Раздел 5. Документация, регистры, формы бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Документация, регистры, формы бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность



Раздел 5. Документация, регистры, формы бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность

Тема 5.2. Учетные регистры, их сущность и значение. Формы бухгалтерского учета

Лекция 19. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета.

1. Понятие учетных регистров и их классификация. Требования, предъявляемые к ведению учетных регистров. Исправление ошибочных записей в учетных регистрах.

  1. Понятие о форме бухгалтерского учета. Признаки отличающие одну форму бухгалтерского учета от другой.

Понятие о формах бухгалтерского учета, их сущность

Общая характеристика понятия «форма бухгалтерского учета»

Форма бухгалтерского учета (форма счетоводства) – определенное формирование информационной системы, обеспечивающее в строго установленной последовательности и взаимосвязи совмещение хронологической и систематической записей, синтетического и аналитического учета для целей текущего контроля за фактами хозяйственной жизни (экономическими событиями) и составления отчетности.

Признаками построения форм бухгалтерского учета являются:

• сочетание применяемых учетных регистров, взаимосвязь между ними;

• последовательность и способы осуществления учетных записей в регистры;

• применение средств вычислительной техники.

Выделяют признаки, отличающие одну форму бухгалтерского учета от другой:

• количество применяемых регистров, их назначение, содержание и внешний вид;

• взаимосвязь хронологических и систематических регистров синтетического и аналитического учета;

• последовательность и способы записей в учетные регистры;

• степень использования средств механизации и автоматизации в бухгалтерском учете.

Разнообразие форм счетоводства особенно характерно для стран с развитой рыночной экономикой. Это объясняется тем, что каждый хозяйствующий субъект избирает для себя форму бухгалтерского учета, которая лучше всего отвечает особенностям его финансово-хозяйственной деятельности. В настоящее время организациям предоставлено право самим выбирать форму бухгалтерского учета. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки при соблюдении общих методологических принципов, а также технологии обработки учетной информации.

Решение о выборе соответствующей формы бухгалтерского учета принимает руководитель организации. Применяемая организацией форма счетоводства указывается в учетной политике организации.

В настоящее время в Российской Федерации применяются следующие формы бухгалтерского учета:

мемориально-ордерная;

Журнал-Главная;

журнально-ордерная;

упрощенные формы:

упрощенная форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета;

простая форма бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета);

автоматизированная.

Журнал-ордер №1 по кредиту счета 50 «Касса»

 

№ опера­ции

 

 

В кредит счета 50 с дебета счетов

 

Итого

 

 

70 71 76    
6 28000         28000
8   2000       2000
Итого 28000 2000       30000

Таблица 2

Журнал-ордер №2 по кредиту счета 51 «Расчетные счета»

 

№ опера­ции

 

 

В кредит счета 51 с дебета счетов

 

Итого

 

 

50 60      
2 30 000         30 000
4   34 000       34 000
Итого 30 000 34 000       64 000

 

Таблица 3

Ведомость №1 по дебету счета 50 «Касса»

Сальдо на начало месяца -   500 руб.         

 

№ опера­ции

 

 

В дебет счета 50 с дебета счетов

 

Итого

 

 

51 71 76    
2 30 000         30 000
3     120       120
7     1 200     1 200
Итого 30 000 120   1 200     31 320

Сальдо на конец месяца – 18 200 руб.

Таблица 4

Мемориальный ордер №1 по счету 50 «Касса»

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, р.
1. Возвращены подотчетные деньги 50 71 280
2. Получены деньги из банка в кассу 50 51 15000
3. Выдана заработная плата 70 50 13500
4. Выдано подотчет 71 50 3000
Итого     31780

 

Таблица 7

Таблица 8.

Регистрационный журнал

№ мемориального ордера Дата заполнения ордера Сумма, р.
1 2.02 31780
2 2.02 80000
3    
4    
     
     
     
Итого за январь    

4. Данные из мемориальных ордеров разносят по счетам Глав­ной книги, например по счету 50 «Касса» (табл. 9). Обороты по Главной книге сравнивают с итоговой суммой всех мемориальных ордеров в регистрационном журнале. Если обороты совпали, зна­чит проводки по синтетическим счетам разнесены правильно.

