Ахметов, Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. – Астана-Москва, 2005. – 400с.  

11. Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. Руководство-атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. «Диа Морф», Москва. CD-диск. 2003.

Дополнительная литература:

1. Цветной атлас по цитодиагностике. Японское агентство международного сотрудничества, 2005.

2. Заварзин А.А. Сравнительная гистология. Санкт-Петербург, 2000. – 520с.

3. Юй Р.И. Основы гистологии полости рта и зубов. Учебное пособие для стоматологов. Алматы, 1996. – 140с.

4. Быков В.Л. Гистология и эмбриология органов полости рта человека. Пособие.Санкт-Петербург.: СпецЛит, 1999. – 247с.

5. Интернет-ресурсы.

9. Контроль:

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1. С чем связано слабое функционирование слюнных желез у новорожденных детей?

2. В каком возрасте происходит увеличение железистой паренхимы слюнных желез?

3. Назовите отличительные признаки печеночной дольки и междольковой соединительной ткани у новорожденных и детей раннего возраста.

4. В каком возрасте заканчивается окончательное формирование печени?

5. В каком возрасте прекращается новообразование островков Лангерганса поджелудочной железы?

6. Какое строение имеют панкреатический ацинус новорожденного ребенка?

Контрольные задачи для оценки исходного уровня знаний:

1. В препарате околоушной железы ребенка отмечается процесс завершения превращения слизистых клеток концевого отдела в белковые. Определите возраст ребенка.

2. У новорожденного ребенка наблюдается сухость во рту. Какова причина этого явления?

Какой признак незрелости наиболее характерен для печени новорожденного?

3. Приведите примеры основных возрастных изменений, происходящих в поджелудочной железе.

Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:

1. В каком возрасте у ребенка начинается достаточное слюноотделение?

2. Назовите признаки незрелости печени новорожденного ребенка.

3. Какие особенности имеет сосудистое русло печени новорожденного ребенка?

4. В каком возрасте заканчивается окончательное формирование поджелудочной железы?

5. Какой вес имеет поджелудочная железа новорожденного ребенка?

Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:

1. На препарате околоушная железа с незавершенной цитологической дифференцировкой железистого эпителия и нервной системы. Определите возраст ребенка.

2. В препарате печени определяется мелкие скопления очагов экстрамедуллярного кроветворения /до 3-4 штук в поле зрения малого увеличения микроскопа/ и отдельные кроветворные клетки. Определите возраст ребенка.  

 

Задания:

Вопросы: 1. Характеристика и строение желчевыводящих путей: внутрипеченочных и внепеченочных. Тканевый состав оболочек внепеченочных желчных протоков. 

2. Функциональная характеристика, строение и тканевый состав оболочек желчного пузыря.

4. Форма выполнения: подготовка презентации. 

5. Критерии выполнения: презентациявыполняется в программеPower Point на основании указанных и других источников литературы; шаблон оформления слайдов должен быть одинаковый; для каждого слайда следует подбирать соответствующий макет; обязательно наличие наглядных иллюстраций; шрифт текста Arial, размер не менее 20. На первом слайде необходимо указать название вуза, кафедры /курса/, дисциплины, тему задания СРС, Ф.И.О. студента, специальность, группу, Ф.И.О. преподавателя, на последнем слайде – литературу /основную, дополнительную/.

При выполнении задания следует соблюдать следующие условия:

1. Количество слайдов не менее 10, не более 20.

2. Презентация должна состоять из 3 компонентов: 1) заставка – это динамичное и эффективное вступление. Задача этой части презентации – привлечь внимание, сформировать позитивный настрой и эмоциональную восприимчивость к представляемой информации. 2) Информативная часть презентации оснащается схемами, рисунками, краткой текстовой частью, раскрывающей основные вопросы задания. 3) В заключении должны быть представлены аргументированные выводы и предложения.

3. Четко указать цель презентации и задачи презентации.

4. Проведение необходимого анализа литературы по данному вопросу.

5. Презентация не должна быть перегружена избытком иллюстраций или текста; иллюстрации должны быть использованы обоснованно.

