Культура римского католицизма. Движения Реформации и Возрождения в Западной Европе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура римского католицизма. Движения Реформации и Возрождения в Западной Европе.



Особенности католического вероучения, культа и церковной организации

Католицизм (греч. всеобщий, позже — вселенский) — одно из направлений в христианстве. Если в средневековье термин «католическая церковь» употребляется для того, чтобы подчеркнуть отличие западного (римского, латинского, вселенского) христианства от христианства восточного (православного, ортодоксального), то после Тридентского собора (1545-1563) название «Римско-католическая церковь» должно было указывать на отличие римского христианства от реформированного в XVI веке христианства, то есть от протестантизма.

Католическое вероучение основывается на Библии («Священное писание») и Традиции («Священное предание»). Как и в православии, в католической ветхозаветной части Библии на 11 книг больше, чем в иудейском тексте (50, а не 39 книг). Однако в то время как православные включают эти 11 книг в качестве неканонических - душеполезных, но не «богодухновенных», католики приравнивают эти книги к остальным каноническим частям Ветхого завета и признают их «богодухновенными». КатолическоеСвященное предание представляет собой решения церковных соборов (двадцати одного), послания пап, установления епископских синодов и т.д.

Римско-католическая церковь признает Никеоцареградский символ веры, принятый на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) Вселенских церковных соборах: веру в единого Бога - творца Неба и Земли, существующего в трех равносущных ликах (Бога-Отца, Бога-Сына, Бога - Духа Святого), в вочеловечение Бога-Сына - Иисуса Христа, его крестную жертву, воскресение, вознесение на небеса и последующее пришествие для суда над людьми, в спасительную силу Церкви Христовой и приобщение к ней через крещение. Наряду с этим по решению Толедского собора (589 г.) в католический символ веры добавлена формула «филиокве» («и от Сына»), что означает исхождение Святого Духа одновременно и от Бога-Отца, и от Бога-Сына (тогда как в православии утверждается исхождение Святого Духа только от Бога-Отца через Бога-Сына). Указанная особенность в трактовке «функций» Троицы в православии отражала единоначалие императорской власти, а в католицизме, помимо своей направленности против распространенной на Западе ереси Ария (256 -336), утверждавшего, что Сын Божий не только не равен Отцу, но является его творением, должна была поднять авторитет главы католической церкви.

Согласно католическому учению передача Богом Откровения завершилась вместе со смертью апостолов - учеников Христа, но оно, Откровение, и в наши дни может углубляться благодаря правильному его постижению. Епископ Рима, он же Римский папа, являющийся наместником Бога на Земле и преемником обладающего ключами от рая святого Петра, а также коллегия епископов - наследников апостолов - совместно создают церковное учение, обладающее статусом «истинности». Этим католическая церковь обосновывает правомерность принятия главой церкви и соборами новых догматов и прочих дополнений и изменений, которые должны восприниматься так же, как и Откровение самого Бога.

Из других особенностей католического учения следует упомянуть: о существовании, кроме рая и ада, чистилища; о божественном происхождении власти и непогрешимости Римского папы; о безбрачии духовенства (целибат); об оставленном Христом и святыми «запасе добрых дел», которыми церковь вправе распоряжаться по своему усмотрению, и т.д.

Принятое в XV веке учение о чистилище - временном местопребывании душ умерших до решения их участи - было не только средством воздействия церкви на верующих, но и источником ее доходов. Догмат о непогрешимости папы и церкви в целом, об обладании ими непреходящей истиной, а также вытекавшая из этого идея их главенства в мире должны были обосновывать распространение влияния католицизма в мире, в том числе и на нерелигиозные сферы жизни общества. Введенный еще в конце XI века обет безбрачия духовенства (целибат) имел целью стремление церкви сохранить свою земельную собственность, не допустить ее дробления между наследниками, а также укрепить церковную дисциплину.

К особенностям католицизма относится более развитый, чем в других христианских направлениях, культ Девы Марии. В 1854 г. церковь дополнила свое учение догматом о непорочном («бессеменном», как уточняют современные интерпретаторы догмата) зачатии Божьей Матери, а в 1950-м - о телесном ее вознесении. Представая в проповедях священнослужителей попечительницей семей католиков (семья - домашняя церковь), Дева Мария наряду с этим предстает в сознании верующих и как покровительница всех страждущих, обездоленных людей, их заступницей, любящей матерью.

Учение об оставленном Христом и святыми «запасе добрых дел» трактует о том, что церковь располагает заслугами Христа, Богоматери, святых, праведников.

