Воскресенская Бельтяево-Слободская ц., л. 364 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воскресенская Бельтяево-Слободская ц., л. 364



-л.367об Священник Иоанн Матфеев Юлин 57 л., природой Вельского у., Михаило-Архангельской ц. умершего дьячка Матфея Андреева сын. По окончанию курса ВС уволен с аттестатом 2 разряда и 15.08.1819 г. посвящен в священника на настоящее место и грамоту имеет. 23.06.1842 г. награжден набедренником. Судим и штрафован не был. Ни с кем не в родстве. Жена Пелагея Александрова 54 л. Дети: Манефа, 26, Евгений,19 - обучается в среднем отделении ВС на содержании отца.

- Диакон Александр Семенов Соболев 31 г., КУ Сиемско-Раменской Спасской церкви умершего пономаря Семена Григорьева Соболева сын. По исключению из низшего отделения ВС 23.10.1842 г. посвящен в диакона на настоящее место и грамоту имеет. Судим и штрафован не был. Ни с кем не в родстве. Жена Афанасия Васильева 37 л., Дети: Павел, 5, Евгений, 4, Александра, 8 мес.

-л.368об Дьячок Ираклион Николаев Сиземский 37 л., КУ Пустораменской Николаевской церкви пономаря Николая Никифорова сын. По окончанию высшего отделения ВДУУ 11.03.1834 г. определен на дьяческое место Вельского у., к Дягилегорской Воскресенской церкви и посвящен в стихарь. 4.12.1837 г. переведен на настоящее место; грамоту и переходный указ из ВДК имеет. Ни с кем не в родстве. Судим и штрафован не был.
Жена Евдокия Иванова 35 л. Дети: Федор Сиземский, 15 - обучается в низшем отделении ВДУУ на содержании отца Александра, 13, Фивея, 9, Василий, 4, Надежда, 2

- Пономарь Иван Семенов Сиротин 54 л., сей церкви умершего пономаря Семена Порфирьева сын. Обучался в российском классе ВС по прежнему образованию. В 1810 г. определен и посвящен в стихарь к сей церкви. Судим и штрафован не был. Жена Мария Васильева 57 л. Дочь Мария, 37.
Дьячку Иринею Миловидову, по умершей жене того, - шурин.

-л.369об - 2-й священник Андрей Диомидов Корбангский 51 г., природой КУ Корбангской Георгиевской ц. умершего пономаря Диомида Иванова сын. По окончанию ВС с аттестатом 2 разряда 15.08.1824 г. - 11.10.1825 г. посвящен в священника на настоящее место и грамоту имеет. 12.06.1842 г. награжден набедренником; 16.03.1847 определен депутатом. Судим и штрафован не был. Жена Параскева Иванова 48 л. Дети: Еванфия, 21; Мария, 19: Анна, 17; Катерина, 15; Анатолий Корбангский, 13 - обучается в низшем отделении ВДУУ на содержании отца; Павла, 10; Клавдия, 7. Пономарю Осипу Кострову, по жёнам их, - дядя.

- 2-й дьячок Ириней Иванов Миловидов 47 л., природой Вельского у., Иоанно-Слободской Благовещенской ц. умершего дьячка Ивана Петрова сын. По исключению из 2 приходского класса ВДУУ 15.03.1823 г. определен в звонаря Вологодского Кафедрального Софийского собора; 19.03.1827 г. переведен на настоящее место и грамоту имеет. Судим и штрафован не был. Двоежен. Жена Мария Петрова 42 л. Дети: Людмила, 19; Серафима, 5; От 1-й умершей жены, дочь Клавдия Иринеева, 21. Пономарю Ивану Сиротину, по первой умершей жене своей, - зять.

-л.370об - 2-й пономарь Иосиф Семенов Костров 27 л., природой ВУ Глухораменской Покровской ц. дьячка Семена Андреева Кострова сын. По исключению из высшего отделения ВДУУ в 1841 г. определен на настоящее место, 6.10.1842 г. посвящен в стихарь и грамоту имеет. Судим и штрафован не был. Жена Мария Александрова 27 л. Дети: Анна, 5; Аполлоний, 3; Александр, 3 мес. Священнику Андрею Диомидову Корбангскому, по жёнам их, - племянник.

