Светская многологосная песня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Светская многологосная песня



Большим достижением эпохи Возрождения стало выдвижение и развитие светских жанров. Эта музыка, более певучая и гибкая, была связана с народными истоками и открыто противостояла церковному стилю. Прежде всего, это итальянские песенные жанры – лауды, фроттолы, виланеллы и, конечно, мадригалы, отличающиеся особым утонченно-аристократическим стилем, а также французские chansons (шансон), испанские романсы и другие жанры.

 , между тем как Италия вступает в новую яркую полосу, связанную с блистательной кульминацией мадригального жанра и культового многоголосья. Или еще: в то время когда итальянский Высокий Ренессанс уже сменился Контрреформацией, вершинный жанр французского музыкального Возрождения - многоголосная песня (шансон) — достиг высшего расцвета.

Эпоха формирования наций широко отразилась в музыке и раньше всего в народной песне. Нации еще не вполне сложились, но уже возникал национальный песенный фольклор — французский и испанский, чешский и польский, сербский и венгерский, немецкий и нидерландский, итальянский и английский, с его характерными темами, жанрами, интонационным строем. Лучшие из этих песен и наигрышей, ярче всего выражавшие своеобразный характер, чувства и думы народа, из местного фольклора постепенно развивались в общенациональный.

Итальянские мадригалы, французские многоголосные песни (шансоны), английские арии и баллады — воспроизводили картины родной природы, деревенского и городского быта; раскрывали сокровенные переживания человека, шаг за шагом освобождающегося от пут старых патриархальных отношений, традиций и предрассудков.

Обновление музыкальной жизни и искусства означало его демократизацию, более широкое и смелое обращение к родникам народно-песенного творчества. Отсюда обильно черпала профессиональная — духовная и светская — музыка.

Обращение к народным истокам, особенно на северо-западе Европы, в Англии и Нидерландах, способствовало все более широкому распространению музыки многоголосного (полифонического) склада. Формировались ее разнообразные жанры: месса, мотет, адригал, многоголосная песня. Победное шествие полифонии отвечало достигнутому уже более высокому уровню мелодического развития.

Музыкальное Возрождение развивалось не равномерно, «сплошным потоком», а своеобразными «циклами», которые нарастали и убывали, выдвигая вперед то одну, то другую страну Европы.

Франция.Шансон. Клеман Жанекен (около 1475 - около 1560), выдающийся композитор французского Возрождения, является одним из создателей жанра многоголосной песни. Это 4-5-голосные произведения, как бы песни-фантазии. Светская многоголосная песня - шансон - получила распространение и за пределами Франции.

Италия. Мадригал.Фроттола.

Мадрига́л (итал. madrigale, лат. mandrialis, mandrigalis [3]; от лат. matricalis «сочинение» на родном ит. языке») - небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания. В истории итальянской музыки выделяются мадригалы Ars nova (XIV век) и мадригалы эпохи Возрождения. Авторами многих мадригалов XVI века были работавшие в Италии композиторы франко-фламандской школы. По итальянской модели мадригалы (второго типа) писали в XVI—XVII веках также в Англии и Германии.

Впервые мелодика, более певучая и гибкая, чем у средневековых мастеров, зазвучала в гармонии с итальянским стихом (Петрарки и других поэтов) именно в мадригале, следуя его образам, метру и ритму. Это были реалистические жанровые картинки на разнообразные темы: охота в горах с фанфарами рогов и перекличкой охотников; прогулка и веселая сцена на рыбной ловле; торговцы на рынке, наперебой зазывающие покупателей. Среди известных итальянских мастеров мадригалов - Орацио Векки, Адриано Банкьери, Джулио Каччини, Марко да Гальяно. Высшим достижение этого жанра по праву считаются мадригалы Клаудио Монтеверди. Духовные мадригалы писал  Духовные мадригалы Палестрины опубликоны в виде двух сборников («книг»). К числу наиболее известных мадригалов Палестрины относятся пятиголосные «Io son ferito» (1561) и «Vestiva i colli» (1566). О популярности второго свидетельствует большое количество обработок и вариаций XVI - XVII веков (среди прочихВ.Галилея, Дж.А.Терци, Дж.Бассано, А.Банкьери) для лютни, клавира и других инструментов.

В XV в. появились новые, демократические вокальные жанры, отвечавшие более широким, открытым, общественным формам музыкальной жизни. Особенно популярна стала фроттола, название которой буквально — «песнь толпы» уже говорит о ее плебейской природе. Композиторы-фроттолисты писали в стиле, близком песенному фольклору итальянских городов. От жанров XIV столетия фроттолы отличались певуче-выразительной мелодикой и ясным мажорным ладом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.005 с.)