Союзмультфильм» в годы великой отечественной войны и послевоенные годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Союзмультфильм» в годы великой отечественной войны и послевоенные годы



 

В первые месяцы войны все творческие группы киностудии были направлены на съёмки агитационных киноплакатов и мультшаржей. Многие сотрудники воевали на фронтах или были привлечены к съёмкам инструктивных рисованных фильмов и плакатов для нужд Красной армии. (Рис. 17)

В октябре 1941 года началась эвакуация части студии в город Самарканд (Узбекская СССР), туда же прибыли из Блокадного Ленинграда режиссёры-ленфильмовцы Михаил Цехановский и Мстислав Пащенко (Рис. 18), вошедшие в штат студии.

В годы войны, по причине отсутсвия нужных материалов, тяжёлых условий работы и кадрового дефицита, производство мультфильмов значительно сократилось. Мультфильмов вышло мало, но они известны до сих пор: «Ёлка» (1942 год), «Петра Носова и Михаила Цехановского, «Лиса, заяц и петух» (1942) Ольги Ходатаевой, «Краденое солнце» (1944) Ивана Иванова-Вано, «Сказка о царе Салтане» (1943) и «Синдбад-мореход» (1944) сестёр Валентины и Зинаиды Брумберг, «Орёл и крот» (1944) Пантелеймона Сазонова и Ламиса Бредиса (Рис. 19), «Телефон» (1944) Михаила Цехановского. (Рис. 20)

После войны дела на студии резко улучшились. Художники отказались от «диснеевщины». Стали выпускать произведения, наполненные авторскими приемами, и студия установила новый самобытный канон того, каким должен быть настоящий детский мультфильм. Среди режиссёров и мультипликаторов стали появляться новые лица (Лев Атаманов, Иван Аксенчук и другие) (Рис.21). Были созданы мультфильмы: «Конек-Горбунок» (1947 год). Премии: почётный диплом на 3 МКФ в Марианскких Лазнях и специальная премия жюри на  IV МКФ в Каннах (Рис. 22), «Цветик-Семицветик» (1948 год) - IV Международный Кинофестиваль в Марианске-Лазне (ЧССР) — Премия за лучший фильм для детей (Рис. 23), «Серая шейка» (1948 год). Премии – 1949 год — IV Международный Кинофестиваль в Марианске Лазне (ЧССР) — Премия за лучший анимационный фильм для детей; 1949год — II МКФ трудящихся в городах Чехословакии — Премия за лучший детский фильм; 1952 год — МКФ в Бомбее — Приз «Мраморная ваза» (Рис. 24)   стали самыми яркими образцами мультипликационных картин того времени, а картина «Песенка радости» удостоилась бронзовой медали на Венецианском кинофестивале 1947 года. Это был первый шаг к международному признанию.

 С 1955 года режиссёры и художники-мультипликаторы студии постепенно отказываются от строгих натуралистических решений, начинаются поиски более условных форм, активно развивается сатирический жанр. Первым успехом цеха кукольных фильмов была картина Евгения Мигунова «Карандаш и Клякса - веселые охотники». (Рис. 25)

В то же самое время студия осваивает новый род деятельности - дубляж иностранных фильмов и мультфильмов, которым занимается вплоть до начала 90-х. Наиболее видные режиссёры дубляжа на «Союзмультфильме» - Георгий Калитиевский, Майя Мирошкина, Алла Гончарова.

 

ЭПОХА РАСЦВЕТА СТУДИИ

 

В 1970-1980 годы «Союзмультфильм» считается крупнейшей анимационной студией в Европе, на которой работало более 500 человек и выпущено более 1000 пленок. Музей студии украшали более 150 призов и дипломов международных и отечественных фестивалей. Разработано было более 20 разных жанров и стилей, а самым ярким достижением студии стал мультисборник «Веселая карусель» (Рис. 26), организованный группой мультипликаторов: Лев Атаманов «Пони бегает по кругу», «Котёнок по имени Гав» (Рис. 27); Борис Степанцев «Щелкунчик» (Рис.28); Лев Мильчин «Стойкий оловянный солдатик»; Владимир Попов «Бобик в гостях у Борбоса», «Трое из Простоквашино». Активно заявляет о себе новое поколение режиссёров: Валентин Королёв «Дед Мроз и лето»; Валерий Угаров «Шкатулка с секретом»; Галина Баринова «Страшная история». Анатолий Петров изобретает собственную технологию получения движущегося «объёмного» изображения – «фотографику». «И мама меня простит», «Полигон».

