Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История политических учений средних веков и возрождения↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Им. И.Канта ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ Тематический план и методические рекомендации Калининград История политических учений Средних веков и Возрождения. Тематический план и методические рекомендации / БФУ им. И. Канта; Сост. И.П. Максимов. – Калининград, 201?. –
Пособие предназначено для студентов 2-го курса исторического факультета специальности политология. Методическое пособие содержит тематический план и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, список литературы для конспектирования, перечень экзаменационных вопросов. Пособие включает 16 тем, рассчитанных на 48 часов.
Составитель – И.П. Максимов.
Печатается по решению кафедры Политологии и социологии Балтийского федерального университета им. И. Канта. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
С падения Западной римской империи в 476 г. историки традиционно отсчитывают начало истории Средних веков и также традиционно многие из них видят в Средних веках культурный упадок и шаг назад. Конечно, столь однозначный взгляд нельзя считать единственно приемлемым, но рациональное зерно в нем все-таки есть. Это касается и развития политической мысли в указанный период: она значительно беднее политической мысли античности, хотя и внесла в копилку человечества немало нового. Характерной особенностью политической мысли этого периода стала ее теснейшая связь с христианской религией. Иначе и быть не могло, ведь в первые века после крушения Рима в Европе господствовала эпоха бесконечных войн и хаоса и только католическая церковь крепла, эпоха феодальной раздробленности еще больше ослабила светскую власть и соответственно возвысила духовную. Поэтому краеугольным камнем политической мысли средневековья стал вопрос о соотношении светской и духовной властей. Любые доктрины, концепции, теории должны неизбежно облачались в религиозную форму, священное писание стало главным источником для оправдания своих идей, от него отталкивались как христианские богословы, так и их противники. Конечно, средневековые мыслители опирались и на античных классиков, но все же библия доминировала. Именно по этой причине ранняя христианская мысль включена в раздел Средние века, хронологически, конечно, она попадает в античность, однако концептуально она неразрывно связана с эпохой средневековья.
Лишь с началом Возрождения ситуация изменилась и ослабевшая католическая церковь стала сдавать позиции под ударами гуманизма и реформации. Обычно с рубежа XV-XVI вв. и принято отсчитывать зарождение политической науки как таковой, как отдельной от теологии области знания. Период Возрождения включает в себя таких мыслителей как: Н. Макиавелли, Ж. Бодена, реформаторов, представителей утопического социализма. Цель данного методического пособия – помочь студентам 2-го курса специальности политология в подготовке к семинарским занятиям и экзамену по истории политических учений Средних веков и Возрождения. Курс строится с использованием различных форм учебной работы. Это лекции, семинарские (практические) занятия и самостоятельная работа студентов. Лекции посвящены наиболее сложным и мало освещенным в научной литературе проблемам. Семинарские занятия посвящены тем вопросам, которые достаточно обеспечены как источниковой базой, так и литературой. При подготовке к семинарам студентам надлежит изучить рекомендуемую литературу, а также использовать лекционный материал, учебные пособия и общие работы. Формы занятий – рассказ и доклады студентов, а также анализ и комментирование источников. Таким образом, студенты приобретают навыки самостоятельной и коллективной работы с источниками и литературой. Перед подготовкой к семинарскому занятию следует тщательно изучить план и методические рекомендации, чтобы представлять себе, в какой форме будет проходить занятие. Студентам предлагается также подготовить несколько докладов на семинарские занятия, которые будут посвящены биографиям наиболее значимых мыслителей Средних веков и Возрождения. Время доклада – 15-20 минут. Автор доклада должен предварить своё выступление краткой характеристикой историографии и проблем состояния источников по выбранной теме. Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к семинарским занятиям, изучение по материалам учебников ряда тем, а также конспектирование двух оригинальных сочинений из предложенного списка.
Методическое пособие состоит из плана лекционных и практических занятий, списка учебной и специальной литературы ко всему курсу, списка экзаменационных вопросов. Также даются методические рекомендации для изучения отдельных тем. Лекция.
1. Истоки христианства: иудаизм. 2. Христианство как религия, источниковая база. 3. Политические идеи христианства периода апостольской церкви. 4. Трансформация христианства на этапе епископальной церкви. 5. Характерные особенности христианского мировоззрения.
Рекомендуемая литература.
1. Библия. Любое издание.
