Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание всесторонне развитой личности при использовании соревновательного методаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В физической культуре общая цель воспитания конкретизируется применительно к особенностям спортивной деятельности, приобретая непосредственную связь с установкой на спортивные достижения. Но, как ни важны спортивные результаты в качестве конкретной цели, с общих социально-педагогических позиций они не могут, в конечном счете, становиться самоцелью. На пути к ним всегда должна преследоваться и более существенная цель, состоящая в том, чтобы через достижение высоких спортивных результатов сформировать всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, нравственную чистоту, физическое совершенство, чтобы использовать спортивную деятельность как фактор гармонического формирования личности и воспитания в интересах общества Нравственное воспитание. Основные задачи нравственного воспитания при использовании соревновательного метода: формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали; воспитание моральных чувств, характерных для мирового сообщества; формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдения этических норм, навыков общественно оправданного поведения – уважение к результатам соревнований, к судьям, честность, добросовестность; воспитание волевых черт и качеств личности – воля к победе, непосредственная настройка на конкретное состязание, оперативная регуляция волевых и эмоциональных состояний в процессе соревнования, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса. Общие нравственные принципы конкретизируются в сфере физкультурной и спортивной деятельности в виде специфических этических норм, регулирующих поведение и взаимоотношения в этой сфере. Ряд таких норм составляет, в частности, так называемую спортивную этику. Умственное воспитание. В аспекте задач умственного воспитания при использовании соревновательного метода предусматривается: обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры, спорта; систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения – наблюдение за техникой выполнения соперника, накопление спортивного опыта; развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры, спорта – анализ и обобщение выступления в соревновательный период, критическая оценка и анализ двигательных действий.
Эстетическое воспитание. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма. Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели – формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала. Первостепенное значение соревновательного метода в формировании черт спортивного характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизирующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым спортсмена перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях. Эффективное использование состязаний с этой целью предполагает в первую очередь умелую постановку тренером соревновательных задач, соответствующих реальным возможностям спортсмена. От этого зависит уверенность спортсмена в своих силах. В противном случае соревнования будут создавать «психические барьеры» из-за расхождения между «уровнем притязаний» и фактическими результатами. В практике пользуются несколькими методическими подходами, позволяющими уменьшить вероятность невыполнения соревновательной установки, не уменьшая требований к спортсмену. По мере адаптации спортсмена к соревновательным нагрузкам и ситуациям роль соревновательного метода в волевой подготовке не уменьшается при условии, что степень требований, предъявляемых к волевым качествам, возрастает. Это достигается в основном введением дополнительных трудностей в тренировочные формы состязаний, увеличением числа и частоты соревнований, повышением степени ответственности соревнований и варьированием их условий. Самым серьезным испытанием волевых качеств спортсмена являются официальные соревнования высшего ранга, особенно значимые как в личном, так и в общественном отношении. Но степень отдельных трудностей в подготовительных состязаниях может и должна быть выше, чем в целевых, поскольку это позволяет создать необходимый «запас прочности». При воспитании качеств спортивного характера важно использовать и такие соревновательные факторы, как отношения неявного соперничества, всегда возникающие в малом спортивном коллективе, и отношения, связанные со стремлением к лидерству. Подчиняя эти отношения принципам коллективизма и товарищества, тренер должен не подавлять здоровую конкуренцию, а направлять ее по педагогически оправданному руслу, с тем, чтобы использовать ее как фактор мобилизации на решение трудных тренировочных и соревновательных задач. В занятиях соревновательного характера решаются задачи нравственного, умственного, эстетического и волевого воспитания за счет использования тренером определенных методов воспитания. В отечественной педагогике главным методом воспитания является метод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека – научного мировоззрения, сознательности и убежденности. Метод убеждения заключается в том, чтобы донести занимающимся нормы поведения, установленные, сложившиеся традиции, а при совершении каких-либо поступков – их аморальную сторону с целью осознания ее провинившимся и предупреждения проступка в последующее время. Только применение совокупности методов воспитания в их технологической взаимосвязи позволяет достигать воспитательной цели. Ни один метод воспитания, взятый изолировано, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, убежденности и высоких моральных качеств. Все вышеперечисленное является неотъемлемой частью в воспитании спортсмена.
Таким образом, организацией деятельности в соревновательном методе является сопоставление сил в борьбе за первенство в условиях унификации действий и в соответствии с правилами соревнований. Характер деятельности – соперничество и высокий эмоциональный фон стимулируют максимальное проявление двигательных способностей и функциональных возможностей организма. Особенности поведения занимающихся – наличие моментов противодействия, столкновения противоположно-направленных интересов создают условия формирования как положительных, так и отрицательных черт характера. Применение метода – собственно соревнования или в процессе физического воспитания (как один из специфических методов). Обязательное условие – физическая и психическая подготовленность занимающихся.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.92.58 (0.008 с.) |