6. Интеграция аудио-, видеофайлов в единую презентацию.

7. Использование контрастного сочетания – светлый текст на темном фоне или темный текст на светлом фоне.

8. Наличие в конце текста списка литературы.

9. Своевременность сдачи. При сдаче СРС позже установленного срока оценка снижается на 1 балл.

6. Сроки сдачи: третье занятие по данному модулю.

7. Критерии оценки: по шкале оценки СРС (согласно критериям выполнения).

Литература:

Основная литература:

1. Гистология, цитология и эмбриология. Учебник для мед. вузов. С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 600с.

2. Гистология. Учебник под ред. Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина, 1989. – 672с.

3. Гистология, эмбриология, цитология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М., 2007.

4. Гистология. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. ГЭОТАР- М.:Мед, 2002. – 672с.

5. Гистология, цитология и эмбриология: атлас для студентов медицинских ВУЗов. Р.Б. Абильдинов, Ж.О. Аяпова, Р.И. Юй. - Алматы, изд. «Эффект». - 2006.- 416с.

6. Гистология. Цитология. Эмбриология: учебник + СД/ под редакцией Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Чалышева. – 3-е изд. – М., 2007. – 480 с.

7. Гистология: атлас для практических занятий. Учебное пособие/ под редакцией Ю.А.Чалышева, Н.В.Байчук. – М., 2008. – 160 с.

8. Атлас по гистологии и эмбриологии. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Москва.: Медицина, 1978. – 550с.

9. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. Под ред. Афанасьева Ю.И., Яцковского А.Н. Москва.:Медицина, 2004. – 328с.

10. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Казымбет П., Рысулы М.,Ж.Ахметов, Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. – Астана-Москва, 2005. – 400с.  

11. Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. Руководство-атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. «Диа Морф», Москва. CD-диск. 2003.

Дополнительная литература:

  1. Цветной атлас по цитодиагностике. Японское агентство международного сотрудничества, 2005.
  2. Заварзин А.А. Сравнительная гистология. Санкт-Петербург, 2000. – 520с.
  3. Интернет-ресурсы.

9. Контроль:

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1. Какие протоки относятся к внутрипеченочным желчным протокам?

2. Назовите внепеченочные желчные протоки.

3. Каким видом эпителия выстлана слизистая оболочка внепеченочных желчных протоков?

4. Какие оболочки образуют стенку желчного пузыря?

5. Укажите локализацию альвеолярно-трубчатых слизистых желез желчного пузыря.

Контрольные задачи для оценки исходного уровня знаний:

1. В норме желчь не попадает из желчного капилляра в русло крови. Какие особенности строения гепатоцитов способствуют этому?

2. Проследите маршрут движения желчи от места ее образования до поступления в 12-перстную кишку. Изменяется ли при этом состав желчи? Объясните свой ответ.

Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:

1. Какой эпителий выстилает стенку междольковых желчных протоков?

2. Опишите строение стенки внепеченочных желчных протоков.

3. Какие структуры эпителия слизистой оболочки желчного пузыря обеспечивают его всасывательную функцию?

4. Какие особенности строения имеет мышечная оболочка желчного пузыря?

Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:

1. На препарате представлен орган, стенка которого состоит из 3-х оболочек. Слизистая оболочка, выстланная высоким однослойным призматическим каемчатым эпителием, имеет множество складок. Слой подлежащей соединительной ткани содержит слизистые железы. Мышечная оболочка образована сетью гладких миоцитов. Снаружи орган покрыт плотной волокнистой соединительной тканью с обилием эластических волокон. Определите орган.  

2. Чем отличается желчь, содержащаяся во внутрипеченочных желчных протоках, от желчи, заполняющей полость желчного пузыря?

 

 

Задания:

Вопросы: 1. Аномалии расположения почек (дистопия), их гистоморфологическая характеристика.

2. Гистоморфология при следующих аномалиях почек: добавочной почке; гипоплазии почки; аплазии почки.

4. Форма выполнения: подготовка презентации.