2. Васильев Л. С. История религий востока. 3. Гергей Е. История папства. М., 1996. 4. История средних веков в 2т. М., 1997. 5. Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991. 6. Лозинский С. Г. История папства. М., 1986. 7. Очерки истории христианской церкви в Европе: античность, средние века, Реформация. Смоленск, 1999. 8. Шейнман М. М. Папство. М., 1959.
Семинар.
Рекомендуемая литература.
Методические рекомендации. По первому и пятому вопросам (сообщение): осветить основные этапы жизненного пути А. Блаженного и Ф. Аквинского, и его философию, не затрагивая политическую концепцию. По второму вопросу необходимо остановится на полемике Августина с язычниками и его отношении к донатизму и пелагианству. Третий вопрос посвящен таким проблемам как: государство в концепции Августина, есть ли разница между государствами языческими и христианскими, возникновение и развитие государства. Что такое божье царство? При рассмотрении четвертого вопроса необходимо проанализировать соотношение светской и духовной власти в концепции Августина, роль собора и папской курии. Вторая часть семинара посвящена политической концепции другого видного теолога католической церкви Ф. Аквинскому. Шестой вопрос затрагивает средневековую схоластику, ярким представителем которой и был Аквинский. Что такое схоластика, каковы ее характерные особенности? При рассмотрении седьмого вопроса необходимо выяснить какое влияние оказал на Аквинского Аристотель, можно ли считать, что политическая теория Аквинского базируется на идеях античного мыслителя? Восьмой и девятый вопрос посвящены соотношению светской и духовной власти, государству, формам правления. Необходимо не только раскрыть концепцию Аквинского, но и выяснить в чем ее отличия от теории Августина, что нового дал «сицилийский бык» католической церкви? Последний вопрос затрагивает правовую концепцию Августина.
Лекция.
Рекомендуемая литература.
Семинар и лекция.
Семинар.
Лекция.
Рекомендуемая литература.
Методические рекомендации.
Изучая политические идеи средневековых ересей необходимо остановится на следующих аспектах: история течения, обстоятельства и причины появления ересей, социальный состав, основные идеи.
Семинар.
Рекомендуемая литература.
Методические рекомендации.
По первым трем вопросам: остановится на истории создания рыцарских орденов; выявить их отличительные особенности и взаимоотношения с Римом, осветить их основные политические положения (догматика). Какие общие идеи объединяли монахов орденов? Можно ли говорить о политической мысли духовных орденов? При разборе четвертого вопроса рассмотреть институт инквизиции, ее историю в ведущих странах Европы (кратко), основные политико-правовые идеи. По пятому вопросу: чем отличался орден иезуитов от своих предшественников? В чем отличие идей руководителей этого ордена? При анализе шестого вопроса: дать краткую характеристику указанным трудам, выявить основные правовые особенности борьбы с ересями, в чем заключались особенности процесса против еретиков?
Лекция, семинар. Лекция (4 часа).
Семинар. I. Философия и политическое учение Аль-Фараби.
II. Суннитская и шиитская политико-правовая мысль.
III. Основные исламские школы правы – мазхабы.
Методические рекомендации.
Первая часть семинара посвящена политико-философской концепции мыслителя Аль-Фараби. По первому вопросу (сообщение) – остановиться на основных вехах жизненного пути мыслителя, рассмотрев особенности исторического развития ближнего востока в период жизни Аль-Фараби. При ответе на второй вопрос необходимо рассмотреть узловую идею Аль-Фараби – концепцию счастья. Что понимается под счастьем и какова ее взаимосвязь с политическими идеями? Третий и четвертый вопросы затрагивают концепцию общества и концепцию города. Необходимо остановиться на следующих моментах: образ города, его отличительные черты, система ценностей жителей, образ правителя в городе. При обсуждении пятого вопроса требуется ответить, что такое государство для Аль-Фараби и как выглядит образ идеального правителя. Какими качествами он должен обладать? При рассмотрении суннитской и шиитской правовой мысли рассмотреть основные методы исламского права и 4 школы исламского права – мазхабы. Охарактеризовать шариат и адат.
Рекомендуемая литература.
Лекция и семинар. Лекция (2 часа).
Рекомендуемая литература.
Лекция и семинар. Лекция (4 часа).
Семинар. Лекция, Семинар. Программа Лютера в первый период реформации (95 тезисов). Работа с документом. Семинар.
Лекция.
Рекомендуемая литература.
Методические рекомендации.
