Во славу святыя единосущныя, животворящия и неразделимыя троицы, отца, и сына, и святаго духа: напечатася книга сия, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Во славу святыя единосущныя, животворящия и неразделимыя троицы, отца, и сына, и святаго духа: напечатася книга сия,



Во славу Святыя единосущныя, животворящия и неразделимыя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа: напечатася книга сия,

ИСТОРИЯ

 ВОСКРЕСЕНСКОГО ХРАМА

 В ЛИЦАХ

Автор – составитель:

 катехизатор храма Воскресения Христова

 Светлана Юрьевна Сигалёва

Рекомендовано к публикации Приходским советом храма Воскресения Христова

С. Сямжа Вологодской области

ДВЕ ТЫСЯЧИ ДВАДЦАТЫЙ ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Предисловие

 Мир тебе, и Божие благословение, дорогой читатель.

 

 Вот уже два тысячелетия минуло с тех пор, как сам Господь наш Иисус Христос создал Церковь Свою, - врата же адовы не одолеют её. – Не множество церквей создал, - но единую Святую Соборную и Апостольскую, - предупреждая нас наперёд: «Многие придут под Именем Моим, - но вы не верьте им, а по делам их судите их».

Совсем особенное чувство нетленной жизни испытывает человек, когда сознаёт себя стоящим около действительной святости Церкви. Это длится недолго, а человек в эти минуты ещё не знает, наверное, — находится - ли он сам в этой Святости, то есть в Святой Церкви, на какой–то блаженный миг он чувствует, что стоит около её пречистых стен.

Ибо наше бытие в Церкви — это не право наше, а всегда Чудо и Нечаянная Радость.

Церковь есть тайна преодоления одиночества. Это преодоление должно ощущаться совершенно реально, так что, когда ты стоишь в храме, то тогда только истинно приходишь к стенам Церкви Божией, когда луч любви робко, но и внятно начал растапливать лёд одиночества, и ты уже не замечаешь того, что только что воздвигало вокруг тебя колючую проволоку: ни неверия священника, воображаемого тобой только или действительного, ни злости «уставных старух», ни дикого любопытства двух случайно зашедших парней, ни коммерческих переговоров за свечным ящиком. Через всё это ты идёшь к слепой душе людей, к человеку, который, может быть, через минуту услышит лучшее, чем ты, — голос Человека и Бога: Иисуса Христа.

 В 2019 году исполнилось 200 лет со дня основания нашего  верхнего храма в честь Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (другое название — Воскресение слову́щее). Вместе с Господом, нашим молитвенником и заступником является ещё великомученик Георгий Победоносец. Богу и святому, в разное время жизни храма, посвящены его Престолы.

В данном труде повествуется об истории нашей церкви. Перед твоим мысленным взором пройдёт череда простых людей, оставивших славную память о себе в истории не только храма, но и всей нашей малой Родины. Помяни их имена в своей молитве.

200 лет: люди, судьбы и события… Всё не зря, если жизнь была связана с Богом. Сколько ещё будет стоять храм, известно одному Господу Иисусу Христу, Ему же слава во веки веков. Аминь.

Оглавление

 «Любовь к родному краю, взлелеявшему и вырастившему нередко целые поколения дедов и прадедов наших, только одна эта ЛЮБОВЬ способна выработать того настоящего гражданина, который нам был всегда желателен, а теперь прямо необходим» - Е.Н. Клетнова.

Речь идёт о том, что, не зная истории своей страны, своего родного края, нельзя стать настоящим гражданином. Чтобы возродилась Россия нужно понять, что мы – наследники страны великой культуры и истории.

«Без духовно-нравственного воспитания мы Россию не спасём», - сказал Алексий II. Чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь на нашей планете, надо многое менять. Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг к другу и к окружающему миру. Мы не можем переделать весь мир. Но мы можем изменить в лучшую сторону себя, тем лучше и радостнее будет наше общество. Итак, жизни по заповедям Божьим надо учиться. Нравственность неотделима от понимания Бога и Его промысла о человеке и о его назначении. Недаром говориться, где нет Христа, там нет и нравственности.

Из истории православия

Христианство – одна из трёх мировых религий, возникшая в Палестине в I веке нашей эры. В начале IV века христианство становится государственной религией Римской империи, а к XIV распространяется почти по всей Европе.

В основе христианства лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог послал в мир своего сына, Богочеловека Иисуса Христа, который жил, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек.

