Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разрешение неустойчивых трезвучий
Неуст. звуки движутся по тяготению (акк. S↓, D↑), а уст. - на месте в том же голосе.
При разрешении 53 секундового соотношения (II-I, VII-I) нужно избегать параллелизма квинт. Поэтому надо либо взять данное 53 в обращении, где вместо ║5 образуются ║4, либо один из звуков вести не по секунд. тяготению, а ходом на терцию (поступенно)
Разрешение Ум53, Ув53 – по тяготению. Ум53, постр. от звука, разреш. в 4 тон-сти. Обращения Ув53 энгарм. =, поэтому они могут быть истолкованы 3 раза, и, постр. от звука, разрешиться в 6 тон-стей. Септаккорды лада Мажор Минор
Сравнив обе таблицы, сделаем выводы: а) в нат. мажоре и миноре встреч. 4 разных по структуре 7-аккорда — Бмаж7 (2), Ммаж7 (1), Ммин7 (3) и Мум (1), но строятся они на разных ступенях; б) в гарм. мажоре и миноре встреч.— по одному разу — все 7 видов 7-аккордов, причем 3 из них — на одних и тех же для обоих ладов ступенях: Ммаж7 — на V ступ., Мум7 — на II ступ., Ум7 — на VII ступ.; в) в мелод. мажоре и миноре отсутствуют два вида септаккордов — Бмаж7 и Ум7, остальные пять встречаются в том же кол-ве, но на других ступенях. Основные 7-аккорды – D7, VII7, II7, остальные – побочные D7 (Ммаж) и VII7 (Ум и Мум) – осн. представители дисс. D гармонии. II7 (Ммин и Мум) - яркий выразитель дисс. гармонии S группы. Разрешение септаккордов Все 7-акк. явл. диссон. созвучиями, требующ. акустического и ладового разрешения. Сущ. два различных способа разреш-я 7-аккордов: автентическое и плагальное. Для автентического хар. ведение септимы на ступень ↓, а при плагальном - септима остается на месте. а) Разрешение D 7. Осн. способ - автентическое разреш-е в неполное Т53 без 5 с утроенной 1. Обращения D7 разреш. в соотв. виды Т так же, как и осн. вид D7. D7 может разреш.в VI53 (с удвоен. терцией) – прерванный оборот б) Разрешение вводного 7-аккорда (VII 7) Оба его вида – Мум7 и Ум7 разреш. автентическим способом в полное Т53 с удв. 3 (во избежание ║5). Обращ-я VII7 разреш. в Т так же, как и осн. вид. VII65 и VII43 разр. в Т6, VII2— в Т64.
Обращения УмVII7 энгарм. = между собой, что дает возможность разр. его в 8 т-стей. Это использ. при совершении энгармонических (внезапных) модуляций в) Внутрифункциональное разрешение VII 7 – этопереход в Т через D7 и обр. При этом септима VII 7 идетна ступень↓ — в приму D7, ост. звуки - на месте. В результате – переход по принципу «круга» в следующее обращ-е D7. г) Разрешение II 7. По виду он – Ммин7 в нат. мажоре и Мум7 в нат. и гарм. миноре и в гарм. мажоре. в Т: II7 как S гармония разреш. в Т и ее обращения плагальным способом: септима – на месте, ост. – в ближ. устойчивые звуки. то есть с оставлением септимы на месте в качестве общего тона между обоими аккордами. II7 разреш. в Т с удв. терцией или квинтой (во избежание ║5)
В D: II7 находится в таком же 4-5 соотношении с D, как и D с Т, поэтому II7 может также разр. и в D53 — подобно разреш.D7 в T (автентическим способом). через VII 7, D 7: II7 может переходить в Т53 не непосредственно, а через D7 и обр. В этом случае 5 и 7 II7 идет на ступень↓, ост. звуки - на месте. Следует переход по принципу «креста» (через одно обращение). Через VII7 и обр. – по принципу «круга» (7 - на секунду↓, ост. звуки - на месте, через 1 обращение). Соединение 7-аккордов Все 7-акк. лада находятся между собой в одном из трех интервальных соотношений: терцовом, кварто-квинтовом или секундовом. При терцовом соотношении у 7-акк. всегда имеются 3 общих звука, при кварто-квинтовом соотношении — 2 и при секундовом — 1 общий звук, что обеспечивает их гармоническое (т. е. с оставлением общ. звука на месте) соединение. Переход 7-акк. при терцовом их соотношении осущ. по принципу «круга» (как VII7 в D7), при кварто-квинтовом соотношении — по принципу «креста» (как II7 в D7) Что же касается 7-акк. аккордов секундового соотношения, то у них есть только 1 общий звук, кот. и остается на месте, а ост. 3 голоса при разрешении идут на ступень ↓ («против часовой стрелки», через 2 обращ-я). При этом, во избежание ║5, первый из двух 7-акк. берется в таком расположении, чтобы 3 тон наход. выше 7, а 1 — выше 5. В этом случае три верхних голоса движутся вниз поступенно 6-акк. или 64-акк.:
Разрешение нонаккордов Любой 9-аккорд может быть взят как в полном (5-зв.), так и в неполном, без 5 (4-зв.) виде. Чаще всего он выступает в качестве D9.В нат. мажоре он большой (Б9), а в гарм. мажоре и миноре он малый (М9). Его качество зависит от интервала между крайн. звуками: б9 или м9. Разрешения: 1. D9 может перейти в 7-акк. той же ступени внутрифункционально (9-на ступень ↓ в приму D7, ост. звуки - на месте). В таком случае полн.9-акк. переходит в полный (за счет удвоения 1) 7-аккорд, а неп. 9-акк. — в неп. же (без квинты) 7-аккорд: 2. 9-аккорд может быть разр. и непосредственно в 53, лежащее ч4 выше, подобно D7→Т. Аккорды с побочными тонами Аккорды с побочными тонами (заменными и внедрёнными), усложняющими структуру акк-да, встреч. уже в пр-ниях комп. XIXв., и становятся обычн. явлением в XXв. Заменным тоном наз. звук, взятый вместо какого-либо аккорд.тона (наименее яркого по св. фонизму), не входящий в терц. структуру акк-да. Наиболее употребит. заменными тонами явл. 6 вместо 5 в D7 (D76 - «шопеновская гармония) и в D9 и 4 вместо 3 — в VII7 (VII74 – «рахманинская гармония»): Заменные тоны исп. также и в обращениях аккордов, для большей яркости обычно в верх. голосе. При разреш-ии заменные тоны могут вести себя свободно: либо идти так же, как заменяемые ими звуки аккорда, либо переходить в Т свободно: Внедренными тонами наз. звуки, усложняющие аккорд за счет внедрения в его состав неакк. тонов, образ. дисс. сочетания с акк. звуками. Внедр. тоны могут разрешаться, а могут ост. и неразрешенными. Напр., джазовая пьеса часто оканчивается диссонир. Т: с секстой (Т6), с ноной (Т9) или и той и другой вместе (Т6 9). D76 Ф.Шопен Прелюдия №7 D9 Э.Григ Танец Анитры II 7 П.Чайковский. Май. Белые ночи VII7 Л.Бетховен Соната №8
VII 43 4 ( рахманиновская гармония) ХРОМАТИЗМ. АЛЬТЕРАЦИЯ. Хроматизм (от греч. «хрома - краска, цвет) в широком смысле - любое повышение или понижение на п/тон диатонических ступеней лада. По своей роли в мелодич. движении хроматич. звуки могут быть проходящими, (между соседними диатонич. ступенями), и вспомогательными (нижними и верхними)т. е. взятыми между диатонич. звуком и его повторением. Различ. два вида хроматизма: а) мелодический хроматизм, «расцвечивающий» мелодич. линию за счет хроматич. проходящих и вспом. звуков; б) гармонический хроматизм, связанный с обострением функц. тяготений, проявляющийся в гармонии. Выразит. значение. Использование хроматич. явлений как в мелодич., так и в гармонич. планах, способствует большей «вязкости» фактуры и повышению напряженности музыки, появлению более красочных созвучий. Альтерация (в пер. – изменение) – частный случай хроматизма.Это повышение или понижение только неуст. ступеней лада с целью обострения их тяготения в устойчивые (т.н. ладовая альтерация). Альтерироваться могут лишь неуст. диат. ступени, отстоящие от соседнего устойч. звука на б2. Ладовая альтерация в мажоре - II #, IIb, IV #, VIb Ладовая альтерация в миноре - IIb, IV #, IV b VII # Каждая альтерир. (# и b) ступень тяготеет лишь в одну сторону — в направлении альтерации. Гамма с альтерацией: в ↑движении – все повыш. альтерации, в ↓– все понижающие.