В то же время появляются композиторы, написавшие музыку к известным мультфильмам, такие как: Евгений Крылатов «Умка», «Зима в простоквашино» (Рис. 29); Геннадий Гладков «Бременские музыканты», «По следам бременских музыкантов», «Новые Бременские». (Рис. 30)

 Другие мастера кукольного объединения по-прежнему уделяют основное внимание детской аудитории: М. Каменецкий - «Самый маленький гном», «Боцман и попугай», «Волк и телёнок», И. Уфимцев - цикл «38 попугаев», В. Дегтярёв - «Как ослик счастье искал», «Новогодняя сказка».

Юрий Норштейн разрабатывает новое технологическое направление - «многоярусную перекладку» и внедряет вместе с оператором А. Б. Жуковским ряд новаторских приёмов. Его фильмы «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», «Ёжик в тумане» (Рис. 31), «Сказка сказок» (Рис. 32) получают мировое признание.

К началу 1980-х годов зрителям становятся известны новые имена: режиссёры Эдуард Назаров («Жил-был пёс» (Рис. 34), «Путешествие муравья») (Рис.33) и Гарри Бардин, экспериментирующий с нетрадиционными фактурами и материалами («Конфликт», «Брэк!» (Рис. 36), «Банкет», «Брак», «Выкрутасы»). (Рис. 35)

Заметно расширились тематические границы студийных работ. Репертуар «взрослеет», студия запускает в производство целый ряд масштабных проектов: «Шинель» Юрия Норштейна, «Геракл у Адмета» А. Петрова и другие.

Как отмечала Юлиана Слащёва: «Последние коммерчески успешные проекты были произведены на студии в 1984 году. Вообще, этот год был очень плодотворным для студии: успешный эпизод про попугая Кешу, тогда же вышел замечательный фильм Иванова-Вано „Сказка о царе Салтане“. После этого — ничего из того, что мы сегодня называем популярной анимацией и что было бы способно завоевать сердца семейной аудитории, стать успешным и зарабатывать для студии деньги».

 

В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ

 

С первых лет «Перестройки» ставится вопрос о реорганизации работы киностудии. В апреле 1988 года внутри «Союзмультфильма» были сформированы пять творческих объединений: «Поиск» (худ. рук. А. Хржановский), «Комикс» (худ. рук. В. Тарасов), «Традиция» (худ. рук. А. Петров), «Детский фильм» (худ. рук. В. Котёночкин), «Объёмно-кукольные фильмы» (худ. рук. В. Курчевский), а также автономная мастерская Юрия Норштейна. Однако, эта структурная форма просуществовала лишь до апреля 1990 года, когда было возвращено разделение студии на ТПО кукольных и рисованных фильмов.

 Среди лучших фильмов, снятых на студии в 1984-1990 годах: «Мартынко» Э. Назарова (Рис. 37), «Возвращение блудного попугая» В. Караваева, «Серый волк энд Красная Шапочка» Г. Бардина (Рис. 38), «Пейзаж с можжевельником» А. Хржановского, «Машенька» С. Олифиренко, «Теремок» С. Косицына, «Подружка» и «Притча о мыши» Е. Гаврилко, «Кот и К°» А. Гурьева, «Нити» И. Максимова, «Медвежуть» А. Туркуса, А. Шелманова, В. Кафанова, «Про любовь и муху» А. Ушакова, «Влюбчивая ворона» М. Муат. (Рис. 39)

К концу 1980-х годов студия переживает сразу несколько кризисов - кадровый, производственный и творческий. Расшатывается производственный механизм, ощущается дефицит мультипликаторов и работников цехов, иссякает творческая атмосфера. С возникновением кооперативного движения, просочившегося и в кинематограф, «Союзмультфильм» окончательно утрачивает лидирующее положение, перестаёт определять лицо отечественной мультипликации. Резко падают объёмы производства, немало мастеров и рядовых сотрудников покидают студию.

 В 1989 году «Союзмультфильм» получил статус арендного предприятия и оставался таковым вплоть до 1999 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.007 с.)