Главная книга христиан – БИБЛИЯ.

 Смысл Библии: человек потерял Рай – своё блаженство и счастье, и как к этому Раю можно вернуться.

Слово «Библия», в переводе с греческого, означает - книги. В Библии собраны книги Ветхого и Нового Завета.  Завет – это союз Бога с человеком. Всего 77 книг.

Ветхий Завет включает 50 книг, большинство из которых написано на древнееврейском языке. В них описаны события священной истории от сотворения мира до Рождества Иисуса Христа.

Новый Завет и состоит из 27 книг. Все они написаны на древнегреческом языке. В них рассказывается о жизни и учении Иисуса Христа, а также о судьбе его ближайших учеников, апостолов.

Писалась Библия более 1600 лет (60 поколений). Кто писал Библию? Люди разных слоёв общества, от пастуха до царя, которые проживали на трёх континентах: Азия, Африка и Европа, под непосредственным влиянием Святого Духа.

 

 Xристиане верят в единого Бога, существующего в трёх лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого.

Очень важным для христиан является представление о первородном грехе.

Ещё одна характерная особенность христианства – оно может существовать только в форме Церкви (это или сообщество верующих, или храм, или форма христианской веры).

Все христиане верят в грядущий конец света и во второе пришествие Христа.

Мы, как православные христиане знаем, что в 988 году благоверный князь Владимир крестил Русь.

Одновременно с Крещением Руси возникла Русская Православная Церковь и начинается широкое храмостроительство.

Чтобы окончательно определиться в выборе веры и объединить разрозненные княжества, киевский князь Владимир Красное Солнышко отправил своих послов сначала к магометанам, потом – к немцам, а потом – к грекам. И нигде не почувствовали послы никакой духовной красоты, кроме церковной службы у греков в Софийском соборе. Вот как пишет об этом Нестор-летописец в «Повести временных лет»: «…..и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы; ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми…»

А теперь, давай на минуту представим, что было бы с нами, если бы в 988 году князь Владимир принял бы другую религию, например, ислам.

На месте нашего Воскресенского храма стояла бы мечеть, и молились бы в ней одни мужчины, а женщины бы стояли снаружи и ждали, когда выйдет их «благоверный» муж – один, на четырёх – пяти жён, чтобы покорно сопровождать его до дома.

Если вспомнить историю нашей страны, то с 1237 по 1480 годы наши предки находились под игом татаро – монголов, а к тому времени они уже приняли ислам. Поэтому имели прекрасную возможность пересмотреть вероисповедание наших граждан.

Православие в России претерпело многочисленные удары с разных сторон.  1612 год. Освобождение страны от Польского военного присутствия. А это католицизм. Да, - это христианство, но какое «напичканное» свободой нравов.

Или церковная реформа Петра первого (1721 год), которая имела исключительно разрушительный для российского православия характер, была направлена на подчинение Церкви государству в России, при этом за основу брались образцы протестантских государств, в частности Англии, где король является и руководителем Церкви.

Наш храм.

 Судьбу храма можно сравнить с судьбой человека.

Церковь Воскресения Христа в Бельтяевской Слободе, в Сянжемской трети Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1618 года. Это были два деревянных строения.

XVII – XVIII век в архиве

1626 г. и 1641 г. - упоминается поп Епифаний

1655, 1664, 1671 г. - священник Иларион Иванов

1690 г. 26 ноября по Выборной грамоте прошение об определении в священника Михайловской волости дьячка Сергея Григорьева сына попова.

1695, 1712, 1719, 1721 г. - поп Сергий Григорьев

1719, 1721 - дьячок Иван Афанасьев

1721, 1727 г. - поп Никита Алексеев, дьячок Порфирий Федоров

По КВ 1736 г.: - поп Корнилий Иванов – 30 л., определён в 1733 г.

Дьячок - Порфирий Федоров – 31 г., определён в 1721 г.

Пономарь - Пётр Никитин - 11 лет 7 мес., определён 21 декабря 1732 г.

Архивная запись

В Вологодскую Его Преосвященства Господина Преосвященнейшаго Серапиона Епископа Вологодского и Белозерского Духовную Консисторию Вологодского уезда церкви Воскресения Христова, что в Бельтяеве слободе дьячка Тимофея Перфилиева.