Хром. изменениям могут подвергаться все ступени лада, в т. ч. и устойчивые. Иногда хроматизм - частный случай альтерации, в другом случае он может привести к образованию новых тяготений и выходу за пределы данной т-сти (модуляционная альтерация, в отличие от ладовой). Хроматические интервалы Хром. интервалами наз. все ув. и ум., дв. ув. и дв. ум. интервалы, за исключ. тритонов. К ним также относятся и характ. интервалы гар. мажора и минора. Их разрешение производится в соответствии с направлением альтерации (ум. – сужаются, ув – расширяются). Основа - секундовые (в осн, п/т) тяготения. Однако в отдельных случаях использ. и 4-5 тяготения. Cущ. 2 группы хром. интервалов: 1) интервалы, в кот. сопряжены устойч. и и альтерированные звуки.
2) интервалы, в кот. сопряжены неустойчивые и альтерированные звуки.
А такие хром. интервалы, как ум3 и ув6, хотя по названию и относятся к консонансам, предст. собой не только ладовые, но и акустич. диссонансы, т. к. энгарм. равны: ум3=б2 и ув6=м7. Чтобы построить хром. интервал в данной т-сти или по данному интервалу узнать т-сти, нужно помнить, что на пониж. ступенях находится основа ув. интервалов или вершина ум. интервала; на повыш. – основа ум. интервалов или вершина ув. инт-в Энгармонизм интервалов
Ладовая альтерация приводит к появлению альтер. аккордов, кот. применяли уже композиторы-классики. Ранше других начал применяться альт. II7, в кот. входят II и IV ступени, альтер. чаще других. Затем – аккорды альт. D
Хроматическая гамма - гамма, строящаяся по полутонам. Она не предст. самост. ладовой системы, а возникла от заполнения хром. п/т всех б2 соотношений диат. 7-ступ. маж. или мин. гаммы. Правила нотации: 1) Повышаются при движ-ии↑ и понижаются при движ-ии↓ на п/т все диатон. ступени, которые отстоят от соседних на целый тон 2) В мажоре при движении↑ не повыш. VI ст. (вместо нее VIIb), при движении↓ не пониж. V ст. (вместо нее IV#) 3) В миноре при движении↑ не повыш. I ст. (вместо нее IIb), при движении↓ не пониж. V ст. (вместо нее IV#) Написание нисх. хром. звукоряда в миноре (где не пониж. I и V ст.) совпадает с нотацией такого же звукоряда в одноим. мажоре В ↑ движении всякая повыш. ступень восприн. как напряженное вводнотоновое тяготение (т.е. как терция D7 или прима VII7) к следующему за ней диат. звуку, на кот. может быть построено Б53 или М53, кот. могут быть Т53. В мажоре на VII ст. – Ум53, кот. не может быть Т53, поэтомуVI ст. не повышается. В ↓движении всякая пониж. ступень восприм. как септима D7, либо как септима VII7 ║т-сти. V ступень в хром. гамме и не понижается, т.к. при разреш-ии получ. Ум53. В нат. миноре Ум53 строится на II ступ., и именно по этой причине не повыш. I и не пониж. V ступени. В музыке XIX и особ. XXв. встреч. и случаи более свободной нотации хром. гаммы. Это связ. прим-ем хром. вспомогательных или проходящих звуков в неск. голосах (подчеркивание параллелизма голосов) Д/з: Методичка № , хром. интерв 1 и 2 гр. в В, вхром. интервалы от «а» с разр., опред. т-стей, Л-д с. 137 №13, с.134 №14 (б), ф-но: от «аs» - Бмаж7, Мм7, Мум7, Ум7 с довед. до Т РОДСТВО ТОНАЛЬНОСТЕЙ В тональной музыке в качестве основных исп. 30 различных т-стей, находящ. в опред. соотношениях друг с другом. Наиболее близкими явл. те тон-сти, кот. находятся в диатоническом родстве (т.е. тон-сти 1 степени родства) Это такие 6 тон-стей, Т53 кот. встреч. на осн. ступенях данного лада. Для мажора – параллельн. тон-сть, т-сти D, S и их параллели, т-сть гарм. S Для минора – параллельн. тон-сть, т-сти d, s и их параллели, т-сть гарм. D Разница в ключевых знаках – от 0 (║ т-сти) до 4 знаков (т-сти гарм. S и D), с ост. т-стями (D, S и их параллели) - 1 знак (доминантовые — в сторону увеличения #, субдоминантовые — в сторону увеличения b).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.052 с.) |