Заштатные:

- вдовая попадья Настасья Устинова 73 л., бывшего в сем причте священника Иоанна Иоаннова Юшкова жена. Живет в доме зятя своего, священника Диомида Корбангского, на его содержании и пропитании. Священнику Корбангскому - тёща, а пономарю Осипу Кострову, - бабка по жене.

- уволенный от должности, приходский диакон Василий Васильев Белышев 73 л. Проживает в доме зятя своего, диакона Александра Семенова Соболева, на его содержании и пропитании. Жена - Евдокия Петрова, 73 л.

Священноархимандрит Алексий

(священноархимандрит – это управляющий монастырём архиерей)

происхождение: сын священника Воскресенской Лещевской церкви Кадниковского у. Михаила Георгиева Соколова.

образование: ВДС (1860 г.) - Выписка из Именной ведомости об учениках, кончивших курс Вологодской семинарии и подведомых училищ после испытаний в июле 1860 года и уволенных в Епархиальное ведомство -л.137об-1509об Вологодская семинария, высшее отделение, 1 класс, 1 разряд

1.6.1861 - рукоположен во священника к Воскресенской Бельтяевской церкви. В это время о. Александру 21 год. В 1865 г.: сверхштатный. 30 августа 1865 г. за честное и скромное поведение, за преимущественное пред сверстниками его образование и за усердную пастырскую службу, при совершении молебствия Его Преосвященством в Усть-Рецкой церкви награждён набедренником. В августе 1899 г., согласно прошению, уволен за штат. 23.12.1899 пострижен в монашество. Умер 5 сентября 1912 г.

ВЕВ. - 1865, №14, с. 111; 1865, №20, с. 166; 1874, №6, с. 81; 1875, №11, с. 136; 1877, №14, с. 220; 1885, №19, с. 297; 1889, №7-8, с. 98; 1912, №21, прибавления.

 

Династия Соколовых

Протоиерей Михаил Соколов - священник Воскресенской Лещевской церкви Кадниковского уезда. Протоиерей Александр Михайлович Соколов – священник Бельтяевской слободской церкви в Сямже. В будущем, священноархимандрит Алексий. И его три сына – Константин, Александр и Анатолий – священнослужители РПЦ.

 Отец Александр (Александр Михайлович Соколов) –

 один из первых студентов Вологодской семинарии. Год окончания – 1860.

Отец Александр тридцать восемь лет окормлял Воскресенский приход. Здесь батюшка положил свои лучшие силы, здесь развернул и богатство души своей. Было за что любить отца Александра. Скромный, всем доступный, отзывчивый в нужде, он всем был отцом, братом, другом. На свои обязанности служебные он всегда смотрел, как на святой, великое дело, и выполнял их со всею исправностью. Часто случалось, что в дальние деревни приходилось идти ему пешком, если не было крестьянской лошади (сам он обходился без собственной лошади). И это глубоко ценили в нём мужички. Сам пастырь был весьма скромен в домашней жизни, но трудолюбив и трезв, и в этом отношении он был примером для своих пасомых. Живя среди земледельцев и сам будучи хорошим хозяином, батюшка много помогал крестьянам своими полезными указаниями и советами в области сельского хозяйства. Крестьяне приглядывались к батюшке, когда у него начиналась какая – то сельская работа, и в зависимости от него начинали свои труды. Нередко мужички пользовались от отца Александра и медицинском советом, и лекарством из его небольшой аптечки, в чём помогала батюшке его достойная супруга Анна Ивановна (В доброе, старое время в духовных семинариях преподавались и медицина, и сельское хозяйство, в разных его отраслях).  Просящие и материальной помощи не уходили от него с пустыми руками. Любили отца Александра и соседние батюшки, часто выбиравшие его в депутаты по училищным делам, любил и причт (Причт – штат священнослужителей (священники и диаконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т. д.) одного прихода (храма). Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем). К сожалению, были и такие типы среди Бельтяевских причетников, столь часть злоупотреблявшие алкоголем, пьяной бранью и небрежным отношением к своим обязанностям, что только удивительное терпение, незлобие и снисходительность настоятеля спасали их от суда и следствия, и лишения мест. «Гори монастырь, да не от меня!» - любил поговаривать о. Александр. И никому не делал, сознательно, неприятности, хотя бы в виде заслуженного наказания. Скромность и застенчивость были основными характерными чертами о. Александра. Он избегал общества, не терпел шумихи, пышности.

