Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
XIX века. Революционные демократы и народники.
Вторая половина XIX века была периодом проявления активности интеллигенции. Интеллигенция была чисто русским явлением. Главная ее особенность заключалась в вечном недовольстве властью. Само слово интеллигенция было придумано в 1860-е годы писателем Петр. Дм. Боборыкиным. Сам слой интеллигенции был очень узок. В 1860-х годах в России насчитывалось не более 20 тыс. человек, занимающихся интеллектуальным трудом, к концу столетия их число увеличилось до 200 тыс. Это было не более 0,2 % от 125-и миллионного населения империи. Но не все из этих людей были интеллигентами, поскольку основная борьба против интеллигенции развернулась в этой творческой среде. Отрицательно к интеллигенции относилось писательское сообщество, но в журналистской среде было немало интеллигентов. Интеллигенция, обретшая доступ к печати, видела главное занятие в просвещении народа, то есть ее влияние на умы и души людей оказывалось чрезмерным. Получалось, что это меньшинство определило характер политической и духовной жизни народа во второй половине XIX века, и продолжало его определять в следующем, XX столетии. Интеллигенция, как социальная общность, возникла при Николае I, но то был лишь ее начальный, инкубационный период. По-настоящему сумели они развернуться в два следующих царствования, при Александрах II и III. Вдохновленные деятельностью своего основателя А.И. Герцена, ее наиболее деятельные силы сформировали народническое движение. В отличие от либералов, они далеко не всегда являлись западниками и часто поддерживали идею российской самобытности. Но основу их мировоззрения составляла неприязнь к российской власти и российским общественным установлениям. Народники требовали немедленных общественных преобразований, и введение конституции представлялось им недостаточным, совершенно мелким мероприятием. Ведущим методом действия они избрали революционную борьбу, включая террор. В 1861-1864 годах вокруг Ник. Гавр. Чернышевского сформировалась революционная народническая группа «Земля и воля», имевшая отделения во многих городах России. Ее политическая программа была расплывчатой, и содержала требования передачи крестьянам всей земли, которой они пользовались до отмены крепостного права, свободы слова и печати, введения конституции. Позднее, в 1876-1879 годах, оформится другая организация с таким же названием, и ее деятельность станет известна всей России, поскольку она развернет настоящую охоту на императора Александра II, и, в конце концов, его убьет. Причем император будет убит 1 марта 1881 года, накануне выстраданного им, и оттого твердого непоколебимого решения даровать стране конституцию. Речь шла о создании первого в России представительного общероссийского выборного органа. Конечно, он не стал бы полноценным парламентом западного типа. Но у нас в стране и сейчас его до сих пор нет. Он должен был получить статус законосовещательного учреждения, чьи решения не были бы обязательными для царя. Однако в российских реалиях прогрессивность данного шага не вызывала сомнений. В связи с убийством реформатора на троне он не состоялся и был упущен очень важный шанс на эволюцию российской политической системы. В жизни общества вместо умеренно-либеральных тенденций с воцарением Александра III вновь возобладали консервативные тенденции.
Впрочем, социалисты, приверженцы крайних действий, вряд ли сожалели об этом. Народническая тактика основывалась на подготовке деревни к революции против власти. С данной целью ее активисты стали инициаторами хождения в народ. Революционная интеллигенция переселялась в деревню, надеясь убедить крестьян в необходимости свержения существующей власти. Став учителями, фельдшерами, земскими служащими, интеллигентские выходцы из городской среды не добились ощутимых успехов в пропагандистской работе с крестьянами. Более того, крестьяне с крайним подозрением отнеслись к ним, и нередко сдавали «студентов» в полицию. Относившиеся к интеллигенции либералы и народники существовали в одной идейно-политической парадигме. Они стремились к внешним преобразованиям русской жизни. Будучи материалистами, они отрицали сложившиеся традиции русского народа. Российские либералы и революционные деятели считали религиозность народа главным препятствием на пути торжества собственных идей. Народ в их восприятии был слишком темным и косным. Свои недюжинные силы интеллигенты отдавали тому, чтобы восторжествовал материальный прогресс. Великая трагедия русской интеллигенции заключалась в том, что лучшие отечественные интеллектуальные силы с момента своего появления отдались во власть исключительно социально-экономическим и политическим идеалам, отторгавшим традиционный русский духовно-политический опыт. К тому же за огромное благо почиталось перенесение на русскую почву заморских идеалов. Ни либералов, ни революционеров не интересовали безопасность и устойчивость российского государства.
После идейного и практического краха народничества в начале 1880-х годов в радикальной революционной среде зарождается и крепнет интерес к марксизму – наиболее последовательному материалистическому и атеистическому учению. Карл Маркс (1818-1883) и его ближайший соратник Фридрих Энгельс (1820-1895) создали стройную философскую систему, построенную на уверенности в том, что человеческий разум с помощью науки способен к абсолютному познанию мира. А познание мира необходимо чтобы изменить жизнь к лучшему и создать условия для свободного развития личности. Маркс и Энгельс стояли у истоков международного коммунистического движения, приобретшего к концу XIX века множество сторонников во всех странах мира и превратившегося в мощную социально-политическую силу. В России первым пропагандистом марксизма стал Георг. Вал. Плеханов (1856-1918), а наиболее последовательным марксистом, создавшим реальную марксистскую партию В.И. Ленин (Ульянов) (1870-1924). Влияние марксизма на умы русской интеллигенции в конце XIX века было столь велико, что в юности им увлекались будущие его рьяные критики и религиозные философы Ник. Ал. Бердяев, Серг. Ник. Булгаков, Сем. Людвиг. Франк. Серьезным влиянием среди интеллигенции пользовался легальный марксизм (Петр Бернгард. Струве). В XX столетии марксизм становится наиболее влиятельным социально-политическим учением, а после Октября 1917 года и установления Советской власти вообще единственно возможным философским и социальным учением, ибо остальные учения просто запрещались.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.005 с.) |