Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аккорды с квартовой структуройСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К ним относятся 3-звучный септаккорд и 4-звучный децимаккорд. Квартовый 7-аккорд (квартсептаккорд) сост. из 3 звуков, располож. по квартам. При этом между крайними звуками образ. интервал септимы (отсюда название) М7/4 строится по ч4 (между крайн. звуками – м7), а Б7/4 сост. из ч4 и ув4 (между крайн. звуками – б7). М 74 Б74 Б74 При обращениях квартсептаккорда (их 2, как и у трезвучий) возникают кварто-квинтовые созвучия, которые в ряде нац. муз. культур (напр., в грузинской) имеют самост. значение и широкое применяются как в народ., так и в професс. музыке. 4 звука, располож. по квартам, наз. квартдецимаккордом (10/4) — по интервалу, образ. между крайн. звуками. Они бывают малыми и большими — в зависимости от тоновой величины децимы. М10/4 строятся только по ч4, Б10/4 имеют в своем составе одну ув4 (тритон) и две ч4 (в любом чередовании): малый децимаккорд большие децимаккорды II10/4 (C), S10/4 (a) D10/4 (G) T10/4 (D) S10/4 (A-dur)
Квинтаккорды произошли от двойных орг. пунктов. В Лезгинке из «Руслана и Людмилы» Глинки звучит квинтаккорд (g-d1-a1-e2) Аккорды с побочными тонами включают: аккорды с заменными тонами (D76 – «шопеновская D»), VII434 («рахманиновская S») аккорды с внедренными тонами (Т536) Кластер ( в пер. – гроздь)- многозвучная секундовая гармония (целотоновая, п/т) Фонизм каждого аккорда различен. Ум53, Ум7 кажутся напряженными, болезненными (Бетховен, соната №8, вступл-е), Ув53 – волшебным, настороженным.
Д/З: Анализ Р. Шуман «Я не сержусь» - 1 период Хвостенко с. 57 №7; с.186 №3 – от dis, as ф-но: строить от «e» все трезвучия с обр, 7-аккорды с обр., 9-аккорды, 11-,13-аккорды. К письм. работе: обертонов. звукоряд; партитура в ключах; группировка; запись нотами и обознач. нот в разн. октавах; построение аккордов и интервалов↑и↓; энгармоническая замена интервалов; транспозиция. ЛАД. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛАДОВ. ЛАД (модус) – система соподчинения звуков и созвучий. Звукоряд – расположение звуков в порядке высоты (в отлич. от лада – системы отношений) ДИАТОНИКА (от греч. – идущая по тонам) – 7-зв. система, все звуки кот. могут быть расположены по ч5. Гарм. dur и moll считают условно диатоническими. Есть 2 основные группы ладовых систем: 1) лады, в кот. функц. единицей явл. тон – монодические (или модальные) 2) лады, в кот. функц. единицей явл. аккорд – гармонические (или тональные) МОНОДИЧЕСКИЕ ЛАДЫ – исторически более ранняя форма лад. организации, возникшая в 1-гол. вокальной музыке. В чистом виде эти лады не октавны, в них тон, отстоящий на 8↓ или ↑ от данного, несет совершенно иную функцию. Т.о., кол-во тонов, сост. звукоряд такого лада, может быть совершенно различным. Основные категории монод. лада: объем звукоряда (амбитус), устой, конечный тон (финалис), побочная опора лада (реперкусса) По виду звукоряда монодические лады могут быть: -- ангемитонные – бесполутоновые -- гемитонные – включающие любые интервалы, в т.ч. полутоны. К ангемитонным ладам относ. бесполутоновые трихорды и пентатоника. Трихорд (от греч.-3-струнный) – 3-ступенный звукоряд (типичная интонация ангемитоники), содержащий м.3 и б2 в объеме ч.4. Трихорд является основой многих старинных р.н.п. («Не было ветру») Пентатоника – 5-ступ. лад, в котором отсутствуют п/тоновые и 3т соотношения ступеней. Как и в полных диат. ладах, звуки пентатоники могут быть расположены по ч5. Ее звукоряд не выявляет определённого тонального центра (острые п/т тяготения отсутствуют). Поэтому функции гл. тона может выполнять любой из пяти звуков; отсюда 5 разл. вариантов звукоряда П. одного и того же звукового состава: 1модус 2 модус 3 модус 4 модус 5 модус Тоновая величина терции, построенной от I ступени, придает пентатонике маж. или мин. окраску (1модус – маж. пентатоника и 5 модус – мин. пентатоника). Но благодаря отсутствию остро звучащих п/тонов устоем может оказаться любой из звуков пентатоники. Образуются промежуточные виды пентатонного звукоряда, не обладающие четко выраженным ладовым наклонением (2-4 модус), она может быть неполной (3-4 ступ). Пентатоника хар. для многих народов Ср. Поволжья – марийцев, татар; распространена в некот. странах Востока – Вьетнаме, Китае. Элементы пентатонного мышления свойств. и древнейшим рус., укр., белорус. нар. песням. М.Мусоргский Прогулка («Карт. с выст.») Гемитонные лады включают любые интервалы. В ладовую систему Древней Греции входили шесть основных ладов: эолийский, ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский. Лады в средневековой европ. музыке переняли названия греческих. Группа 7-ступ. старинных (церковных) ладов использ. в практике полиф. многоголосия. На них основ. григорианское пение в средневек. церкви. Все разновидности этих ладов можно постр. на звукоряде «белых клавиш», только перемещая Т. Три лада имеют мажорное наклонение - ионийский, звукоряд кот. совпадает с нат. мажором, лидийский с IVв, миксолидийский с VIIн, 3 лада – минорного наклонения - эолийский, звукоряд кот. совпадает с нат. минором, фригийский со IIн, дорийский с VIв и локрийский лад, в структуру кот. входит ум.5 от Т (moll c низк II и V). Свои названия они получ. от древнегреческих областей, где они были распространены. Примеры: дорийский лад – Э.