5. Критерии выполнения: презентациявыполняется в программеPower Point на основании указанных и других источников литературы; шаблон оформления слайдов должен быть одинаковый; для каждого слайда следует подбирать соответствующий макет; обязательно наличие наглядных иллюстраций; шрифт текста Arial, размер не менее 20. На первом слайде необходимо указать название вуза, кафедры /курса/, дисциплины, тему задания СРС, Ф.И.О. студента, специальность, группу, Ф.И.О. преподавателя, на последнем слайде – литературу /основную, дополнительную/.

При выполнении задания следует соблюдать следующие условия:

  1. Количество слайдов не менее 10, не более 20.
  2. Презентация должна состоять из 3 компонентов: 1) заставка – это динамичное и эффективное вступление. Задача этой части презентации – привлечь внимание, сформировать позитивный настрой и эмоциональную восприимчивость к представляемой информации. 2) Информативная часть презентации оснащается схемами, рисунками, краткой текстовой частью, раскрывающей основные вопросы задания. 3) В заключении должны быть представлены аргументированные выводы и предложения.
  3. Четко указать цель презентации и задачи презентации.
  4. Проведение необходимого анализа литературы по данному вопросу.
  5. Презентация не должна быть перегружена избытком иллюстраций или текста; иллюстрации должны быть использованы обоснованно.
  6. Интеграция аудио-, видеофайлов в единую презентацию.
  7. Использование контрастного сочетания – светлый текст на темном фоне или темный текст на светлом фоне.
  8. Наличие в конце текста списка литературы.
  9. Своевременность сдачи. При сдаче СРС позже установленного срока оценка снижается на 1 балл.

6. Сроки сдачи: первоезанятие по данному модулю.

7. Критерии оценки: по шкале оценки СРС (согласно критериям выполнения).

Литература:

Основная литература:

1. Гистология, цитология и эмбриология. Учебник для мед. вузов. С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 600с.

  1. Гистология. Учебник под ред. Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина, 1989. – 672с.

3. Гистология, эмбриология, цитология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М., 2007.

  1. Гистология. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. ГЭОТАР- М.:Мед, 2002. – 672с.

5. Гистология, цитология и эмбриология: атлас для студентов медицинских ВУЗов. Р.Б. Абильдинов, Ж.О. Аяпова, Р.И. Юй. - Алматы, изд. «Эффект». - 2006.- 416с.

  1. Гистология. Цитология. Эмбриология: учебник + СД/ под редакцией Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Чалышева. – 3-е изд. – М., 2007. – 480 с.
  2. Гистология: атлас для практических занятий. Учебное пособие/ под редакцией Ю.А.Чалышева, Н.В.Байчук. – М., 2008. – 160 с.
  3. Атлас по гистологии и эмбриологии. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Москва.: Медицина, 1978. – 550с.
  4. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. Под ред. Афанасьева Ю.И., Яцковского А.Н. Москва.:Медицина, 2004. – 328с.
  5. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Казымбет П., Рысулы М.,Ж.Ахметов, Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. – Астана-Москва, 2005. – 400с.  
  6. Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. Руководство-атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. «Диа Морф», Москва. CD-диск. 2003.

Дополнительная литература:

  1. Цветной атлас по цитодиагностике. Японское агентство международного сотрудничества, 2005.
  2. Заварзин А.А. Сравнительная гистология. Санкт-Петербург, 2000. – 520с.
  3. Интернет-ресурсы.

9. Контроль:

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1. Назовите аномалии расположения почек. Укажите причину развития этого вида аномальной почки.

2. Изменяется ли гистологическое строение почек при дистопии (аномальном расположении почек)?

3. Опишите гистологическую картину гипопластической почки.

4. Оцените функциональные возможности добавочной почки.

Контрольные тесты для оценки исходного уровня знаний:

Задания:

Вопросы: 1. Источники и ход эмбрионального развития органов половой системы. Факторы половой дифференцировки.

2. Особенности строения мужских половых органов в детском возрасте и в процессе старения.

3. Особенности строения женских половых органов в детском возрасте и в процессе старения.