Покорнейшее прошение

Сего 1760 Года апреля Дня просил я именованный о размерении земли при нашей Воскресенской церкви указ. И дан был о том указ Спасова Ефимьева монастыря игумену Варлааму и по тому указу оный игумен приезжал к нашей церкви и промерил всю пашенную землю при нашей церкви во всех трех полях по равенству кому какая часть надлежит и по жеребью где кому полоса досталась. По тому разделу священник Корнилий Иванов, диякон Ияков Корнилиев, дьячек Иван Корнилиев и я именованный с братом своим пономарем Семеном Перфилиевым посеяли в овсяном поле. Священник Петр Никитин по тому игуменскому и нашему общему разделу, которые полосы достались на прежнем ево участке те посеял, а которые не на ево участке достались и выбирая он священник, которые лутчые полосы, посеял, а иные полосы достались моево дьячковского и пономарского брата моего плохие земли и те не посеял. Тако ж и в другом поле на моем участке по жеребью не пахал, а на ево прежнем участке в том же поле, я именованный пахал по своему жеребью. И ходил он священник Петр Никитин к Вологде просить о том, чтоб ему быть на своих прежних полосах. И пришед с Вологды ничего не говоря и указу не обявил и тычки которые при игумене ставлены выбросил и навозом завозил по прежнему владеть. Того ради просим дабы соблаговолено было владеть земли по тем жеребьям и чтоб мне именованному и с братом моим не быть на худой земле одним. О сем моем прошении блогомилостивую резолюцию наложить.

К сему прошению вышеписанной церкви священник Корнилий Иванов руку приложил.
К сему прошению тое ж церкви диакон Ияков Корнилиев руку приложил.

Тое ж церкви дьячек Иван Корнилиев руку приложил."

P.S: Орфография и пунктуация сохранена.

На фото план деления земли между церковными священнослужителями в 1760 году Воскресенской Бельтяевской церкви.

 Из книги историка Башнина Н.В. «Постановления и назначения в Вологодской епархии в 1674 - 1675 годах».

«…Приходское духовенство избиралось приходской общиной. Прихожане составляли мирской приговор об избрании за своими руками и представляли избранного к архиерею для испытания и посвящения… Выбор кандидата проводился всей общиной… При избрании в первую очередь учитывались личные качества кандидата.

…Не все избранные лица получили благословение на поставление от архиепископа Симона.

…Прихожане «Сянжемской трети Бельтяевы слободы Воскресенского приходу» просили, вместо не получившего благословения Григория Ларионова сына Попова, поставить Василия Емельянова сына «прозванием» Хмеленина (документ № 16)…»

 В 1780 году был образован Кадниковский уезд в ходе административной реформы Екатерины II и наша церковь вошла в его состав, где оставалась вплоть до 1929 года.

В 1801 году в прошении священника Александра Алексеева, церковного старосты Федора Симакова и прихожан записано: «Деревянные: холодная (летняя) Воскресенская и тёплая (зимняя) Георгия Великомученика, обветшали...»

 

Устав

Православной Христианской общины при Воскресенской Бельтяево – Слободском храме Кадниковского уезда Вологодской Губернии.

 

Православная приходская община при Воскресенской Бельтяево – Слободской церкви существует непрогрессивно на основании декрета Совнаркома об отделении церкви от государства и о свободе религиозной совести.

Община имеет целью, совместное осуществление, поставленных группой верующих православного исповедования, задач по удовлетворению религиозных потребностей.

Означенной цели община достигает следующими средствами:

1. Уплатою взимаемаго налога и содержанием приходского храма.

2. Общим участием его членов в Богослужении.

3. Содержанием приходского причта.

а) Ведением общего церковного хозяйства.

4. Состав общины.

а) Участием в обще-епархиальной и обще-церковной жизни православных приходов.

б) Клир приглашается приходской общиной и утверждается Епископом.

в) Правомочными членами общины, кроме клира, являются верующие православные христиане, после 18 лет подписавшие настоящий устав и принимающие действительное участие в приходской жизни.

Примечание: 1-е. Лица, не выполнившие на себя настоящим уставом обязанности и не находившиеся в тесном евхаристическом единении с приходской общиной во главе с её духовным руководителем, исключаются из состава общины.

  Примечание: 2-е. Исключение из общины делается по постановлению общего приходского собрания количеством голосов не менее законного числа собравшихся.

5. Управление приходской общиной принадлежит общему приходскому собранию, которое выбирает из своей среды в качестве исполнительного органа приходской Совет.