Почерк о. Александра Соколова

  По скромности, о. Александр отказался даже от благочиннической должности, чем вызвал неудовольствие епископа Вологодского и Устюжского Израиля (Никулицкого). Тихо, мирно текла жизнь о. Александра с Анной Ивановной. Но вот пришла в их дом смерть: и один поемлется, другой оставляется … Немного похворав, скончалась его супруга. Женщина богобоязненная, благочестивой жизни. Овдовев, отец Александр получив последний совет от умирающей супруги: - «Иди в монастырь...». Так было брошено зерно монашества в скорбную душу. Решение оставить мир с годами зрело, созрело и окрепло. Не было только внешнего повода оставить приход. Но и повод явился: окончил духовную семинарию младший и последний сын о. Александра. Естественно, настоятель надумал передать своё пастырское дело по Бельтяевой Слободе своему сыну. Промысл Божий ускорил процесс этой передачи. Епископ Алексий, весьма наблюдательный человек и мудрый администратор, при первом посещении Бельтяевской Слободы, обратил особое внимание на о. Александра. От глаз владыки не укрылось настроение последнего. Осторожно подошёл он к внутреннему миру о. Александра, вызвал на откровенный разговор и завязал дружеские отношения. Оставшись вполне довольным ревизией храма и церковной отчётности, владыка Алексий выразил о. Александру свою архипастырскую благодарность за устройство прихода и приходского храма, на украшение которого батюшка жертвовал немало из личных средств. А потом владыка стал заезжать в Бельтяевскую Слободу без особых маршрутов и совершенно неожиданно для бельтяевцев. Беседы с епископом Алексием привели к быстрому завершению давнишней мечты о. Александра о монашестве. В сентябре 1897 г. был дан ему помощник - в лице сына Анатолия, определённого сверхштатным священником. А с августа 1899 года о. Александр, согласно прошению, был уволен за штат, с назначением на его место о. Анатолия.  23 декабря 1899 года, после 3-х месячного испытания, в Григориево-Пельшемском Лопотове монастыре, Кадниковского уезда, был пострижен в монашество с именем Алексий.

Но недолго новопостриженный иеромонах Алексий оставался в Лопотове монастыре. Сам он мечтал найти здесь покой себе от многолетних, тяжёлых трудов сельского священника. Однако промысел Божий предназначил ему новые труды на ином поприще. 17 апреля 1900 года о. Алексий был вызван в Заоникиеву обитель для исполнения настоятельских обязанностей. Через год после этого, в 1901 году был утверждён Священным Синодом в должности настоятеля и возведён в сан архимандрита (окормлял мужской монастырь).

Свою задачу, какую поставило ему ближайшее начальство, о. Алексий выполнил успешно; внутренняя жизнь обители была им упорядочена и благосостояние монастыря поднялось. По представлению епископа Алексия, Св. Синод преподал энергичному настоятелю Владимирской пустыни благословение. К тому времени освободилась вакансия настоятеля Свято – Духова г. Вологды монастыря. Обитель в то время нуждалась в некотором устроении. Кто сумеет быстро привести в должный порядок монастырь? И вот мысль владыки Алексия вторично останавливается на испытанном друге – архимандрите Алексие. По своей скромности, о. Алексий долго отклонял от себя эту честь, но волею начальства и изволением Божиим архимандрит Алексий становится настоятелем Свято – Духова монастыря.

Вновь закипела работа. Сам, истинный монах, во всём себе отказывавший, новый настоятель упростил жизнь братии. Возродились монастырские длинные службы, хозяйство монастыря скоро было приведено в порядок. Признательное начальство снова преподало о. Алексию благословение Св. Синода и наградило орденом Св. Анны 2 степени. Настоятель не только погасил долги, лежавшие на монастыре, но и скопил некоторую сумму на обновление монастырских зданий. Только выполнить это дело было суждено уже приемнику о. Алексия.

В 1903 году владыку Алексия постигла болезнь – парализовало часть ноги и горла. Несмотря на недуг, своё пастырское служение отец Алексий нёс исправно, но не без тягости для себя. Несколько раз пытался подать прошение об отставке епископу Алексию, но тот и слышать не хотел об этом. И только в 1906 году, когда сам владыка Алексий сошёл с Вологодской кафедры, и занял её епископ Никон, отец Алексий ушёл с настоятельского поста. От своей последней должности он официально отчислен был 28 марта 1907 г. С тех пор он затворился в своей келье, в том же Духове монастыре, и медленно умирал для земной жизни в продолжение 5½ лет, кажется, всеми забытый, заброшенный. 50-летний юбилей его служения, приходившийся на 1-е июня 1911 г., прошёл никем не отмеченным... 40-летие же в своё время ознаменовала прежняя его паства: бельтяевцы поднесли своему любимому батюшке образ Всемилостивого Спаса.

