Теория познания и методология истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория познания и методология истории



Одной из важнейших сфер человеческой деятельности является деятельность познавательная. Во-первых, знания об объективной реальности необходимы для практической деятельности. Без них невозможно ни материальное, ни духовное производство. Во-вторых, стремление к познанию имманентно присуще человеку, как сознательному, целеустремленному существу. Поэтому на всех этапах развития общества существовала познавательная деятельность и общество всегда располагало определенными знаниями о естественном и общественном мире.

Высшим уровнем познания и формой знания является наука. Наука отличается тем, что раскрывает и объясняет внутреннюю суть реальности. Иначе говоря, задачей научного познания является адекватное отражение действительности путем раскрытия органически присущего ей сочетания формы и содержания, явления и сущности, количества и качества. Очевидно, что для такого отражения необходимы специальные способы, а научное знание будет иметь специфические формы выражения. Высшей формой научного знания выступает теория. Наука является не только средоточием имеющегося научного знания, но и основой для получения новых знаний для выработки методов научного познания. Это обусловлено тем, что для правильного отражения коренной сути изучаемой действительности в методах познания должен учитываться ее характер, а этот последний и отражен в имеющемся знании. Многообразие и сложность объективной реальности породили множество методов ее изучения. Это привело к возникновению специального учения о методах научного познания. Таким учением является методология. Наконец, важность и сложность познания обусловили то, что само познание стало объектом научного исследования и возникла общая теория познания - гносеология.

Понятие «теория» употребляется в разных смыслах. Поэтому под теорией следует понимать форму научных знаний, раскрывающую закономерности функционирования и развития определенной совокупности явлений материального и духовного мира, описывающую и объясняющую эти явления и направленную на прогрессивное преобразование природы, общественных отношений и самого человека. Теория по своей сути является обобщенным объясняющим (номологическим) знанием. Явление не просто описывается, а объясняется путем раскрытия его внутренней сущности. Теория должна объяснять факты на основе фундаментальных идей, принципов и законов и сводить всю их совокупность в единую систему. Вне системности нет теории. Наконец, научная теория должна быть внутренне замкнутой, непротиворечивой в логическом отношении системой суждений. Логическая стройность теории достигается в процессе ее минимизации. Суть ее состоит в том, что теория должна основываться на минимальном числе исходных фундаментальных идей и понятий. Таким образом, любая научная теория имеет сложную внутреннюю структуру.

 Она включает и синтезирует целый ряд более простых компонентов научного знания. Всякая научная теория имеет свою исходную эмпирическую основу, которая охватывает всю совокупность фактов, относящихся к соответствующей области действительности. Существенно, что для теоретического обобщения нужны не просто факты, а системы фактов, представительно характеризующих объект познания в свете поставленной задачи. В теории факты фигурируют не сами по себе, а в виде совокупности основных понятий, отражающих существенные черты, свойства и связи явлений действительности. В понятиях аккумулируются знания о предмете. Поэтому понятия выступают в качестве основных элементов научно-мыслительного, познавательного процесса и выражают содержательную суть всякой теории. Особенно велика в этом отношении роль категорий, которые являются предельно широкими понятиями, концентрирующими знания о важнейших свойствах реальности. Важнейшим компонентом теории являются законы. В законах выражается внутреннее содержание понятий, т.е. раскрываются существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые свойства, отношения и связи между явлениями, охватываемыми соответствующей теорией. Однако ни понятийно-категориальный аппарат, ни выражаемые им законы и тенденции функционирования и развития явлений объективного мира еще не создают знания об этих явлениях на теоретическом уровне. Для этого необходим более высокий уровень синтеза. Таким синтезирующим компонентом в теории выступает, по мнению одних философов, идея, а по мнению других, - принцип.

Научная идея как таковая является основой объединения воедино других компонентов теории (понятий, законов и самих теорий). Интегративные, синтезирующие способности идеи обусловлены тем, что сравнительно с другими компонентами теории она наиболее широко отражает фундаментальные свойства исследуемой реальности. Принцип - тоже ведущее начало, но оно выступает в научном познании не как основа объединения элементов теории воедино, а прежде всего как средство такого объединения.

Итак, для оценки познавательной глубины научных теорий (и вообще научного знания в той или иной области на определенной стадии его развития) необходимо установить, как далеко они продвинулись в раскрытии сущности изучаемой реальности. Это может быть достигнуто в результате изучения истории разработки отдельных проблем и развития соответствующей науки. В исторической науке этим занимается историография.

Важной функцией научно-теоретического знания является функция методологическая, связанная с получением нового научного знания. Сложность познавательного процесса, многообразие его форм, путей и методов обусловили возникновение специальной научной дисциплины о познании - теории познания, или гносеологии. Ее важнейшим разделом является теория научного познания, или эпистемология. Как теория познания в целом (гносеология), так и теория научного познания (эпистемология) занимаются изучением общих проблем познания. Таким образом, существует тесная взаимосвязь научной теории, методологии и методов исследования. Таким образом, методология выступает как теория методов научного познания. Но в методе теория приводится в действие посредством методики, которая принципы и требования методологии переводит в логические правила и процедуры

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. В чем заключается проблема соотношения понятий «теория истории» и «методология истории»?

2.Расскройте геосеологические и эпистемологические истоки методологии истории?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.162 (0.006 с.)