6. Приходской Совет состоит из клира, определяемым по количеству общим приходским собранием в зависимости от наличия состава членов общины от 5 до 12 человек.

7. Председателем приходского Совета и общего приходского собрания состоит священник как главный руководитель духовной жизни прихода.

На приходской Совет возлагается:

- Подготовка дел к общему приходскому собранию и исполнение постановлений собрания;

- Заведывание делами приходского хозяйства и денежными средствами общины;

- Оставление проектов, смет и раскладок;

- Свидетельствование приходо – расходных книг;

- Ведением списков прихожан;

- Забота о поддержании благолепия и порядка в храмовых помещениях.

8. Направление приходской благотворительности

9. Исполнителем воли приходского Совета является особый приходской Староста, выделяемый приходским Советом из своего состава.

На обязанности приходского Старосты преимущественно лежит хранение и расходование церковных сумм под отчётом приходскому Совета и общему приходскому собранию.

10. Денежные операции прихода совершаются:

а) Из добровольных членских взносов прихожан;

б) Из особых частных пожертвований на храм, причт или на приходские организации;

в) От хозяйственных операций прихода.

Примечание: Беднейшие прихожане от взносов освобождаются.

11. В отношении политическом, община не принимает на себя обязательства.

а) Отвечает круговой порукой за целость и сохранность церковного имущества;

б) Не допускает никаких, враждебных власти, политических выступлений под религиозным флагом проповедей или собраний, не имеющих чисто религиозной основы.

12. Приходская община закрывается или переписывается к другому приходу при малой численности прихожан; при полной невозможности содержать в порядке храмовое помещение и материально обезпечить храм.

13. Закрытие совершается по постановлению приходского собрания и по решению гражданской власти.

 

Р. S.: Орфография и пунктуация Устава сохранена.

Фонд № 1063, ед.хр. 1282

Священники

Диаконы

1740 -? – Иаков Корнилиев - (1760 - 1795)

? -? - Пётр Дмитриев - (-1773-)

? -? - Василий Васильев - (1815 - 1816)

1778 -1851 - Василий Васильевич Белышев - (1815 - 1836)

? -? -  Павел Иванов Непеин - (1836 - 1867)

1820 - 1851 - Александр Семёнов Соболев - (1842 - 1851)

1846 - 1916 -  Павел Александров Соболев - (1867 - 1916)

? -? -  Павел Соколов - (-1885-)

Дьячки

?-? - Иоанн Афанасьев - (1719 - 1721)

1705 -? – Порфирий Фёдоров – (1721 - 1736)

1731 - 1786 - Тимофей Перфилиев - (-1760 - 1786)

? -? – Иоанн Корнилиев – (- 1760 -)

1757 -? - Пётр Иванов - (1786 - 1815)

1770 - 1847 - Иоанн Тимофеев Бельтяевский - (1786 - 1815)

1804 -? - Ириней Иванов Миловидов - (1827 - 1851)

? -? - Андрей Яковлев Белышев - (1836 - 1847)

1814 - 1898 - Ираклион Николаев Сиземский - (1847 - 1894)

Пономари

1725 -? - Пётр Никитин - (1732 - 1736)

1742 -? - Семион Перфилиев - (-1760 - 1795)

1750 -? - Иустин Петров - (1782 - 1815)

1799 -? - Иоанн Александрович Смирнов

1794 -? - Иоанн Семёнов Сиротин - (1810 - 1851)

?-? - Алексий Дмитриев Остроконский - (1836)

1824 - 1851 - Иосиф (Осип) Семёнов Костров - (1841-1851)

?-? – Иосиф Иванов Янусов (1847 - 1851)

Псаломщики

? -? -  Павел Соколов - (1867 - 1885)

? - 1901 - Александр Алексеев Копосов - (1871 - 1894)

? - Александр Розов – (-1894-)

1845 - 1916 - Александра Варсонофьевна Сиземская - (? - 1916)

1888 -? - Михаил Иванович Бабушкин - (1909 - 1930)

Священноархимандрит Алексий

(священноархимандрит – это управляющий монастырём архиерей)

происхождение: сын священника Воскресенской Лещевской церкви Кадниковского у. Михаила Георгиева Соколова.

