Технология педагогического общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология педагогического общения.



1. Открытие ребенка на общение. Операции: выбор пластической позы – поза несет информацию; подача информации с позиции «мы»; установление личного контакта: вербального, визуального, тактильного.

2. «Со-участие»  ребенку в педагогическом общении. Операции: Демонстрация расположенности; проявление интереса (слушать и задавать вопросы); своевременное оказание помощи: «Позволь тебе помочь», «Мне бы хотелось тебе помочь».

3. Возвышение ребенка в педагогическом процессе. Операции: принятие ребенка как данности: опора на положительное; просьба о помощи: создание положительной репутации ребенка, повышение самооценки; оптимизм: видеть перспективы развития ребенка, перспективы своих с ним отношений.

2. ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ НА ПОСТУПОК.

Педагог – психотерапевт («душа», лечение)

Процессы воспитания и обучения всегда осуществлялись на интуитивном использовании психоаналитических идей.

2 вида педагогической психоаналитической деятельности:

- понимание и адекватное отражение психофизиологической сущности отношений между воспитателями и детьми, детей между собой, ребенка к самому себе;

- снятие критического напряжения, помощь в преодалении психических расстройств, неврозов, конфликтов, фобий.

Неврозы, страхи, навязчивые мысли, возбужденность, напряженность, поведение на грани срыва, агрессивность, подверженность настроениям, психология толпы – нарушения душевного равновесия. Причины:

- болезненно переживаемые противоречия нормального психофизиологического развития;

- социальные болезни;

- экологические проблемы;

- кризисная социокультурная ситуация: падение нравственности, межнациональные конфликты, национально-шовинистический психоз, коррупция, проституция, резкое снижение жизненного уровня масс;

- СМИ: невежество, жестокость, конформизм, правовой беспредел;

- Невроз на религиозной почве (религиозность ребенка формируется на бессознательном уровне, формируются чувства покорности, благоговения);

- массовая культура: физиологические удовольствие, дисгармония, потребность отключение рассудка.

Психотерапевтическое воздействие педагога:

1. Словесное: выслушивание, выяснение, уточнение, понимание, разъяснение, увещевание, побуждение, убеждение.

2. Аудиовизуальные: кинофильмы, изобразительное искусство, музыка.

3. Рецепторно-тактильные: вкусовые и прочие ощущения.

4. Суггестивные: игровые ситуации, внушение и гипноз, медитация.

5. Саморегулирование, самосовершенствования.

6. Педагогический психоанализ: выявление тревожных симптомов; обсуждение с ребенком возникших предположений по поводу ощущаемого дискомфорта; вытеснение настроения тревожности.

Разновидности психотерапевтического воздействия:

1. Непосредственное (У-Уч., У-Род., саморегуляция)

2. Опосредованное (вовлекается другой человек).

3. Предметно-опосредованное (музыка, слайды, мягкая игрушка; чем старше человек, тем больше доля вербального воздействия).

Состояние – временное переживание; оно ситуативно, в нем проявляется единство переживаний и поведения.

Состояние тревожности выражается:

1) Эмоциональная отстраненность.

2) Конфликтность (усиление эмоций субъективного смысла):

- разрыв межличностных отношений;

- нарушение норм поведения (гигиенические нормы: грязный одевает чистую одежду; эстетические нормы: не любит красоту – тяжелая жизнь не приемлет красоту; лексические нормы: жаргон, арго; моральные нормы: презрение к другому человеку, неспособность к эмпатии) – негативный социальный опыт.

3) Агрессия (деконцентрация, неучет внешних условий, сопутствующих поведению).

Агрессия: инструментальная (случайная), целенаправленная (осмысленное действие):

- нарушение психического здоровья (диапозон от хулиганства до ступора);

- психическая неуравновешенность.

Технология снятия тревожности, агрессии.

1) Подавление – жесткое пресечение действия. Агрессия загоняется вовнутрь. Поступок будет повторяться в ситуациях неконтролируемых воспитателем.

            (+)      Поведение

             -         Отношение

             -         Состояние.

2) Вытеснение – замена негативного поступка более благоприятным. Учитель влияет на отношение, но не меняет состояния.

           (+)      Поведение

            (+)      Отношение

             -         Состояние

3) Концентрация на положительном – научение ребенка управлять своим состоянием, понимать причины поступков.

             (+)      Поведение

             (+)      Отношение

             (+)      Состояние

Технология концентрации на положительном (алгоритм):

1. Не удивляться! «Да, мне это знакомо», «У меня это тоже было», «Я бы и сам не выдержал».

2. Содействовать психическому равновесию. Мякий, тихий голос. Частичное соглашение с ребенком.

3. Инструментировать право ребенка на свободу выбора. «Конечно, это твое право», «Вероятно у тебя была причина», «Каждый выбирает то, чего достоин».

4. Осветить предметный, социальный результат поведения. «Вы вероятно хотели…», «Вы не подумали о том, что…», «Получилось не то, что вы ожидали…».

5. Предъявление иного образца поведения: собственное поведение, литературный образ.

6. Инициировать самосознание. «Как ты думаешь, чем это кончится», «Что ты думаешь по этому поводу».

7. Защита ребенка от окружающих. «Это пройдет с возрастом», «Может мы виноваты», «Человек слабый, ему не всегда…».

8. Неожиданное для ребенка решение – оно потрясает.

Технология снятия агрессии:

1. Принять право ребенка на проявление агресии.

1. Не фиксировать внимание на неблагоприятном поведении ребенка «Ты плохой».

2. Защитить состояние ребенка «Я понимаю, тебе было трудно сдержаться».

3. Присоединиться к проблемам ребенка «Давая вместе подумаем…».

5. Демонстрация своего состояния.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.007 с.)