Значение типологических особенностей высшей нервной деятельности в патологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение типологических особенностей высшей нервной деятельности в патологии.



Значение типологических особенностей высшей нервной деятельности в патологии.

Для характеристики нервной системы в зависимости от соотношения процессов возбуждения и торможения пользуются предложенными И. П. Павловым параметрами:

1) сильный, но неуравновешенный, который характеризуется преобладанием возбуждения над торможением;

2) сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов;

3) сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов;

4) слабый, характеризующийся очень слабым развитием как возбуждения, так и торможения

Установлено, что в зависимости от типа нервной системы, животные по-разному реагируют на раздражения, вызывающие у них неврозы. Легче всего получить невроз у слабого тормозного (меланхолик) и сильного неуравновешенного (холерик) типов, труднее – у уравновешенного типа (флегматик и сангвиник), но под влиянием особенно сильных воздействий внешней среды и у них развиваются невротические состояния.

Психастению и истерию И. П. Павлов относил к специально человеческим неврозам в связи с чрезвычайным усложнением головного мозга человека по сравнению с высшими животными и возможностью возникновения психической травмы через вторую сигнальную систему (под влиянием слова). В основе неврастении лежит недостаточность внутреннего торможения, что приводит к повышенной возбудимости и быстрой истощаемости.

И. П. Павлов пришел к выводу, что различные формы неврозов связаны с нарушением силы и подвижности основных нервных процессов, учение о высшей нервной деятельности создало возможности для исследования патологических явлений, возникающих в коре больших полушарий головного мозга, указал пути познания патогенеза нарушений высшей нервной деятельности при шизофрении и других заболеваний.

Основные звенья, вызывающие нарушение внутреннего дыхания

Различают экзогенные причины и изменения в самом организме могут:

1. Нарушать вентиляцию альвеол, что может сопровождаться гиповентеляцией (как следствие брадипноэ) или гипервентиляцией (тахипноэ). Возможные причины: обструкция дыхательных путей, пневмоторакс, деформация ребер, паралич мышечного аппарата и др.

2. Нарушать перфузию легочных капилляров (пропитывание) и проводить к гиперкапнии (повышенное содержание СО2 в крови) или гипоксемии (пониженное содержание О2 в крови). Основные причины: расстройства кровообращения в легких.

3. Нарушать диффузию газов через аэрогематический барьер в результате изменения свойств альвеолярно-капилярных мембран, что встречается при склерозе, отеках легких и др пат. процессах.

Психология

Физическая Реабилитация

Ситуационные задачи

Задача 40 Больной В., 12 лет. Диагноз: сколиотнческая болезнь II степени. Предъявля-ет жалобы па быструю утомляемость, боли в спине, усиливающиеся при ходьбе и длитель-ном сидении. Клинически определяется сколиотическое искривление позвоночника и па- равертсбральная асимметрия на уровне Т3 - Т9, болезненность при пальпации паравертебральных точек и межостистых отростков на этом уровне. На спондилограммах отмечается первичное искривление, не устраняющееся в положении лежа. Выражено начальное проявление торсии позвоночника. Угол искривления - более 5 - 7°. Представьте методику ЛФК в основном периоде.

1.    стабилизация позвоночника в корригированном положении,

2.    нормализовать трофические процессы мышц туловища,

3.    целенаправленная коррекция имеющегося нарушения осанки,

4.    повышение силовой выносливость мышц туловища.

Вводная часть занятия. В начале вводной части занятия выполняется проверка осанки. Используются различные виды ходьбы. В этой части занятия обеспечивается общая и специальная подготовка организма к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия, и к повышенной физической нагрузке. ОРУ для мелких и средних мышечных групп (количество повторов 5-8 раз), ДУ динамического характера, со звуковым произношением (количество повторов 4-6 раз). Темп выполнения упражнений - медленный и средний. Время вводной части: 7 минут.

Основная часть занятия. Используются ОРУ для крупных и средних мышечных групп. Они используются и в качестве подготовительных и подводящих упражнений к ос-новным движениям, а также для развития гибкости, силы, координации движений. ДУ ста-тического и динамического характера. СУ, из различных исходных положений, с количест-вом повторов до 8 раз. Применяются симметричные и асимметричные корригирующие упражнения (упражнения для мышц туловища: наклоны, повороты туловища (в удержании) и др.). В конце основной части проводится подвижная игра. И.п.: лежа на спине, животе, сидя, стоя. Темп выполнения упражнений: средний и медленный. Время основной части: 18 минут.