Первый вопрос затрагивает социально-экономические предпосылки реформации. Необходимо выяснить, как повлияло на развитие Европы смещение торговых путей, развитие производительных сил, научно-технический прогресс, образование централизованных государства и т.д. Второй вопрос посвящен идейным предпосылкам реформации, при подготовке особое внимание следует уделить таким реформаторам как Э. Роттердамский и У. ф. Гуттен. В чем заключались основные идеи гуманизма и как они повлияли на подготовку реформации? Докладчик по третьему вопросу должен остановиться на биографии М. Лютера, рекомендуется обратить внимание на следующие детали: как повлияла на Лютера его социально-классовое происхождение, отношение к католической церкви? Для разбора вопросов во второй части семинара студентам необходимо самостоятельно найти и принести текст 95 тезисов. Требуется выяснить обстоятельства возникновения документа и реакцию на его появление. Почему критика Лютера направлена в первую очередь против индульгенции? Как Лютер оценивает евангелие, чем для него является текст священного писания? Насколько радикальна позиция Лютера в вопросе о власти папы? Можно ли считать программу 95 тезисов антикатолической?
Семинар.
1. Биография Ж. Кальвина (сообщение). 2. Учение Кальвина: «Наставление в христианской вере». Учение о предопределении; светской власти; учение о добрых делах. 3. Реформы Кальвина в Женеве. Создание новых органов власти. 4. Борьба с оппозицией и процесс М. Сервета. 5. Распространение кальвинизма. Кальвинизм сегодня.
Рекомендуемая литература.
Методические рекомендации. При подготовке сообщения докладчику следует уделить основное внимание становлению Кальвина как реформатора, рассмотрев его деятельность и взгляды до второго прихода к власти в Женеве. Для ответа на второй вопрос настоятельно рекомендуется обратиться к первоисточнику: главе 16 «Наставления в христианской вере». Чем отличается учение Кальвина от идейной платформы Лютера? В чем смысл учения о предопределении? Каковы политические взгляды «женевского папы»? При рассмотрении третьего вопроса студентам предстоит раскрыть реализацию теорий Кальвина на практике, выяснив какие реформы провел Кальвин, полномочия и функции новых органов власти. Как можно охарактеризовать созданный им политический строй? Четвертый вопрос затрагивает борьбу Кальвина с оппозицией (либертины, Сервет), изменились ли политические воззрения реформатора в последний период его правления? Пятый вопрос носит обзорный характер, требуется выявить причины живучести кальвинизма, почему именно это реформаторское течение стало наиболее распространенным в Европе?
Лекция.
Рекомендуемая литература.
Лекция и Семинар.
Семинар.
Лекция. 1. Биография Т. Кампанеллы. 2. Система управления в Городе Солнца. 3. Регламентация жизни соляриев. 4. Экономический уклад. 5. Религиозные взгляды соляриев. 6. Утопии XVII в. и влияние утопического жанра на дальнейшее развитие политической мысли.
Рекомендуемая литература.
Методические рекомендации. По первому вопросу (сообщение) докладчику необходимо осветить основные вехи биографии Томаса Мора и охарактеризовать его литературное наследие. При рассмотрении второго вопроса студентам требуется остановиться на истории создания труда «Утопия», дать этой книге общую характеристику, какая реакция в Европе последовала на выход в свет этого труда? Характеризуя политическое устройство Утопии следует попытаться ответить на вопрос: какая форма правления была в Утопии? Какой формы правления придерживался сам Мор? Правовую систему Утопии требуется охарактеризовать в сравнении с системой тогдашнего английского законодательства: что именно критикует Мор, освещая этот аспект? Наиболее важный вопрос затрагивает социально-экономическую сторону: каков социально-экономический уклад Утопии, за счет чего достигается социальное благополучие, институт рабства, верит ли Мор в научно-технический прогресс? Разбирая вопросы религии и этики необходимо остановиться и на религиозных взглядах самого Т. Мора: в частности его отношение к реформации и гуманизму. Вопросы к экзамену.
Им. И.Канта ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ Тематический план и методические рекомендации Калининград История политических учений Средних веков и Возрождения. Тематический план и методические рекомендации / БФУ им. И. Канта; Сост. И.П. Максимов. – Калининград, 201?. –
Пособие предназначено для студентов 2-го курса исторического факультета специальности политология. Методическое пособие содержит тематический план и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, список литературы для конспектирования, перечень экзаменационных вопросов. Пособие включает 16 тем, рассчитанных на 48 часов.
Составитель – И.П. Максимов.
Печатается по решению кафедры Политологии и социологии Балтийского федерального университета им. И. Канта.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.245 (0.013 с.) |