Григ Сосна, фригийский лад – Ф.Шопен Мазурка ор.41№1 лидийский лад – Э.Григ Норвежский танец, Ф.Шопен Мазурка ор.24№2 миксолидийский лад – Р-К хор «Ай, во поле липенька» из оп. «Снегурочка» Следуя древн. традиции, кажд. церк. ладу приписывался опред. хар-р (этос). Напр., дорийский лад (до̀ряне – одно из греч. племен) считался мужественным, фригийский (Фригия и Лидия – области Греции) – страстным, восторженным. Гиполады (или плагальные) – лады, совпадающие с диатоническими, но отлич. расположением устойч. звуков. Т находится на V ступени, опоры – I и IV ступени (т.е. устои основного лада): гиполидийский, гипоионийский и доминантовый или испанский (гарм. минор от 5 ступени) др. Для монодич. ладов хар. ладовая переменность, даже если они замкнуты единым устоем и не содержат никаких перемен звукоряда. Переменность выражается в отсутствии сильного центр. тяготения, благодаря чему промежуточные остановки могут восприниматься как переменно-ладовые смены опор (устоев). Переменными наз. лады с изменяющейся Т в пределах одного звукоряда или с изменяющимся звукорядом при единой Т. Вид переменного лада, при кот. взаимодействуют Т паралл. тон-стей, наз. параллельно-переменным (часто встреч. в нар. музыке). МИКСОДИАТОНИКА — это «смешанная» диатоника, то есть интерв. структура, сост. из «сросшихся» друг с другом диат. звукорядов. Образец – лидомиксолидийский лад (подгалянский). *Один из миксодиат. ладов – обиходный, лежащий в основе древнерусских песнопений. Он охватывает 12 ступеней и делится на 4 согласия (трихорда) - "простое", "мрачное", "светлое" и "тресветлое" с одинаковой интерв. структурой (1тон между звуками внутри согласия и п/тон между согласиями). Его свойства: внеоктавность звукоряда (деление на «согласия», отстоящие на ч4 одно от др.); отношения данной ступени и ее октавного повторения к окружающим их смежным ступеням неодинаково.
ГЕМИОЛЬНЫЕ ЛАДЫ (от греч. полуторный) – лады с ув2. Доминантовый лад (испанский) — мажорный лад с IIb, VIb, VIIb (гарм. минор с тоникой на V ступ., отсюда назв.). Встреч. в испан. нар. музыке (антракт к 4д. "Кармен" Бизе) Дважды гарм. мажор отличается от натур. IIb и VIb ступенями (ув2 на IIb и VIb). Дважды гарм. минор отлич. от натур. IV# и VII# ступенями (ув2 на III и VI). Их наз. венгерской (цыганской) гаммой. Эти лады хар. для цыган., болгар., венгер., еврейской нар. музыки, восточной музыки. Сен-Санс Цыганский танец (дважды гарм. минор) или Мусоргский Два еврея («Карт с выст») – Ал.№166 СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ (термин Ю.Холопова) – это недиатонические (искусственные) лады, звукоряд кот. основан на равнодольном делении октавы. Как выразит. средство использовались с XIXв. Первое теор. объяснение симм. ладов принадлежит Б.Яворскому в нач. XXв. Особенно широко эти лады разработал франц. композитор О.Мессиан (он наз. их «лады ограниченной транспозиции). Применение их в осн. связано с фантастикой, сказкой, причудливостью колорита («Руслан и Люд.» Глинки, оперы-сказки Р-К, сказ. картины Лядова) По структурному принципу различают 4 типа симметричных ладов (их названия зависят от центр.элемента (ЦЭ) – созвучия, возник. в результате деления 12 п/тонов на 2,3,4,6 равн. частей). 1 означ. п/т, 2 - тон I — целотонный лад 2:2 (ЦЭ—целотонное 6-звучие). Это лад из 6 звуков, постр. по целым тонам. Один из первых образцов использ-я этого лада – «гамма Черномора» из увертюры оп. Глинки «Рус. и Люд.» II — уменьшенный лад (гамма Р-К «тон-полутон» или гамма Шопена) 2:1 (ЦЭ — Ум.7) – лад, в кот чередуются тоны и п/тоны, или наоборот (8 ступеней). Этот лад часто исп. Р-К для хар-ки фантаст. мира. (оп. «Садко» появл-е Морск. царя) III — увеличенный лад 3:1 или 2:1:1 (ЦЭ — Ув.53); Р-К оп. «Золотой петушок» д.1 (тема петушка) – 3:1 IV — тритоновый лад или дважды-лад (послед. термин — Б. Яворского; ЦЭ -тритон) образ. делением октавы на 2 равн. и однофункциональные части на расст. 3т.
ПОЛИЛАДОВОСТЬ - сложный лад, объед. элементы разл. ладов при одной Т. Одноврем. звучание эл-тов разных ладов создаёт многокрасочный эффект. Б.Барток Багатель – Ал. №172 ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ – одновременное звучание 2-х (реже–неск.) разных т-стей. Как правило, они проявляют себя в разных пластах муз. фактуры. Изредка явления политональности встреч. в музыке XIX в. (М. П. Мусоргский Картинки с выставки, "Два еврея"), но больше свойственны музыке XXв. Такой политональный прием контрапункта 2-х тем (русские темы и сигнал крестоносцев) исп/ Прокофьев в 5ч. («Ледовое побоище») кантаты «Александр Невский»
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.198 (0.006 с.) |