Принципы трудового права и их классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы трудового права и их классификация



 

Принцип права – это краткое отражение сути правовых норм.

Под принципами трудового права понимаются закрепленные в законодательстве основные руководящие начала, отражающие содержание норм трудового права и основные направления государственной политики в сфере наемного труда и направленные на их дальнейшее развитие.

Принципы трудового правазакреплены в правовых актах  как общеобязательные положения, идеи начала, которые пронизывают всё трудовое право, выражают тенденции развития и потребности общества и характеризуют трудовое право в целом.

Принципы трудового права основываются на общепризнанных принципах и нормах международного права, в частности, международного трудового права и Конституции РФ, предусматривают правила регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

В ст. 2 ТК РФ легально закрепляются основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. К ним относятся:

- свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

- защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

- равенство прав и возможностей работников;

- обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

- обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

- обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

- обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

- сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

- установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

- обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

- обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных споров, а также права на забастовку в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами;

- обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

- обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

 

В правовой литературе также предлагается различная классификация принципов трудового права.

Так, например, в одном учебнике ("Трудовое право России" под ред. К.Н. Гусова и В.Н. Толкуновой) выделены: принципы привлечения к труду; обеспечения занятости и использования рабочей силы; принципы высокого уровня условий труда и охраны трудовых прав; принципы производственной демократии и развития личности трудящегося.

В другой учебной литературе принципы правового регулирования труда принято классифицировать следующим образом:

1) отражающие политику в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости (свобода труда, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда);

2) определяющие установление условий труда работников (активное участие работников и профсоюзов в установлении условий труда; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений; социальное партнерство; обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе; обеспечение права на обязательное социальное страхование);

3) определяющие применение труда наемных работников (обязанность сторон соблюдать условия заключенного трудового договора; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы; обязательное возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; определенность трудовой функции; устойчивость трудовых отношений; обеспечение хозяйской власти работодателя и нормальной дисциплины труда);

4) определяющие охрану прав работников и работодателей (обеспечение прав работника и работодателя на объединение для защиты своих прав и интересов; установление государственных гарантий по обеспечению прав работника и работодателя, осуществлению надзора и контроля за их соблюдением; обеспечение прав на разрешение индивидуальных и коллективных споров, в том числе забастовку).

 

Традиционной в правовой науке также считается такая классификация принципов: общеправовые; межотраслевые; отраслевые.

Общеправовые принципы закрепляются во всех отраслях права (к ним относятся принципы законности, запрещения дискриминации, неотвратимости ответственности, приоритета международных норм и т.д.).

Межотраслевые принципы являются общими для смежных отраслей права. Для трудового права смежными, к примеру, можно признать: административное, гражданское право, право социального обеспечения, предпринимательское право. Межотраслевым является, например, принцип свободы труда, поскольку каждый гражданин самостоятельно решает вопрос, связанный с родом своей деятельности. Это может быть и предпринимательская деятельность (в этом случае - предпринимательское право), и поступление на военную службу (административное), работа по гражданско-правовому договору (гражданское), наконец, заключение трудового договора (трудовое). Межотраслевыми принципами являются также принципы возмездности труда, обеспечения права на отдых и т.д.

Отраслевые принципы трудового права характеризуются преломлением межотраслевых и общеправовых принципов к отношениям, регулируемым нормами этой отрасли права. Например, межотраслевой принцип свободы труда преломляется в отраслевой - свободы трудового договора. Межотраслевой принцип возмездности труда - в отраслевой - обеспечение права работника на своевременную и в полном размере выплаченную справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и членов его семьи, не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.

 

Одновременно, говоря о важности отдельных  среди вышеуказанных основных принципов трудового права, стоит подчеркнуть, что в ст. 3 Трудового кодекса РФ запрещена дискриминация в сфере труда. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах, не может получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального, должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника. Гарантируется обеспечение равенства возможностей работников без всякого умаления, продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работ по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. При этом не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной правовой защите. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Принудительный труд запрещен. Согласно Конвенции МОТ № 29 «О принудительном и обязательном труде» (1930), принудительный или обязательный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. В статье 4 Трудового кодекса на основе ст. 37 Конституции РФ заложен принцип запрета принудительного труда. В соответствии со ст. 4 Трудового кодекса РФ, принудительный труд представляет собой выполнение любой работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

■ в целях поддержания трудовой дисциплины;

■ в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

■ в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

■ в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

■ в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду относятся:

■ нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;

■ требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

В сфере применения трудового законодательства принудительный труд не включает в себя:

■ работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

■ работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия всего населения или его части;

■ работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Источники трудового права

 

Источники трудового права представляют собой внешние формы выражения норм трудового права. Эти формы могут быть различными в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт.

Источником трудового права может являться закон или иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли права. Источник трудового права может быть результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время, он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.