образование: ВДС (1860 г.) - Выписка из Именной ведомости об учениках, кончивших курс Вологодской семинарии и подведомых училищ после испытаний в июле 1860 года и уволенных в Епархиальное ведомство -л.137об-1509об Вологодская семинария, высшее отделение, 1 класс, 1 разряд

1.6.1861 - рукоположен во священника к Воскресенской Бельтяевской церкви. В это время о. Александру 21 год. В 1865 г.: сверхштатный. 30 августа 1865 г. за честное и скромное поведение, за преимущественное пред сверстниками его образование и за усердную пастырскую службу, при совершении молебствия Его Преосвященством в Усть-Рецкой церкви награждён набедренником. В августе 1899 г., согласно прошению, уволен за штат. 23.12.1899 пострижен в монашество. Умер 5 сентября 1912 г.

ВЕВ. - 1865, №14, с. 111; 1865, №20, с. 166; 1874, №6, с. 81; 1875, №11, с. 136; 1877, №14, с. 220; 1885, №19, с. 297; 1889, №7-8, с. 98; 1912, №21, прибавления.

 

Династия Соколовых

Протоиерей Михаил Соколов - священник Воскресенской Лещевской церкви Кадниковского уезда. Протоиерей Александр Михайлович Соколов – священник Бельтяевской слободской церкви в Сямже. В будущем, священноархимандрит Алексий. И его три сына – Константин, Александр и Анатолий – священнослужители РПЦ.

 Отец Александр (Александр Михайлович Соколов) –

 один из первых студентов Вологодской семинарии. Год окончания – 1860.

Отец Александр тридцать восемь лет окормлял Воскресенский приход. Здесь батюшка положил свои лучшие силы, здесь развернул и богатство души своей. Было за что любить отца Александра. Скромный, всем доступный, отзывчивый в нужде, он всем был отцом, братом, другом. На свои обязанности служебные он всегда смотрел, как на святой, великое дело, и выполнял их со всею исправностью. Часто случалось, что в дальние деревни приходилось идти ему пешком, если не было крестьянской лошади (сам он обходился без собственной лошади). И это глубоко ценили в нём мужички. Сам пастырь был весьма скромен в домашней жизни, но трудолюбив и трезв, и в этом отношении он был примером для своих пасомых. Живя среди земледельцев и сам будучи хорошим хозяином, батюшка много помогал крестьянам своими полезными указаниями и советами в области сельского хозяйства. Крестьяне приглядывались к батюшке, когда у него начиналась какая – то сельская работа, и в зависимости от него начинали свои труды. Нередко мужички пользовались от отца Александра и медицинском советом, и лекарством из его небольшой аптечки, в чём помогала батюшке его достойная супруга Анна Ивановна (В доброе, старое время в духовных семинариях преподавались и медицина, и сельское хозяйство, в разных его отраслях).  Просящие и материальной помощи не уходили от него с пустыми руками. Любили отца Александра и соседние батюшки, часто выбиравшие его в депутаты по училищным делам, любил и причт (Причт – штат священнослужителей (священники и диаконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т. д.) одного прихода (храма). Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем). К сожалению, были и такие типы среди Бельтяевских причетников, столь часть злоупотреблявшие алкоголем, пьяной бранью и небрежным отношением к своим обязанностям, что только удивительное терпение, незлобие и снисходительность настоятеля спасали их от суда и следствия, и лишения мест. «Гори монастырь, да не от меня!» - любил поговаривать о. Александр. И никому не делал, сознательно, неприятности, хотя бы в виде заслуженного наказания. Скромность и застенчивость были основными характерными чертами о. Александра. Он избегал общества, не терпел шумихи, пышности.