4. Форма выполнения: задание 10.1. подготовка презентации «Источники и ход эмбрионального развития органов половой системы. Факторы половой дифференцировки»; задание 10.2. составление тестовых заданий по возрастным особенностям строения органов половой системы.

Критерии выполнения:

Задание 10.1.:презентациявыполняется в программеPower Point на основании указанных и других источников литературы; шаблон оформления слайдов должен быть одинаковый; для каждого слайда следует подбирать соответствующий макет; обязательно наличие наглядных иллюстраций; шрифт текста Arial, размер не менее 20. На первом слайде необходимо указать название вуза, кафедры /курса/, дисциплины, тему задания СРС, Ф.И.О. студента, специальность, группу, Ф.И.О. преподавателя, на последнем слайде – литературу /основную, дополнительную/.

При выполнении задания следует соблюдать следующие условия:

  1. Количество слайдов не менее 10, не более 20.
  2. Презентация должна состоять из 3 компонентов: 1) заставка – это динамичное и эффективное вступление. Задача этой части презентации – привлечь внимание, сформировать позитивный настрой и эмоциональную восприимчивость к представляемой информации. 2) Информативная часть презентации оснащается схемами, рисунками, краткой текстовой частью, раскрывающей основные вопросы задания. 3) В заключении должны быть представлены аргументированные выводы и предложения.
  3. Четко указать цель презентации и задачи презентации.
  4. Проведение необходимого анализа литературы по данному вопросу.
  5. Презентация не должна быть перегружена избытком иллюстраций или текста; иллюстрации должны быть использованы обоснованно.
  6. Интеграция аудио-, видеофайлов в единую презентацию.
  7. Использование контрастного сочетания – светлый текст на темном фоне или темный текст на светлом фоне.
  8. Наличие в конце текста списка литературы.
  9. Своевременность сдачи. При сдаче СРС позже установленного срока оценка снижается на 1 балл.

Задание 10.2.: тестовые задания выполняются на основании указанных и других источников литературы на бумаге формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал. Поля: слева - 30мм, справа - 10мм, сверху, снизу - 20мм. На титульном листе указать название вуза, кафедры /курса/, Ф.И.О. зав.курсом, дисциплину, тему СРС, Ф.И.О. студента, специальность, группу, Ф.И.О. преподавателя. На последнем листе указать литературу /основную, дополнительную/.

При выполнении задания 10.2. следует соблюдать следующие условия:

1. Количество тестовых заданий – 15-20.

2. Необходимость изучения материала темы.

3. Тщательность составления тестовых заданий множественного выбора, тестовых заданий с несколькими правильными ответами, расширенных тестовых заданий с множественными ответами.

4. Четкость формулировок заданий.

5. Аргументированность и точность правильного ответа, исключающая неверное толкование (не более 2-3 тестовых заданий), но и на уровне понимания (9-11 тестовых заданий) и применения (2-3 тестовых задания).

6. Своевременность сдачи. При сдаче СРС позже установленного срока оценка снижается на 1 балл.

6. Сроки сдачи: третье занятие по данному модулю.

7. Критерии оценки: по шкале оценки СРС (согласно критериям выполнения).

Литература:

Основная литература:

1. Гистология, цитология и эмбриология. Учебник для мед. вузов. С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 600с.

  1. Гистология. Учебник под ред. Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина, 1989. – 672с.

3. Гистология, эмбриология, цитология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М., 2007.

  1. Гистология. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. ГЭОТАР- М.:Мед, 2002. – 672с.

5. Гистология, цитология и эмбриология: атлас для студентов медицинских ВУЗов. Р.Б. Абильдинов, Ж.О. Аяпова, Р.И. Юй. - Алматы, изд. «Эффект». - 2006.- 416с.

  1. Гистология. Цитология. Эмбриология: учебник + СД/ под редакцией Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Чалышева. – 3-е изд. – М., 2007. – 480 с.
  2. Гистология: атлас для практических занятий. Учебное пособие/ под редакцией Ю.А.Чалышева, Н.В.Байчук. – М., 2008. – 160 с.
  3. Атлас по гистологии и эмбриологии. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Москва.: Медицина, 1978. – 550с.
  4. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. Под ред. Афанасьева Ю.И., Яцковского А.Н. Москва.:Медицина, 2004. – 328с.
  5. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Казымбет П., Рысулы М.,Ж.Ахметов, Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. – Астана-Москва, 2005. – 400с.  
  6. Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. Руководство-атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. «Диа Морф», Москва. CD-диск. 2003.