Римско-католическая церковь, требуя от своих приверженцев строгого единства в вопросах вероучения, в то же время разрешает им придерживаться неодинаковой обрядности. В этом отношении выделяют католиков латинского обряда(98% всех сторонников католической церкви) и католиков различных восточных обрядов.

На протяжении двух тысячелетий обрядность в Риме претерпевала изменения, и в итоге латинский обряд приобрел свою специфику. Для него характерны относительная простота и некоторая сжатость. В IV в. греческий язык был вытеснен из богослужебной практики латинским. II Ватиканский собор (1962—1965 гг.) разрешил использовать во время богослужения наряду с латинским и национальные языки (до этого лишь, несколько церквей Хорватии и Словакии, несмотря на принятый ими латинский обряд, продолжали использовать церковно-славянский язык).

Главным богослужением у католиков латинского обряда считается месса. По сравнению с православной литургией она значительно короче и отличается от нее составом молитв и последовательностью чтения отрывков из Священного Писания.

У католиков латинского обряда (а в подавляющем большинстве стран мира католики придерживаются латинского обряда) богослужение сопровождается не только хоровым пением, но и инструментальной музыкой (обычно органной).

Католики восточных обрядов – это группы восточных христиан различных направлений, заключившие унию с Римско-католической церковью. При заключении унии все эти группы приняли догматику католицизма и подчинились папе Римскому, но сохранили свою обрядность.

Римско-католическая церковь в высшей степени централизованна. Во главе ее стоит папа Римский, который считается преемником апостола Петра и наместником Бога на земле. Папа обладает высшей законодательной и судебной церковной властью, а также может управлять всеми церковными делами.

Основное церковно-организационное отличие католицизма от православия состоит в том, что согласно учению католической церкви Римскому епископу принадлежит главенство над другими епископами вследствие утвержденного самим Иисусом Христом первенства апостола Петра среди других апостолов как главы видимой церкви. Апостол Петр, приняв в 64 г. в Риме мученическую смерть во время антихристианских гонений императора Нерона, по католическому вероучению, передал принадлежащую ему власть над церковью римским епископам как своим преемникам. Поэтому папство является в католической церкви особым институтом, преемственно связанным с «князем апостолов» Петром (от него идет счет римских пап) и обеспечивающим единство церкви.

В качестве абсолютного главы видимой церкви и ее верховного вероучителя папа Римский считается земным наместником (викарием) Иисуса Христа. Полный папский титул звучит как «Епископ Рима, Викарий Иисуса Христа, преемник Князя апостолов, Верховный священник Всемирной Церкви, Патриарх Западный, Примас Итальянский, Митрополит-Архиепископ Римский, Владыка государства - города Ватикан, Раб Рабов Божиих».

В католицизме утвердился папский принцип формирования церкви в противоположность соборно-епископальному в православных церквах. Если высшая власть в церкви, по православному вероучению, принадлежит Собору, то по католическому вероучению Собор не может быть выше папы. Отсюда - единая церковная организация с центром в Ватикане, объединяющая христиан-католиков вне зависимости от их национальной и государственной принадлежности. Применительно к Ватикану употребляют два разных определения: «Апостольская столица» (Святой Престол) и «Государство Ватикан». Первое означает конфессиональный центр и сферу компетенции папы в качестве главы церкви, под вторым подразумевается абсолютистское государство во главе с тем же папой.

Папа Римский в переломные моменты в жизни церкви вправе созывать Соборы католической церкви. Последний по времени Собор проходил в 1962-1965 гг.

Без санкции главы католической церкви ни в одной стране не может быть назначен или отстранен епископ или издан какой-либо церковный закон. Резиденцией Папы Римского и центром католицизма является город-государство Ватикан.

Ватикан — это своеобразное, уникальное теократическое государство, располагающееся в центре столицы Италии – города Рима. Занимает площадь 44 га. Как и всякое суверенное государство, Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и другие атрибуты. В качестве суверенного государства, Ватикан признан абсолютным большинством государств мира и имеет с ними дипломатические отношения. Широко представлен Ватикан и в различных международных организациях. Он имеет постоянного наблюдателя в Организации Объединенных наций. На различных уровнях он представлен в ЮНЕСКО — организации ООН по вопросам просвещения, науки и культуры, организаций ООН по вопросам промышленного развития, по вопросам продовольствия, сельского хозяйства, в МАГАТЭ — международном агентстве по атомной анергии, в Европейском совете и т.д.