Почерк о. Александра Соколова

  По скромности, о. Александр отказался даже от благочиннической должности, чем вызвал неудовольствие епископа Вологодского и Устюжского Израиля (Никулицкого). Тихо, мирно текла жизнь о. Александра с Анной Ивановной. Но вот пришла в их дом смерть: и один поемлется, другой оставляется … Немного похворав, скончалась его супруга. Женщина богобоязненная, благочестивой жизни. Овдовев, отец Александр получив последний совет от умирающей супруги: - «Иди в монастырь...». Так было брошено зерно монашества в скорбную душу. Решение оставить мир с годами зрело, созрело и окрепло. Не было только внешнего повода оставить приход. Но и повод явился: окончил духовную семинарию младший и последний сын о. Александра. Естественно, настоятель надумал передать своё пастырское дело по Бельтяевой Слободе своему сыну. Промысл Божий ускорил процесс этой передачи. Епископ Алексий, весьма наблюдательный человек и мудрый администратор, при первом посещении Бельтяевской Слободы, обратил особое внимание на о. Александра. От глаз владыки не укрылось настроение последнего. Осторожно подошёл он к внутреннему миру о. Александра, вызвал на откровенный разговор и завязал дружеские отношения. Оставшись вполне довольным ревизией храма и церковной отчётности, владыка Алексий выразил о. Александру свою архипастырскую благодарность за устройство прихода и приходского храма, на украшение которого батюшка жертвовал немало из личных средств. А потом владыка стал заезжать в Бельтяевскую Слободу без особых маршрутов и совершенно неожиданно для бельтяевцев. Беседы с епископом Алексием привели к быстрому завершению давнишней мечты о. Александра о монашестве. В сентябре 1897 г. был дан ему помощник - в лице сына Анатолия, определённого сверхштатным священником. А с августа 1899 года о. Александр, согласно прошению, был уволен за штат, с назначением на его место о. Анатолия.  23 декабря 1899 года, после 3-х месячного испытания, в Григориево-Пельшемском Лопотове монастыре, Кадниковского уезда, был пострижен в монашество с именем Алексий.

Но недолго новопостриженный иеромонах Алексий оставался в Лопотове монастыре. Сам он мечтал найти здесь покой себе от многолетних, тяжёлых трудов сельского священника. Однако промысел Божий предназначил ему новые труды на ином поприще. 17 апреля 1900 года о. Алексий был вызван в Заоникиеву обитель для исполнения настоятельских обязанностей. Через год после этого, в 1901 году был утверждён Священным Синодом в должности настоятеля и возведён в сан архимандрита (окормлял мужской монастырь).

Свою задачу, какую поставило ему ближайшее начальство, о. Алексий выполнил успешно; внутренняя жизнь обители была им упорядочена и благосостояние монастыря поднялось. По представлению епископа Алексия, Св. Синод преподал энергичному настоятелю Владимирской пустыни благословение. К тому времени освободилась вакансия настоятеля Свято – Духова г. Вологды монастыря. Обитель в то время нуждалась в некотором устроении. Кто сумеет быстро привести в должный порядок монастырь? И вот мысль владыки Алексия вторично останавливается на испытанном друге – архимандрите Алексие. По своей скромности, о. Алексий долго отклонял от себя эту честь, но волею начальства и изволением Божиим архимандрит Алексий становится настоятелем Свято – Духова монастыря.

Вновь закипела работа. Сам, истинный монах, во всём себе отказывавший, новый настоятель упростил жизнь братии. Возродились монастырские длинные службы, хозяйство монастыря скоро было приведено в порядок. Признательное начальство снова преподало о. Алексию благословение Св. Синода и наградило орденом Св. Анны 2 степени. Настоятель не только погасил долги, лежавшие на монастыре, но и скопил некоторую сумму на обновление монастырских зданий. Только выполнить это дело было суждено уже приемнику о. Алексия.

В 1903 году владыку Алексия постигла болезнь – парализовало часть ноги и горла. Несмотря на недуг, своё пастырское служение отец Алексий нёс исправно, но не без тягости для себя. Несколько раз пытался подать прошение об отставке епископу Алексию, но тот и слышать не хотел об этом. И только в 1906 году, когда сам владыка Алексий сошёл с Вологодской кафедры, и занял её епископ Никон, отец Алексий ушёл с настоятельского поста. От своей последней должности он официально отчислен был 28 марта 1907 г. С тех пор он затворился в своей келье, в том же Духове монастыре, и медленно умирал для земной жизни в продолжение 5½ лет, кажется, всеми забытый, заброшенный. 50-летний юбилей его служения, приходившийся на 1-е июня 1911 г., прошёл никем не отмеченным... 40-летие же в своё время ознаменовала прежняя его паства: бельтяевцы поднесли своему любимому батюшке образ Всемилостивого Спаса.

Последние годы жизни отца архимандрита Алексия были омрачены новым недугом: он ослеп. Это ужасно гнело, печалило покойного, так как лишало его возможности служить, читать и смотреть на мир Божий. Он стал тяготиться своею жизнью и усердно молить Господа о ниспослании ему скорой кончины. Чувствуя близость вечности, о. Алексий усиленно готовился к ней. Он приготовил себе погребальное облачение, памятную записку об имуществе, указал место своего вечного упокоения. Обычно во время Всенощного бдения и Литургии он мысленно воспроизводил хорошо знакомое Богослужение, читал и пел про себя молитвы и песнопения.