Последние годы жизни отца архимандрита Алексия были омрачены новым недугом: он ослеп. Это ужасно гнело, печалило покойного, так как лишало его возможности служить, читать и смотреть на мир Божий. Он стал тяготиться своею жизнью и усердно молить Господа о ниспослании ему скорой кончины. Чувствуя близость вечности, о. Алексий усиленно готовился к ней. Он приготовил себе погребальное облачение, памятную записку об имуществе, указал место своего вечного упокоения. Обычно во время Всенощного бдения и Литургии он мысленно воспроизводил хорошо знакомое Богослужение, читал и пел про себя молитвы и песнопения.

Умер старец архимандрит Алексий, после пропетой им, таким образом, Литургии, 5 сентября 1912 года, в возрасте 73 лет. Ещё в августе о. Алексий исповедовался и причастился Святых Христовых Таин и соборовался. В последний день его земной жизни чувствовал себя сравнительно бодро. Отказавшись от повседневной пищи, он вкушал только молоко. И в тот день выпил только кружку молока. Ударили в колокол к обедне. Отец Алексий отпустил в церковь обоих послушников, которые находились при нём, а сам лёг в постель, по немощи и принялся за умную молитву. Послушники накрыли его одеялом и ушли. Вернувшись в келью около 12 часов дня, они не услышали обычного окрика больного: - «Кто пришёл?». Это обстоятельство их встревожило, и они заглянули в комнату старца. Но там уже бездыханно лежал о. Алексий. Выражение его лица спокойное, общий вид – благообразен. Руки были крестообразно сложены на груди самим архимандритом. Так отошёл в вечность много потрудившийся старец.

Погребение старца было совершено 7 сентября 1912 года, с некоторой поспешностью. Отпевание совершал викарный епископ Антоний, преемник о. Алексия по настоятельству в Духовом монастыре. На погребение собралось немного народа, так как мало кто знал о смерти о. Алексия. Кроме старшего его сына, Пеньевского священника о. Константина с семьёй, не было ни других сыновей, ни родственников.

После упокоения старца не осталось капитала. Те, небольшие сбережения, какие у него были ко времени пострижения в монашество, он самолично разослал по разным благотворительным учреждениям и церквам. Часть денег, до 2000 рублей, незадолго до смерти была передана о. Алексием старшему сыну – отцу Константину, для раздачи по монастырям и церквам. Другая часть их, до 800 рублей, отдана была лично отцом Алексием приемнику настоятелю Свято - Духова монастыря, на поминовение старца и на устройство приличного памятника на его могиле.

Могила священноархимандрита находится в ограде Свято - Духова монастыря, среди братских могил, недалеко от зимней церкви – на восток, почти у самого входа в часовню преп. Галактиона Вологодского, где старец в былое время любил подолгу сидеть и думать о вечности.

(Епархиальные ведомости от 01.11.1912 г. № 21)

Свято-Духов мужской монастырь был основан в начале XVII века преподобномучеником Галактионом, Вологодским чудотворцем. Он расположен в центре Вологды, в квартале между улицами Герцена, Предтеченской, Чехова и Пушкинской, рядом со стадионом "Динамо". В начале XX века на территории монастыря находились 2 каменных храма - собор в честь Сошествия Святого Духа и церковь в честь иконы Знамения Божией Матери, где находились мощи преп. Галактиона. После революции монастырь был закрыт, Знаменский храм полностью разрушен, в уцелевших зданиях разместились органы НКВД. В 1918 году была создана тюрьма для священников, проводились пытки и расстрелы "Врагов народа", на месте разровненного монастырского кладбища создали футбольное поле, а постройки монастыря переделали под стадион "Динамо". В наше время монастырь возрождается к духовной жизни. Указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия от 13 октября 2016 г. образовано архиерейское подворье "Свято-Духов мужской монастырь". Настоятелем назначен иеромонах Александр (Чеборов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.151 (0.021 с.)