Глава Ватикана — Папа Римский. Он является светским и духовным руководителем этого государства. Светская власть Папы в ее настоящей форме была установлена Латеранским договором в 1929 г. между правительством Муссолини и папой Пием XI. За всю историю Римской католической церкви было 262 папы. Папа избирается конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно из среды высшего духовенства. С 1523 года по 1978 год папский престол занимали только итальянцы. В 1978 году на папский престол был избран поляк — Кароль Войтыла — архиепископ Краковский, который принял имя Иоанна Павла II (род. 1920 г.).

Согласно конституции Ватикана, Римскому Папе принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Правящий орган Ватикана носит название Святой престол. Центральный административный аппарат Римской католической церкви называетсяРимская курия. Римская курия руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира. Главное учреждение римской курии - государственный секретариат, возглавляемый государственным секретарем, назначаемым Папой Римским. Полномочия государственного секретаря аналогичны полномочиям главы правительства в светском государстве. При государственном секретаре действуют совет кардиналов и 9 министерств - конгрегации по вопросам вероучения, канонизации, католического образования, по делам духовенства и др.

Самостоятельными учреждениями курии являются папские трибуналы, канцелярии и апостолический церковный суд, занимающийся рассмотрением дел, связанных с внутренней жизнью католической церкви. В римскую курию включены 12 папских советов, призванных расширять связи церкви с внешним миром.

Характерно, что в Ватикане функционирует Папская академия наук, назначение которой - содействовать развитию естественных и точных наук. Члены Академии назначаются Папой Римским из граждан различных государств, но они свободны в научных исследованиях.

Таким образом, статус Ватикана как государства и религиозного центра наложил свой отпечаток на систему управления государством и католической церковью.

Высший духовный чин после Папы Римского - кардинал. Кардиналов назначает Папа с согласия консистории - собрания кардинальской коллегии. Следующая ступень в церковной иерархии - примасы - старшие епископы местных национальных церквей, которые представляют собой скорее почетные звания.

Иерархическая организация католической церкви требует, чтобы все католические епископы в любой стране назначались с согласия Папы Римского и непосредственно ему подчинялись.

Низовая ступень в этой иерархии - приход (парафия), управляемый священником. Несколько приходов объединяются в деканаты, которые в свою очередь образуют более крупные образования - диоцезы. Ими управляют епископы. Несколько диоцез объединяются в митрополию, или архиепископство.

Особую структуру в католической церкви составляют монашеские ордена. Первые из них появились в V в. и сейчас насчитывают десятки. Как правило, ордена строго централизованы. Они подразделяются на, так называемые, нищенствующие, уставы которых запрещают своим членам владеть каким-либо имуществом (капуцины, доминиканцы, францисканцы и др.), и ордена, обладающие правом зарабатывать деньги, которые поступают в церковную казну или на благотворительные цели. Из католических монашеских орденов наиболее известен орден иезуитов. Он насчитывает в настоящее время 25 тыс. членов, руководит 177 католическими университетами и культурными центрами в различных странах, 500 школами, ведет активную религиозно-политическую пропаганду, хотя католическая церковь заявляет о своей аполитичности.

Римский католицизм — крупнейшая в мире конфессия. В 1996 г. насчитывалось 981 млн. католиков, что составляло 17% населения земного шара и 50% всех христиан.

Католики образуют абсолютное большинство во всех странах Латинской Америки. Много католиков сосредоточено в Северной Америке: в США их 70 млн. (28% населения страны), в Канаде – 12 млн. (46%).

Католики составляют абсолютное большинство населения и во многих странах Южной, Западной и Восточной Европы.

В Азии католики составляют большинство населения в двух странах — на Филиппинах и на оккупированном Индонезией Восточном Тиморе. Многочисленные группы католиков имеются в Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии, Республике Корее, Шри-Ланке. Довольно много католиков сконцентрировано в Австралии.

(По материалам сайта Studopedia, https://studopedia.org/6-42375.html)

***

Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий

Католицизм – это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех – протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке.

Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты правящего в то время Папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь. Во время литургии в соборе Святой Софии они положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил в ответ созвал собор, на котором, в свою очередь, отлучил от Церкви папских послов. Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, а латиняне стали считаться схизматиками.

Мы собрали основные отличия и сходства православия и католицизма, информацию о догматах католицизма и особенности конфессии. Важно помнить, что все христиане – это братья и сестры во Христе, поэтому ни католики, ни протестанты не могут считаться “врагами” православной Церкви. Тем не менее, существуют спорные вопросы, в которых каждая конфессия находится ближе или дальше от Истины.