Умер старец архимандрит Алексий, после пропетой им, таким образом, Литургии, 5 сентября 1912 года, в возрасте 73 лет. Ещё в августе о. Алексий исповедовался и причастился Святых Христовых Таин и соборовался. В последний день его земной жизни чувствовал себя сравнительно бодро. Отказавшись от повседневной пищи, он вкушал только молоко. И в тот день выпил только кружку молока. Ударили в колокол к обедне. Отец Алексий отпустил в церковь обоих послушников, которые находились при нём, а сам лёг в постель, по немощи и принялся за умную молитву. Послушники накрыли его одеялом и ушли. Вернувшись в келью около 12 часов дня, они не услышали обычного окрика больного: - «Кто пришёл?». Это обстоятельство их встревожило, и они заглянули в комнату старца. Но там уже бездыханно лежал о. Алексий. Выражение его лица спокойное, общий вид – благообразен. Руки были крестообразно сложены на груди самим архимандритом. Так отошёл в вечность много потрудившийся старец.

Погребение старца было совершено 7 сентября 1912 года, с некоторой поспешностью. Отпевание совершал викарный епископ Антоний, преемник о. Алексия по настоятельству в Духовом монастыре. На погребение собралось немного народа, так как мало кто знал о смерти о. Алексия. Кроме старшего его сына, Пеньевского священника о. Константина с семьёй, не было ни других сыновей, ни родственников.

После упокоения старца не осталось капитала. Те, небольшие сбережения, какие у него были ко времени пострижения в монашество, он самолично разослал по разным благотворительным учреждениям и церквам. Часть денег, до 2000 рублей, незадолго до смерти была передана о. Алексием старшему сыну – отцу Константину, для раздачи по монастырям и церквам. Другая часть их, до 800 рублей, отдана была лично отцом Алексием приемнику настоятелю Свято - Духова монастыря, на поминовение старца и на устройство приличного памятника на его могиле.

Могила священноархимандрита находится в ограде Свято - Духова монастыря, среди братских могил, недалеко от зимней церкви – на восток, почти у самого входа в часовню преп. Галактиона Вологодского, где старец в былое время любил подолгу сидеть и думать о вечности.

(Епархиальные ведомости от 01.11.1912 г. № 21)

Свято-Духов мужской монастырь был основан в начале XVII века преподобномучеником Галактионом, Вологодским чудотворцем. Он расположен в центре Вологды, в квартале между улицами Герцена, Предтеченской, Чехова и Пушкинской, рядом со стадионом "Динамо". В начале XX века на территории монастыря находились 2 каменных храма - собор в честь Сошествия Святого Духа и церковь в честь иконы Знамения Божией Матери, где находились мощи преп. Галактиона. После революции монастырь был закрыт, Знаменский храм полностью разрушен, в уцелевших зданиях разместились органы НКВД. В 1918 году была создана тюрьма для священников, проводились пытки и расстрелы "Врагов народа", на месте разровненного монастырского кладбища создали футбольное поле, а постройки монастыря переделали под стадион "Динамо". В наше время монастырь возрождается к духовной жизни. Указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия от 13 октября 2016 г. образовано архиерейское подворье "Свято-Духов мужской монастырь". Настоятелем назначен иеромонах Александр (Чеборов).

Протоиерей Анатолий Соколов

происхождение: младший сын священника Бельтяевской Слободской Воскресенской церкви Александра Михайловича Соколова.

дата рождения: 13.03.1877

образование: ВДС (1897 г.)

 

За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). - Архангельск, 2006. - С. 518.

Анатолий Александрович Соколов родился 13 марта 1877 года в деревне Поповка Бельтяевской волости. 15 ноября 1897 года, после окончания Вологодской духовной семинарии, был определён сверхштатным священником к Бельтяевской Слободской Воскресенской церкви Кадниковского уезда Вологодской епархии. В августе 1899 г. назначен штатным священником. Законоучительствовал в Бельтяевском земском училище, преподавая Закон Божий. Не раз за усердную службу он был награждён: грамотой, медалью за участие во всеобщей переписи населения, набедренником (четырёхугольный пласт с изображением креста, который даётся в виде первой награды священнику и носится на бедре с правой стороны), скуфьёю за пастырскую работу (головное покрытие православного священника, жалуемое ему как награда). 14 мая 1927 года награждён саном протоиерея.

