Тема 8. Концепции исторического объяснения и понимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Концепции исторического объяснения и понимания



 

Цели и задачи изучения темы:

Цель: изучение концепций исторического объяснения и понимания

Задачи:

– рассмотрение принципов историзма, объективности, причинности

 

Образовательные результаты освоения темы:

Коды компетенций Планируемые результаты освоения образовательной программы Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

ПК-4

способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории

Знать: современные научные представления о теории исторического процесса и методологии исторической науки; концепции развития исторического процесса.
Уметь: оперировать терминами и понятиями, использующимися в дискурсивной практике теории и методологии исторической науки; концепции развития исторического процесса.
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): навыками определения методологических подходов и выделения этапов их развития; осуществлять сравнение методологических позиций различных концепций развития исторического процесса.

 

Принцип историзма

Историзм – принцип мышления и исследования, предусматривающий рассмотрение всех предметов и явлений в их развитии, или в их истории, то есть выяснение того, как они возникли, менялись и стали нынешними; основные требования принципа историзма – рассматривать явления конкретно-исторически, представлять себе эти события теперь так, как они выглядели тогда, и благодаря этому исключать модернизацию, то есть осовременивание прошлого. Первым увидел закономерность изменений в истории общества итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668–1774). В течение XVIII века историзм вызревал в теориях прогресса Монтескье, Вольтера, Тюрго. Венцом этой теории явились сформировавшиеся в конце XVIII века взгляды французского энциклопедиста Кондорсе и немецкого историософа Гердера. Решающий вклад в рождение историзма внесла в первой трети XIX века романтическая историография: прусская «историческая школа права», французская «школа историков эпохи Реставрации», обособленно стоящий шотландец В. Скотт. Среди романтиков, которые не только практиковали историзм в своих исследованиях, но и обосновывали его теоретически, видное место занимал представитель школы Реставрации Огюстен Тьерри (1795–1856). Тьерри требовал конкретности при описании прошлого, выступая против его модернизации, применения к нему современных категорий: надо «различать, а не смешивать», ибо «буква остается, а дух меняется». По Тьерри, абстракции, схемы, оболочки, внешние контуры недостаточны для понимания прошлого, ибо они могут иметь разное содержание; надо изучать сущность людей и явлений пролого, воспроизводить их неповторимое конкретное своеобразие, кажущиеся мелочи и подробности, язык, стиль, имена, местный колорит, нравственный смысл. Значительную роль в становлении и распространении историзма сыграл Вальтер Скотт (1771–1832). Он был членом Шотландского исторического общества и способствовал публикации исторических источников; особенно важны его начавшие выходить с 1814 года исторические романы, в которых прошлое воспроизводилось с деталями быта и нравов описываемой эпохи. Плодотворный вклад в развитие историзма внёс Гегель (1770–1831), сочетавший историзм с диалектикой. Гегель вскрыл сущность, внутренний механизм исторического развития борьбу противоположных начал. Он показал, что развитие – это не просто движение от несовершенного к более совершенному; в несовершенном уже содержится его противоположность. В ходе развития, в каждый данный момент имеются элементы господствующие, то есть старые, и элементы нового, которые отрицают сущее и за которыми будущее. Гегелевский историзм трактовался лишь как эволюционное развитие идеи и – в нарушение логики – оправдывал существующие режимы их историческим происхождением. Дальнейшее развитие историзма как важнейшей стороны диалектического метода связано с именем К. Маркса.

Хотя историзм родился в первой трети XIX века, самого этого термина еще долго не существовало. Он был впервые употреблен, видимо, в 1879 году австрийским историософом Карлом Вернером (по другим данным – Нейге), а широкое применение получил накануне и особенно после Первой мировой войны. В 1920-х годах исследованию историзма уделял внимание Э. Трельч, в 1930-х – Ф. Майнеке. В немецком языке, откуда пошел термин «историзм», он звучит как «хисторизмус», итальянская форма его – «сторицизмо». Вслед за итальянцами в новейшее время сначала англичане, а затем историки других западных стран стали употреблять, наряду со словом «историзм», также термин «историцизм», но в отечественной литературе это слово не применяется.