Особенности католицизма

У католицизма более миллиарда последователей во всем мире. Во главе католической Церкви стоит Папа Римский, а не Патриарх, как в православии. Папа Римский – это верховный правитель Святого Престола. Ранее в католической церкви так называли всех епископов. Вопреки расхожему мнению о тотальной непогрешимость Папы, католики считают непогрешимыми лишь вероучительные высказывания и решения Папы. В данный момент во главе католической Церкви стоит папа Франциск. Его избрали 13 марта 2013 года, и это – первый Папа Римский за долгие годы, который встретился с Патриархом православной Церкви. В 2016 году Папа Франциск встретился с Патриархом Кириллом, чтобы обсудить важнейшие для католицизма и православия вопросы. В частности, – проблему гонения на христиан, которая существует в некоторых регионах и в наше время.

Догматы католической церкви

Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.

Filioque – это Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.

Целибат – это догмат о безбрачии духовенства.

Священное Предание католиков включает в себя решения принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.

Чистилище – догмат о промежуточной “станции” между адом и раем, где можно искупить свои грехи.

Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.

Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства – Телом и Кровью.

Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.

Кто такие католики

Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.

Регион Страна Численность населения % католиков Численность католиков
Южная Америка Бразилия 186 112 794 73,6 136 979 016
Северная Америка Мексика 108 700 000 89-91 101 456 786
Северная Америка США 301 139 947 22 68 115 001

Отличия католицизма от православия

В отличие от католицизма, в православии считается, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, о чем говорится в Символе веры.

В православии целибат соблюдают только монашествующие, остальное духовенство может вступать в брак.

Священное предание православных не включает в себя кроме древней устной традиции, постановлений первых семи Вселенских соборов еще и решения последующих церковных соборов, папские послания.

В православии не существует догмата о чистилище.

В православии не признается учение о “сокровищнице благодати” – переизбытке добрых дел Христа, апостолов, Девы Марии, которые позволяют “черпать” из этой сокровищницы спасение. Именно это учение допустило возможность индульгенций, что в свое время стало камнем преткновения между католиками и будущими протестантами. Индульгенции было одним из тех явлений в католицизме, которые глубоко возмутили Мартина Лютера. В его планы входило не создание новой конфессий, а реформация католицизма.

В православии миряне Причащаются Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя».

Кроме того, православная Церковь не признает латинский культ сердца Иисуса и Пресвятой Богородицы. Это учения породили видения католической монахини Маргариты Марии Алякок (она умерла в 1690 г.). По ее словам, в видениях ей являлся Господь Иисус Христос и говорил о Своей чрезвычайной любви к людям, показывал ей Свое сердце, и обучив ее почитанию сердца, приказал ввести ей это служение вначале в монастыре (Франция), а потом распространить между всеми верующими. То же касается и почитания сердца Богородицы. Православная Церковь не признает эти видения истинными.

Бог учил нас любви ко всем людям, а, тем более, к братьям по вере во Христа, поэтому люди, которые исповедуют католицизм не являются нашими противниками и врагами. Лучший способ показать, что именно православие – правильное исповедание веры в Иисуса Христа – пример добродетельной жизни, а не жаркие споры в попытке доказать истину. Кроме того, есть общие проблемы, которые объединяют христиан перед лицом опасности. К сожалению, и сейчас в некоторых регионах существует печальное явление – христианофобия. За веру в Бога страдают православные, католики и протестанты. В борьбе с этим явлением объединяются главы Церквей и христиане по всему миру. Именно поэтому нам стоит быть вежливыми и деликатными с представителями других конфессий, обсуждать спорные моменты в форме дискуссии и быть толерантными к другим людям. Быть толерантным – это не значит быть согласным или равнодушным, но значит быть кротким, милосердным и любящим, как этому и учил нас Господь.

(По материалам сайта «Православие и мир», http://www.pravmir.ru/katolitsizm/)

 

Религиозный экстремизм

К вопросу о религиозном экстремизме

Сегодня средства массовой информации много говорят о напряженности международной обстановки, о растущих опасностях терроризма и экстремизма. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывает на то, что среди основных источников угроз в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. Проблеме современной распространённости экстремизма посвящают дипломные работы выпускники ВУЗов, а учёные — диссертационные исследования.