Немало сил священник  приложил в открытие в 1907 году библиотеки при храме, насчитывавшей 127 томов книг не только церковного содержания, но и классиков.

Отец Анатолий был женат на дочери крестьянина Михаила Копылова из прихода Георгиевской Рубежской церкви. Жена Пульхерия Михайловна (1878-1942 г.г.),  окончила Вологодское женское епархиальное училище. Она помогала мужу, проводя занятия в школе грамоты, которая была открыта в храме в 1897 году.

Почерк о. Анатолия Соколова

Семья жила в большом красивом доме, напротив церкви (погост Поповка).

При церкви имелась 81 десятина 160 квадратных саженей земли, в том числе 37 десятин 100 квадратных саженей и 11 десятин 124 квадратных сажени сенокосов и огородов. Сеяли рожь, овёс, ячмень, пшеницу, горох, лен, выращивали огородные культуры: огурцы, морковку, капусту. Содержали 2 лошадей, 2 коров, куриц. Трудились всей семьёй.

После революции по всей стране прокатилась волна закрытия и разрушения храмов и монастырей, осквернение святых икон и мощей, массовых арестов, пыток, ссылок и казней как служителей РПЦ, так и мирян, не желавших предавать свою веру.

    В 1929 году отца Анатолия за "контрреволюционную агитацию" арестовали, имущество конфисковали, дом отобрали и заняли под больницу. Жена и дети остались без жилья, их приютили добрые люди. Арестованного священника довезли только до Харовской железнодорожной станции, что в 58 км от села Сямжа, и отпустили. Он вернулся, и семья перебралась в деревню Олеховская.

На данном фото вы видите отпевание старосты храма Воскресения Христова - Александра Андреевича Денисова, которое было совершено в 1929 году. Родился Александр в 1880 году, в д. Ордино. Женился на Глафире Ивановне. Проживали в д. Дьяковская в большом двухэтажном доме, где первый этаж был кирпичный. Сосед позавидовал месту проживания и А. Денисов поменялся с ним домами. Через некоторое время тот дом сгорел, а обменный домик служит до сих пор. Верой и правдой Александр выполнял обязанности старосты в Воскресенском храме, но умер в возрасте 49 лет. Похоронен под берёзой, рядом с храмом (около церковной лавки).

На фото присутствуют - протоиерей Анатолий Соколов, диакон Михаил Попов и прихожане церкви (на переднем плане родственники Л.В. Кадыровой, проживавшие в д. Дьяковская. А.А. Денисов – дед Людмилы Викторовны). Храм закроют в 1936 году, но служебные требы отец Анатолий продолжал выполнять вплоть до 1937 года, до полного ареста.

В 1930 г. – отец Анатолий вновь был арестован, за укрытие излишков хлеба. В том же году он выступал против закрытия Воскресенской церкви. В 1934 г. - противодействовал снятию колоколов с церкви. В 1935 г. - судим за укрывательство разменной серебряной монеты.

В 1936 году отцу Анатолию было выдано свидетельство о рождении. К этому времени ему было уже 59 лет.

25.09.1937 - арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации": оказывал материальную помощь ссыльному духовенству; совершал богослужения в домах прихожан. 08.10.1937 - по постановлению особой тройки УНКВД заключён в ИТЛ на 10 лет. Наказание отбывал в Каргопольлаге, пос. Североонежск Плесецкого р-на Архангельской обл. 08.12.1937 - умер в местах лишения свободы. Похоронен в лагпункте №2, квартал 88 Волошского участка, могила №2. Всем, проходящим по церковным делам, предъявлялись обвинение по 58 статье Уголовного Кодекса РСФСР, в основном, пункты 10 и 11 («антисоветская агитация» и «контрреволюционная деятельность»).

03.08.1989 - реабилитирован посмертно.

Семья протоиерея Анатолия Соколова была богата на детей. Семь подарков от Бога - пять сыновей и две дочери.

На фото: сыновья - Николай, Сергей, Алексей.

Валентин Анатольевич: 08.1911 - 5.08.1912 (умер от поноса в младенчестве)

Алексей Анатольевич: 8.05.1902 - 14.09.1964

Елена Анатольевна: 4.10.1906 - 22.12.1988

Николай Анатольевич: 13.11.1908 - 22.09.1975

Валериан Анатольевич: 1913 - 194х (погиб на войне)

Вера Анатольевна: 26.07.1916 - 10.05.2006

Сергей Анатольевич: 1.05.192



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.143 с.)