Принцип объективности

Трактовка слова «объективный» в словарях – соответствующий объекту, существующий вне нас и независимо от нас, беспристрастный, непредвзятый. Объективное (то есть соответствующее объекту и беспристрастное) исследование прошлого усложняется неизбежным наличием аксиологического (оценочного) фактора, привносимого исследователем, и субъективностью не только исследователя, но и объекта изучения. Постановка вопроса такова: возможна ли объективность в истории, а если нет, то следует ли ей предпочитать открытую партийность? Позиция сторонников объективности. Позитивисты, с их гносеологическим оптимизмом, не видевшие отличий в познании разных наук, были уверены в познаваемости прошлого при наличии источников и реализации исторической критики. Одним из первых феномен объективности начал теоретически осмысливать Л. Ранке. Ранке учил, что в задачу историка входит реставрация, но не оценка прошлого. Впоследствии Ранке часто, особенно во введениях к крупным трудам, повторял этот постулат. Условием его реализации он считал беспристрастность исследователя, обязанного при описании прошлого как бы забыть о своем «я», элиминировать свои симпатии и антипатии, погасить их уподобившись точно фиксирующему события прибору.

Категорическими противниками объективного историописания, пропаганда пропагандировавшими его партийность, были современники Ранке – историки малогерманской школы Г. Трейчке (1834–1896) и Г. Зибель (1817–1895). Своими трудами они активно участвовали в политической борьбе вокруг объединения Германии, отстаивая его свершение без Австрии и под эгидой прусских Гогенцоллернов. Они обосновывали свою позицию так: «историк беспартиен лишь в гробу» и «я на 4/7 политик и лишь на 3/7 историк». Советские авторы во множестве книг и статей отстаивали принцип партийности и пытались доказать, будто объективность и марксистская партийность совпадают, так как историк-марксист отражает интересы рабочего класса, за которым будущее и который поэтому заинтересован в правдивом изображении событий.

Принцип причинности

Причинность – важная форма взаимосвязи явлений, в которой участвуют причина и следствие. Причина – явление, действие которого влечет за собой другое явление (влечет = вызывает, определяет, изменяет, производит и др.); вызванное причиной явление – следствие. В частности, сложно и трудно установить причинно-следственные связи в прошлом: 1. Зачастую к данному следствию (результату) приводит не одна, а несколько причин. 2. Эти причины – разных уровней (и важности). 3. Причина во времени предшествует следствию, но и следствие влияет на причину, особенно при длительном взаимодействии, например, если мирные переговоры как следствие войны ведутся долго при непрекращающихся военных действиях. 4. В педагогических целях мы вычленили одну из причин и производимое ею одно следствие; но в конкретной жизни, где все взаимосвязано, следствие становится причиной, в свою очередь. 5. Для понимания причины надо учесть условия (обстановку), в которой действовала данная причина, ибо одна причина в разных условиях может вызывать разные следствия. 6. Следует различать причину и повод. Повод – явление, процесс, разовое действие, способствующее проявлению причины.

Без выявления причинно-следственные связей историки имели бы хаотический набор фактов. Лишь с помощью причинно-следственных рядов и понятийных цепей история может превратиться в науку. Поиск причинности – важная задача исследователя. В Средние века в историописании господствовала идея провиденциализма («провидения»): поступки людей предопределены внеземными силами. Даже во время Возрождения в объяснении хода земных событий царила случайность. Просветители XVIII века выступили против трактовки истории как нагромождения случайностей и сформулировали принцип причинности и обусловленности. В XIX веке широко распространились представления об эволюции как цепи причин и следствий; эти представления были приняты ведущими философскими учениями – позитивизмом и марксизмом и стали также достоянием исторической науки.

Каузальность и детерминизм – понятия очень близкие: оба трактуют вопросы взаимосвязи явлений прошлого. Причинность является ядром, стержнем детерминизма. Отличие их в том, что детерминизм резче подчеркивает причинную определяющую исторических событий, их обусловленность, неизбежность, закономерность. Противники детерминизма смешивают его с фатализмом: мол, признание неизбежного влияния, например, экономики как определяющего фактора исторических событий равносильно провиденциализму, обусловливающему ход событий божественной волей. Но марксистский детерминизм признает также роль и личного фактора, и свободы воли, и выбора в действиях. Забвение историзма чревато модернизацией прошлого, отказ от идеала объективности ведет к исследовательскому произволу, а игнорирование причинно-следственных связей делает изложение хаотическим.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Расскройте сущность принципа историзма?

2. Расскройте сущность принципа объективности?

3. Расскройте сущность принципа причинности?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.009 с.)