Экстремизм порождает социально-экономические кризисы, вызывает деформацию политических институтов, резкое падение жизненного уровня и ухудшение социальных перспектив значительной части населения. Экстремизм отличают специфичная логика рассуждений, искаженное чувство исторической действительности, узость суждений и оценок, пресловутая «принципиальность». Особенностями современного экстремизма являются масштабность, превращение экстремистских группировок во влиятельные политические структуры, многообразие форм деятельности, жестокость действий экстремистов в целях устрашения населения, использование новейших технических достижений и стремление добиться общественного резонанса. Расширяется информационная, тактико-стратегическая, финансовая, идеологическая, психологическая, ресурсная взаимосвязанность экстремистских сообществ и групп в отдельных странах и международном масштабе.

Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей – характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстремизма. Религиозно-политический экстремизм отвергает возможность переговорных, компромиссных и консенсусных путей решения социально-политических проблем. Приверженцы религиозно-политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их жизненных и политических взглядов, включая единоверцев. Для них не существует никаких «правил политической игры», границ дозволенного и недозволенного.

Особую обеспокоенность современной общественности вызывает религиозный экстремизм, попытка террористов и экстремистов спрятать свои политические амбиции за религиозными лозунгами. Они неверно интерпретируют смысл религиозных заповедей, искажая их суть и нравственное происхождение. 07 июня 2013 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал закон (принят Государственной Думой 24.05.2013г. и одобрен Советом Федерации 29.05.2013г.), запрещающий экстремистам и террористам вступать в религиозные организации. Этот законопроект направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, предупреждение религиозного экстремизма, содействие укреплению внутриконфессионального и межконфессионального согласия. Однако проблема религиозного экстремизма сегодня не решена и имеет тенденцию к росту.

В отличие от политического религиозный экстремизм выражает интересы наиболее консервативных и фанатичных кругов отдельных конфессий, ставит перед собой преимущественно религиозные цели. Религиозный экстремизм не только категорически отрицает систему традиционных для общества духовно-нравственных ценностей и догматических устоев, но и культивирует противоречащее им мировоззрение. Особенность религиозного экстремизма заключается в признании своей религии самой истинной, доминирующей при неприятии других религиозных убеждений и их подавлении через принуждение к своей системе религиозных ценностей. Ярко выраженное неприятие общественных норм говорит об антиобщественном характере религиозного экстремизма.

Религиозный экстремизм – это сложное комплексное социальное явление, существующее в трех взаимосвязанных формах:

1.​ как состояние сознания (общественного и индивидуального), которому свойственны признаки: гиперболизации религиозной идее, придание свойств целого части социального явления, нигилизм и фанатизм;

2.​ как идеология (религиозная доктрина, характеризующаяся однозначным объяснением проблем существующего мира и предложением простых способов их решений) приданием доминирующего положения одному из аспектов бытия, не соответствующего принятой в обществе иерархии ценностей, игнорированием и нивелированием других норм;

3.​ как совокупность силовых действий по реализации религиозных убеждений.

Характерными чертами религиозного экстремизма являются крайняя нетерпимость к инакомыслию, к иноверцам и атеистам, проповедь своей исключительности и превосходства над окружающими, ксенофобия. Проявляется религиозный экстремизм в крайнем религиозном рвении, нарушении общественных законов, неповиновении органам власти, умышленном создании социальной напряженности, в агрессивном насаждении и отстаивании своих верований.

Нередко в религиозном облачении выступает политический экстремизм, при котором религиозные крайности в зависимости от политических целей могут либо искусственно раздуваться, либо сглаживаться. Так, современный исламский экстремизм проявляется в желании и стремлении адептов радикального ислама максимально распространить в мире свои религиозные представления и убеждения. При этом наиболее яростные экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства – исламского Халифата со специфичными правовыми нормами. Этот мнимый Халифат копирует древний, основанный пророком Мухаммедом, и мечтает о вторжении в соседние страны, о захвате священных для всех мусульман городов Мекка и Медина.

Социальная угроза религиозного экстремизма заключается в следующем:

наличие религиозной доктрины коренного насильственного преобразования мира;

декларирование своей особой миссии на основе интерпретации религиозных текстов;

культ собственной исключительности и превосходства над другими религиозным группам и секулярным обществом в целом, сопоставление себя с «аристократией духа»;

собственная субкультура, наполненная духом агрессии и экспансии;

высокая групповая сплоченность;

активность противостояния по отношению к «чужим».

Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, очистив её от новаций и заимствований, вернуть ей «истинный облик». Религиозно-политические организации экстремистского толка имеют открытую и тайную, законспирированную, деятельность, что облегчает им социально-политическое маневрирование и помогает быстро менять методы деятельности при изменении социально-политической обстановки. Такие организации активно работают в системе «ИНТЕРНЕТ», различными способами распространяют литературу и видео-аудиокассеты экстремистского толка, вовлекают в свои ряды новых адептов и фанатичных приверженцев. За религиозным экстремизмом всегда стоят большие деньги и интересы крупных политических «игроков».

В числе наиболее уязвимых социальных слоёв для распространения экстремизма находится молодежь. Духовный вакуум, царящий в душах молодых россиян и образовавшийся вследствие разрушения традиционных идеалов и духовных ценностей, ведет к моральной и физической деградации личности, к возникновению разнообразных форм асоциального и деструктивного поведения, к поиску самореализации в рядах террористов и экстремистов.

Особую группу риска составляют бывшие осуждённые: утратившие социальные связи с семьей и близкими, испытывающие чувство неудовлетворенности и неуверенности в будущем, не имеющие работы и стремящиеся к «быстрым» заработкам, они становятся легкой добычей вербовщиков. Ситуацию усугубляют отсутствие элементарных духовных знаний, безнравственные установки, искаженные ценностные ориентации и опасные стереотипы. Противостоять этому могут и должны сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН).

Невысокая эффективность применяемых методов и форм воспитательного и исправительного воздействия на осуждённых актуализирует поиск новых, более результативных методов и приёмов. Воспитание законопослушного гражданина, патриота невозможно без включения духовной составляющей, без привития уважения к традициям и истории Отчизны, без надлежащего освещения мировоззренческих вопросов. В настоящее время специалисты ФСИН ведут интенсивный поиск новой модели исправления личности осуждённого на основе религиозных ценностей. Этому способствуют возникший в ходе реформирования уголовно-исполнительной системы конструктивный диалог между государством и религиозными общественными организациями, а также духовный потенциал прежде всего традиционного для России православия. Взаимодействие уголовно-исполнительной системы РФ с Русской Православной Церковью актуально, затребовано и отвечает требованиям времени. Содержание такой работы направлено на духовно-нравственное просвещение и патриотическое воспитание, на ознакомление с культурным наследием Святой Руси, на сохранение преемственности поколений, на профилактику экстремизма и деструктивных форм поведения.

Реализация религиозной свободы граждан РФ гарантирована Конституцией. Каждая конфессия имеет свои религиозные представления и поведенческо-психологические особенности адептов. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации заявлено, что «обеспечение национальной безопасности РФ включает в себя также защиту … духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни …формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров». Исторические факты говорят о том, что православная Церковь никогда не стояла в стороне при внешней угрозе свободе и независимости Отечества. Традиционное для России православное христианство основано на терпимости и человеколюбии, не является агрессивным по своей сути и не призывает к борьбе с инославными и иноверными.

Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно-нравственного и патриотического воспитания. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, которые складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. В основе духовной жизни на Руси было воспитание воли, души и ума на началах любви и добра; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитание добродетелей. Специалисты отмечают, что освоение осуждёнными православного мировоззрения положительно влияет на поведение осуждённых в период отбывания наказания и на его жизненные перспективы после освобождения.

Использование в воспитательной работе с осуждёнными богатейшего наследия Русской Православной Церкви не случайно. Это не дань моде или новым веяниям, а скорее восстановление генетической памяти и возвращение к своим истокам. Духовность составляет нравственную направленность личности и соответствующую ей полноту жизни, которая придаёт человеческой душе высшее измерение, назначение и ценность. Вера помогает отделять важное от суетного, способствует переосмыслению своего жизненного пути и жизненных ценностей, умиротворяет ожесточенные сердца. В настоящее время большинство осуждённых не испытывают трудностей, связанных с возможностью отправления религиозных обрядов, поскольку практически во всех учреждениях УИС оборудованы молитвенные комнаты, построены храмы и часовни.

(Доклад руководителя Отдела по тюремному служению Новокузнецкой епархии игумена Георгия (Шабанова) на секции «Совершенствование профессиональной подготовки кадров в уголовно-исполнительной системе» XV научно-практической конференции «Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики», которая прошла с 28 по 29 октября в Кузбасском институте ФСИН России в Новокузнецке, по материалам Новокузнецкой епархии РПЦ, http://eparhia-nk.ru/2015/10/30/k-voprosu-o-religioznom-ekstremizme/)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.058 с.)