Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аккорды с квартовой структурой

Поиск

К ним относятся 3-звучный септаккорд и 4-звучный децимаккорд.

Квартовый 7-аккорд (квартсептаккорд) сост. из 3 звуков, располож. по квартам. При этом между крайними звуками образ. интервал септимы (отсюда название)

М7/4 строится по ч4 (между крайн. звуками – м7), а Б7/4 сост. из ч4 и ув4 (между крайн. звуками – б7).

      М 74     Б74      Б74

При обращениях квартсептаккорда (их 2, как и у трезвучий) возникают кварто-квинтовые созвучия, которые в ряде нац. муз. культур (напр., в грузинской) имеют самост. значение и широкое применяются как в народ., так и в професс. музыке.

4 звука, располож. по квартам, наз. квартдецимаккордом (10/4) по интервалу, образ. между крайн. звуками. Они бывают малыми и большими — в зависимости от тоновой величины децимы. М10/4 строятся только по ч4, Б10/4 имеют в своем составе одну ув4 (тритон) и две ч4 (в любом чередовании):

      малый децимаккорд     большие децимаккорды

          II10/4 (C), S10/4 (a)    D10/4 (G) T10/4 (D) S10/4 (A-dur)

У Скрябина в симф. поэме «Прометей» квартовый аккорд, получ. название «прометеев», использован в качестве основы для одновременных и последовательных муз. звукосочетаний (новаторство).  

Квинтаккорды произошли от двойных орг. пунктов. В Лезгинке  из «Руслана и Людмилы» Глинки звучит квинтаккорд (g-d1-a1-e2)

Аккорды с побочными тонами включают: аккорды с заменными тонами (D76«шопеновская D»), VII434 («рахманиновская S») аккорды с внедренными тонами (Т536)

Кластер ( в пер. – гроздь)- многозвучная секундовая гармония (целотоновая, п/т)

Фонизм каждого аккорда различен. Ум53, Ум7 кажутся напряженными, болезненными (Бетховен, соната №8, вступл-е), Ув53 – волшебным, настороженным.

 

Д/З: Анализ Р. Шуман «Я не сержусь» - 1 период

Хвостенко с. 57 №7; с.186 №3 – от dis, as

ф-но: строить от «e» все трезвучия с обр, 7-аккорды с обр., 9-аккорды, 11-,13-аккорды.

К письм. работе: обертонов. звукоряд; партитура в ключах; группировка; запись нотами и обознач. нот в разн. октавах; построение аккордов и интервалов↑и↓; энгармоническая замена интервалов; транспозиция.

ЛАД. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛАДОВ.

ЛАД (модус) – система соподчинения звуков и созвучий. Звукоряд – расположение звуков в порядке высоты (в отлич. от лада – системы отношений)

ДИАТОНИКА (от греч. – идущая по тонам) – 7-зв. система, все звуки кот. могут быть расположены по ч5. Гарм. dur и moll считают условно диатоническими.

Есть 2 основные группы ладовых систем:

1) лады, в кот. функц. единицей явл. тонмонодические (или модальные)

2) лады, в кот. функц. единицей явл. аккордгармонические (или тональные)

МОНОДИЧЕСКИЕ ЛАДЫ

– исторически более ранняя форма лад. организации, возникшая в 1-гол. вокальной музыке. В чистом виде эти лады не октавны, в них тон, отстоящий на 8↓ или ↑ от данного, несет совершенно иную функцию. Т.о., кол-во тонов, сост. звукоряд такого лада, может быть совершенно различным. Основные категории монод. лада: объем звукоряда (амбитус), устой, конечный тон (финалис), побочная опора лада (реперкусса)

По виду звукоряда монодические лады могут быть:

-- ангемитонные – бесполутоновые

-- гемитонные – включающие любые интервалы, в т.ч. полутоны.

К ангемитонным ладам относ. бесполутоновые трихорды и пентатоника.

