Исследование фонематических функций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование фонематических функций



а) способность к фонематическому анализу и синтезу:

- при выделении ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро, умный, Ира, иней;

- при выделении звука из слова:

звук [с]: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата;

звук [ш]: дым, шар, нога, душ, книга, кошка, картина, подушка, камыш;

звук [р]: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор;

звук [л]: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол;

     - при определении первого, последнего звука в слове: мак, дом, топор, ландыш, самолёт, палец;

  - при определении последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза, кошка, волк;

     - при составлении слова из последовательно данных звуков: н, о, с; л, у, ж, а; т, а, п, к, а;

     а) слухо-произносительная дифференциация звуков:

     - не смешиваемых в произношении: почка – бочка; мошка – ножка; банка – банька; мышка – мишка; корка – горка (на материале слов-квазиомонимов);

     - смешиваемых в произношении: рак – лак; гроза – глаза; угорь – уголь; суп – зуб; коса – коза; лиса – лица; Луша – лужа; кочка – кошка; миска – мишка; речка – редька (на материале картинок слов-квазмомонимов);

     - при произношении серии слогов: та – да, ба – ма, да – га, ва – та, ня – на, ка – га, фа – фя, ма – ка, ба – на – ба, ка – ка – га, на – ня – на, са – та – са, за – за – жа, ца – са – ца.

         

    

В выводах отмечаются возможности слухо-произносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.

   Фонематический синтез сформирован. Правильно воспроизводит слова из последовательного названия звуков(р-у-к-а, с-т-а-к-а-н, паста, ворона).

   Фонематические представления сформированы достаточно, недостаточно, не сформированы. Придумывает слова на заданные звуки, отобрал картинки в названии которых 5 звуков. Однако сделал единичные ошибки в задании на придумывание слов от 5 звуков.

 

 

НАПРИМЕР:

▲ Фонематическое восприятие нарушено.
▲Фонематические представления недостаточно сформированы.

▲ Фонематическое восприятие сохранное.

 

▲ Затрудняется в определении или правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях (с союзами и предлогами).

▲ Способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована. Допускал многочисленные ошибки (в слове КОЗА звук «З» слышится перед звуком «К»)

▲ Наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.

 

▲ Имеются нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез), например, не называет конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков. Не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Допускает ошибки при определении звука в середине и в конце слова.

▲ Нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез).

▲ При воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки.

 

▲ Дифференциация звуков не нарушена. Неустойчивый навык. Единичные или множественные ошибки. Невозможность выполнения заданий.

▲ Правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки или неустойчивый навык слуховой дифференциации (показ картинок – кот- кит).

▲ Способность выделить звук на фоне слова сформирована. Определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки. Допускает ошибки при определении звука в середине, в конце слова.

 

5. Исследование состояния лексико-грамматического строя речи:

     а) для изучения состояния словаря существительных предлагается:

     - называние предметных картинок по лексическим темам;

     - обобщение картинок одним словом;

     - называние целого предмета и его частей:

 

     б) для изучения состояния глагольгого словаря предлагается:

     - называние действий по картинкам или по демонстрации:

     - называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий): врач – лечит, учитель – учит, строитель – строит, повар – варит;

 

     в) для изучения состояния словаря прилагательных предлагается:

     - называние цвета;

     - подбор определений к слову: ёж – колючий, роза …

 

     - подбор антонимов (с 6 лет): большой … открывать …

        широкий …         опускать …  длинный …   добро …

 

     - изменение имён существительных по числам: стол – столы  

         книга … рот …    ухо … окно … стул … колесо …

 

     - изменение имён существительных по падежам:

                 У меня есть ручка (карандаш) Я пишу (рисую) …

                 У меня нет …                         Я говорю о …

 

     - употребление формы родительного падежа множественного числа:

     Много чего? Дом – домов кофта … ключ … ручка …

                     платье …        день … книга … дерево …

 

     - употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действия.

 

     - согласование имён прилагательных с существительными

(называние цвета): шар – красный, кофта – красная, небо – красное.

 

     - согласование имён существительных с числительными два и пять:

        гриб – два гриба – пять грибов

        ночь … …                                                    окно … …

 

     - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ключ – ключик ведро …                           тетрадь  …           лист …

                   кукла …                                     ухо …          дом …       ложка …

     - образование относительных прилагательных от существительных:

стакан из стекла – стеклянный                    коробка из картона  …

мяч из резины …                                     сумка из кожи …

 

     - образование притяжательных прилагательных (с 6 лет):

книга дедушки – дедушкина          уши лисы …     хвост зайца - …                                        платок мамы …                         зубы волка …

 

     - образование приставочных глаголов:              летает – улетает, пролетает и т.д.

ходит - …

 

     В выводах отмечается:

• Грамматический строй речи не сформирован.
• Грамматический строй речи сформирован недостаточно.
• Грамматический строй речи сформирован в норме.

 

НАПРИМЕР:

 

▲ Наблюдаются аграмматизмы при образовании …

▲ Наблюдаются аграмматизмы в согласовании…

▲ В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (2-3 слова).

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.012 с.)