Заключительная часть занятия. В заключительной части проводится проверка осанки. Назначение заключительной части: снизить физическую нагрузку, привести организм ребен-ка в спокойное состояние. Для решения этих задач используется ходьба с сохранением пра-вильной осанки, в среднем темпе. Дыхательные упражнения статического и динамического характера. Количество повторений – 4-6 раз. Применяется упражнение на расслабление. Время заключительной части: 5 минут. Общее время занятия: 30 минут.

Задача 42 Больная К., 37 лет. Диагноз: остеохондроз шейного отдела позвоночника; плечелопаточный периартроз. Предъявляет жалобы на головные боли, боли в правом плече-вом суставе, усиливающиеся при физической нагрузке. На спондилограммах шейного отдела позвоночника: дегенеративные изменения, остеофиты на уровне C5- C7. Представьте мето-дику ЛФК в подостром периоде (щадящий двиг.режим)

1.    Нормализация тонуса ЦНС,

2.    усиление крово- и лимфообращения в шейном отделе позвоночника, содейст-вие мышечному расслаблению,

3.    увеличение вертикального размера межпозвонковых отверстий,

4.    профилактика спаечных процессов в позвоночном канале,

5.    улучшение функционирования основных систем организма.

Процедура лечебной гимнастики включает три части: вводная, основная, заключи-тельная.

Вводная часть –30 % от общего времени занятия (12 мин.), ОРУ: ДУ в соотношении 1: 1. Задачи вводного раздела: активизация функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Использ-ся: разновидности ходьбы, ОРУ для средних мелких мышеч-ных групп верх.конеч., упр. для нижних конечностей (6-8 раз). Дыхательные упражнения статического и динамического характера (4-6 раз). Темп выполнения упражнений - медлен-ный и средний. И.п.: стоя, сидя.

Основная часть –50% от общего времени занятия (20 мин.), ОРУ: ДУ: СУ в соотноше-нии 1: 1: 2. ОРУ для крупных и средних мышечных групп, ДУ статического и динамическо-го характера. Специальные упражнения, для укрепления мышц спины и шеи с использованием гимнастической палки («наклоны, повороты головы и др.), улучшения кровообращения в позвоночнике (наклоны, повороты туловища и др.). Специальные упражнения, восстанавливающие и постепенно наращивающие амплитуду, силу, соразмерность движений плеча. Местное действие специальных упражнений проявляется преимущественно в активизации питания тканей, в сохранении, улучшении и восстановлении подвижности в плечевом суставе. Обеспечивает общетонизирующее воздействие и активизацию местного кровообращения (поднимание плеч, сближение лопаток, круговые движения в плечевых суставах с небольшой амплитудой и др.). Количество повторов СУ: 6-8 раз. Темп выполнения упражнений: средний и медленный. И.п.: стоя, лежа.

Заключительная часть – о 20% от общего времени (8 мин.), ДУ: ОРУ в соотношении 1: 1. Задача заключительной части: постепенное снижение темпа физической нагрузки и вос-становление до исходного состояния показателей функции кардиореспираторной системы. В заключительной части примен-ся ОРУ для мелких и средних мышечных групп нижних ко-нечностей (6 раз). Дыхательные упражнения (статические, динамические). Количество по-вторений – 4 раза. Упражнения на расслабление. И.п.: сидя, лежа, стоя. Общее время занятия: 40 минут.

Задача 43 Пациент Ч., 50 лет. Находится в санатории Южного берега Крыма по пово-ду бронхиальной астмы смешанной формы период ремиссии. Представьте методику ЛФК на санаторно-курортном этапе (щадящ тренир режим)

Процедура лечебной гимнастики включает три раздела: вводный, основной, заключи-тельный.

Вводная часть –30 % от общего времени занятия (12 минут). Задачи вводного раздела: активизация функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ис-пользовались ОРУ и ДУ в соотношении 2:1. Выполняются строевые упражнения (ходьба, бег), элементарные общеразвивающие упражнения для мышц шеи, для пояса верхних и ниж-них конечностей (для дистальных отделов конечностей), способствующие активации дея-тельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем из и.п. стоя и дыхательные упражнения динамического и статического характера. Темп выполнения упражнения мед-ленный и средний, количество повторений 4-6 раз.