 

Источники принято подразделять на виды - в зависимости от органов, их принимающих, а следовательно, и от их юридической силы. В этой связи среди источников трудового права следует различать (по иерархии): международные акты (Конвенции и Рекомендации МОТ); Конституцию РФ, ТК РФ; иные федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.

По содержанию и целевой направленности - источники трудового права следует подразделять на нормативные акты: регулирующие общие вопросы трудового права (Конституция РФ, ТК РФ); регулирующие отдельные вопросы конкретных институтов, входящие в систему трудового права (например, Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 8-ФЗ «О Занятости населения в Российской Федерации»; регулирующие трудовые правоотношения специальных субъектов (например, Федеральный закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г.)

По сфере действия - источники следует подразделять на: федеральные (акты органов РФ), региональные (акты субъектов РФ), территориальные (акты органов местного самоуправления) и локальные (акты конкретных организаций: коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.д.).

 

 Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

■ трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права,

■ иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

■ указами Президента Российской Федерации;

■ постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

■ нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

■ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ.

В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового законодательства, применяется ТК РФ.

 

Весь комплекс источников трудового права называется трудовым законодательством, или законодательством о труде, которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда.

 

Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.

Система источников трудового права предусматривает их внутреннее построение и последовательное расположение в соответствии с системой правовой отрасли и предметом правового регулирования. Вместе с тем, система отрасли и система источников не всегда совпадают. Так, новый ТК РФ содержит не все институты трудового права, выделенные в самостоятельные главы (например, вопросы занятости и трудоустройства не нашли своего отражения в отдельной главе ТК РФ). Между тем, в системе трудового права занятость и трудоустройство рассматриваются как самостоятельный институт.

 

Система источников трудового права имеет свои особенности, главными из которых являются следующие.

1. Соотношение единства и дифференциации в правовом регулировании отношений. Это означает, что, с одной стороны, правовое регулирование трудовых и тесно связанных с ними иных отношений происходит как посредством общего (единого) законодательства, так и посредством его сочетания со специальным (дифференцированным) законодательством. При этом факторами такой дифференциации являются специальные субъекты отношений:

- по полу (женщины, мужчины);

- отношению к семейным обязанностям (беременные женщины, матери (и лица, их заменяющие), имеющие ребенка до 3 лет, матери (отцы)-одиночки, матери (лица, их заменяющие), имеющие ребенка-инвалида до 18 лет, и др.);

- состоянию трудоспособности (труд несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов);

- отрасли экономики (например, энергетическая, химическая, нефтяная промышленность и т.д.);

- вредности и тяжести труда (так, Правительство РФ устанавливает специальные списки работ с особо опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, которые дают право на дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и т.п.);

- природно-климатическим зонам (например, для работников Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним).

2. Наличие в системе большого числа международных актов, ратифицированных бывшим СССР и Российской Федерации. К их числу относятся акты ООН, конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ).

3. Определенное сочетание централизованного, регионального, территориального и локального регулирования. При этом норма более низкого иерархического уровня по своему содержанию не может ухудшать положение работника по сравнению с нормой более высокого уровня, в противном случае она признается недействительной. При наличии по одним и тем же вопросам одновременно нескольких нормативных актов разного уровня, регулирующих одни и те же вопросы по-разному, работник вправе применить более благоприятную для него норму.

4. Наличие большого числа специальных актов Минтруда РФ, а также актов Минздрава РФ.

 (например, постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 утвержден Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества).

5. Участие в формировании системы источников трудового права работников, профессиональных союзов и работодателей. Такое участие осуществляется через систему социального партнерства путем принятия соглашений и коллективных договоров, а также иных локальных актов организации.

 

Необходимо дать общую характеристику важнейших, на сегодняшний день, нормативно-правовых актов в данной сфере.

Конституция РФ - Основной закон Российской Федерации, закрепляющий наиболее важные положения, касающиеся регулирования вопросов общественной организации труда. Так, Статья 7 Конституции РФ указывает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Статья 19 закрепляет равенство всех перед законом и судом. При этом гарантируется равенство всех прав (в том числе и трудовых) человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства. Статья 30 закрепляет право граждан на объединение, включая право создавать для защиты своих интересов профессиональные союзы. Статья 34 закрепляет также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Содержание ст. 37 Конституции РФ имеет прямое отношение к предмету трудового права, в ней указывается следующее.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Каждый имеет право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет  право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 45 Основного закона РФ указывает, что права и свободы человека и гражданина (в том числе трудовые) гарантируются государством. Каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными в законе. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46).

Трудовой кодекс РФ - принят 30 декабря 2001 г., вступил в действие с 1 февраля 2002 г. (это четвертый в отечественной истории трудового права кодифицированный акт о труде)

Раздел 1. Общие положения.

Раздел 2. Социальное партнерство в сфере труда.

Раздел 3. Трудовой договор.

Раздел 4. Рабочее время.

Раздел 5. Время отдыха.

Раздел 6. Оплата и нормирование труда.

Раздел 7. Гарантии и компенсации.