Трихорд (от греч.-3-струнный) – 3-ступенный звукоряд (типичная интонация ангемитоники), содержащий м.3 и б2 в объеме ч.4. Трихорд является основой многих старинных р.н.п. («Не было ветру»)

Пентатоника – 5-ступ. лад, в котором отсутствуют п/тоновые и 3т соотношения ступеней. Как и в полных диат. ладах, звуки пентатоники могут быть расположены по ч5. Ее звукоряд не выявляет определённого тонального центра (острые п/т тяготения отсутствуют). Поэтому функции гл. тона может выполнять любой из пяти звуков; отсюда 5 разл. вариантов звукоряда П. одного и того же звукового состава:

1модус     2 модус 3 модус 4 модус 5 модус

Тоновая величина терции, построенной от I ступени, придает пентатонике маж. или мин. окраску (1модус – маж. пентатоника и 5 модус – мин. пентатоника). Но благодаря отсутствию остро звучащих п/тонов устоем может оказаться любой из звуков пентатоники. Образуются промежуточные виды пентатонного звукоряда, не обладающие четко выраженным ладовым наклонением (2-4 модус), она может быть неполной (3-4 ступ). Пентатоника хар. для многих народов Ср. Поволжья – марийцев, татар; распространена в некот. странах Востока – Вьетнаме, Китае. Элементы пентатонного мышления свойств. и древнейшим рус., укр., белорус. нар. песням. М.Мусоргский Прогулка («Карт. с выст.»)

Гемитонные лады включают любые интервалы.

В ладовую систему Древней Греции входили шесть основных ладов: эолийский, ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский. Лады в средневековой европ. музыке переняли названия греческих.

Группа 7-ступ. старинных (церковных) ладов использ. в практике полиф. многоголосия. На них основ. григорианское пение в средневек. церкви. Все разновидности этих ладов можно постр. на звукоряде «белых клавиш», только перемещая Т. Три лада имеют мажорное наклонение - ионийский, звукоряд кот. совпадает с нат. мажором, лидийский с IVв, миксолидийский с VIIн, 3 лада – минорного наклонения - эолийский, звукоряд кот. совпадает с нат. минором, фригийский со IIн, дорийский с VIв и локрийский лад, в структуру кот. входит ум.5 от Т (moll c низк II и V). Свои названия они получ. от древнегреческих областей, где они были распространены.

Примеры: дорийский лад – Э.Григ Сосна, фригийский лад – Ф.Шопен Мазурка ор.41№1 лидийский лад – Э.Григ Норвежский танец, Ф.Шопен Мазурка ор.24№2   миксолидийский лад – Р-К хор «Ай, во поле липенька» из оп. «Снегурочка»

Следуя древн. традиции, кажд. церк. ладу приписывался опред. хар-р (этос). Напр., дорийский лад (до̀ряне – одно из греч. племен) считался мужественным, фригийский (Фригия и Лидия – области Греции) – страстным, восторженным.

Гиполады (или плагальные) лады, совпадающие с диатоническими, но отлич. расположением устойч. звуков. Т находится на V ступени, опоры – I и IV ступени (т.е. устои основного лада): гиполидийский, гипоионийский и доминантовый или испанский (гарм. минор от 5 ступени) др.

Для монодич. ладов хар. ладовая переменность, даже если они замкнуты единым устоем и не со­держат никаких перемен звукоряда. Переменность выражается в отсутствии сильного центр. тяготения, благодаря чему проме­жуточные остановки могут восприниматься как переменно-ладовые смены опор (устоев).

Переменными наз. лады с изменяющейся Т в пределах одного звукоряда или с изменяющимся звукорядом при единой Т. Вид переменного лада, при кот. взаимодействуют Т паралл. тон-стей, наз. параллельно-переменным (часто встреч. в нар. музыке).

МИКСОДИАТОНИКА — это «смешанная» диатоника, то есть ин­терв. структура, сост. из «сросшихся» друг с другом диат. звукорядов. Образец – лидомиксолидийский лад (подгалянский).

*Один из миксодиат. ладов – обиходный, лежащий в основе древнерусских песнопений. Он охватывает 12 ступеней и делится на 4 согласия (трихорда) - "простое", "мрачное", "светлое" и "тресветлое" с одинаковой интерв. структурой (1тон между звуками внутри согласия и п/тон между согласиями). Его свойства: внеоктавность звуко­ряда (деление на «согласия», отстоящие на ч4 одно от др.); отноше­ния данной ступени и ее октавного повторения к окружающим их смежным ступеням неодинаково.

