Итальянская скрипичная школа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итальянская скрипичная школа



Во второй половине XVII века в творчестве мастеров болонской школы (Ви­тали, Корелли, Торелли, Страделла, Локателли, Джеминиани, Тартини и др.) на основе принципа ансамблевого инструментализма складываются два важней­ших барочных жанра: трио-соната и concerto grosso.

Родоначальником этих жанров называют выдающегося скрипача и композитора XVII века

Арканджело Корелли (1653-1713).

 Сочинения Корелли долго сохраняли ценность как прекрасное руководство к изучению игры в широком стиле. Корелли писал сонаты для скрипки (исполнявшиеся в то время в церкви, почему Корелли и называет их «Sonate di chiesa»), concerti grossi и др. Корелли содействовал развитию формы скрипичного концерта. Он достиг в своём творчестве классического совершенства, выступая как скрипач, руководя лучшими капеллами, сочиняя для скрипки и обучая игре на этом инструменте.

Собрание сольных скрипичных сонат Корелли венчает «Фолия» — двадцать три вариации на тему народного испано-португальского происхождения.

Корелли-композитор неотделим от Корелли-исполнителя. По свидетельству его учеников и современников, исполнительский стиль Корелли отличался исключительной выразительностью и благородством. Он умел быть лиричным, задумчивым и сосредоточенным, и наряду с этим — взволнованным, патетичным и стремительным.

Соната (от слова «звучать», переводится как «звучащая») - жанр необычай­но распространенный в инструментальной музыке от XVII века до нашего вре­мени.

Трио-сонатой первоначально назывался потому, что предшестве-нницей сольной сонаты была именно ансамблевая соната для трех голосов (или пар­тий), из которых два верхних (например, две скрипки, или флейта и скрипка) развивались имитационно, а нижний, записанный как цифрованный бас, обра­зовывал гармонический фундамент и исполнялся струнным басом (виола да гамба) и клавесином, расшифровывающим аккорды.

Другим важнейшим принципом инструментальной музыки эпохи барокко был принцип концертирования.

Концерт (от итал. concerto - «созвучие», «со­гласие») - как самостоятельный новый инструментальный жанр, ярко выяв­ляющий светский характер, вобрал в себя все специфические черты концертно­го принципа. Концертирование - это тип музицирования, основанный на игре, соревновании, соперничестве разных инструментов, партий, голосов, исполни­тельских групп.

Барочный концерт, так называемый, «concerto grosso» - циклическое произ­ведение для струнного оркестра с клавесином (чембало), из состава которого выделяется солирующая группа (ансамбль солистов), называемая concertino. На контрастном сопоставлении камерного звучания concertino и всего состава concerto grosso строилось развитие в этом жанре, максимально использующем виртуозные возможности исполнителей. Коренной признак concerto grosso - радость коллективного музицирования, «дружная совместность интересов» (Б.В. Асафьев).

Принципиально новыми явились в нем приемы мотивной разработки, заме­нившие вариационный метод развития тематизма, и гомофонно-гармоническая фактура, вытеснившая имитационно-полифоническую технику. Concerto grosso,

как типично барочный жанр ансамблевого музицирования, достиг кульминации в творчестве А.Вивальди, Баха и Генделя и уступил место сольному инструмен­тальному концерту в эпоху классицизма.

Жанр Concerto grosso и определившийся в результате его развития исполни­тельский аппарат стали тем исторически значимым пунктом, от которого ра­зойдутся дальнейшие пути инструментальной музыки: один вел к симфонии и симфоническому оркестру (интенсивное развитие тематизма, углубление кон­трастности, ведущее к симфоническому циклу, тембровое расширение и коли­чественное увеличение состава). Другой, связанный с дальнейшей индивидуа­лизацией солирующего голоса, - к сольному концерту в творчестве классиков и романтиков.

Антонио Вивальди (1678 -1741)

итальянскийкомпозитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века[при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо, автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Одними из наиболее известных его работ являются четыре скрипичных концерта «Времена года», входящие в состав цикла «Спор гармонии с изобретением (рус.)».

«Времена года» В 1723 первая поездка в Рим. 1724 — вторая поездка в Рим на премьеру оперы «Джустино». Аудиенция у папы Бенедикта XIII. 1711 публикация 12 концертов «L’estro armonico» («Гармоническое вдохновение») Op. 3.1725

В Амстердаме издан op. VIII "Il Cimento dell’Armonia e dell’Invenzione. В этот цикл «Искусство гармонии и инвенции» или («Спор Гармонии с Изобретением»), Op. 8 (приблизительно 1720), который уже тогда произвел неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством, вошли ныне четыре всемирно известных концерта «Времена года».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.151 (0.004 с.)