Раздел 8. Трудовой распорядок. Дисциплина труда.

Раздел 9. Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников

Раздел 10. Охрана труда.

Раздел 11. Материальная ответственность сторон трудового договора.

Раздел 12. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Раздел 13. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Раздел 14. Заключительные положения.

Принятие нового ТК РФ обусловлено вступлением Российской Федерации в рыночные отношения. Старый КЗоТ РФ, действовавший с 1971 г., не соответствовал реалиям рыночных отношений, поскольку был направлен (главным образом) на поддержание позиции работника в трудовых отношениях. В условиях появления предприятий с различными формами собственности потребовалось значительное расширение прав работодателя в трудовых отношениях. Трудовой кодекс РФ направлен на сближение равенства сторон трудового договора. Кроме того, Кодекс восполнил ряд пробелов старого КЗоТа, значительно расширил понятийный аппарат трудового законодательства.

В настоящее время ТК РФ подвергся кардинальным изменениям, в связи с принятием Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. Указанные изменения коснулись практически всех институтов трудового права (в том числе трудовой договор, социальное партнерство, рабочее время, время отдыха, ответственности, охраны труда и др.).

Итак, перечислим важнейшие законы, регулирующие как прямо, так и косвенно трудовые и связанные с ними отношения:

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от " от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ - регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими объединениями, юридическими лицами, гражданами.

Закон РФ "О занятости населения" от 19 апреля 1991 г.  N 1032-1 (с изменениями и дополнениями) - определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд, социальной защите от безработицы.

Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. N 4520-I (с изменениями и дополнениями) - устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним.

Кроме того, сюда можно отнести Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в РФ» от 02.05.2015г. N 122-ФЗ; Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ; Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ; Федеральный закон "Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 г. N 156-ФЗ; Федеральный закон "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.1999 г. N 92-ФЗ; Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ; Федеральный закон "О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. N 426-Ф; Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ; Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ; Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ и др.

 

Нельзя недооценивать и значение постановлений высших судебных органов в применении норм трудового законодательства (судебная практика).

Высшие органы судебной системы - Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ - имеют право принимать такие виды норм, как постановления Пленума (Верховный суд РФ) и заключения, определения (Конституционный суд РФ). Принимая указанные виды норм, эти органы не создают новых правовых источников. В компетенцию Конституционного суда входит лишь решение вопроса о конституционности того или иного нормативного акта о труде. Если Конституционный суд РФ придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции РФ, то он издает соответствующее заключение и в порядке законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) может обратиться в Государственную думу о его изменении или дополнении.

Верховный Суд РФ уполномочен принимать постановления его Пленума, которые разъясняют и конкретизируют нормы трудового законодательства либо восполняют их пробелы. Постановления направлены на единообразное толкование и применение ими норм трудового законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъясняет вопросы подведомственности и подсудности трудовых дел, устанавливает общие правила разрешения судами трудовых споров (об отказе в приеме на работу, переводах и увольнениях, расторжении трудового договора, заработной плате, ежегодных и дополнительных отпусках, забастовках). Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" от 16 ноября 2006 г. разъясняет порядок и особенности рассмотрения споров о материальной ответственности работника в результате его виновных противоправных действий (бездействий).

 

Кроме того, говоря об источниках трудового права, важно отдельно остановиться на локальном регулировании труда.

Локальные нормативно-правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридической иерархии. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и подзаконным актам. Эта разновидность источников трудового права связана, как правило, с социально-партнерской нормотворческой деятельностью, осуществляемой непосредственно в организациях между работодателем (администрацией предприятия, предпринимателем) и наемными работниками. С переходом на рыночные экономические отношения коллективный договор, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества постепенно приобретают ведущее значение в количественном и качественном (содержательном) отношениях. К локальным нормативным актам относятся также приказы работодателя и администрации организаций, принятые в пределах их компетенции.

Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

 

И, наконец, говоря о разграничении полномочий в сфере трудовых и связанных с ними отношений, стоит упомянуть следующее.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории России федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

1) основные направления государственной политики в сфере трудовых и связанных с ними отношений;

2) основы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений;

3) обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

4) порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

5) основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

6) порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

7) принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль;

8) порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

10) порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе и порядок возмещения вреда жизни и здоровью, причиняемых ему в связи с выполнением трудовых обязанностей;

11) виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

12) систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

13) особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

По вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

Работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, закрепленной в уставе предприятия, организации, учреждения (например, вводить правила трудового распорядка). Действие локальных нормативных актов о труде (коллективного договора, соглашения об охране труда, положения о премировании и т.д.) распространяется только на работников конкретного предприятия, организации, учреждения. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, либо принятые без учета мнения представительного органа работников, являются недействительными.

Большое значение в правовом регулировании труда имеют и международные договоры, ратифицированные РФ. Когда международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила, установленные международным договором. Таким образом, ч. 4. ст. 15 Конституции РФ и ст. 10 ТК РФ устанавли



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.081 с.)