 

Таблица 9

Главная книга. Счет 50 «Касса».

 

Дата

 

 

№ № м/о

 

 

Кредит счета 50

 

Итого

 

 

Дата

 

 

№ № м/о

 

 

 

Дебет счета 50

 

Итого

 

 

70 71   51 71  
02.02 I 13500 3000   16500 02.02 1 15000 280   15 280
                       
                       

Итого

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 
 

5. На основании Главной книги составляются шахматная и обо­ротная ведомости.

 

В табл. 10 приведена шахматная ведомость, содержащая дан­ные мемориальных ордеров № 1 и 2.

 

Таблица 10

Шахматная ведомость.

Дебет   Кредит 01 10 20 50 51 60 66 70 71 Итого
01                    
10                    
20                    
50         7000     13500 3000 23500
51       15000   18000 30000     63000
60                    
62         25000         25000
71       280           280
Итого       15280 32000 18000 30000 13500 3000 111 780

6. По данным Главной книги и оборотной ведомости заполня­ют баланс предприятия за отчетный период.

К достоинствам мемориально-ордерной формы ведения учета относят:

· простоту заполнения учетных регистров;

·  легкость проверки правильности отражения операций;

·  возможность исправ­ления ошибок при сверке данных.

Недостатками считается:

· многократность записи одной и той же суммы в разных регист­рах, что приводит к усложнению работы и увеличению вероятно­сти ошибок;

· отставание аналитического учета от синте­тического;

· сложность составления отчетности.

 Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета

Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета применяется на небольших предприятиях с незначительным числом хозяйствен­ных операций.

При упрощенной форме ведения бухгалтерского учета на ос­нове первичных документов ведется Книга учета хозяйственных операций (табл.11), в которой отражаются остатки по счетам на начало года. В течение года в книге регистрируются все хозяй­ственные операции, которые одновременно отражаются на счетах бухгалтерского учета.

В книге учета содержатся все используемые малым предприя­тием бухгалтерские счета, что позволяет вести учет хозяйствен­ных операций на каждом из них.

Таблица 11

Книга учета хозяйственных операций.

Содержание

операции

10

20

50

51

 

Д К Д К Д К Д К
Сальдо начальное 10000   3000   600        
1. Списаны материалы в производство   8000 8000            
2. Получены деньги в кассу         4000     4000  
                 
Итого                  

Книга учета является комбинированным регистром и совме­щает хронологическую и систематическую регистрацию операций. В конце отчетного периода подсчитывают дебетовые и кредито­вые остатки по всем счетам, на основании которых составляется баланс.

 Автоматизированные формы ведения учета.

В настоящее время разработаны десятки программ, позволяю­щих автоматизировать бухгалтерский учет на предприятиях с по­мощью персональных компьютеров.

Все программы предлагают стандартный набор инструментов, позволяющих облегчить и автоматизировать работу бухгалтера. Большинство программ универсальны и дают возможность авто­матизировать бухгалтерский учет любого вида сложности.

К наиболее популярным программам ведения автоматизиро­ванного бухгалтерского учета относятся: 1C: Бухгалтерия, Инфо-Бухгалтер, Турбо-Бухгалтер, Парус и т.д.

Основной источник информации в программах автоматизации бухгалтерского учета — журнал хозяйственных операций. Данные вводятся в журнал в виде первичных документов, проводок или типовых операций, перечень которых можно изменить и допол­нить. Обрабатывая этот журнал, программы делают разноску опе­раций по счетам, определяют обороты и сальдо, составляют обо­ротную ведомость, готовят итоговый баланс и другие отчеты. Про­граммы позволяют вести различные виды учета: синтетический и аналитический, суммовой и количественный, валютный учет, проводить расчет заработной платы и действующих налогов.

В комплект поставки программ входит стандартный набор блан­ков первичных документов и отчетности, а также других доку­ментов, соответствующих текущему законодательству. В програм­мах имеется возможность оперативно корректировать план сче­тов, ставки налогов, добавлять новые отчетные формы в соответ­ствии с любыми изменениями в законодательстве.


Раздел 5. Документация, регистры, формы бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.031 с.)