Обиходный лад встречается не только в церковной, но и в рус. нар. и композиторской музыке (М.Мусоргский «Богатыр. ворота» из «Карт. с выст», трио).

ГЕМИОЛЬНЫЕ ЛАДЫ (от греч. полуторный) – лады с ув2.

Доминантовый лад (испанский) — мажорный лад с IIb, VIb, VIIb (гарм. минор с тоникой на V ступ., отсюда назв.). Встреч. в испан. нар. музыке (антракт к 4д. "Кармен" Бизе)

Дважды гарм. мажор отличается от натур. IIb и VIb  ступенями (ув2 на IIb и VIb). Дважды гарм. минор отлич. от натур. IV# и VII#  ступенями (ув2 на III и VI). Их наз. венгерской (цыганской) гаммой. Эти лады хар. для цыган., болгар., венгер., еврейской нар. музыки, восточной музыки. Сен-Санс Цыганский танец (дважды гарм. минор) или Мусоргский Два еврея («Карт с выст») – Ал.№166

СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ (термин Ю.Холопова) – это недиатонические (искусственные) лады, звукоряд кот. основан на равнодольном делении октавы. Как выразит. средство использовались с XIXв. Первое теор. объяснение симм. ладов принад­лежит Б.Яворскому в нач. XXв. Особенно широко эти лады разработал франц. композитор О.Мессиан (он наз. их «лады ограниченной транспозиции).

Применение их в осн. связано с фантасти­кой, сказкой, причудливостью колорита («Руслан и Люд.» Глинки, оперы-сказки Р-К, сказ. картины Лядова)

По структурному принципу различают 4 типа симметричных ладов (их названия зависят от центр.элемента (ЦЭ) – созвучия, возник. в результате деления 12 п/тонов на 2,3,4,6 равн. частей). 1 означ. п/т, 2 - тон

I — целотонный лад 2:2 (ЦЭ—целотонное 6-звучие). Это лад из 6 звуков, постр. по целым тонам. Один из первых образцов использ-я этого лада – «гамма Черномора» из увертюры оп. Глинки «Рус. и Люд.»

II — уменьшенный лад (гамма Р-К «тон-полутон» или гамма Шопена)  2:1 (ЦЭ — Ум.7) – лад, в кот чередуются тоны и п/тоны, или наоборот (8 ступеней). Этот лад часто исп. Р-К для хар-ки фантаст. мира. (оп. «Садко» появл-е Морск. царя)

III — увеличенный лад 3:1 или 2:1:1 (ЦЭ — Ув.53); Р-К оп. «Золотой петушок» д.1 (тема петушка) – 3:1

IV тритоновый лад или дважды-лад (послед. тер­мин — Б. Яворского; ЦЭ -тритон) образ. делением октавы на 2 равн. и однофункциональные части на расст. 3т.

1. Целотонный лад 2. Уменьшенный лад (лад Р-К, гамма Шопена)
3.Увеличенный лад 3.1; 2:1:1 4. Тритоновые: а) Лад 5.1
*б) Лад 3.2.1 (лад Петрушки; дважды-мажор) *в) Лад 1.2.3 (дважды-минор)

ПОЛИЛАДОВОСТЬ - сложный лад, объед. элементы разл. ладов при одной Т. Одноврем. звучание эл-тов разных ладов создаёт многокрасочный эффект.

Б.Барток Багатель – Ал. №172

 ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ – одновременное звучание 2-х (реже–неск.) разных т-стей. Как правило, они проявляют себя в разных пластах муз. фактуры. Изредка явления политональности встреч. в музыке XIX в. (М. П. Мусоргский Картинки с выставки, "Два еврея"), но больше свойственны музыке XXв. Такой политональный прием контрапункта 2-х тем (русские темы и сигнал крестоносцев) исп/ Прокофьев в 5ч. («Ледовое побоище») кантаты «Александр Невский»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.198 (0.006 с.)