Основная часть  50% от общего времени занятия (20 минут). ОРУ:ДУ:СУ в соотно-шении 1:2:3. Преобладают упражнения, способствующие укреплению мышц: груди, рук, брюшного пресса, повышению подвижности грудной клетки. Количество повторений каждого упражнения 6-8 раз, ДУ- 4 раза. И.п.  стоя, лежа на спине, лежа на боку, сидя. Темп выполнения упражнения средний и медленный. Специальные физические упражнения направлены на снижение напряжения дыхательной мускулатуры, выработки нормального соотношения дыхательных фаз, развитие ритмичного дыхания с более продолжительным выдохом, увеличение дыхательных экскурсий диафрагмы. С этой целью использ. звуковая гимнастика из исходных положений  лежа на спине, лежа на боку, сидя, стоя. Так как при БА нарушена подвижность грудной клетки, то большое внимание уделяется дыхательным упражнениям. Дыхательные упражнения способствуют растягиванию плевральных спаек при остаточных явлениях после воспалительных процессов в легких и плевре, выведению мокроты, улучшению вентиляции в различных отделах легких и более глубокому выдоху. Примен. ДУ статического (без движения конечностями и туловищем) и динамического (когда сочетаются с движением) характера из и.п.  стоя, лежа на спине, сидя. При выполнении дыхательных упражнений особое внимание уделяется урежению носового дыхания, что уменьшает избыточную вентиляцию лёгких.

Заключительная часть –20 % от общего времени занятия (8 минут). Использовались ОРУ и ДУ в соотношении 2:1. Задача заключительной части: постепенное снижение темпа физической нагрузки и восстановление до исходного состояния показателей функции кар-диореспираторной и дыхательной систем. Использ-ся грудное и диафрагмальное дыхание, упражнения на расслабление, ходьба. Темп медленный, количество выполнения каждого уп-ражнения 4-6 раз.

Задача 44 Пациент К.,16 лет. Диагноз: туберкулез диссеминированный правого легко-го. На рентгенограмме тотальное поражение всего легкого. Операция: пульмонэктомия. По-сле операции 2-й день. Представьте методику ЛФК в ранний послеоп период (постель ре-жим).

Вводная часть: И.П.: лежа на спине. ОРУ для мелких и средних мышечных групп: по-вороты головы, вращения в лучез.суставах и др. Количество повторений ОРУ: 6 раз, в мед-ленном и среднем темпе. Дыхательные упражнения: брюшной тип дыхания.(от 4 до 6 раз.). И.п: лежа на спине. Время части занятия: 4'.

Основная часть занятия. Использ. общеразвивающие упражнения для дистальных от-делов конечностей, обеспечивающих улучшение периферического кровообращения, с коли-чеством повторов 6 раз, в медленном и среднем темпе. Задачами ЛФК в раннем послеопера-ционном периоде являются: профилактика осложнений (пневмония, тромбоз, эмболия, ато-ния кишечника); активация резервных возможностей оставшейся доли легкого; улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы; профилактика межплевральных спаек; профи-лактика тугоподвижности в плечевом суставе. Указанные выше задачи решаются путем улучшения вентиляции легких, дренирования бронхов, расправления оставшейся доли легкого. Используются статические дыхательные упражнения (использовать диафрагмальный тип дыхания). С целью профилактики развития послеоперационных деформаций грудной клетки и плечевого пояса выполняются активные движения рук в плечевых суставах, активные повороты туловища, попеременное сгибание и разгибание ног в облегченных условиях. И.п.: лежа на спине. Дозировка спец. упр.: до 6 раз. Темп выполнения СУ: медленный и средний. Время: 8'.

В заключительной части занятия использ. ОРУ для мелких мышечных групп верх. и ниж. конеч (6 раз). Дыхательные упражнения статич. характера (до 4 раз). И.п: лежа на спине. Время заключительной части: 3'. Общее время: 15 минут.

 

Задача 45. Пациент С., 21 год. Диагноз: Кавернозный туберкулёз средних долей лёгкого. Предполагается пульмонэктомия в плановом порядке. Поступила в стационар за 7 дней до операции. Представьте методику ЛФК в предоперац период.

Занятие ЛФК состоит из 3-х частей: вводная, основная и заключительная части.

Вводная часть: И.П.: сидя, стоя. ОРУ применяются для мелких и средних мышечных групп всех конечностей. Количество повторений ОРУ: 6-8 раз, в медленном и среднем темпе. Применяются также статические дыхательные упражнения (от 4 до 6 раз.). Время части занятия: 6'.

