XIX века. Революционные демократы и народники. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XIX века. Революционные демократы и народники.



  Вторая половина XIX века была периодом проявления активности интеллигенции. Интеллигенция была чисто русским явлением. Главная ее особенность заключалась в вечном недовольстве властью. Само слово интеллигенция было придумано в 1860-е годы писателем Петр. Дм. Боборыкиным. Сам слой интеллигенции был очень узок. В 1860-х годах в России насчитывалось не более 20 тыс. человек, занимающихся интеллектуальным трудом, к концу столетия их число увеличилось до 200 тыс. Это было не более 0,2 % от 125-и миллионного населения империи. Но не все из этих людей были интеллигентами, поскольку основная борьба против интеллигенции развернулась в этой творческой среде. Отрицательно к интеллигенции относилось писательское сообщество, но в журналистской среде было немало интеллигентов. Интеллигенция, обретшая доступ к печати, видела главное занятие в просвещении народа, то есть ее влияние на умы и души людей оказывалось чрезмерным. Получалось, что это меньшинство определило характер политической и духовной жизни народа во второй половине XIX века, и продолжало его определять в следующем, XX столетии.

Интеллигенция, как социальная общность, возникла при Николае I, но то был лишь ее начальный, инкубационный период. По-настоящему сумели они развернуться в два следующих царствования, при Александрах II и III. Вдохновленные деятельностью своего основателя А.И. Герцена, ее наиболее деятельные силы сформировали народническое движение. В отличие от либералов, они далеко не всегда являлись западниками и часто поддерживали идею российской самобытности. Но основу их мировоззрения составляла неприязнь к российской власти и российским общественным установлениям. Народники требовали немедленных общественных преобразований, и введение конституции представлялось им недостаточным, совершенно мелким мероприятием. Ведущим методом действия они избрали революционную борьбу, включая террор.

В 1861-1864 годах вокруг Ник. Гавр. Чернышевского сформировалась революционная народническая группа «Земля и воля», имевшая отделения во многих городах России. Ее политическая программа была расплывчатой, и содержала требования передачи крестьянам всей земли, которой они пользовались до отмены крепостного права, свободы слова и печати, введения конституции. Позднее, в 1876-1879 годах, оформится другая организация с таким же названием, и ее деятельность станет известна всей России, поскольку она развернет настоящую охоту на императора Александра II, и, в конце концов, его убьет. Причем император будет убит 1 марта 1881 года, накануне выстраданного им, и оттого твердого непоколебимого решения даровать стране конституцию. Речь шла о создании первого в России представительного общероссийского выборного органа. Конечно, он не стал бы полноценным парламентом западного типа. Но у нас в стране и сейчас его до сих пор нет. Он должен был получить статус законосовещательного учреждения, чьи решения не были бы обязательными для царя. Однако в российских реалиях прогрессивность данного шага не вызывала сомнений. В связи с убийством реформатора на троне он не состоялся и был упущен очень важный шанс на эволюцию российской политической системы. В жизни общества вместо умеренно-либеральных тенденций с воцарением Александра III вновь возобладали консервативные тенденции.

Впрочем, социалисты, приверженцы крайних действий, вряд ли сожалели об этом. Народническая тактика основывалась на подготовке деревни к революции против власти. С данной целью ее активисты стали инициаторами хождения в народ. Революционная интеллигенция переселялась в деревню, надеясь убедить крестьян в необходимости свержения существующей власти. Став учителями, фельдшерами, земскими служащими, интеллигентские выходцы из городской среды не добились ощутимых успехов в пропагандистской работе с крестьянами. Более того, крестьяне с крайним подозрением отнеслись к ним, и нередко сдавали «студентов» в полицию.

Относившиеся к интеллигенции либералы и народники существовали в одной идейно-политической парадигме. Они стремились к внешним преобразованиям русской жизни. Будучи материалистами, они отрицали сложившиеся традиции русского народа. Российские либералы и революционные деятели считали религиозность народа главным препятствием на пути торжества собственных идей. Народ в их восприятии был слишком темным и косным. Свои недюжинные силы интеллигенты отдавали тому, чтобы восторжествовал материальный прогресс. Великая трагедия русской интеллигенции заключалась в том, что лучшие отечественные интеллектуальные силы с момента своего появления отдались во власть исключительно социально-экономическим и политическим идеалам, отторгавшим традиционный русский духовно-политический опыт. К тому же за огромное благо почиталось перенесение на русскую почву заморских идеалов. Ни либералов, ни революционеров не интересовали безопасность и устойчивость российского государства.

После идейного и практического краха народничества в начале 1880-х годов в радикальной революционной среде зарождается и крепнет интерес к марксизму – наиболее последовательному материалистическому и атеистическому учению. Карл Маркс (1818-1883) и его ближайший соратник Фридрих Энгельс (1820-1895) создали стройную философскую систему, построенную на уверенности в том, что человеческий разум с помощью науки способен к абсолютному познанию мира. А познание мира необходимо чтобы изменить жизнь к лучшему и создать условия для свободного развития личности. Маркс и Энгельс стояли у истоков международного коммунистического движения, приобретшего к концу XIX века множество сторонников во всех странах мира и превратившегося в мощную социально-политическую силу. В России первым пропагандистом марксизма стал Георг. Вал. Плеханов (1856-1918), а наиболее последовательным марксистом, создавшим реальную марксистскую партию В.И. Ленин (Ульянов) (1870-1924).

Влияние марксизма на умы русской интеллигенции в конце XIX века было столь велико, что в юности им увлекались будущие его рьяные критики и религиозные философы Ник. Ал. Бердяев, Серг. Ник. Булгаков, Сем. Людвиг. Франк. Серьезным влиянием среди интеллигенции пользовался легальный марксизм (Петр Бернгард. Струве). В XX столетии марксизм становится наиболее влиятельным социально-политическим учением, а после Октября 1917 года и установления Советской власти вообще единственно возможным философским и социальным учением, ибо остальные учения просто запрещались.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.005 с.)