Сферы применения технического регулирования и объекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сферы применения технического регулирования и объекты



Объектами технического регулирования являются:

– продукция (готовые изделия, сырье, природное топливо, материалы);

– услуги (материальные и нематериальные);

– процессы на отдельных этапах жизненного цикла продукции, которые могут создать риск возникновения опасностей. Под риском понимается вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде с учетом тяжести этого вреда.

Федеральный закон регулирует отношения в следующих сферах деятельности:

- при разработке, принятии и исполнении обязательных требований к продукции или связанными с ними процессам проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, а также эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции или связанными с ними процессам проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, а также эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или услуг;

- при оценке соответствия.

Таким образом, техническое регулирование можно свести к трем главным видам деятельности:

- установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и процессам жизненного цикла (деятельность по техническому регулированию);

- установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам ЖЦП, выполнению работ по оказанию услуг (деятельность по стандартизации);

- правовое регулирование в области оценки соответствия (деятельность по сертификации).

Четвертая сфера применения технического регулирования – формирование требований, обеспечивающих единое и безопасное функционирование единой системы средств связи.

Действие закона «О техническом регулировании» с учетом внесенных изменений не распространяется:

- на государственные образовательные стандарты, положения аудиторской деятельности и стандарты эмиссии ценных бумаг;

- на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические меры в области охраны труда.

Федеральный закон не регулирует отношения связанные с применением мер по предотвращению возникновения и распространения инфекционных заболеваний человека и по охране почвы, атмосферного воздуха водных объектов, отнесенным к местам массового отдыха и туризма.

Под термином «принятие требований» понимается их утверждение в установленном законом или положением порядке. «Принятие требований» означает их обязательный или добровольный выбор во всех случаях, для которых они приняты. Под «исполнением требований» следует понимать их обязательное соблюдение в соответствующих объектах технического регулирования.

Технический регламент (ТР) – документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технические регламенты с учётом риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

- безопасность излучений и биологическую безопасность;

- взрывобезопасность и механическую безопасность;

- пожарную и промышленную безопасность;

- термическую и химическую безопасность;

- электрическую безопасность;

- ядерную и радиационную безопасность;

- электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

- единство измерений.

Виды технических регламентов. В РФ действуют:

- общие технические регламенты;

- специальные технические регламенты.

Структура технического регламента. В общем случае предлагается следующая структура ТР:

- область применения регламента и объекты технического регулирования;

- основные понятия и требования к продукции;

- общие положения для размещения на рынке Российской Федерации;

- применение стандартов (презумпция соответствия) и подтверждение соответствия;

- государственный контроль (надзор) и переходные положения;

- назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента.

Порядок разработки технического регламента. ТР принимается в установленном порядке, с учетом положений рассматриваемого закона. О разработке ТР должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию – ≪Вестнике технического регулирования≫. С момента опубликования данного уведомления проект ТР должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. В качестве основы для разработки ТР могут использоваться полностью или частично международные и (или) национальные стандарты.

С учётом полученных замечаний (в письменной форме) разработчик дорабатывает проект ТР, организует публичное обсуждение проекта ТР. Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о ТР в Государственную Думу осуществляется при наличии ряда документов, установленных п. 7 ст. 9 ФЗ о техническом регулировании. На указанный проект Правительство РФ представляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учётом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, Президент РФ вправе издать ТР без его публичною обсуждения.

ТР может быть также принят международным договором, подлежащим ратификации в установленном порядке.

Из ФЗ ≪О техническом регулировании≫ следует, что между днем публикации об окончании публичного обсуждения проекта ТР и днем вступления в силу закона о ТР проходит значительный промежуток времени, необходимый для внесения проекта закона в Государственную Думу, его рассмотрения и принятия. В целях недопущения правового вакуума на этот период Правительству РФ до вступления в силу федерального закона предоставлено право издать постановление о ТР. Закон указывает, что основной правовой формой принятия ТР является федеральный закон.

Применение технических регламентов. ТР применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции; вида осуществляемых процессов; видов и особенностей сделок; физических и юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами и приобретателями.

В соответствии со ст. 27 ФЗ ≪О техническом регулировании≫ для информирования приобретателей продукции о соответствии требованиям ТР используется знак обращения на рынке (рис. 1).

 

 

Рис. 1 – Знак обращения на рынке (знак соответствия техническому регламенту)

 

 

Маркировка знаком производится заявителем (лицом, осуществляющим обязательное подтверждение соответствия) самостоятельно любым удобным для него способом. Условием использования знака служит наличие на продукцию зарегистрированной декларации о соответствии или сертификата соответствия, выданного органом по обязательной сертификации. ТР, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для их проведения, необходимые для применения ТР, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенций в течение шести месяцев со дня официального опубликования ТР и утверждаются Правительством РФ.

В целях обеспечения соответствия ТР техническим интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы, уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительством РФ утверждается Программа разработки ТР, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.

Правительство РФ организует постоянный учет и анализ всех случаев причинения (вследствие нарушения требований ТР) вреда жизни и здоровью граждан; имуществу юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде; жизни или здоровью животных и растений. На основе собранных материалов приобретатели, изготовители и продавцы информируются о ситуации в области соблюдения требований ТР.

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. Государственный контроль и надзор (далее ГКиН) осуществляется

следующими субъектами:

- федеральными органами исполнительной власти;

- органами исполнительной власти субъектов РФ;

- государственными учреждениями, уполномоченными на проведение ГКиН (в соответствии с законодательством).

ГКиН осуществляется в отношении продукции и процессов исключительно в части соблюдения требований соответствующих ТР и исключительно на стадии обращения.

Органы ГКиН вправе:

- требовать от изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие ТР (декларации о соответствии или сертификата о соответствии);

- выдавать предписания об устранении нарушений ТР в установленный срок;

- принимать решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов, если иными мерами невозможно устранить нарушения ТР;

- приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата о соответствии;

- привлекать изготовителя (продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

За нарушение требований ТР изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Эффективная процедура надзора после поставки на рынок характеризуется двумя важными элементами:

- значительными штрафами за несоответствие;

- высокой вероятностью для поставщиков, что несоответствующая продукция будет выявлена.

Государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов посвящены Статьи 32 -34 шестой главы ФЗ-184:

Статья 32. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ (далее - органы государственного контроля (надзора).

2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством РФ;

Статья 33. Объекты государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

2. В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

3. При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Статья 34. Полномочия органов государственного контроля (надзора)

1. На основании положений настоящего ФЗ и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе:

требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством РФ;

выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;

приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;

привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ;

принимать иные предусмотренные законодательством РФ меры в целях недопущения причинения вреда.

2. Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства РФ о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством РФ;

принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 настоящего ФЗ;

осуществлять другие предусмотренные законодательством РФ полномочия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.025 с.)