Дополнительная литература:

  1. Цветной атлас по цитодиагностике. Японское агентство международного сотрудничества, 2005.
  2. Заварзин А.А. Сравнительная гистология. Санкт-Петербург, 2000. – 520с.
  3. Интернет-ресурсы.

9. Контроль:

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1. Укажите источники развития мужских и женских половых органов.

2. Какие условия определяют развитие половых органов по мужскому типу?

3. Какие условия определяют развитие половых органов по женскому типу?

4. Какие особенности строения имеют гонады в детском возрасте?

5. Каким изменениям подвергаются гонады в процессе старения?

Контрольные задачи для оценки исходного уровня знаний:

1. В эксперименте у двух зародышей мужского пола удалили соответственно гонобласт и мезонефральный проток. Какие нарушения развития органов половой системы вызовут эти воздействия?

2. У зародыша мужского пола нарушена эндокринная функция эмбриональной гонады. Изменится ли развитие половых органов? Если изменится, то каким образом?

3. Исследовали 3 препарата яичника человека. На первом – в корковом веществе видны примордиальные фолликулы, первичные и много атрезирующих фолликулов. На втором, кроме указанных структур, видны вторичные и третичные фолликулы. В третьем препарате отмечено малое количество фолликулов (примордиальных, первичных, вторичных), массовая их атрезия, развитие соединительной ткани. Для каких возрастных периодов характерна такая структура органа? 

Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:

1. Что такое Мюллеров ингибирующий фактор? Какими клетками он вырабатывается?

2. Подвергаются ли изменениям генеративная и эндокринная функции яичка с возрастом?

3. Укажите особенности строения добавочных органов половой системы в детском возрасте.  

4. Назовите особенности строения молочной железы в пубертатном периоде, при беременности, в периоде лактации, в процессе старения.

4. Какие изменения отмечаются в предстательной железе в процессе старения?

5. Какое строение имеет яичник с наступлением менопаузы?

Контрольные тесты для оценки заключительного уровня знаний:

1. Исключите эмбриональный источник развития органов мужской половой системы:

1) гонобласт

2) целомический эпителий

3) парамезонефральный проток

4) мезонефральный проток

5) мочеполовой синус

2. В какой период онтогенеза начинается опущение яичек в мошонку?

1) в 5-6 недель внутриутробного развития

2) в 12-13 недель внутриутробного развития

3) к моменту рождения

4) в грудном возрасте

5) в раннем детстве

3. Возрастная инволюция семенника проявляется в:

Выберите правильный ответ по коду: 1 – АБВ, 2 – АВ, 3 – БГ, 4 – Г, 5 – АБВГ

А. нарастающем ослаблении сперматогенеза

Б. разрастании соединительной ткани

В. деструктивных изменениях клеток Лейдига

Г. снижением секреции андрогенов, что сопровождается возрастной атрофией простаты

4. К возрастным изменениям предстательной железы относят:

 Выберите правильный ответ по коду: 1 – АБВ, 2 – АВ, 3 – БГ, 4 – Г, 5 – АБВГ

А. атрофию долек железы

Б. разрастание и уплотнение соединительной ткани железы

В. образование простатических конкреций в просвете концевых отделов железы

Г. железистый эпителий становится высоким

5. Источником развития маточных труб является:

1) целомический эпителий

2) мезонефральный проток

3) мезенхима

4) парамезонефральный проток

5) половой валик

6. Источником развития матки является:

1) целомический эпителий

2) мезонефральный проток

3) мезенхима

4) парамезонефральный проток

5) половой валик

7. Возрастные изменения матки:

 Выберите правильный ответ по коду: 1 – АБВ, 2 – АВ, 3 – БГ, 4 – Г, 5 – АБВГ

А. атрофия эндометрия, более выраженная в функциональном слое

Б. атрофия миометрия, сопровождающаяся гиперплазией соединительной ткани

В. уменьшение размеров и массы матки

Г. связаны с ослаблением гормонообразовательной деятельности яичников

8. Возрастные изменения яичника характеризуются:

Выберите правильный ответ по коду: 1 – АБВ, 2 – АВ, 3 – БГ, 4 – Г, 5 – АБВГ

А. уменьшением размеров яичника

Б. исчезновением фолликулов  

В. склеротическими изменениями в кровеносных сосудах

Г. снижением гормонообразования

9. Массовая атрезия фолликулов яичника, сопровождающаяся эстрогенизацией организма, происходит в период:

1) эмбриональный

2) препубертатный

3) беременности

4) климактерический

5) старческий

10. К возрастным изменениям слизистой оболочки влагалища относятся:

Выберите правильный ответ по коду: 1 – АБВ, 2 – АВ, 3 – БГ, 4 – Г, 5 – АБВГ

А. атрофия слизистой оболочки

Б. истончение эпителия слизистой оболочки

В. исчезновение складчатости слизистой оболочки

Г. уменьшение кровоснабжения слизистой оболочки

 

 

Задания:

Вопросы: 1. Диффузная эндокринная система. Классификация клеток ДЭС.

2. Нейроэндокринные клетки APUD-системы.

3. Клетки гастроэнтеропанкреатической системы.

4. Одиночные эндокринные клетки, продуцирующие стероидные и другие гормоны.

4. Форма выполнения: подготовка презентации.

5. Критерии выполнения: презентациявыполняется в программеPower Point на основании указанных и других источников литературы; шаблон оформления слайдов должен быть одинаковый; для каждого слайда следует подбирать соответствующий макет; обязательно наличие наглядных иллюстраций; шрифт текста Arial, размер не менее 20. На первом слайде необходимо указать название вуза, кафедры /курса/, дисциплины, тему задания СРС, Ф.И.О. студента, специальность, группу, Ф.И.О. преподавателя, на последнем слайде – литературу /основную, дополнительную/.

При выполнении задания 6.1. следует соблюдать следующие условия:

  1. Количество слайдов не менее 10, не более 20.
  2. Презентация должна состоять из 3 компонентов: 1) заставка – это динамичное и эффективное вступление. Задача этой части презентации – привлечь внимание, сформировать позитивный настрой и эмоциональную восприимчивость к представляемой информации. 2) Информативная часть презентации оснащается схемами, рисунками, краткой текстовой частью, раскрывающей основные вопросы задания. 3) В заключении должны быть представлены аргументированные выводы и предложения.
  3. Четко указать цель презентации и задачи презентации.
  4. Проведение необходимого анализа литературы по данному вопросу.
  5. Презентация не должна быть перегружена избытком иллюстраций или текста; иллюстрации должны быть использованы обоснованно.
  6. Интеграция аудио-, видеофайлов в единую презентацию.
  7. Использование контрастного сочетания – светлый текст на темном фоне или темный текст на светлом фоне.
  8. Наличие в конце текста списка литературы.
  9. Своевременность сдачи. При сдаче СРС позже установленного срока оценка снижается на 1 балл.

6. Сроки сдачи: первое занятие по данному модулю.

7. Критерии оценки: по шкале оценки СРС (согласно критериям выполнения).

Литература:

Основная литература:

1. Гистология, цитология и эмбриология. Учебник для мед. вузов. С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 600с.

  1. Гистология. Учебник под ред. Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина, 1989. – 672с.

3. Гистология, эмбриология, цитология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М., 2007.

  1. Гистология. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. ГЭОТАР- М.:Мед, 2002. – 672с.

5. Гистология, цитология и эмбриология: атлас для студентов медицинских ВУЗов. Р.Б. Абильдинов, Ж.О. Аяпова, Р.И. Юй. - Алматы, изд. «Эффект». - 2006.- 416с.