Основная часть: В основной части занятия применяются ОРУ для средних и крупных мышечных групп, с количеством повторов до 8 раз, в медленном и среднем темпе. Основ-ными задачами лечебной гимнастики в предоперационный период являются: снижение гнойной интоксикации; улучшение функции внешнего дыхания и функционального состояния сердечно-сосудистой системы; улучшение психоэмоционального статуса пациента; повышение резервных возможностей здорового легкого; овладение уп-ражнениями, необходимыми пациенту в раннем послеоперационном периоде. При наличии мокроты ЛГ начинают с упражнений, способствующих выведению мокроты: применяют постуральный дренаж; дренирующие упражнения и их сочетание. Для уменьшения количества мокроты применяются дыхательные упражнения статического и динамического характера, упражнения в локализованном дыхании, упражнения для всех мышечных групп. Специальные дыхательные упражнения перед пульмоэктомией, направленные на активизацию резервов преимущественно здорового легкого: для улучшения вентиляции преимущественно здорового легкого пациента укладывают на больной бок на жесткий валик с целью ограничить подвижность грудной клетки больной стороны. Поднимая руку вверх, сделать глубокий вдох, на медленном выдохе подтянуть к грудной клетке ногу, согнутую в коленном суставе. Таким образом, на выдохе грудная клетка сдавливается бедром, а сбоку – рукой, за счет чего выдох получается максимальным. Количество повторений СУ: до 6 раз. Время: 10'.

В заключительной части занятия ОРУ для мелких мышечных групп ниж.конеч (6раз) в медленном темпе. Дыхательные упражнения статич характера (до 6 раз) И.п.: стоя. Время заключительной части: 4'. Общее время: 20 минут.

Задача 46. Пациентка 50 лет. Диагноз: обширная грыжа белой линии живота. Опера-ция: пластика грыжевых ворот. После операции 12 дней. Представьте методику ЛФК в позд-ний послеоп период (свободный режим).

Во вводной части занятия используются упражнения с малым и средним количеством повторений. ОРУ:ДУ в соотношение 1:1. Применяется ходьба на месте, в движении (обыч-ная, на носках, на пятках). ОРУ для мелких и средних мышечных групп (количество повто-ров 5-8 раз), а также дыхательные упражнения статического и динамического характера (ко-личество повторов 4-6 раз). Темп выполнения упражнений - медленный и средний. И.п.: стоя. Время вводной части занятия 9 минут.

Основная часть занятия: ОРУ:ДУ:СУ в соотношение 1:1:2. Задачи ЛФК: укрепление мышц брюшного пресса; способствовать дальнейшему образованию эластичного, подвижного рубца и улучшению периферического кровообращения; увеличение подвижности диафрагмы; профилактика осложнений со стороны желудочно-кишечного тракта, профилактика нарушений осанки. Используются ОРУ для крупных и средних мышечных групп, а также дыхательные упражнения (статич. и динамич.). Также используются специальные упражнения, с применением гимнастической палки, с количест-вом повторов до 8 раз, дыхательные упражнения с преобладанием диафрагмального дыхания, упражнения для мышц брюшного пресса, улучшающие кровообращение и трофику: приседы, наклоны туловища, махи ногами и др.. И.п.: сидя, стоя. Темп выполнения: медленный и средний. Время основной части занятия – 15 минут.

В заключительной части занятия используются спокойная ходьба. ДУ динамического и статического характера, ОРУ для мелких мышечных групп. Количество повторов ОРУ и ДУ: до 6 раз. Занятие проводится из И.П.: лежа на спине, стоя. Упражнения проводятся в медленном темпе. Время: 6 минут. Общее время занятия: 30 минут.

 

 

Значение типологических особенностей высшей нервной деятельности в патологии.

Для характеристики нервной системы в зависимости от соотношения процессов возбуждения и торможения пользуются предложенными И. П. Павловым параметрами:

1) сильный, но неуравновешенный, который характеризуется преобладанием возбуждения над торможением;

2) сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов;

3) сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов;

4) слабый, характеризующийся очень слабым развитием как возбуждения, так и торможения

Установлено, что в зависимости от типа нервной системы, животные по-разному реагируют на раздражения, вызывающие у них неврозы. Легче всего получить невроз у слабого тормозного (меланхолик) и сильного неуравновешенного (холерик) типов, труднее – у уравновешенного типа (флегматик и сангвиник), но под влиянием особенно сильных воздействий внешней среды и у них развиваются невротические состояния.

Психастению и истерию И. П. Павлов относил к специально человеческим неврозам в связи с чрезвычайным усложнением головного мозга человека по сравнению с высшими животными и возможностью возникновения психической травмы через вторую сигнальную систему (под влиянием слова). В основе неврастении лежит недостаточность внутреннего торможения, что приводит к повышенной возбудимости и быстрой истощаемости.

И. П. Павлов пришел к выводу, что различные формы неврозов связаны с нарушением силы и подвижности основных нервных процессов, учение о высшей нервной деятельности создало возможности для исследования патологических явлений, возникающих в коре больших полушарий головного мозга, указал пути познания патогенеза нарушений высшей нервной деятельности при шизофрении и других заболеваний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.031 с.)