  1. Гистология. Цитология. Эмбриология: учебник + СД/ под редакцией Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Чалышева. – 3-е изд. – М., 2007. – 480 с.
  2. Гистология: атлас для практических занятий. Учебное пособие/ под редакцией Ю.А.Чалышева, Н.В.Байчук. – М., 2008. – 160 с.
  3. Атлас по гистологии и эмбриологии. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Москва.: Медицина, 1978. – 550с.
  4. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. Под ред. Афанасьева Ю.И., Яцковского А.Н. Москва.:Медицина, 2004. – 328с.
  5. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Казымбет П., Рысулы М.,Ж.Ахметов, Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. – Астана-Москва, 2005. – 400с.  
  6. Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. Руководство-атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. «Диа Морф», Москва. CD-диск. 2003.

Дополнительная литература:

  1. Цветной атлас по цитодиагностике. Японское агентство международного сотрудничества, 2005.
  2. Заварзин А.А. Сравнительная гистология. Санкт-Петербург, 2000. – 520с.

3. Интернет-ресурсы.

9. Контроль:

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1. Что такое диффузная эндокринная система?

2. Назовите источник происхождения клеток APUD-системы.

3. Изменяется ли состояние и активность клеток APUD-системы после гипофизэктомии?

4. Что такое гастроэнтеропанкреатическая система?

5. Как осуществляется регуляция гормонообразовательной деятельности одиночных эндокринных клеток не нервного происхождения?    

Контрольные тесты для оценки исходного уровня знаний:

Задания:

Вопросы: 1. Особенности строения хряща в детском возрасте и в процессе старения.

2. Строение кости в детском возрасте. Изменения кости в процессе старения.

3. Строение скелетной мышцы в детском возрасте и в процессе старения.

4. Форма выполнения: подготовка презентации. 

5. Критерии выполнения: презентациявыполняется в программеPower Point на основании указанных и других источников литературы; шаблон оформления слайдов должен быть одинаковый; для каждого слайда следует подбирать соответствующий макет; обязательно наличие наглядных иллюстраций; шрифт текста Arial, размер не менее 20. На первом слайде необходимо указать название вуза, кафедры /курса/, дисциплины, тему задания СРС, Ф.И.О. студента, специальность, группу, Ф.И.О. преподавателя, на последнем слайде – литературу /основную, дополнительную/.

При выполнении задания следует соблюдать следующие условия:

1. Количество слайдов не менее 10, не более 20.

2. Презентация должна состоять из 3 компонентов: 1) заставка – это динамичное и эффективное вступление. Задача этой части презентации – привлечь внимание, сформировать позитивный настрой и эмоциональную восприимчивость к представляемой информации. 2) Информативная часть презентации оснащается схемами, рисунками, краткой текстовой частью, раскрывающей основные вопросы задания. 3) В заключении должны быть представлены аргументированные выводы и предложения.

3. Четко указать цель презентации и задачи презентации.

4. Проведение необходимого анализа литературы по данному вопросу.

5. Презентация не должна быть перегружена избытком иллюстраций или текста; иллюстрации должны быть использованы обоснованно.

6. Интеграция аудио-, видеофайлов в единую презентацию.

7. Использование контрастного сочетания – светлый текст на темном фоне или темный текст на светлом фоне.

8. Наличие в конце текста списка литературы.

9. Своевременность сдачи. При сдаче СРС позже установленного срока оценка снижается на 1 балл.

6. Сроки сдачи: практическоезанятие по данной теме.

7. Критерии оценки: по шкале оценки СРС (согласно критериям выполнения).

Литература:

Основная литература:

1. Гистология, цитология и эмбриология. Учебник для мед. вузов. С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 600с.

  1. Гистология. Учебник под ред. Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина, 1989. – 672с.

3. Гистология, эмбриология, цитология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М., 2007.

  1. Гистология. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. ГЭОТАР- М.:Мед, 2002. – 672с.

5. Гистология, цитология и эмбриология: атлас для студентов медицинских ВУЗов. Р.Б. Абильдинов, Ж.О. Аяпова, Р.И. Юй. - Алматы, изд. «Эффект». - 2006.- 416с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.18 с.)